Конспект образовательной деятельности в средней группе "Путешествие к шестиногим малышам"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии
и характерных признаках.
Задачи
Образовательные:
· уточнить и расширить представления о насекомых (майский жук, божья коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела) и их характерных признаках;
· формировать представления о зависимости их окраски от места обитания;
· закрепить знания со строением тела насекомых; объяснить значение насекомых в природе и жизни человека;
Развивающие:
· развивать зрительное, тактильное восприятие;
· развивать познавательную активность через экспериментальную деятельность;
· развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, диалогическую и связную речь;
· активизация и обогащение словаря;
Воспитывающие:
· воспитывать интерес к окружающей природе;
· воспитывать бережное отношение к родной природе;
· воспитывать желание помогать друг другу;
Оборудование: картинки с насекомыми или игрушки (майский жук, божья коровка, муравей, кузнечик, пчела), презентация , разрезные картинки (муравей, кузнечик), рукавички (вязаная, кожаная), мед, манка.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент:
Воспитатель:
Дружно за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Побежит тепло по кругу…
Будем вместе очень дружно -
Фантазировать, играть
Мы хотим, же всё узнать.
Воспитатель:
- Ребята скажите, какое время года за окном? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Да, все вокруг радуется, цветет, пробуждается. Давайте потянемся к солнышку, вдохнем весенний аромат воздуха вместе с веселым настроением и выдохнем зимнюю прохладу.
- Вот теперь мы стали бодрыми и энергичными. Так и в природе все просыпается и оживает. И сегодня мы отправимся в гости к маленьким жителям полянки, которые тоже уже проснулись. А что это за шестиногие малыши мы узнаем позже.
Идут к полянке со словами:
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки
Кто так ловко шагал,
Не споткнулся, не упал? (Подходим к полянке.)
Полянка: (Стол - накрытый зелёной скатертью, стоят пенечки, несколько цветов. Обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет, лежит только письмо).
Воспитатель читает письмо…
«Ребята, здравствуйте! Как хорошо, что вы пришли к нам. На нашей полянке беда: злая Стужа заколдовала всех шестиногих малышей. Скорей расколдуйте и спастите нас, выполните все задания, которые придумала вам Стужа ». Подпись: Шестиногие малыши.
Воспитатель: Ну что ребята поможем шестиногим малыша, расколдуем их?
(ответы детей).
- Чего боится Стужа? (солнца, тепла, весны). Встанем в круг и прогоним Стужу «Веснянкой»:
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, (Машут руками.)
А сугробы тают, тают, (Приседают.)
А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)
Воспитатель:
- Стужу мы прогнали. А сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки, а то они замерзнут. Отправляемся в путь.
Воспитатель читает первое задания.
Задание 1. Отгадайте загадку.
Жу – Жу – Жу, Жу – Жу – Жу
Я на ветке сижу.
И звук «ж» все твержу. (Майский жук-картинка или игрушка)
Воспитатель:
- Верно, это майский жук. Что вы можете рассказать про майского жука.
Дети: у него шесть лапок, есть головка, брюшко, крылья как перевернутые
2 корытца, а под ними тоненькие прозрачные крылышки,
он ползает, летает, живет на дереве, у него есть враги - птицы.
Воспитатель:
- Как он спасается? (Прячется: коричневый цвет – под цвет дерева.)
Воспитатель: молодцы, всё верно рассказали майского жука,
одного малыша мы расколдовали, давайте его вернем на полянку(сажают его на пенёк), но нам надо спешить.
Задание 2. Тлю с ветвей она съедает,
И в саду нам помогает.
На листах усевшись ловко
Это божия... (коровка)
(картинка с божьей коровкой или игрушка)
Воспитатель:
- Вот еще один маленький житель полянки! Божья коровка.
Воспитатель: расскажите, что вы знаете о божьей коровке:
Дети: имеет 6 лапок, есть брюшко, голова, крылья,
она ползает и летает. Мы можем встретить б. к. на лугу, деревьях, траве.
Божья Коровка ест тлю, которая поедает листья деревьев.
Воспитатель:
- Какого цвета б. к.? Посмотрите, какая она яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре деревьев. Ее любая птица заметит. Как же ей спрятаться?
(предположения детей).
Воспитатель:
- Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет, кто может, расскажет о нём? (Ответы детей)
Воспитатель:
- она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как корова, даёт молочко, её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!
Ребенок рассказывает стихотворение про божью коровку.
Ю. Дулепина
Посмотри скорее, Вовка!
Это – божия коровка!
Красненький кружочек,
Много чёрных точек.
Крылья раскрывает,
В небо улетает.
(дети помещают божью коровку на полянку)
Задание 3.
Воспитатель:
- Ребята, а вот вам следующая загадка, послушайте её внимательно.
Шесть лапок и пара коротких усиков. Насечки на теле делят его на несколько частей: голова, грудка, брюшко.
- Кто это? Расскажите про муравья, что вы знаете?
Дети: Это насекомое, потому что у него есть шесть лапок, голова, грудка,
брюшко. Он ползает, живет в лесу, в муравейнике.
- Ребята, а как называют муравьёв? (Силачи, санитары леса, трудяжки и т.д.).
Воспитатель:
- Ребята, а почему муравьёв называют санитарами леса?
Дети: они поедают мелких жучков, которые поедают деревья, т. е. муравьи спасают деревья.
Воспитатель:
- Верно, муравьи полезные насекомые, они наводят порядок в лесу, поедают вредных насекомых, которые портят природу.
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, а это кто спрятался? (Кузнечик)
Воспитатель показывает картинку или игрушку кузнечика.
- В отличие от муравья у кузнечика очень длинные усики и мощные лапки, при помощи которых он ловко и умело, передвигается, его даже называют …
- Кто скажет, как его называют?
Дети: «Чемпион по прыжкам».
- Как и у всех насекомых, что есть у кузнечика? (Ответы детей)
- Ребята, а кто из вас знает, где у кузнечика уши? (Ответы детей)
Выслушать ответы и подвести итог (на передних лапках у кузнечика расположены уши).
Воспитатель:
- А кто вспомнит, как стрекочет кузнечик? (Он трёт крылышко об крылышко и получается звук - стрекотание).
- Совершенно верно, молодцы ребята.
- Вот какое удивительное насекомое, кузнечик.
- Есть у него враги?
- Как он от них спасается?
- Где живет, какого цвета?
Дети - Кузнечик зеленого цвета – под цвет травы. Он прячется на травинке
и становится не заметным. (Возвращают муравья и кузнечика на полянку)
Воспитатель: молодцы ребята посмотрите, сколько насекомых мы расколдовали, назовите их.
(Ответы детей: майский жук, божья коровка, муравей, кузнечик).
- А теперь пришла пора нам немного отдохнуть.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА. «МИШКА И ОСА»
Задание 4. «Собери целое из частей»
Воспитатель:
- В этой волшебной коробочке собраны части целой картинки.
(Детям предлагается на перегонки собрать картинки и проверить друг у друга и называть, что у них получилось.
(Разрезные картинки с изображением муравья и майского жука.)
Задание 5.
Воспитатель:
– Нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит весной.
Сказка о бабочке. (Презентация!!!) (1слайд)
Прилетела на землю Весна.(2 слайд)
Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично.
Попросила Весна красное Солнышко: (3 слайд)
- Согрей получше Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму. Пригрело Солнышко Землю.
Вылезли разные насекомые и все поползли, полетели на просторную лесную поляну. (4 слайд)
Там их ждала Весна со своими подарками. 5 слайд)
Первыми явились бабочки и сказали: (6 слайд)
- Весна, дай нам яркие, нарядные одёжки.
- Хорошо, - ответила Весна и начала их наряжать.
- Бабочке-белянке дала ярко-белое платье. (7 слайд)
- Лимоннице – нежно-жёлтое, как осенний листок. (8слайд)
- Бабочку-траурницу убрала в наряд из чёрного бархата с белой кружевной каймой. (9 слайд)
А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее с тёмными и голубыми крапинками. (10 слайд)
Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. (11 слайд)
Все были довольны весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам.(12 слайд)
- Вот такая сказка. Интересная? (ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята давайте вспомним,(слайд13) какие бабочки были в сказке и какие наряды им Весна раздала? (Белянка, Лимонница, Траурница, Крапивница).
(дети помещают их на полянку)
Воспитатель(14 слайд)
- И действительно, бабочкой нельзя не любоваться: узор – правое крылышко такое же, как левое, Ноги и тело бабочки, как и многих насекомых, покрыто волосками. Как вы думаете, зачем?
Дети: они помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.
Воспитатель:
- А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить пыльцу? (Ответы детей)
- Я предлагаю провести эксперимент и убедиться…
Эксперимент
- У меня есть волшебные рукавички, надев которые можно превратиться в бабочек.
- У меня 2 рукавички: одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсинистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых.
- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.
- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы.
- Опустите рукавички.
- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?
- Почему именно к этой рукавичке прилипла манка? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Вот для чего тело у насекомых покрыто ворсинками.
Задание 6.
- Ребята, посмотрите, что здесь есть. Давайте попробуем. Что это? (мед)
- А кто его здесь оставил? Кто делает мед?
- Правильно, пчелы. А вот и сама пчелка. (Слайд 14)
Посмотрите, как она ярко окрашена. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Пчела как бы говорит «Не подходи, ужалю!
- Где живут пчёлы? (В ульях)
Воспитатель:
Пчёлка золотая над цветком порхает,
Сок душистый пьёт, собирает мёд.
- А как она это делает?
Дети:
- Пчела добывает пыльцу и нектар из цветов, перерабатывают нектар в мед. И получается такой вкусный и очень полезный мед.
Воспитатель:
- А куда пчёлы складывают свой мёд? Кто вспомнит?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
- А как называют пчёлок люди? (Трудолюбивые, хлопотуньи, труженицы).
Воспитатель:
- А как можно сказать про людей, которые много работают, трудятся –
(работает как пчёлка) (сажают её на полянку)
Воспитатель: Молодцы, всё правильно ответили!
ИТОГ:
- Вот и закончилось наше путешествие – мы спасли, расколдовали маленьких жителей и вернули их на полянку.
- Кого же мы сегодня встретили в нашем путешествии?
(Майский жук, божья коровка, бабочка, муравей, кузнечик, пчела)
- Как можно назвать их одним словом? (Насекомые)
- Они все такие разные, но что у них одинаково?
(6 лапок, брюшко, грудка, голова, крылья. Одни ползают, другие летают, прыгают.)
- Каких еще насекомых вы знаете? (комар, муха, стрекоза, таракан).
Воспитатель:
- Ребята насекомых на земле много: есть полезные, а есть не очень, но и х все равно нельзя обижать. Почему? (Они живые). Да они живые,
Что произойдет с природой, если исчезнут насекомые? (Исчезнут и растения, погибнут птицы.)
- Верно насекомые – это часть природы, ими можно любоваться и наблюдать за ними, как они прыгают, летают, жужжат, трудятся. Оберегая их, мы оберегаем природу!
Ребёнок читает стихотворение про насекомых:
На лугу трещит кузнечик,
В небе бабочка парит,
На цветке мохнатый, громкий,
полосатый шмель жужжит.
Насекомые летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу так же принося!
Воспитатель:
- Ребята, а как называется наша группа? (Пчёлки.)
- А почему, мы так называемся? (Потому что, мы как пчёлки трудолюбивые, старательные, дружные.)
Воспитатель:
- Давайте гостям расскажем девиз нашей группы:
В группе ПЧЁЛКА мы живем
Весело и дружно,
Дружим даже со шмелём,
Добрыми быть нужно!
Мы танцуем и поём,
Лепим и играем,
Летом мёда наберём,
Будем кушать с чаем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в страну Здоровья»
учить детей заботиться о своём здоровье; формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; воспитывать у детей навыки и потребности здо...
Конспект образовательной деятельности в средней группе "Путешествие капельки"
Цель: Уточнить представление детей о значении воды для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды...
Конспект образовательной деятельности в средней группе "Путешествие в мир природы"
Программное сдержание: закрепить знания детей о живых объектах природы, правилах поведения в лесу....
Конспект образовательной деятельности в средней группе "Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"
Занятие по развитию речи в средней группе проводится на основе игровых обучающих ситуациях....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКИНО"
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКИНО"...
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в страну Геометрических фигур».
Цель: Закреплять у детей представления о геометрических фигурах.Задачи: Образовательные:...
Конспект образовательной деятельности в средней группе: «Путешествие в страну здоровья»
формирование представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....