Инновационный опыт работы
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Тарасова Валентина Ивановна

Экологическое образование в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt_raboty_tarasovoy_v.i.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           

Люди, оглянитесь-ка вокруг!

Как природа истинно прекрасна!

Ей нужна забота Ваших рук,

Чтобы красота ее не гасла.

Б. Рябинин

        Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.  Удивителен мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге, в перелеске, после сильного дождя…  

          Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.                        Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества  в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому Смыслу…  Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора контейнера угрожающе нависают над головой…

      Где бы ни находился детский сад; в шумном городе или в тихом поселке – воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.                                                                                      

                              Актуальность и перспективность опыта

Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать за долго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци,  К.Д.Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природ   Природа – среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворение его этических и эстетических потребностей, и только за тем – объект человеческой потребности. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что то дает, а потому, что она самоценна. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с ней еще до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребенка, воспитывать у него многие положительные качестве. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувства, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником музыки, поэзии и живописи. Поэтому человек, по настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья.                                                                                                                                                                  Система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своем начальном звене - в сфере дошкольного воспитания. Именно в этот период ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и об окружающем мире, формируется основа экологического мышления. Так же, опираясь на четыре заглавные буквы ФГОС, исследуются новые аспекты проблемы экологического образования в период дошкольного детства. Детский сад является первым звеном непрерывного экологического образования, формирования экологической культуры детей.                                                                                                   Всю работу по экологическому воспитанию я начала с малышей. Вместе с детьми наблюдала за природой на участке. Проводила беседы: «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло?  Проводила практическую деятельность: посадка лука, проращивание семян.  Наряду с наблюдениями, для расширения представления детей, о доступных явлениях и предметах, использовала игры: дидактические, игры загадки, игры беседы, игры путешествия, подвижные, творческие, театрализованные, сюжетно ролевые. Дети помогали мне ухаживать за комнатными цветами, за растениями на участке - собирали семена растений, работали в цветниках и на огороде, самостоятельно выращивали цветочную рассаду. Дети трудились под моим наблюдением, я помогала им, если они в чем-то затруднялись. На основе бесед, наблюдений за природой, учила детей устанавливать простейшие связи и зависимости.                                                                                                                               Я считаю, что одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Знакомя детей с изменениями в природе в разное время года, я формирую такие качества, как реалистические понимания явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить. Я думаю, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, гуманность , уважение к труду взрослых.                                                                                                                                                          Наблюдение – один из методов непосредственного восприятия мира. В процессе наблюдения накапливаются образные представления, которые достоверно формируют понятия о природе и ее явлениях. Наблюдения постоянно обогащают знания ребенка чем – то новым. одним из видов наблюдения является – эксперимент. Он формирует правильное представление об окружающем мире и помогает детям накопить позитивный опыт общения с природой. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны, поэтому стараюсь применять в своей работе очень важный вид деятельности –экспериментирование. Это опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми. Дети с удовольствием проводят опыты и узнают много нового и интересного о воде, песке, воздухе. После наблюдений мои дети начинают придумывать сказки и рассказы о природе

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.         Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость разработки проекта, как дополнение и обогащение воспитательного процесса, осуществление социально-личностного развития детей, как  одно из приоритетных направлений  компонентов проекта Федерального государственного стандарта дошкольного образования, позволяющий сделать детям первые шаги не только в познание природы, но и в познании самих себя – своих возможностей и способностей.  Так определилась цель реализации данного опыта: формирование экологических знаний и экологического сознания в процессе ознакомления с природой.                                                                                                        

 Для решения поставленной цели  и был разработан творческий  проект «Природу края береги», который определил систему воспитательной работы с детьми по обозначенной цели.                                                                                 Выбранная технология проектирования  деятельности  направлена на использование таких организационных форм  адекватных возрасту и развитию детей, которые способствуют формированию представлений о природе и развивают умственные процессы.

                             Практическая значимость проекта

Благодаря данному проекту дети научились открытому проявлению эмоций различными социально - приемлемыми способами. А также у них проявляется потребность в общении со сверстниками, взрослыми и природой. Дети стали более внимательными по отношению друг к другу, осторожнее в общении с природным окружением.                                                                                                   Обобщен и систематизирован материал по данной теме «Мир природы детей – в наших руках»: составлена серия конспектов непосредственно образовательной деятельности, развлечений, картотека дидактических игр; подобран и изготовлен наглядный материал; составлена серия консультаций, открытых мероприятий для педагогов, студентов  дошкольного факультета «МГПИ им.М.Е.Евсевьева» и родителей дошкольного образовательного учреждения.

                                Условия возникновения опыта

Экологическое воспитание ребенка, связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, нравственного, трудового и других направлений  развития и достаточно сложно его ограничить от остальных направлений. Это осложняет педагогам осмысление задач экологического воспитания, осознание их значимости в личностном развитии ребенка-дошкольника Изучение запросов родителей по отношению к учреждению дошкольного образования и воспитания показывает, что от 70 до 80% родителей, как никогда раньше, главной  задачей ДОУ считают "научить ребенка общаться и вступать в безопасные отношения с окружающим социумом, в том числе с природой. Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего адаптироваться в любой социальной и природной среде.

                                    Своеобразие и новизна опыта

Своеобразие и новизна опыта заключается в осуществлении  экологического образования детей  Это позволяет  дополнить традиционную систему работы с детьми  по формированию представлений о многообразии мира природы,  осознанном отношении к ней.

         В работе:

    - показано, что формирование экологических представлений успешно

 достигается в условиях специально организованной среде через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний

о взаимодействии с окружающей природой;

   - обоснована необходимость на ранних этапах формировать представления

 о природе, как основы для более успешной адаптации в окружающем социуме;

        - прослеживается интеграция образовательных областей;

         - предложены для практического применения: мини-проект, конспекты

непосредственно образовательной деятельности, тренинги, этюды, которые могут использоваться воспитателем в различных видах деятельности.

         Реализация основных концептуальных идей воспитания  базируется на следующих принципах: гуманизма, демократизации, индивидуализации, дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения.

        Принцип гуманизации заключается  в коренном изменении характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.

        Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в воспитании и образовании детей, подготовку выпускников, адаптированных к новым условиям жизни.

       Принцип индивидуализации предполагает  внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его интеллектуальное  развитие.

        Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательной работы.

        Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.

                                Наличие теоретической базы

Опыт работы опирается на исследования значимости системы экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Е.И.Сергеенко П.Г. Саморуковой,  Т.А. Серебряковой  о роли экологического воспитания. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен  для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.                            По мнению Т.А. Серебряковой особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. В процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций дошкольников, развивают память и внимание, способствуют становлению личностных качеств.

         Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития.  К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, « чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский).                               Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.

          Психологической методологией представленного опыта являются положения И.Г.Песталоцци « Природа окружает ребенка с ранних лет. Это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы».  

         Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

                                          Ведущая педагогическая идея

          Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу, взаимодействовать с ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

 Анализируя свой  опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с природой – это  фактически  следствие неумения взаимодействовать с самим собой.  Поэтому,  одним из главных средств решения  воспитательных задач заключается в  формировании  у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру:

         - природа несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания окружающего мира;

         - потребность в общении с природой связана с тем, что в ней с наибольшей доступностью раскрыта  исследовательская деятельность: ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные процессы;

         - природа дарует ни с чем несравнимые чувства радости и восторга, что положительно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка.

         - именно в процессе общения с природой, у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.

         В процессе ознакомления детей с природой у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эмоционального и физического развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении положительных эмоций.

        Считаю, что природа научит ребенка видеть прекрасное, зародит стремление самому внести свой вклад в преобразование природы. Таким образом, природа поможет  ребенку развиваться всесторонне.

                               Оптимальность и эффективность средств

Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания  комплексному  изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Влияет  на интеллектуальное развитие дошкольников

           Ознакомление дошкольников с природой -   это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. В процессе воспитания в детском саду осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности.  Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой -  одно из главных средств их развития.

          Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы, используя эффективные средства. Без приближения детей к природе и широкое использование её в воспитательном процессе, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников.  Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине.

  Основная работа с детьми по экологическому воспитанию проводится в центрах природы группы и на прогулке. Основной формой воздействия на ребенка являются совместная деятельность детей и взрослых

  Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников к природе играют наблюдения.

  Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе, разучивают или вспоминают стихи, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в рисунках, игровой и трудовой деятельности.

Дети ухаживают за растениями, помогают птицам в зимнее время, учатся выращивать растения в группе и на огороде в процессе трудовой деятельности. Они с желанием трудятся и на участке: убирают территорию, участвуют в посеве семян цветов и овощей, ухаживают за растениями, развешивают кормушки, подкармливают птиц.

Особое внимание уделяется правилам поведения в природе. Для закрепления норм и правил поведения в природе проводятся «уроки доброты». На них используются музыкальные и художественные произведения, обсуждаются и проигрываются различные ситуации.

Одним из важнейших средств обучения являются игры (дидактические, сюжетно-ролевые, имитационные, игры-путешествия). В игре ребенок психологически готовится к реальным ситуациям в природе, овладевает приемами общения со сверстниками, взрослыми, объектами природы. Этой цели и служат дидактические игры. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

    Для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется многократное повторение. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, получить ребенку собственный опыт

 Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать её связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим. Взаимодействие с родителями, что способствует усилению качества усвоения материала, обогащению чувственного опыта и адаптации в социальном и природном окружении.

                                  Результативность опыта

  Взаимодействие ребенка с миром природы имеет большое значение:

  1.Взаимодействие с животными и растениями помогает  нормализировать работу нервной системы.

  2. Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром.

  3. Общение с природой способствует развитию эстетических чувств.

 4. Удовлетворяет познавательные потребности личности, способствует ее интеллектуальному развитию.

 5. Позволяет удовлетворять потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других.

 6. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия человека с ними – это общение.

 В конкретном случае у детей:

 - проявился интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни растений, животных;

- имеют элементарные экологические представления о природе;

- эмоционально реагирует при взаимодействии с объектами природы и передает свои чувства в доступных видах творчества, с желанием участвует в трудовой деятельности, связанной с объектами природы;

- знают, и выполняет правила поведения в природе;

- ориентируются  в окружающем  мире, готовы к самостоятельному познанию;

- развиты физические и трудовые навыки.

При взаимодействии с родителями проявилась:

- активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);

- желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;

- возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.

            Опыт работы представлен мини-проектами «Экология души», «Волшебный мир природы»,  конспектами непосредственно образовательной деятельности «Мир насекомых», «Осеннее путешествие», викторинами, развлечениями;  консультациями  родителям, детскими рисунками, данными мониторинга развития дошкольников.

                        Практическая значимость проекта

Представленный инновационный  педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов, работающих с дошкольниками.

               Перспективы дальнейшего развития проекта

 1. Распространение опыта работы по данному направлению педагогическому сообществу: в форме методических публикаций, представления опыта на интернет – сайтах, участия в конкурсах и фестивалях различного уровня.

 2. Расширение контингента участников проекта

 3. Реализация проекта в работе с воспитанниками последующих наборов.

                                            Адресная направленность

       Опытом работы   могут воспользоваться в практике  воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

                        Список используемой литературы

       1. Рыжова Н.А.,Экологическое образование в детском саду, М, «Просвещение», 1999.

       2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры у дошкольников, М, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2010.

    3. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012

   4. Серебрякова Т.А. Детям об экологии, СПБ, 2003.

   5.Бондаренко Т. М.  Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2004.-190 с.  

   6.Бианки В. В. _Рассказы и сказки./ Е. Чарушина. –СПб.: Северо-Запад, 1993.

   7.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – Москва: Просвещение, 1993.

   8.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 496с.,ил. – Прил.: 1 электрон. опт. Диск .

     9.Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. – 286 с.

     10. Рыжова Н. А.  «Не просто сказки …» Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.

     11.Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012 г. – 160 с.

      12.Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Подготовительная группа. / Сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД « Корифей». – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»

Статья об опыте работы стажировочной площадки...

Инновационный опыт работы

В настоящее время в системе дошкольного образования произошли грандиозные события. которые требуют существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений. Именно ФГОС определя...

Инновационный опыт работы "Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста"

Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотретьс...

Инновационный опыт работы "Физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста"

Практическая значимость опыта заключается в возможности применения в повседневной практике любого образовательного учреждения...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Очень интересный опыт. Спасибо!