Инновационный опыт работы
методическая разработка на тему

Алямкина Валентина Геннадьевна

В настоящее время в системе дошкольного образования произошли грандиозные события. которые требуют существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений. Именно ФГОС определяет эти изменения, где принцип вариативности остается одним из главных направлений. Мы, педагоги, можем самостоятельно создавать свою модель педагогического процесса, свободно внедрять в работу инновационные тенологии, выбирать формы, средства, методы для реализации основных целей и задач дошкольного образования. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. направленные на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, которые гарантируют  дошкольникам в дальнейшем успешное обучение в школе. Но, согласитесь , среди современных образовательных технологий особое место занимают здоровьесберегающие технологии, так как они включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях -информационном, психологическом, биоэнергетическом

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Инновационный педагогический опыт

«Внедрение здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного, как ведущее средство здоровьесбережения дошкольников в процессе обучения»

Здоровье является одним из важнейших факторов, определяющих рост и развитие детского организма. Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в учебном процессе детей, обеспечивает их нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и эффективности образования, повышает потенциал профессиональной ориентации, а так же создает условия для адекватной адаптации в социальной среде.

    Проблема массового нездоровья подрастающего поколения – наиболее остро обсуждаемая в нашей стране. Сегодня среди основных задач современного ОУ важное место занимает разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья детей в учебно-воспитательном процессе. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.

       Не принести ущерб здоровью ребенка неадекватными методами и технологиями обучения – является сегодня основой строительства образовательного процесса и гарантировано многими законами РФ и, в частности, ст. 41  закона «Об Образовании в Российской Федерации». Поэтому целью учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе здоровьеформирующих технологий является адекватная природе ребенка эргономическая и психофизическая организация учебного процесса, а так же создание образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации учащихся и воспитанников.

    Понимая значимость работы по формированию и укреплению, сохранению здоровья детей, одним из направлений деятельности нашего детского сада по реализации программы оздоровления стало внедрение непосредственно в учебный процесс  здоровьесберегающей и здоровьеформирующей технологии  В. Ф. Базарного «Раскрепощенное развитие детей».

     Технология раскрепощенного развития В.Ф.Базарного, получила признание уже в 80-90-ых годах. Это единственная здоровьесберегающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук;  защищена патентами и авторскими правами;
одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН;
утверждена Правительством как общая федеральная программа 1989 г.;
прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ; имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ; позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе ребенка.
 Разработанная автором программа включает конкретные технологии и технические средства, направленные на реорганизацию классического построения учебно-познавательного процесса. 
    Доктор медицинских наук, профессор и врач офтальмолог, профессор, отличник здравоохранения РФ, педагог – новатор, В. Ф, Базарный создал систему педагогически технологий, позволяющих обучать детей , при этом , сохраняя и укрепляя их здоровье. Данная система содействует развитию телесной и зрительной координации, а так же  развитию внимания и быстроты реакции детей.   За основу своей методики Базарный В.Ф. взял принцип сенсорно-моторной активности человека. При  всей многогранности подходов к сбережению и укреплению здоровья дошкольников  на первое место выходит фактор двигательной активности, как наиболее сильному физиологическому раздражителю, стимулирующему нормальную жизнедеятельность. Занятия строятся в режиме телесной вертикали и малых форм двигательной активности

  Мы часто повторяем, что движение – это жизнь. В то же время ребенку часто говорим: «не вертись», «Сиди спокойно», прекрасно понимая, что чем больше ребенок находится в движении, тем активнее он развивает свои мыслительные процессы воображения, быстрее осваивает речь, расширяет словарный запас. Не секрет, что в детских садах дети долгое время находятся в сидячем положении. В школу они приходят, как сказал В.Ф. Базарный, уже «засиженные», т.е. телесно «расслабленные», неактивные, с пониженными координаторными способностями тела. Большинство детей при поступлении в школу имеют какие-либо заболевания.  В школе же мы позволяем развиваться этим заболеваниям или приобретать новые. Конечно,  педагог не врач, он не может и не должен лечить детей, но он должен организовать учебный процесс так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью ребенка.

    Ознакомившись с методикой Базарного и изучив ее, я решила взять его за основу и внедрять данную технологию в воспитательно-образовательный процесс.

     В своей работе руководствовалась различными нормативно-правовыми документами: «Закон «Об образовании в РФ», «Конвенция о правах ребёнка», Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г.№ 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 30-49-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Устав ДОУ, а также современные образовательные программы, программу «Детство», «Остров здоровья», «Расти здоровым малыш», «Здравствуй», практическое пособие «Технология раскрепощенного гармоничного развития ребенка  В. Ф. Базарного в учебном процессе» , подбирала необходимый материал из дошкольных методик.

  В результате подобрала соответствующую литературу и составила план работы. Его я  согласовала  с администрацией детского сада и медицинской сестрой.

  Работа в этом году была очень насыщенной и трудной, т.к. приходилось пересматривать и находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению. Но когда увидела реальные результаты в конце года (а они были отмечены на педагогическом совете, где данные технологии были восприняты с большим интересом), то у меня появилось желание рассказать о тех простых, доступных, не требующих материальных затрат технологиях.   

    Все необходимое оборудование можно  изготовить своими руками. Конторки помогли изготовить родители . Сенсорные кресты, зрительные тренажеры, все мы готовили вместе с родителями.

    Внедряя технологии Базарного, программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но планируя занятия, тщательно продумываю задания и связываю их с технологиями. Более того я убедилась, что фундамент школьных форм патологий закладываются в дошкольном периоде и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:

- большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;

- зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его  смыслом, мотивами;

- не формируем у дошкольников функциональную зрелость тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;

- занятия в ДОУ проходят в основном режиме ближнего и частичного дальнего зрения;

- дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обедненной развивающей средой;

- обучение  детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра и переживания.

    Применяя технологии В. Ф. Базарного, я убедилась в том, что они позволяют устранять многие причины. Меня поразило то, что самые простые приемы приводят к отличным результатам. Вспомним времена А.С. Пушкина. Учась в лицее, они не сидели за партами! Видимо, поэтому было столько талантливых людей. И в этом я убедилась на собственном примере, когда начала работать с детьми в «режиме смены динамических поз»

Итак, я кратко познакомлю с элементами данной технологии:

режим смены динамических поз (стою-сижу-стою);

произвольный шаговый логоритм;

сенсорные кресты;

применение конторок

сенсорно-моторный тренаж;

гимнастика для глаз;

массажные коврики для работы стоя;

пальчиковая гимнастика;

хоровое чтение или пение;

   Первая технология – режим « динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки  , второй – там, где это возможно менять позу детей- сидя, стоя. Я   использую и первый и второй вариант. Казалось бы, чего проще, стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку. Но, увы! Дети были «засиженными», т.е. телесно расслабленными и пришлось не просто по приказу переводить детей в вертикальное положение, а терпеливо разрабатывать методику постепенной перестройки. А для этого потребовалось немало сил и времени, чтобы каждый ребенок почувствовал потребность в этом режиме. И лишь тогда, когда эта поза стала для них привычной, они легко могли переключаться от одной деятельности к другой.

При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике, так как массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочки. Это так легко, просто, доступно, результативно. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. И чем чаще ребенок меняет позы – тем полезнее.

Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность, реально снижать утомляемость детей. Этому способствуют и различные дидактические игры с использованием всего пространства в группе, например: найди лишнюю фигуру, игрушку…», «Найди отгадку». Доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением - это сто процентное усвоение материала. Во время занятий дети то садятся, то работают стоя, тем самым укрепляется позвоночник - основа энергетики организма. Данный режим оказывает благоприятное влияние на: повышение иммунной системы, улучшение ростовых процессов, развитие координации всех органов.

   С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств использую зрительно- координаторные тренажеры. Это схемы- «диаграммы» для разгрузки зрения. Оптимальным местом для нанесения схемы тренажера является потолок. Поскольку изображение схемы на потолке несет в себе определенные технические трудности, мы его разместили на стене. Дети периодически становятся в центре перед схемой тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующие упражнения. При этом возможно сочетание движений глазами, головой и туловищем. Выполняется примерно по 6-7 движений по каждой траектории (по «овалам», по «кресту»). Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы.

Следующее , что предлагает профессор Базарный это тренаж со зрительными метками. Этот приём предполагает организацию работы в условиях зрительно пространственной активности. В различных участках группы фиксирую привлекающие внимание яркие объекты - зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки, аппликация, сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы. Метки располагаю в разноудалённых участках группы( в центре, по углам, у фронтальной стены). Игрушки, картинки, подбираем с таким расчётом, чтобы вместе они составляли единый зрительный сюжет. Упражнения выполняются стоя, под счёт 1. 2.3.4 дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая с движением головой, глазами туловищем, например, повороты в прыжке с хлопком.  Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.  например :  на занятиях по обучении грамоте располагаем карточку с изображением волка под цифрой 1. Дети фиксируют взгляд на карточку, называют, что изображено и определяют первый звук в слове [ в ]. Далее дети выполняют поворот в сторону карточки под цифрой 2, расположенной на сенсорном кресте справа от доски, называют букву В и дают характеристику звуку [ в ]. Затем, выполняя поворот прыжком, фиксируют взгляд на карточку под цифрой 3, расположенный на противоположном углу, на сенсорном кресте читают слово ВОЛК  и делают анализ слову. И последнее движение выполняют, находя карточку под цифрой 4, рассматривают и составляют рассказ-описание. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве. Дети становятся более внимательными.

  Использую в своей работе и метки на стекле, которые позволяют тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствуют профилактике близорукости. Ребёнку предлагаю рассмотреть круг, наклеенный на стекле. Затем перевести взгляд на самую удалённую точку за окном и рассказать, что он там видит, при этом совершенствуется развитие речи и воображение.

Следующая технология – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей на сенсорных крестах и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
  Данный режим эффективен по обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомлении с окружающей природой, художественному воспитанию, сюжетно-ролевые игры, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор.

   Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоничное формирование зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций

    Полюбили дети шаговый ритм, кистевые и голеностопные упражнения. На начальном этапе испытывали трудности с синхронизацией, но постепенно научились сочетать ритм кистевых и голеностопных усилий с логоритмом.

          Конечно, условия нашего детского сада не позволяют нам применить технологию в целом и о результатах говорить рано , так как работа по данным технологиям еще не окончена, но  применение элементов данной технологии дает очень много положительных результатов. Увеличилось плотность двигательной активности, улучшилось физическое, психическое, нравственное здоровье детей. В конце года группа по оздоровлению детей была с самым низким процентом по заболеванию и самым высоким процентом по посещению детского сада, самым большим количеством детей 1 группы здоровья. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Использование элементов данной технологии помог нам в конце учебного года показать высокие результаты  в области познания. художественного творчества.  Применение элементов технологии Базарного В.Ф. дает положительный результат и  в воспитании детей. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. Мы много с детьми путешествуем, участвуем в различных конкурсах и мероприятиях детского сада,  городского уровня. Интеллектуальная активность наших воспитанников постепенно возрастает. Они умеют работать свободно с информационным пространством .

     В дальнейшем мне бы хотелось, распространение  опыта  по внедрению технологий В. Ф. Базарного  среди учителей начальных классов в рамках преемственности детского сада и школы.

    В заключении хочется сказать: « Работая по здоровьесберегающей технологии, я постоянно нахожусь в поиске всего нового, интересного. И радует то,  что большее количество родителей понимают серьезность проблемы сохранения здоровья детей и поддерживают меня в моем начинании».

В результате применения методики В. Ф. Базарного в образовательном процессе в группе достигнуты следующие результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики;

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

 Мониторинг уровня развития детей

Год

2012-2013 гг.

2013-2014

Уровень развития

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

%

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Учебная мотивация

41

58

1

44

56

-

45

55

-

65

35

-

Саморегуляция

30

62

8

45

52

3

53

45

2

58

41

1

Физическое развитие

40

59

1

67

33

-

66

32

1

87

13

-

Любознательность, активн.

36

50

4

40

58

2

41

58

1

60

39

1

Эмоциональность, отзывчивость

45

55

-

49

51

-

48

52

-

60

40

-

Творческое воображение

41

50

9

48

47

5

47

48

5

55

42

3

Память

39

60

2

48

51

1

49

50

1

67

32

1

Мышление

43

56

1

54

45

1

55

44

1

59

41

-

Внимание

42

48

10

52

42

6

54

40

6

56

49

3

Речь

25

71

4

26

71

3

27

70

3

72

28

2

Моторика

33

66

1

35

65

-

70

30

-

82

18

-

Итоговый результат

38%

58%

4%

46%

52%

2%

50%

48%

2%

65%

34%

1%


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Осень» (обобщающее) с использованием элементов технологии В. Ф. Базарного

Цель:  закрепление имеющихся знаний детей о времени года «осень».

Задачи:

Образовательные: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура, воздуха, состояние почвы, воды, о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных, закрепить знания о зависимости существования растений и животных от условий внешней среды (температуры, пищевых).  Закрепить знания о труде людей осенью, о том кто, где и как зимует; выражать свои чувства словами

Развивающие: формировать у детей наблюдательность, развитие монологической  речи ,речевое внимание, мышление, память ; совершенствовать у детей зрительно-двигательное восприятие. Развивать двигательную активность и общую моторику детей. Продолжать развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Активизация словаря детей по теме осень. Формировать умение рисовать гуашью и кистью

Воспитательные:  воспитывать любовь к природе.

Методы: словесный, игровой, наглядный, практический.

Приёмы: беседа, дидактическая игра, игровые упражнения описание, показ, коллективная и индивидуальная  работа, здоровьесберегающие  технологии по методике В. Ф. Базарного,  использование ИКТ , прослушивание музыки.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-творческое.

Оборудование: картинки с изображением осени, звуковая запись осенних звуков. кисть, гуашь, альбомный лист голубого цвета, салфетки, банка-непроливайка, аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Времена года», «Осенняя песнь», мультимедийный проектор , зрительный тренажер

Предварительная работа: рассматривание осенних пейзажей, беседы об осени, игры по теме, наблюдение на прогулке, составление рассказов,

Ход занятия

Вводно-организационный 

Воспитатель:

Птицы стаями летят, (слайд 2)

Грустно, дождь и листопад, (слайд 3, 4)

Ветер тучи в небе носит

Потому что это… (Дети: Осень.)

 Основная   

 - Правильно. Это осень. И сегодня мы с вами поговорим об осени , расскажем о ней все, что знаем.

    - Послушайте, как звучит красиво музыка П. И. Чайковского «Времена года», «Осенняя песнь».

Вопросы детям:

- Что представили, что почувствовали, слушая музыку?

- Какие слова можно подобрать к этой музыке?

- Какое время года она вам напоминает?

- Сейчас у нас какое время года?

Дети: Осень. (Слайд 5)

- А какой бывает осень?

Игра «Какой, какая, какие» (игра с листиком, дети передают листочек и называют признаки )

У меня лист осенний и волшебный. Будет в руки к вам летать, вам про осень отвечать.

- Листик  вы передавайте, какие осенью тучи называйте…Листик вы передавайте, какие листья осенью называйте… Листик мы передаем, какое солнце осенью назовем …. Листик мы передаем, какая осень назовем…

   -  Правильно ребята, молодцы. А вам нравится осень? ( Да) Мне тоже  она  очень нравится.  Осень пришла во все леса, парки, сады. Разукрасила всё вокруг. Все дорожки усыпала разноцветными листочками, идёшь и слушаешь, как они шуршат. Как же здорово пройтись по золотому ковру из листьев. Хотите в гости к Осени? Тогда отправляемся, а  дорогу нам  укажет “осенний листик”.

Игровое упражнение «Идем в  гости к осени» ( по технологии. Б. Ф. Базарного с использованием зрительных тренажеров) Дети занимают удобную позу, делают несколько раз вдох и продолжительный выдох, фиксируют взглядом “осенний листик”, движущийся по линиям разной конфигурации,  расположенной на стене..

“Листопад”.         

Листопад, листопад, (фиксация взора на листочке )
Листья по ветру летят, (движения глаз вверх, вниз влево, вправо)
Он их в воздух поднимает 
Ими землю устилает 
Ветерок с листвою дружит 
Он их кружит, кружит, кружит
(движения глазами по кругу)

(выполняется 2 раза в медленном, затем быстром темпе)

   - Вот мы и пришли и нас встречает друг Осени листопад. А что за природное явление листопад?  (Ответы) Слайд.

    - Правильно, ребята. А вы хотите поиграть с Королевой Осенью?

Творческая визуализация: звучит фонограмма «Голоса природы», дети кружатся и ощущают себя листочками деревьев.

  - Тогда мы превращаемся в осенние листочки и под музыку кружимся, кружимся. Листочки медленно опускаются на дорожку, вся земля покрыта листвой. Подул ветер, и листочки полетели. И мы превращаемся обратно в ребятишек.

 

- Ребята, Давайте вспомним какие приметы осени мы знаем. Назовите их, пожалуйста?

Дети: - Похолодало, листья пожелтели, начали опадать; пошли дожди, птицы собираются улетать в тёплые края.

А вы знаете осенние месяцы? Назовите их.

Дети:  - Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- А какой сейчас на календаре осенний месяц?

Дети:  - Ноябрь

Ребята, а теперь нам нужно определить, какой  осенний месяц  изображен на картинках – подсказках.                        

Упражнение «Какой месяц» - тренаж со зрительными метками.

В различных участках группы ( по углам, у фронтальной стены) расположены зрительные метки сюжеты пейзажей осенних месяцев. Упражнения выполняются стоя, под счёт 1. 2.3. дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая с движением головой, глазами туловищем,  Дети  определяют и объясняют свой выбор

      - Правильно, ребята. На картинке под номером изображен месяц – первый осенний месяц  СЕНТЯБРЬ. Это начало осени. В это время выдаются теплые, солнечные деньки. Небо – голубое, а воздух чистый и прозрачный. Такие дни называют «БАБЬЕ ЛЕТО». Послушайте стихотворение.

НАСТУПИЛО БАБЬЕ ЛЕТО –

ДНИ ПРОЩАЛЬНОГО ТЕПЛА.

ПОЗДНИМ СОЛНЦЕМ ОТОГРЕТА,

В ЩЕЛКЕ МУХА ОЖИЛА.

СОЛНЦЕ! ЧТО НА СВЕТЕ КРАШЕ

ПОСЛЕ ЗЯБКОГО ДЕНЬКА?

ПАУТИНОК ЛЕГКИХ ПРЯЖА

ОБВИЛАСЬ ВОКРУГ СУЧКА.

ЗАВТРА ХЛЫНЕТ ДОЖДИК БЫСТРЫЙ,

ТУЧЕЙ СОЛНЦА ЗАСЛОНЯ.

ПАУТИНКАМ СЕРЕБРИСТЫМ

ЖИТЬ ОСТАЛОСЬ ДВА-ТРИ ДНЯ.

СЖАЛЬСЯ, ОСЕНЬ! ДАЙ НАМ СВЕТА!

ЗАЩИТИ ОТ ЗИМНЕЙ ТЬМЫ!

ПОЖАЛЕЙ НАС, БАБЬЕ ЛЕТО,

ПАУТИНКИ ЭТИ – МЫ.

     - Вам понравилось стихотворение? (ответы)

    - Бабье лето недолго длится, за сентябрем приходит второй месяц осени – ОКТЯБРЬ . Под каким номером месяц ОКТЯБРЬ? Почему так решили. (Ответы)

      - В это время дни становятся короче, солнце поднимается не так высоко в небе, как летом. Чаще налетают порывистые холодные ветра. Часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. «Осень идет – дождь за собой ведет» - так говорится в народной пословице. Трава и цветы вянут, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках.

        - Ребята, давайте с вами поиграем с осенним дождиком. 

Физминутка.

Вдруг закрыли небо тучи, (поднимаются на носочки,)

Начал капать дождь колючий. (поднимают вверх перекрещенные руки.)

Долго дождик будет плакать, (прыгают на носочках, держат руки на поясе)

Разведет повсюду слякоть. (приседают, держат руки на поясе.)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги. (идут по кругу, высоко поднимая колени.)

   - Молодцы! Отдохнули. Продолжим? Итак , под номером 3 третий месяц осени – НОЯБРЬ. Опишите его.(Ответы детей)

    - Это поздняя осень. В это время бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится иней. Деревья сбрасывают последнюю листву. Выпадает первый снег. После первых заморозков жизнь насекомых замирает, многие погибают, а остальные прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев.

Когда насекомых становится меньше, птицы которые питаются только насекомыми, улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц? (Ответы) Правильно.

     - А как мы называем птиц, которые остаются зимовать? (Ответы) Правильно. Это зимующие птицы. Эти птицы переселяются поближе к жилью человека, чтобы легче было перезимовать.

Дидактическая игра «Какая птица»

  - Ребята, к нам сегодня прилетели птицы и нам нужно определить какие из них зимующие,  а какие перелетные.  (Дети называют птиц и делят их на зимующих и перелетных , находящиеся на сенсорных крестах.)

   -   Ребята, а что же делают звери осенью? Слайд 7

Дети: - Они готовятся к зиме: запасаются кормами, начинают линять - менять летние шубки на зимние. У зимних шуб мех погуще, попышнее и цвет более подходит к зимней природе. Медведь бродит по лесу, ест спелые ягоды, орехи, нагуливает жирок на зиму. Кроты и мыши запасаются колосками. Белки делают запасы в дуплах и под кореньями деревьев.

       - А вот лиса и волк не делают запасов. А как вы думаете почему? (Ответы). Потому что они хищники. Кого поймают того и съедят. 

   - Королева Осени приготовила для вас загадки, давайте мы их с вами разгадаем.

Игра «Что бывает осенью» (ответ полным предложением)

Осенью с дерева падают листочки или распускаются цветочки.

Осенью птицы прилетают или улетают.

Осенью начинается листопад или снегопад.

Осенью у зайца шубка серая или белая.

Осенью урожай садим или собираем.

Осенью в лесу растут елочки или грибочки.

Осенью утром на улице темно или светло.

Осенью насекомые просыпаются или засыпают.

Заключительная

-  Молодцы , ребята! Вы  много знаете об осени. Так  давайте возвращаемся и  нарисуем для  королевы Осени её портрет.

               Дети переходят к работе за конторками и рисуют под музыкальное сопровождение

   -  Молодцы, ребята! Очень красивые работы у вас получились и королеве очень понравятся ваши работы.

А сейчас  предлагаю  отдохнуть и расслабить уставшие глазки

“Глазки отдыхают”

Мы работали, трудились поглаживать ладонями закрытые глаза

Наши глазки утомились
Мы погладим их ладошкой
Отдохнут пусть хоть немножко.

Итог

     - Кому в гости ходили ? Что мы подарили королеве Осени? Чем вам нравиться осень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»

Статья об опыте работы стажировочной площадки...

Инновационный опыт работы "Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста"

Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотретьс...

Инновационный опыт работы "Физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста"

Практическая значимость опыта заключается в возможности применения в повседневной практике любого образовательного учреждения...