Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста средством проектного метода
рабочая программа по окружающему миру на тему
Основная идея проекта заключается в разработке методического комплекса, это ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными,развивается чувство времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._proekt_vremya.docx | 47.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Наименование проекта: Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста средством проектного метода.
Краткое содержание методической разработки:
Проект рассчитан на детей 4-7 лет, этот проект долгосрочный, исследовательский.
Основная идея проекта заключается в разработке методического комплекса , это ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
В реализации проекта акцентируется внимание на использование метода моделирования, поэтому в центре представлены наглядные модели «Частей суток», «Дней недели», «Времен года». Имеется подборка методической литературы, которая систематически пополняется новинками.
Работа по ознакомлению детей со временем разделена на три блока:
Первый блок (средняя группа 2015-2016г) - закреплять представление о частях суток, учить детей правильно пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, раскрывать на конкретных примерах понятия "быстро", "медленно".
Работу по формированию представлений о времени в средней группе я начала с модели «трех вопросов»: Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как можно узнать?
Второй блок (старшая группа 2016-2017 г) - учить последовательно называть дни недели, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра; сформировать представление о последовательности дней недели и времени года.
Третий блок (подготовительная группа 2017-2018г) - закреплять знания о последовательности дней недели и времени года, знакомить с названием текущего месяца, знакомство с часами.
Последовательность работы проекта целесообразна, т.к. дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы измерения времени, но и по мере надобности учатся их использовать в практической и интеллектуальной деятельности.
Список использованной литературы:
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду Кн. Для воспитателя дет.сада-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991г.
2.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М.:
Просвещение 1989 г.
3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А и др. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304с.
4.Ерофеева Т.И. и другие. Математика дня дошкольников,- М.:
Просвещение 1992г.
6.Метлина Л. С. Математика в детском саду, М.: Просвещение 1984.
7Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез. 2000.
8.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1982г.
9.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. –М.: Академия, 2000
Интернет-ресурс:
1.Амихлина Т. В. Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста, как одной из формы мыслительной деятельности. Методическая разработка. 21.03.2012.
2.Фадеева Н. К. Элементы педагогической системы М. Монтессори» статья от 19.01.2014.
Проект: Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста средством проектного метода
Актуальность:
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Актуальность этого проекта состоит в специфической особенности времени, как объективной реальности, затрудняющей восприятие детьми ориентировку во времени.
Цель проекта: Развитие «чувства времени» у детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств, методов и приемов.
Задачи проекта:
- изучить проблему развития представлений о времени в психолого-педагогической и методической литературе;
- выявить основные особенности методики формирования временных представлений у дошкольников;
- разработать и апробировать проект по формированию временных представлений у дошкольников;
- создать копилку методического материала по теме проекта для воспитателей и родителей.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Гипотеза проекта: «Если время существует, то его можно увидеть».
Принципы реализации проекта:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
2.Совместная работа с родителями.
В процессе формирования временных представлений у детей дошкольного возраста одна из главных ролей принадлежит родителям они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике.
В реализации проекта необходимо сотрудничество с педагогами - специалистами детского сада: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры.
Перспективный план мероприятий
по реализации проекта в средней группе.
Описание и содержание мероприятия | ||
1. | Организация предметно-развивающей среды | |
2. | Познавательное развитие | Рассматривание сюжетных картин «Сутки». |
Беседы с использованием ИКТ: "Сутки". Цель: формировать у детей представления о понятии "сутки", расширить представления о частях суток и их характерных особенностях. Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток. | ||
Эксперимент: «Как наступает ночь» Цель. Сформировать у детей представление о смене дня и ночи; вызвать интерес к экспериментальной деятельности. | ||
Обобщающее занятие "Путешествие в сказочный лес" Цель. Учить считать в пределах 5. Сформировать целостное представление о сутках; закрепить знания о последовательности частей суток. | ||
Физическое развитие | Подвижная игра "День и ночь" Цель. Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению временных представлений. | |
Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать» | ||
Физкультминутка «Сова» | ||
Социально-коммуникативное | Беседа "Утром вечером и днем мы здоровье бережем" Цель. Формировать умение соотносить определенный временной интервал с определенными оздоровительными и гигиеническими процедурами. | |
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Цель. Закреплять знания о последовательности частей суток, развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации, беседы. | ||
Чтение и заучивание отрывка стихотворения М. Вишневецкой «Сутки». | ||
Отгадывание загадок о частях суток. Цель. Учить слушать и обсуждать художественные произведения, соотносить различные действия с определенной частью суток; | ||
Чтение произведений С. Капутикан, «С добрым утром», Е. Благинина, «Спать пора» ,Н. Григорьева «Сутки», Н. Подлесова, «Сказка про вчерашний день», Е.Я. Ильина, «Завтра», Б.М. Федоров, «Хороший день» С.Я. Маршак Цель: Формировать способность понимать причинно-следственные связи в стихах и произведениях. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Рисование "Мое любимое время суток". Цель. Закреплять знания о сутках, о последовательности частей суток; развивать умение выполнять рисунок по замыслу. | |
Слушание музыки Э. Григ «Утреннее настроение», «Вечерний лес» Цель: Формировать умение слушать и воспринимать музыку. | ||
7. | Работа с родителями | Анкетирование «Формирование временных представлений у детей среднего дошкольного возраста»; |
Консультация «Развитие временных представлений у детей среднего дошкольного возраста»; | ||
Рекомендации «Как научить ребенка понимать время», «Формируем представления о времени»; | ||
Создание газеты "Мой ребенок в разные части суток"? |
Перспективный план мероприятий
по реализации проекта в старшей группе
Описание и содержание мероприятия | ||
1. | Организация предметно-развивающей среды | |
2. | Познавательное развитие | Рассматривание сюжетных картин «Зима», «Весна, «Лето», «Осень», |
Беседы с использованием ИКТ : "Времена года". Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года и их характерных особенностях. | ||
Беседа с использованием ИКТ: «Дни недели» Цель: Расширить и уточнить знания детей о днях недели и их характерных особенностях. | ||
Дидактические игры Д/и: «Неделька стройся» Цель: Закреплять знания о днях недели Д/и: «Сутки» Цель: Определение уровня умения детей ориентироваться во времени | ||
Обобщающее занятие по знакомству с календарем Цель: Уточнить представление о календарном годе, сколько в году месяцев, какие. | ||
Физическое развитие | Подвижная игра "День и ночь" Цель. Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению временных представлений. Подвижно-дидактическая игра «Времена года» Цель: знать времена года и называть их в определенной последовательности; Подвижно-дидактическая игра «Живая неделя» Цель: Закреплять знания о днях недели. | |
Пальчиковая игра «Веснянка» Пальчиковая игра «Лето наступило» | ||
Физкультминутка «Сова» Физкультминутка «Лето» | ||
Чтение рассказов детских писателей В. Бианки «Готовятся к зиме. Спешат»; Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий», Г. Снегирёва «Как птицы и звери к зиме готовятся». Цель. Вызвать у детей интерес к художественной литературе. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. | ||
Чтение и заучивание отрывка стихотворения А. Плещеева «Весна», П. Башмакова «Дни недели», А. Усачёва «Семь дней в неделе», «Матушка природа», С. Михалков «Круглый год». | ||
Отгадывание загадок о днях недели. Цель. Учить слушать и обсуждать художественные произведения, учить отгадывать загадки. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Рисование "Мое любимое время года". Цель. Закреплять знания о временах года; развивать умение выполнять рисунок по замыслу, изображать предметы и явления, характерные для определенного времени года; | |
Слушание музыки С. Прокофьева «Фея зимы» Цель: Формировать умение слушать и воспринимать музыку. | ||
7. | Работа с родителями | Консультация для родителей: «Формирование представлений о времени у дошкольников. Дни недели». |
Рекомендации «Как научить ребенка определять времена года», «Формируем представления о днях недели»; | ||
Создание газеты "Пришла весна", «Зимушка-зима» |
Перспективный план мероприятий
по реализации проекта в подготовительной группе
Описание и содержание мероприятия | ||
1. | Организация предметно-развивающей среды | |
2. | Познавательное развитие | Беседа: «Как мы чувствуем время?». Учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить со следами времени.Дать понятие о музее как о хранилище времени. |
Опыты-экспериментирование «Часы и время». Развивать способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека.Формировать представление о единицах измерения времени-секундах, минутах, часах. | ||
Опыты-экспериментирование: «Изготовление солнечных, песочных, водяных часов». Цель: Познакомить детей со строением и действием солнечных, песочных и водяных часов. Научить детей ориентироваться в прошлом часов. | ||
Беседа: «Времена года». Цель: Систематизировать знания детей о смене времен года. | ||
Беседа «Современные часы». Цель: Продолжать знакомить детей с историей изобретения часов (современные часы); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни. | ||
Эксперимент: «Как наступает ночь» Цель. Сформировать у детей представление о смене дня и ночи; вызвать интерес к экспериментальной деятельности, умение делать простейшие выводы. Развивать наблюдательность, смекалку. | ||
Д/И: «Путаница» Цель: Продолжать формировать представления о временных отношениях в пределах года. | ||
Д/И: «Покажи по часам» Цель: Учить детей самостоятельно определять время по часам. | ||
Физическое развитие | Подвижная игра «Бьют часы» Цель. Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению временных представлений. | |
Утренняя гимнастика «Часики» | ||
Физкультминутка «А часы идут.» | ||
Социально-коммуникативное | Сюжетно-ролевая игра: «Фабрика часов» Закреплять умение составлять описательные рассказы о часах, сравнивать их между собой. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. | |
Игра: «Путешествие в прошлое часов». Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов. Расширить знания детей о различных видах часов в прошлом, о принципе их работы и их роли в нашей жизни. | ||
Сюжетно-ролевая игра: «Часовая мастерская» Цель: Углублять знания о труде часовщика. | ||
Д/И: «Выбери, что нужно для часов» Цель: Закреплять знания детей о различных видах часов, их строении. | ||
Д/и: «Какие бывают часы?» Цель: Развивать интерес к часам, понимать их значимость для жизни человека. | ||
Беседа с последующим наблюдением: «Часы-цветы» Цель: Дать понятие детям, что время можно определять по живой природе. Учить наблюдать за природой, ее изменениями; показать детям на конкретных цветах(одуванчик, шиповник..) | ||
Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк» Цель: Расширять знания об ориентации времени для животных. | ||
Д/И: «Узнай который час?» Д/И: «Что мы делаем сейчас?». Цель: Учить детей ориентироваться во времени. | ||
Чтение художественных произведений: В. Приходько «Часы», Л. Прокопьева «Часы с кукушкой», Т. Вишнякова «Часы будильник», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», загадки, считалки. Чтение и заучивание отрывка стихотворения Г Терешковой «Часы», Цель: Формировать способность понимать причинно-следственные связи в стихах и произведениях. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь». Цель: Закрепить умение выделять особенности часов (циферблат, стрелки). Развивать воображение. | |
Аппликация «Часы и часики» Цель: Изготовление атрибутов для сюжетно ролевой игры «Магазин часов». | ||
Заучивание песни «Часики идут», «Новогодняя песенка – ТИК - ТАК часики» Цель: Формировать умение слушать и воспринимать музыку. Музыкальные часы(слушание мелодий, боя часов). | ||
7. | Работа с родителями | Конкурс: «Самые интересные домашние часы» Цель: Способствовать установлению творческого взаимодействия родителей и детей в процессе совместной продуктивной деятельности. |
Консультация: «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»; | ||
Рекомендации: «Как научить ребенка понимать время», «Формируем представления о времени» |
Разработанный комплекс развивающих мероприятий на формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня усвоения представления о времени.
Все занятия и игры, взывают у детей большой интерес, что необходимо для успешного обучения.
Выводы
Правильно подобранная предметно – развивающая среда и грамотное сопровождение педагога является одними из эффективных средств формирования временных представлений у детей дошкольного возраста, обеспечивая повышение результативности осуществляемого образовательного процесса.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В перспективе ставлю перед собой следующие задачи:
- совершенствовать использование в деятельности воспитателя современные технологии;
- познакомить детей с многообразием дидактических игр по формированию представлений о времени
- вызвать желание детей применять разнообразные игры в самостоятельной деятельности;
- развивать самостоятельность, чувства времени, воображение.
- воспитывать аккуратность, интерес ко времени, умение доводить начатое дело до конца;
- продолжать работу по самообразованию;
- принимать участие в различных конкурсах и выставках разного уровня.
Нужно так организовать жизнь, чтобы она была содержательна, интересна и
полезна для развития детей.
У детей в процессе воспитания и обучения складывается привычка ценить время, не тратить его бесполезно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...
Презентация к проекту "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
Презентация к проекту...
Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"
В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском са...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста средствами проектного метода.
Использования разнообразных средств и приемов проектной деятельности детей дошкольного возраста в развитии математических знаний и навыков....
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...
Статья на тему: «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Статья посвящена проблеме формирования представлений о времени в дошкольном возрасте. В статье отражено использование дидактических игр в процессе формирования представлений о времени....