Специфика воспитания основ экологической культуры в младшем дошкольном возрасте
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему
Особенности восприятия детей в младшей группе. Рассказывается об основных направленяих работы по экологическому воспитанию детей данной возрастной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_vospitaniya_osnov_ekologicheskoy_kultury_v_mladshem_doshkolnom_vozraste.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика воспитания основ экологической культуры в младшем дошкольном возрасте.
Великий писатель К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, введите его в природу».
Работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с раннего возраста, когда сведения о мире усваиваются самым экономным путем – путем запечатления. Эти знания являются фундаментом будущих экологических понятий и станут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую.
Что же должен учесть воспитатель в своей работе? Прежде всего нужно выявить следующие критерии:
- Наличие у детей интереса к окружающей природе (замечают ли малыши растения и животных; замечают сами или по просьбе воспитателя; задают ли вопросы; огорчаются, если имеется неблагополучие в состоянии растений или животных)
- Наличие у детей стремления принять участие в совместной деятельности со взрослым по уходу за растениями и животными
- Наличие у детей желания общаться с животными уголка природы (рассказы детей о домашних питомцах)
- Наличие элементарных знаний о жизни животных и растений (название, питание, передвижение, условия обитания)
Ребенок четвертого года жизни уже способен следовать положительному примеру взрослых. Способен проявить гуманные чувства по отношению ко всему живому. Поэтому основной акцент в экологическом воспитании следует сделать на эмоциональный компонент.
Для достижения результата в воспитании необходимо формировать у ребенка желание сделать что–то самому, выполнить поручения взрослого, помогать своим товарищам. При этом важно учитывать такую особенность младших дошкольников как подражательность. Ребенок способен подражать не только отдельным действиям, но и поведению воспитателя и других детей. Это можно использовать, погружая ребенка в атмосферу гуманного отношения к природе.
К нравственным чувствам детей четырех лет наряду с любовью к близким, стремлением быть хорошим, относится и любовь к животным, растениям, желание заботиться о них и ухаживать за ними. Малыши еще не способны самостоятельно анализировать и адекватно оценивать происходящие явления. Они усваивают в основном оценки, принятые взрослыми. Поэтому очень важно в младшем возрасте целенаправленно формировать правильные экологические оценки.
Можно выделить следующие основные этапы работы по воспитанию основ экологической культуры:
1. Проведение разнообразных циклов наблюдений на прогулках, с их помощью формируются первые конкретные знания об объектах природы, их внешнем виде, взаимосвязи со средой обитания. Окружающая среда на участке детского сада помогает сформировать у младших дошкольников представление о многообразии растительного мира, о птицах, насекомых и т.д.
Знакомство с деревьями можно начать с беседы, организую которые стараться максимально опираться на чувства детей. Одно и тоже дерево рассматривать насколько раз: сначала посмотреть издалека, отметить красоту затем подойти и погладить ствол, рассмотреть вблизи, обхватить его руками, потрогать листья. Рекомендуется использовать прием одушевления объектов природы, обращаясь к ним, как к человеку, воспитывая таким образом заботливое отношение к растениям.
- Наблюдение за животными (идеально, если в детском саду имеется уголок природы). Необходимо объяснять детям, что животные - живые существа, требующие заботы. Дети в процессе наблюдения познакомятся с реакциями животного на различные действия человека, обратят внимание на эмоции, возникшие у взрослого от общения. Также следует обучать малыша правилам общения с животными.
- Сенсорное развитие младших дошкольников в форме игрового экспериментирования с водой, песком, воздухом.
Игры - эксперименты можно проводить: 1) как отдельный вид деятельности; 2) заниматься ими в процессе режимных моментов; 3) использовать их на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов варьируется от одного в неделю до двух в месяц. Таким образом развиваются анализаторы, усваиваются сенсорные талоны, которые помогают малышам разобраться во всем многообразии свойств окружающего мира и получить конкретные представления об объектах природы.
- Использование игры в экологическом воспитании позволяет обеспечить занимательность, повысить устойчивость внимания и активизировать детей 3-4 лет. В экологическом воспитании большое место занимают игры имитационного характера. При ознакомлении с животными, птицами или при закреплении знаний о них, дети подражают их повадкам, способам передвижения, издаваемым звукам. Кроме того, игры используются и для знакомства со свойствами среды обитания (вода, воздух, снег, земля). В таких играх необходимы различные игрушки, например, для игр с воздухом – бумажные голуби, пуховые перья
- Использование игрушки (персонажа) в приобщении ребенка к природе. Сначала происходит знакомство с игрушкой, устанавливается эмоциональное, доверительное отношение детей к ней. Взрослый вместе с игрушкой знакомит детей с домашними животными, обитателями леса, растениями и многим другим. Таким образом в игровой занимательной форме у детей происходит формирование знаний Заключительный этап взаимодействия с игровым персонажем направлен на закрепление и уточнение ранее полученных знаний. На этом этапе можно использовать другую игрушку, тогда дети сами превращаются в обучающих. Такая смена позиций активизирует умственную деятельность, поддерживает интерес к природному окружению.
Итак, при целенаправленном воздействии педагога уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры. Это проявляется в интересе ребёнка к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими изменениями в природе, в стремлении ухаживать за животными и растениями.
Наиболее эффективными методами формирования экологической воспитанности являются систематические наблюдения, использование игровых обучающих ситуаций, организация совместной деятельности взрослого и ребёнка по уходу за обитателями уголка природы и обучения детей различным способам обследования объектов и явлений окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологической культуры удетей младшего дошкольного возраста
контрольная работа для повышения квалификации....
Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Проблема экологического воспитания дошкольников актуальна и соответствует потребностям детского сада.Основной идеей опыта явилось создание необходимых условий возникновения устойчивого интереса ...
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Формирование основ экологической культуры в младшем дошкольном возрасте
Авт.-сост: Шарова Е.П. Методическая разработка на тему: Формирование основ экологической культуры в младшем дошкольном возрасте МБОУ «Новинская начальная общеобразовательная школ...
«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...