План-конспект занятия по окружающему миру "Покорение космоса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 Задача каждого воспитателя сделать свое занятие незабываемым, интересным, познаательным и обучающим. Я предлагаю вашему вниманию конспект, разработанный для детей старшего дошкольного возраста о первых покорителях космического пространства и Солнечной системы. Такое занятие пригодится воспитателям, педагогам, родителям и другим специалистам, которые работают с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokorenie_kosmosa.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель:

• формировать у детей целостность картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса.)

• способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать знания об освоении космического пространства, о значении  космических исследований для жизни людей на земле.

3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу,

4. Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.

 Ход занятия:

  В. Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, вам надо отгадать ключевое слово нашего занятия. Мы будем отгадывать его по буквам и запишем в этих клеточках.

                 

  В. В третьей клетке запишем букву, которая спряталась в слове  «СОН». В слове «сон» эта буква стоит на первом месте.

В шестой клетке запишем букву, которая спряталась в слове «ОСОКА». В слове «осока» нужная буква стоит на втором месте.

В первой клетке напишем букву, которая стоит на втором месте в слове «СКАЗКА».

В пятой клеточке запишем букву, которая стоит на третьем месте в слове «КРОТ».

В четвертой – буква, которая стоит на последнем месте в слове «КОСТЮМ».

Во второй клеточке запишем букву, которая стоит на четвертом месте в слове «САЛОН».

    Выполнив это задание, дети читают ключевое слово «КОСМОС»,  таким образом определяя тему занятия.

   В. Сегодня мы с вами поговорим о освоении космоса.

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.

     Давным-давно люди мечтали летать. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, дирижаблях. Позже полетели на самолетах и вертолетах. Но человек мечтал о полетах к звездам и другим планетам, мечтал о космическом пространстве.

    Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных  четвероногих  помощниках-собаках.

    Для  пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек - ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очень смышлены.

    Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру.

    Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 километров, звали  Цыган и  Дезик. Оба «космонавта» благополучно приземлились. Королев очень радовался удаче, ласкал собачек, угощал их вкусненьким.

    Многие собаки летали в космос не один раз. Они привыкали, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине.

     Большинство собак были храбрые, но однажды в космическое пространство поднялся пес-трусишка, а вот кличка у него была – Смелый!

      Во второй раз отправиться в космос Смелый побоялся. Вечером перед полетом собачек  как  всегда вывели  прогуляться. Только лаборант отстегнул поводок, как Смелый кинулся прочь. Он убежал далеко в степь и на зов не откликался, будто чувствовал, что завтра утром ему предстоит полет. 

      Что было делать?

      Пришлось выбрать из собак,  всегда гулявших около столовой, одного небольшого песика. Его покормили, помыли, подстригли шерсть и нарядили в комбинезончик.

      Запуск прошел нормально, и пес благополучно вернулся на Землю.

      Но Главный конструктор все же заметил подмену и спросил, как зовут эту собаку.

      Сотрудники ему ответили : «Зиб!»

      -Какая странная кличка! – удивился Королев.

       Тогда ему объяснили, что расшифровывается она так: «Запасной исчезнувшего бобика».

       Когда полет завершился, хитрый пес Смелый вернулся в отряд, как ни в чем не бывало!  

      Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной  ткани и шлемы из прозрачной пластмассы.

      Стали готовить собак к длительному полету в космическое пространство. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом.

      «Раз в сутки из-под лотка,  в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразной смесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены  такими продуктами питаться и утолять жажду» (А.Добровольский).

       Был запущен советский искусственный спутник Земли, на его борту находился первый космический путешественник – собака Лайка. Но Лайка осталась в космосе, на Землю она не вернулась.

      19 августа 1960 года стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами - Стрелкой и Белкой.  Эти небольшие симпатичные собаки провели в космосе  22 часа. За это время  космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз.  Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений.

      Все благополучно вернулись на Землю.

      А в марте 1961 года в космическом полете оказались другие путешественники -  собаки  Чернушка и Звездочка.

      Фотографии всех этих смелых собачек облетели весь мир.

Память о животных, отдавших жизнь во имя науки была воздвигнута гранитная колонна. Ее вершина венчает устремленный ввысь спутник, из которого выглядывает симпатичная каменная мордочка Лайки – первой космической путешественницы.

              Американцы тоже проводили испытания, но с обезьянами.  Крошечную беличью обезьянку Бейкер, весом всего полкило, как мумию упаковали во что-то вроде большого термоса- контейнер из алюминия и стеклопластика. Трехкилограммовую Эйбл пристегнули ремнями к отлитой по форме ее тела кушетке. 9 минут  обезьянки находились в полете.

   12 апреля 1961 года на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт. Знаете ли вы его имя?      

Д. Юрий Гагарин.

В. Правильно! Самого первого космонавта Земли звали Юрием Алексеевичем Гагариным.

     Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса.  Она показалась ему прекрасной!

    С той поры в космосе побывали многие космонавты.

  В. Теперь вы знаете, как начиналось покорение космоса.

А теперь давайте с вами разомнемся.

Физкультминутка:

А сейчас мы с вами дети

(маршируют по кругу)

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

(поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнуть их)

А потом руки вниз.

(опускают руки)

Раз, два потянись.

(вновь тянутся вверх)

Вот летит ракета ввысь!

(бегут по кругу на носочках)

  В.Попробуйте отгадать загадку.

«Оно свет за землю льет и тепло нам всем дает».

  Д. Солнце.

  В. Верно! Это солнце. Солнце дает нам свет и тепло. После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам. А что же такое солнце?

  Д.  Это звезда.

  В. Правильно. Звезды состоят из раскаленных газов и излучают в окружающее пространство яркий свет  и тепло.

Солнце очень горячее, а его поверхность - газы.

А что же еще мы знаем про звезды?

   Д. Звезд очень много…

   В. Звезд на небе очень, очень много. Без всяких приборов можно разглядеть около шести тысячи звезд, а с помощью телескопа – почти два миллиарда!

Все звезды – огромные огненные шары. Но температура у этих раскаленных шаров разная, поэтому и цвет у них разный.

Какого цвета звезды?

    Д. Самые горячие звезды – белые, чуть менее горячие – голубые, затем – желтые, красные.

    В. А какая звезда ближе всего к Земле?

    Д. Солнце.

    В. Верно, Солнце.

     Россыпи звезд сверкают на небе темной ночью, а утром исчезают.

Куда же пропадают звезды?

    Д. Они не пропадают,  когда светло мы их не видим.

    В. Правильно. Они никуда не пропадают, но в ярких лучах нашего светила мы их не видим.

       А что же кроме звезд есть в космическом пространстве?

   Д. Планеты.

   В. Сколько планет в космическом пространстве?

   Д. Девять.

   В. Что мы можем сказать про эти планеты?

   Д. Они все вращаются вокруг Солнца.

   В. Как же называется путь планеты?

   Д. Орбита.

   В.Правильно. Каждая из планет вращается по своей собственной, раз и навсегда установленной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

Давайте мы с вами их назовем в порядке удаления от Солнца.

   В.Самая близкая к Солнцу планета.

   Д. Меркурий.

   В. Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

Что ещё вы можете сказать о Меркурии?

   Д. На этой планете очень жарко.

   В. Правильно. Почему?

   Д. Она находится близко к  горячему Солнцу.

Ребенок читает стихотворение:

     Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

     Залит он лучами горячего света,

     Так много ему достается лучей,

     Что эта планета других горячей!

   В. Вторая от Солнца планета.

   Д. Венера

   В. Планета покрыта толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Венера самая яркая планета на небе.

 

       В честь богини красоты

       Названа, Венера, ты!

       В темных небесах сияешь,

       Красотой нас одаряешь!

   В. Земля – третья от Солнца планета.

Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает слишком высокой, ни слишком низкой. На планете достаточное количество воды, воздуха -  поэтому есть жизнь.

Почему планету называют «Голубой планетой»?

   В. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет  пригодный для дыхания  воздух и защищает Землю от перегрева, от охлаждения, от ударов метеоритов.

Кроме того, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоёмы. А вода необходима всем живым организмам.

           Земля- планета жизни

           От Солнца третья по счёту планета,

        Наша Земля поменьше звезды.

        Но ей хватает тепла и света,

        Чистого воздуха и воды.

   В. У Земли есть спутник – Луна.

    Марс  -  четвертая планета Солнечной системы.

    Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Марс называют «Красной планетой» - у неё красноватое свечение и она покрыта оранжево-красным песком.

           Марс – таинственная планета.

           Она по размерам чуть больше Луны,

           Из-за кроваво-красного цвета

           Назвали планету в честь бога войны.

 

   В.Пятая от Солнца планета – Юпитер.

Это громадный шар. Самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее.

Юпитер находится далеко от Солнца и поэтому там царит вечная зима.

У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг неё.

             Юпитер - больше всех планет,

             Но суши на планете нет.

             Повсюду жидкий водород

             И лютый холод круглый год!

   В. Шестая от Солнца планета – Сатурн.

Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Планета состоит из газов.

               Сатурн – красивая планета

               Желто-оранжевого цвета,

               И кольцами  камней и льда

               Окружена она всегда.

   В. Уран – седьмая планета.

 Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока.

                Уран-  лежебока и встать ему лень,

                Подняться планете невмочь,

                 Сорокалетие  длится там день

   

   В. Нептун – восьмая планета.

Названа в честь римского бога моря – Нептуна, потому что она холодная и синяя. На планете дуют самые сильные ветра в Солнечной системе.

                    Планета Нептун от Земли далеко,

                    Увидеть её в телескоп нелегко,

                    От Солнца по счёту планета восьмая,

                     Царит на ней вечно зима ледяная.    

   В. Самая удаленная от Солнца планета – Плутон.

Планета – крошка. Плутон самая холодная планета Солнечной системы.

                     Несется в пространстве далекий Плутон,

                     Он Солнца лучами едва освещён,

                     А чтоб не скучал в одиночестве он,

                     С ним спутник летит под названием Хорон.

   В. Вот мы с вами вспомнили все планеты Солнечной системы.

Давайте теперь поиграем. Игра называется « Семейка слов». Образуем слова одной семейки к слову «звезда». Садитесь на ковер будем катать друг другу мяч.

- Как можно ласково назвать звезду?  (Звездочка)

- Если на небе много звёзд, какое оно?  ( Звёздное)

- Как можно назвать корабль, который летит к звёздам?  (Звездолёт)

- Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звёздам? ( Звездочёт)

 А теперь другая игра «Скажи наоборот». Будем мяч друг другу бросать.

 - В солнечный день очень светло, а в космосе… (Темно)

- Летом на солнце очень жарко, а в космосе… (Холодно)

- На земле люди совершают движение быстро, а в космосе…  (Медленно)

- На земле работать легко, а в космосе…  ( Тяжело)

 

В. Молодцы, все справились с заданиями.

А теперь я предлагаю поделиться на команды.

Каждой команде буду задавать вопросы, за правильный ответ команда получает фишку.

-  Как называется самая близкая к нам звезда?  ( Солнце)

-  Что больше Солнце или Земля?

-  Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

-  Какая планета является спутником Земли?

-  Как вы думаете, Луна и месяц – это одно и тоже небесное тело или разные тела?  ( Одно и тоже. Неполную Луну называют месяцем)

-  Сколько планет в Солнечной системе?

-   Какая планета самая маленькая?

-  Какая планета большая?

-  Какую планету называют «красной»?

-  Какую форму имеет звезда?

-  Почему у звезд разный цвет?

-  Какая звезда ближе всего к Земле?

    В. А теперь командам предлагаю собрать звезду.

 Дети собирают  звезду  из нескольких частей.

Подведение итогов.

    В. На этом наше покорение космоса заканчивается.

 Сегодня мы познакомились с первыми покорителями космоса. Узнали много нового о Солнечной системе. Но впереди нас ждет еще много всего интересного.

     Спасибо всем!  Удачи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами конструирования в первой младшей группе детского сада

Конспект интегрированного  занятия включает в себя:комментарий хода занятияметоды и приёмыразвитие ключевых начальных компетентностей детей младшего дошкольного возраста....

План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"

Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...

План-конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: "Одуванчик".

Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края. Расширить и уточнить знания об одуванчике. Учить подбирать образные слова. Познакомит...

План конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим для первой младшей группы.

Конспект интегрированного занятия "Домик для зверей" для первой младшей группы в соответствии с требованиями ФГС....

Конспект занятия по окружающему миру" Космос"

Конспект занятия по окружающему миру "КОСМОС"...

План - конспект открытого занятия в старшей группе по окружающему миру «Путешествие в Зубную страну»

Образовательная область: «Познавательно-исследовательская». Цель: Содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены (особенно гигиены зубов). Образовательные за...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Космос – это здорово!»

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Космос – это здорово!»...