Опыт работы по применению технологий и методик по экологическому воспитанию в детском саду
материал по окружающему миру на тему
Раздел «экологическое воспитание» мы реализуем с помощью парциальной программы «Наш дом - природа» (Н.А. Рыжова).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы по применению технологий и методик по экологическому воспитанию в детском саду.
Опыт подготовила:
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
детский сад №88 «Одуванчик»
Чакилева Светлана Владимировна
Экологическое воспитание на протяжении уже двух лет является темой моего опыта работы с детьми. Наш детский сад работает по программе «Развитие» Л.А. Венгера. Раздел «экологическое воспитание» мы реализуем с помощью парциальной программы «Наш дом - природа» (Н.А. Рыжова).
Педагогический опыт показал мне наиболее успешную технологию экологического воспитания – метод экологических проектов. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.
Цель проводимой мною работы:
- формирование у детей «экологического чувства», привитие экологической и моральной ответственности перед каждым живым существом.
Задачи:
- расширять и углублять представления о животных и растениях, как представителях живого в мире природы;
- систематизировать и обобщать представления детей о цикличности роста и развития живых организмов;
- формировать гуманное отношение к природе, умение сочувствовать представителям растений и животных мира.
В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов. Зачем нужны проекты?
Проекты помогают развивать:
- активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;
- осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- творческие способности детей;
- умение наблюдать;
- умение слушать;
- навыки обобщения и анализа;
- мышление;
- видение проблемы с разных сторон, комплексно;
- воображение;
- внимание, память, речь.
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.
Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется мною в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Различают несколько видов проектов.
- Ролево-игровые (в нем дети играют конкретных персонажей).
- Исследовательско-творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).
- Информационно-практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (выращиваем цветы).
- Творческие (результат – спектакль, сказка, постановка).
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
В своей работе я стараюсь активизировать исследовательскую, творческую, игровую, и практическую деятельность детей.
Этапы работы над проектом.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, я взяла за основу рекомендации Рыжовой Н.А., которая предлагает три основные этапы работы над проектом:
- 1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
- 2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
- 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных - с экологической точки зрения - действиях. Взрослый, своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместную деятельность мы осуществляем в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада.
Подготовку к проектной деятельности я начала с младшего возраста.
В группе был проведен праздник «Восаду ли, в огороде», где дети закрепили знания об овощах и фруктах, и узнали о самой большой ягоде – арбузе. Родительские отзывы свидетельствовали о том, что праздник удался. Для детей подготовлены прекрасные костюмы, они читали стихи, пели и танцевали. В заключение праздника выступили родители со сказкой «Репка», отчего дети получили восторг. И, конечно же, награда за все выступления – огромный вкусный арбуз.
Результат работы над проектом:
- расширились и закрепились знания детей;
- дети и взрослые получили большой эмоциональный настрой;
- проявился интерес родителей к совместной деятельности.
В дальнейшем, дети сами подталкивали меня к экспериментальной деятельности своими вопросами, родители также показывали свою заинтересованность в экологическом воспитании детей.
В отчёте я представила опыт реализации двух проектов:
- «Природа и дети»;
- «Маленькие любители природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование учебно-воспитательной работы по экологическому воспитанию в детском саду.
Перечень праздников, досугов и непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в детском саду....
Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»
Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»Зубцова Людмила КонстантиновнаМБДОУ «Тевризский детск...
Опыт работы по экологическому воспитанию в детском саду. возраста
Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе. В опыте представлены методы, формы работы с детьми по воспитанию любви к природе и результаты ...
Опыт работы по применению технологий и методик по экологическому воспитанию в детском саду
Педагогический опыт показал мне наиболее успешную технологию экологического воспитания – метод экологических проектов. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно...
Опыт работы по применению технологий и методик по экологическому воспитанию в детском саду.
Педагогический опыт показал мне наиболее успешную технологию экологического воспитания – метод экологических проектов. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо т...
Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях....
Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.
Материал содержит практический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание различных видов детской деятельности, формы и методы работы ...
- Мне нравится (2)