Конспект НОД "Удивительная лягушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Березка»
Базарбаева
Асель Галимжановна
воспитатель МАДОУ «Березка»
Тема: «Удивительная лягушка»
Возрастная группа: старшая группа
Номинация конкурса: учебное занятие
г. Когалым
2016г.
Пояснительная записка
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Познавательное развитие »составлен с учетом целей и задач ООП ДО, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и предназначен для реализации в старшей группе детского сада. Форма организации – фронтальная. Продолжительность НОД составляет 25 минут, что соответствует требованиям СанПиН.
Содержание непосредственно образовательной деятельности направлено на развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомление с миром природы. Планируется закрепление первоначальных представлений детей о земноводных (лягушке) – внешнем виде, среде обитания, питании, врагах, пользе для людей; знакомство детей с этапами развития лягушки; развитие таких психических процессов как внимание, память, воображение; развитие познавательного интереса, детской инициативы, любознательности, самостоятельности в выборе. Воспитательная ценность мероприятия выражается в дружеских взаимоотношения между детьми, умения играть и заниматься сообща, договариваться; воспитание интереса к миру животных, бережному отношению к природе.
Тема: «Удивительная лягушка»
Цель: развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления с миром природы.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить первоначальные представления детей о земноводных ( лягушке ) – внешнем виде, среде обитания, питании, врагах, пользе для людей;
- Познакомить детей с этапами развития лягушки;
Развивающие:
- Развивать внимание, мышление, воображение;
- Развивать детскую инициативу, любознательность;
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть и заниматься сообща, договариваться;
- Воспитывать интерес к миру животных, бережное отношение к природе.
Словарная работа: земноводная, слизкая, бугристая.
Методы и приемы:
Наглядные:
- Показ видеопрезентации «Удивительная лягушка»
Словесные
- Художественное слова ( загадка );
- Словесная игра с мячом «Вот какая лягушка»;
- Вопросы к детям;
- Рассказ детей;
- Пояснения;
- Рефлексия собственной деятельности.
Игровые:
- Дидактическая игра «Найди такой же»;
- Дидактическая игра «Найди такой же»;
- Физминутка «Две подружки».
Материалы и оборудование: телевизор, музыкальный центр; видеопрезентация « Удивительная лягушка», дидактическая игра «Лягушка», книга Н.Сладкова « Жалейкин и лягушонок», палочки Кьюзенера, мяч.
Предварительная работа:
- Беседа «Что я знаю о лягушках», «Зачем нужны лягушки»;
- Рассматривание презентаций, иллюстраций по теме «Такие разные лягушки», «Как растет лягушка», «Жизнь у воды»;
- Дидактическая игра «Найди такой же»;
- Дидактическая игра «Лягушка»;
- Словесная игра с мячом «Вот какая лягушка»;
- Загадывание загадок, чтение стихотворений, сказок о лягушках.
Ход НОД
Воспитатель предлагает ребятам убрать в группе игрушки и послушать рассказы своих товарищей о том, как они провели лето. Дети рассаживаются на ковре. После коротких рассказов некоторых детей воспитатель рассказывает свою историю.
В: Ребята, а я этим летом отдыхала со своей семьей на реке. Там на берегу, мы увидели сказочное животное. Угадайте, кого?
Зеленая, но не трава.
Холодная, но не лед.
Поет, но не птица-
Вот такая небылица.
Д: Лягушка.
В: Верно,угадали. А почему я ее назвала сказочным животным?
Дети высказываются : потому что лягушка есть во многих сказках- «Царевна- лягушка», «Лягушка-путешественница», «Теремок» и т.д.
В: Вы готовы сегодня вспомнить все, что знаете об этом удивительном животном? (да) Мой сын назвал лягушку безобразной и мокрой. А как вы ее назовете – поиграем в игру «Вот какая лягушка». Встаньте в круг. Лягушка какая?
Игра в кругу с мячом «Вот какая лягушка»
Дети, стоя в кругу, называют прилагательные: зеленая, мокрая, скользкая, пятнистая, холодная, глазастая, слизкая, бугристая, длинноногая и т.д.
В: Ноги у лягушки…( бросает мяч)
Д: передние- короткие, задние- длинные
В: Язык у лягушки…
Д: Длинный, красный
В: Дышит лягушка…
Д: Легкими
В: Питается лягушка…
Д: комарами, мошками
В: Враги у лягушки:
Д: хищные птицы, змеи, куницы, кабаны
В: Живет лягушка..
Д:рядом с водой- в болоте, в пруду, на реке, на земле
В: Поэтому ее называют «земноводная». Повторите. Хотите больше узнать об этом удивительном животном? (да). Тогда присаживайтесь на ковер – все внимание на экран.
На экране дети смотрят видеопрезентацию «Удивительная лягушка».
В: Друзья, что нового мы узнали о лягушке?
Д: Мы узнали, как лягушка растет и развивается.
В: Кто может нам об этом рассказать?
Д: Весной лягушка откладывает яйца в воду, они похожи на маленькие шарики, икринки. Потом из икринок появляются головастики, они дышат жабрами, как рыбы. Через некоторое время появляются задние ноги. Это уже малек. Потом у малька отрастают передние ноги, а хвост исчезает- это уже лягушка.
В: Молодец, Вика. Ну что ж, посмотрим, как ребята запомнили рассказ Вики и презентацию : предлагаю поиграть в игру « Лягушка». Нам нужны три команды - разделиться нам помогут наши волшебные палочки.
Дидактическая игра «Найди такой же» с палочками Кьюзенера. Дети берут из мешочка палочки, и находят ребят с палочками такого же цвета и размера.
В:Каждая команда подходит к столу и дружно вместе составляют последовательность роста лягушки.
Дети играют в командах- составляют этапы развития лягушки (под музыку).
В:Молодцы,ребята. Проверьте друг друга- никто не ошибся? Все команды, практически одновременно закончили работу и справились с заданием. Интересно, каково это- быть лягушкой? Кто хочет ее изобразить? Выходите на ковер.
Физминутка « Две подружки»
Видим скачут по опушке
(повороты в стороны)
Две зеленые лягушки
(полуприседания вправо- влево)
Прыг-скок, прыг-скок
(прыгают на двух ногах)
Прыгать с пятки на носок
(переступание с носка на пятку)
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
(руки на поясе полуприседания вправо- влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
(выполняют движения в соответствии с текстом)
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкультпривет!(ходьба на месте)
В: Молодцы,ребята, так подвигались хорошо. А теперь, присаживаетесь, друзья, на ковер. Мы многое знаем о лягушке – где живет, что ест, как выглядит, но кто скажет мне- какая же польза людям от этого земноводного животного?
Д: Лягушки поедают вредителей- насекомых- слизней, бабочек, комаров, мошек.
В: Как же мы будем тогда к ней относится?
Д: не пугать, не брать в руки, не убивать и т.д.
В: Верно. Очем мы с вами сегодня разговаривали, ребята? Что узнали нового? Что понравилось?
В: Друзья,вы молодцы- вспомнили и рассказали о лягушке все, что знали, кое-что узнали новое( как растет и развивается лягушка), поняли, как важна лягушка для людей. Я надеюсь, что вы никогда не обидите это замечательное земноводное.
В: А сейчас, кому интересно, я хотела бы почитать- есть интересный рассказ Николая Сладкова «Жалейкин и лягушонок» ( показывает книгу).
После чтения педагог обсуждает рассказ с детьми.
Самоанализ
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области « Познавательное развитие»
в старшей группе.
Тема: «Удивительная лягушка»
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Удивительная лягушка» проведена с детьми дошкольного возраста старшей группы. Цель данного мероприятия- развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления с миром природы.
Опираясь на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, учитывая уровень освоения ООП ДО, в процессе НОД решались следующие задачи:
Образовательные:
- Закрепить первоначальные представления детей о земноводных ( лягушке ) – внешнем виде, среде обитания, питании, врагах, пользе для людей;
- Познакомить детей с этапами развития лягушки;
Развивающие:
- Развивать внимание, мышление, воображение;
- Развивать детскую инициативу, любознательность;
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть и заниматься сообща, договариваться;
- Воспитывать интерес к миру животных, бережное отношение к природе.
Поставленные цели и задачи НОД были достигнуты. Этому способствовало, в том числе, то, что содержание, методы и приемы, способы организации детей соответствовали возрасту детей, уровню развития, а также Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Тема НОД соответствует блочному планированию по Ознакомлению с природой.
Для проведения НОД были созданы определенные условия:
- Разработан конспект НОД, программное содержание которого соответствует возрасту и возможностям детей;
- Проведена предварительная работа с детьми, организованная в различных видах деятельности:
- Беседа «Что я знаю о лягушках», «Зачем нужны лягушки»;
- Рассматривание презентаций, иллюстраций по теме «Такие разные лягушки», «Как растет лягушка», «Жизнь у воды»;
- Дидактическая игра «Найди такой же»;
- Дидактическая игра «Лягушка»;
- Словесная игра с мячом «Вот какая лягушка»;
- Загадывание загадок, чтение стихотворений, сказок о лягушках.
Данные формы работы с детьми позволили выявить знания детей по конкретной теме, и определить цели и задачи будущей непосредственно образовательной деятельности.
- Продумана организация детей в процессе образовательной деятельности. Отсутствовала школьно - урочная форма организации ОД: дети сидели на ковре, двигались по группе детского сада.
- Оптимально использованы методы и приемы образовательной деятельности, способствовавшие созданию и поддержанию у детей интереса к предстоящей деятельности - реальные истории из жизни детей, загадывание детям загадки, показ книг со сказками о лягушке, просмотр презентации «Лягушка», Дидактическая игра «Найди такой же», дидактическая игра с подгруппами за столами «Лягушка»,игра с мячом в круга «Вот такая лягушка», физминутка «Две лягушки», чтение рассказа Н.Сладкова «Жалейкин и лягушонок».
- Приготовлены необходимые пособия и материалы для организации НОД: книги сказок « Царевна-лягушка», « Лягушка-путешественница», «Теремок», дидактическая игра « Лягушка» (этапы развития лягушки) , дидактическая игра «Найди такой же» ( с палочками Кьюзенера), презентация «Лягушка», чтение рассказа Н.Сладкова «Жалейкин и лягушонок».
В процессе НОД соблюдены санитарно- гигиенические требования: продолжительность НОД – 25 минут, температурный и световой режим оптимальные. Двигательная активность детей, была обеспечена через организацию игровой деятельности (дидактическая игра « Лягушка», а также через физминутку « Две лягушки»).
По моему мнению, главным достоинством мероприятия является то, что дети практически не сидели в процессе образовательной деятельности. Все моменты НОД логичны и последовательны, общение с воспитателем происходило в непринужденной обстановке.
В водной части НОД детей привлекла через рассказ о лете, о сказочном животном, которое живет на реке, позволило вызвать интерес и желание детей узнать новое о лягушке, чему способствовало проявление детской инициативы. Дидактическая игра « Лягушка» позволила обеспечить перемещение детей по группе. Физминутка «Две лягушки» способствовала обогащению двигательного опыта у детей.
Каждый этап НОД, направлен на систематизацию имеющихся знаний и актуализацию словарю по данной теме. К примеру, во время беседы о том, почему лягушку называют сказочным животным, дети вспомнили сказки, персонажем которых является лягушка. В игре в кругу с мячом «Вот такая лягушка», дети закрепили и обогатили свой словарный запас. Отгадывание загадки о лягушке способствовала развитию памяти и мвшления. Просмотр мультимедийной презентации обогатил знания детей ( о том, как появилась лягушка, о каждом этапе ее развития). Дидактическая игра «Лягушка» позволила детям проявить самостоятельность, вызвала дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть и заниматься сообща, договариваться. После был подведен небольшой итог, использовался прием самооценки, работали по принципу верно - неверно. Прием разделения детей на группы способствует воспитанию доброжелательных взаимоотношений между детьми, формирует умение работать в группах.
В заключительной часть НОД, после подведения итогов о том, что дети узнали сегодня, предложила почитать рассказ Н.Сладкова «Жалейкин и лягушонок»,что еще более усилило интерес к миру природы, к бережному отношению к ней.
Считаю, что моя речь была эмоциональной и выразительной, поэтому дети внимательно меня слушали, с удовольствием и дружно выполняли задания. Планирую в будущем, большее внимание уделять активизации пассивных детей, добиваться речевой активности каждого ребенка.
Вывод: непосредственно образовательная деятельность соответствует требованиям ФГОС ДО и реализована в различных видах деятельности ( игровой, коммуникативной, двигательной и т.д.)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный материал для детей на тему : "Всё о лягушках"(экскурсии на водоём и наблюдение за лягушками в природе)
Познакомить детей с лягушками . Дать представления о разнообразных видах лягушек, их повадках, благоприятных условиях для жизнедеятельности, пользе приносимой лягушками.Научить детей бережно отн...
конспект занятия "Лягушка-путешественница"
Конспект написан к презентации "Лягушка-путешественница" и идете в комплекте с рабочим листом....
Музыкальный спектакль « История о Особенной Лягушке и настоящей дружбе» в основу положена музыкальная сказка (музыка А. Абрамова, сценарий А. Горина) « Лягушка и Пеликан»
Сценарий музыкального спектакля "История о Особенной Лягушке и настоящей дружбе" для подготовтельной группы....
конспект "Забавные лягушки"
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе...
конспект занятия «Лягушка – Путешественница»
Занятие в бассейне для детей подготовительной группы...
Конспект занятия "Лягушка" (техника оригами)
quot;Лягушка" (техника оригами)...
Конспект НОД "Лягушка - Царевна" лепка
Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Царевна-лягушка»Конспект НОД по художественно-эстетической деятельности вподготовительной группе. Лепка на тему: «Лягушка – Ца...