"Зимующие птицы" конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект разработан для коррекционного занятия по теме "Зимующие птицы"в старшей группе комбинированной направленности. Приоритетная область развития - речевая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Зимующие птицы" конспект НОД в старшей группе детского сада. | 41.23 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД
Тема НОД: « Зимующие птицы ».
Тема в тематическом планировании по плану работы педагога: «Зимующие птицы».
Возраст детей/группа: 5 – 6 лет / старшая.
Выполнил: Иванова Наталья Витальевна, воспитатель, МБОУ «ЦО № 21».
Образовательная(ые) область(и) (приоритетные): «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: речевая,
познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Программное содержание:
Цель: совершенствование навыка ……; развитие умения определять зимующих птиц;
Образовательные задачи:
- закреплять умение определять позицию звука в слове;
- расширять словарный запас детей по теме «Зимующие птицы»;
- учить детей целенаправленному рассматриванию картины;
Развивающие задачи:
- активизировать движения речевого аппарата, подготовить его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков;
- совершенствовать речевое дыхание;
- совершенствовать зрительное восприятие и внимание;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные задачи:
- создавать условия для воспитания бережного отношения к природе в целом и к зимующим птицам в частности;
Подготовительный этап:
- материально-техническое обеспечение:
компьютерная презентация «Зимующие птицы»; индивидуальные тренажёры «Снежинка» (для упр. по развитию речевого дыхания); картинка «Мальчик кормит птиц в парке» и фигурки птиц;
- предварительная работа: рассматривание альбома «Зимующие птицы»; чтение книги Веры Чаплиной «Птицы под нашим окном»;
№ п/п | ЭТАПЫНОД | Ход НОД: | Технологии, методы, формы работы | Психолого-педагогические условия | Планируемые результаты (целевые ориентиры из образов. программы) | Время |
Мотивационный этап (создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности) | - Ребята, сели ровно, выпрямили спины, руки сложили как будущие ученики. Приготовимся… | Метод: словесный. Форма: диалог с элементами театрализации. | Создание условий для заинтересованности ребёнка. | Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам. | 1 мин. | |
Ориентировочный этап (формулирование целей деятельности ребенком, подбор средств) | - Сегодня на занятии мы будем разговаривать: отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать. Умение хорошо, правильно, грамотно говорить необходимо нам не только на занятиях в детском саду, но и в повседневной жизни. Для этого наш речевой аппарат должен быть подготовлен к серьёзной работе. - А, кстати, что такое речевой аппарат? Назовите мне основные его части? - Правильно, язык и губы. - Для того, чтобы наш речевой аппарат работал правильно, мы выполняем специальные упражнения. | Метод: словесный, наглядный. Приём:, показ, указания. Форма: коллективная беседа, | Поддержка индивидуальности Создание условий для совместного с детьми формулирования темы занятия. | Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей; показывает самостоятельно выбранную птицу, знает домашних и диких птиц; отвечает по алгоритму, заданному воспитателем; | 4 мин. | |
Исполнительский этап | Артикуляционная гимнастика. «Маляр», «Грибок», «Лошадка».
- Перед вами, на столе стоят зеркала. Расположите их так, чтобы вы хорошо видели своё лицо. Сели ровно. Приготовились. - Упражнение называется «Маляр». Улыбнитесь, широко откройте рот и погладьте кончиком языка твёрдоё нёбо, «потолок» нашего рта. Ребята упражняются.. Воспитатель контролирует правильность выполнения. - Следующее упражнение «Грибок». Это непростое задание, нужно очень постараться, чтобы под вашим язычком появилась вертикальная полоска, напоминающая ножку гриба. - Улыбнитесь, приоткройте рот, присосите язык к нёбу, и , не отпуская язык, открывайте рот всё шире. Ребята упражняются.. Воспитатель контролирует правильность выполнения. - И, наконец, ваше любимое упражнение «Лошадка». - Улыбнитесь, откройте рот, присосите кончик языка к верхнему нёбу. Щёлкайте языком. Челюсть (вот эта часть лица, показывает) неподвижна. Ребята упражняются.. Воспитатель контролирует правильность выполнения. - Молодцы, закончили. - Сложите зеркала и положите их рядом с тарелочкой.
Упражнение на развитие речевого дыхания «Снежинка». - Итак, мы поработали над нашими губами и язычками, а теперь нужно постараться, чтобы наши лёгкие стали сильными и смогли вмещать много воздуха. - Из тарелочки возьмите палочку . К ней прикреплена снежинка. - Сделайте глубокий вдох и медленно, без остановки дуйте на снежинку. Ребята упражняются.. Воспитатель контролирует правильность выполнения
Определение места звука М в слове. На экране три картинки: Н-р: лимон, мороз, дом. - На предыдущих занятиях вы начали изучать какой звук? - Правильно, звук М. - Сейчас мы должны определить место звука М в первом слове лимон. - Где в слове лимон стоит звук М? Необходимо добиваться от детей полного ответа: П-р, В слове лимон звук М стоит в середине слова - Где в слове мороз стоит звук М? - Где в слове дом стоит звук М? , Пальчиковая гимнастика Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцами обеих рук) Сала дам синичке («режущие движения» одной ладони по другой) Приготовлю крошки, Хлебушка немножко (пальцы щепоткой – «крошить» хлеб). Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки – воробьям (вытянуть левую руку с раскрытой ладонью) Галки да вороны, ешьте макароны (тереть ладонь о ладонь). Упражнение «Снегопад». Воспитатель раздаёт детям карточки. Каждая карточка разделена на девять равных квадратов. В центральном квадрате расположено изображение птицы (на каждой карточке – своё). Вокруг птицы располагаются изображения, относящиеся и не относящиеся к зиме. У каждого из детей есть снежинки из плотной бумаги. - А теперь игра «Снегопад». Рассмотрите картинки у на карточке и закройте снежинками все картинки, не имеющие отношения к зиме. Дети выполняют задание воспитателя и по его просьбе по ходу выполнения делают комментарии. - Лера, скажи, пожалуйста, какие картинки на своей карточке закрыла ты? - На своей карточке я закрыла картинку зонт и кленовый лист. - Приметами какого времени года могут быть зонт и пожелтевший лист? - Ребята, у кого ещё закрыты такие же картинки, как у Леры? Ответы детей. - Василиса, а ты какие закрыла картинки? - Малину и платье. - Почему? - Зимой нельзя ходить в одном платье и малина зимой не растёт. - Скажите мне, пожалуйста, а когда мы кушаем малину и гуляем в одном платье? - Мы кушаем малину и гуляем в одном платье летом. - Семён, какие картинки спрятались под твоими снежинками? - Под моими снежинками спрятались подснежники и ледоход. -Ребята, у кого ещё закрыты такие же картинки! Ответы детей. - Рита, в какое время года цветут подснежники и на речке начинается ледоход? - Цветут подснежники и начинается ледоход весной. - Замечательно! Вы справились с заданием. Теперь обратите внимание на то, что на ваших карточках нарисованы зимующие птицы. «Затенённая» картинка.
- А у меня на мольберте прикреплено изображение мальчика, который кормит птиц в парке. Посмотрите, какая серая, бесцветная картинка! Даже птицы видны еле – еле! Чуть-чуть! Незаметны! - Вот вам задание: - Маша, какая птица нарисована в центре твоей карточки? - Филин! - Правильно. Теперь подойди к мольберту. Найди среди фигурок птиц филина , прикрепи свою фигурку на картину и скажи: «Мальчик кормит в парке филина.» Каждый ребёнок выходит к доске, находит птицу со своей карточки, прикрепляет изображение на картинку, произносит предложение. | Методы: наглядный, словесный. Приёмы: показ, совместное выполнение. Форма: коллективная (групповая) работа. Методы: словесный, практический, наглядный. Приёмы: рассматривание, показ, вопросы, указания. Форма: коллективная (групповая) дидактическая игра.
Методы: словесный, практический. Приёмы: словесная инструкция, показ, повторение. Форма: коллективное (групповое) упражнение. Методы: словесный, практический, наглядный. Приёмы: объяснение, показ. Форма: индивидуальная пальчиковая игра. | Поддержка заинтересованности. Поддержка инициативы, предоставление выбора. | Дети внимательно слушают инструкцию воспитателя, повторяют движения. Проявляет любознательность, интерес к познавательной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Ребёнок игровое движение сопровождает речью и имитацией движений, соответствующих содержанию текста. Проявляет любознательность; выполняет задание; способен к волевым усилиям; развита крупная и мелкая моторика. | 13 мин. | |
Рефлексивный этап («взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности) | Воспитатель: - Вы молодцы - какой звук мы сегодня находили в словах? -Кого мы помогли накормить мальчику ? . - Почему вам понравилось кормить птиц? Это хорошее дело- заботиться о птицах, особенно зимой, оберегать их. - Ребята, наше групповое занятие подошло к концу.
| Метод: словесный. Приёмы: беседа, вопросы. Форма: коллективная (групповая) беседа. | Организация взаимодействия детей друг с другом | 2 мин. | ||
Перспективный этап (выход на самостоятельную деятельность детей) | - Сегодня вечером расскажите своей семье о……. - Ребята, наше групповое занятие подошло к концу. - Я приготовила для вас новые картинки для раскрашивания Зимующие птицы. Лера и Василиса, я думаю, вам понравится. - Вот книги……Денис, посмотри, мне кажется, тебе будет интересно. - Здесь лежат дидактические игры….. - Ребята, тихо, спокойно занимайтесь тем, что вам интересно, а я начинаю индивидуальные занятия с Семёном. | Метод: словесный. Приёмы: рассказ, беседа. | Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка (дифференциация) | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Тема: ВеснаПрограммное содержание: -продолжать учить детей составлять предложения по картинкам; ...
Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»
Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с...
"Стоит в поле теремок..."цикл конспектов занятий по развитию речи в старшей группе детского сада
Среди многих важных задачь воспитания и обучения детей дошкрльного возроста в детском саду обучения родному языку, развитие речи, речегого общения - одна из главных. По моему мнению, важнейшим условие...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3989186","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...
К О Н С П Е К Т интегрированного занятия по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада «Перелётные птицы»
Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелётных птиц, их особенности. Выделить существенные различия; закрепить представления о пользе п...
Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада для детей с ФФНР "Здравствуй, Зимушка-зима".
Занятие включает в себя разнообразные виды работы по расширению и активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Игровая форма занятия делает его...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада на тему "Чтение стихотворений о зиме"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада....