Конспект НОД "Три состояния вещества"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный материал предназначен для детей подготовительной к школе группе. Он поможет воспитателям объяснить детям, почему вещества бывают твёрдыми, жи дкими, газообразными, используя метод ММЧ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_tri_sostoyaniya_veshchestva.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
«Три состояния вещества»
Цель: используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
- Воспитывать отзывчивость, самостоятельность.
Развивающие задачи:
- Развивать творческое воображение, логическое мышление.
- Развивать умение задавать вопросы.
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Обучающие задачи:
- Познакомить детей с методом «моделирования маленькими человечками».
- Способствовать обогащению и углублению представлений детей об агрегатном состоянии окружающих веществ.
- Формировать умение опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.
- Формировать умение моделировать объекты неживой природы.
Образовательные области:
Приоритетная: познавательное развитие.
В интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Формы организации коллективной деятельности:
- групповая, подгрупповая, совместная деятельность педагога и детей.
Виды детской деятельности:
- коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.
Материал и оборудование: проектор и ноутбук для показа мультимедийной презентации; сундучок; бутылка газированной воды; карточки с изображением органов чувств; твёрдые и жидкие вещества как объекты исследовательской деятельности; зубочистки, деревянные палочки, стаканы и тарелки как инструменты исследовательской деятельности; спички, тарелка, подкрашенная вода, плавающая свечка, монетка для показа опыта-фокуса.
Предварительная работа:
Беседа об органах чувств; Ситуативные разговоры о воде, воздухе, твёрдых веществах; знакомство с игрой «Сенсорный сундучок» или «Вопрос – ответ»; чтение художественной литературы; загадывание загадок о веществах в твёрдом, жидком, газообразном состоянии.
- Рассматривание картинок.
Планируемые результаты у детей:
- Умеют моделировать объекты неживой природы с помощью метода ММЧ.
- Умеют опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.
- Умеют работать в коллективе.
- Умеют задавать вопросы.
Ход НОД
Процесс вовлечения в деятельность
Звонит колокольчик. Дети подходят к воспитателю, воспитатель просит детей встать в круг.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни, выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни, предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица? Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться, и ответную искру зажечь.
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Присаживайтесь, пожалуйста на стульчики.
Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом.
- Ребята, посмотрите, у меня в руках сундучок. Хотите узнать, что в нём находится? (Слайд№2)
- Хорошо, тогда давайте поиграем в игру «Вопрос-ответ». С помощью вопросов вы сможете узнать, что находиться внутри сундучка и помогут вам в этом ваши верные помощники, которые есть у каждого человека.
- О каких помощниках идёт речь? (органы чувств).
- Давайте вспомним их названия. (Слайд №3)
Воспитатель показывает детям карточку с изображением одного из органов чувств. Дети задают вопросы (о чём можно узнать с помощью данного анализатора), воспитатель отвечает на вопросы. С помощью вопросов дети узнают, что в сундучке бутылка с водой.
Ответ: Бутылка с водой.
Если дети не догадаются, воспитатель загадывает им загадку
Продается в ней вода,
Не прольется никогда,
И её не разобьешь,
А откроешь и попьёшь.
Воспитатель достаёт из сундучка бутылку с газированной водой.
Процесс целеполагания (Слайд №4)
- Ребята, помогите мне ответить на вопрос: Как изобразить бутылку с газированной водой, не пользуясь при этом карандашами или красками?
- Вы не знаете, как? Очень жаль, ведь сегодня к нам пришли гости, они очень хотят не только узнать, но и увидеть, как это можно сделать, а мы не можем им помочь. Ребята, вы ходите, помочь нашим гостям узнать ответ на этот вопрос?
Процесс планирования.
- Как же это можно сделать?
- Затрудняетесь? Хотите, я помогу вам найти ответ на этот вопрос и выполнить задание?
- Сейчас я вам расскажу про маленьких человечков и думаю, что мы сможем решить эту проблему.
Процесс осуществления действий
- Ребята, всё вокруг нас: живая природа неживая природа (Слайд №5) и живая природа (Слайд №6) состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп. (Слайд №7). Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются в разные предметы. По-научному они называются атомы и молекулы, так вы их будите называть в школе, а мы с вами назовём их маленькими человечками. Частицы эти очень разные и они по - разному дружат между собой. Одни маленькие человечки - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. (Слайд №8).
- Ребята, назовите мне твердые вещества или предметы, которые вы знаете.
- Все эти предметы очень разные, что же их объединяет? (Не меняют форму (продемонстрировать); нельзя «проткнуть» (продемонстрировать).
- Ребята, давайте встанем со стульчиков и покажем дружных человечков, которые живут в твёрдых веществах.
- Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь!
- Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других. Вот возьмем воду и перельем ее в другой стакан. Был целый стакан, а осталось половина. Я разлучила маленьких человечков жидкого вещества. (Слайд №9).
- Ребята, назовите мне жидкие вещества, которые вы знаете.
- Видите, как много жидких веществ, все они такие разные, что же их объединяет?
(Не имеют своей формы, всегда принимают форму сосуда, в котором находятся (продемонстрировать); все жидкости текучие (продемонстрировать); их можно «проткнуть» (продемонстрировать).
- Ребята, давайте покажем человечков, которые живут в жидких веществах.
- Молодцы, правильно показали, что эти человечки не очень дружные. -
- Ну, а третьи человечки – очень подвижные, непоседы. Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными. Трудное слово, но мы с вами уже большие и должны узнавать новые слова! (Слайд №10).
- Ребята, какие вы знаете газообразные вещества?
- Как вы думаете, что их объединяет?
(невидимы (демонстрация с воздухом); сквозь них легко можно пройти (демонстрация); улетучиваются (демонстрация); занимают всё пространство (демонстрация с духами).
- Ребята, давайте покажем человечков, которые живут в газообразных веществах. Правильно, в газах живут очень подвижные маленькие человечки.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай вещество» (Слайды №11 - №16).
- Я вам показываю картинку-слайд, на которой изображены маленькие человечки, а вы должны отгадать, о каком веществе идёт речь. Воспитатель проводит игру «Узнай вещество».
- Хотите ещё поиграть? Игра называется «Мы - маленькие человечки». Послушайте, пожалуйста, правила игры. Я буду называть вам предметы, вы должны быстро определить, какие это предметы: твёрдые, жидкие или газообразные и изобразить эти предметы с помощью маленьких человечков.
Воспитатель проводит игру «Мы – маленькие человечки». Далее проводится исследовательская деятельность.
- Ребята, мы с вами поиграли, и сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию, чтобы выяснить, где, какие человечки живут. Хотите стать юными учёными?
- Давайте вместе скажем слова: «Раз, два, повернись и в учёных превратись».
- Но прежде, чем идти в лабораторию, давайте вспомним правила поведения юных учёных-исследователей. (Слайд №17). Ребята, не забудьте, что без разрешения главного лаборанта (воспитателя) ничего делать в лаборатории НЕЛЬЗЯ!
- Правила поведения в лаборатории мы с вами вспомнили. Давайте теперь изучим как выглядит лаборатория для сегодняшних исследований. (Слайд №18).
Воспитатель вместе с детьми изучает слайд-схему.
- Посмотрите, ребята, в центре нашей лаборатории стоит стол. Что вы на нём видите? (Правильно, разные предметы. Это объекты, которые мы с вами будим изучать.)
- Что вы ещё видите на схеме?
- Правильно, ещё три стола, на которых стоят таблички с надписями.
- Кто сможет прочитать, что написано на таблички, которая стоит на первом столе?
- Что написано на таблички, которая стоит на втором столе?
- Что написано на таблички, которая стоит на третьем столе?
- Посмотрите, внимательно, что есть ещё, кроме табличек на этих столах?
- Как вы думаете, зубочистки и пустые стаканы – это что?
- Ребята, эти предметы сегодня будут выполнять роль инструментов, которые помогут вам выяснить где какие человечки живут.
- Теперь я вижу, что вы готовы к научным исследованием и можно идти в лабораторию.
Воспитатель вместе с детьми подходит к центральному столу, каждый из детей берёт по одному предмету, с которым направляется к одному из трёх столов (в зависимости от того, какой объект он взял). Если детей много, сначала можно предложить взять объект исследования девочкам, а потом – мальчикам.
- Возьмите, один любой объект, и займите место у своего экспериментального стола. Обсудите, в своих подгруппах, как вы докажите, что ваши вещества твёрдые, или жидкие, или газообразные. И выберите представителя от вашей группы, который будет выступать (один ребёнок рассказывает, остальные – показывают).
Воспитатель по очереди подходит к каждому столу и беседует с детьми.
- Докажите, с помощью предметов-инструментов, что вы правильно сделали свой выбор и эти вещества действительно твёрдые. Покажите с помощью маленьких человечков ваши твёрдые предметы.
- Докажите, с помощью предметов-инструментов, что вы правильно сделали свой выбор и эти вещества действительно жидкие. Покажите с помощью маленьких человечков ваши жидкие вещества.
- Докажите, с помощью предметов-инструментов, что вы правильно сделали свой выбор и эти вещества действительно газообразные? Покажите с помощью маленьких человечков воздух, который был в ваших шарах и пакетах.
Молодцы, вы настоящие юные учёные исследователи.
- Теперь я думаю вам не трудно будет изобразить бутылку газированной воды не пользуясь при этом карандашом или красками? Есть идеи? Попробуем! (Слайд №17).
- Что будут изображать ребята за первым столом?
- Что будут изображать ребята за вторым столом?
- Что будут изображать ребята за третьим столом?
Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса - твердое вещество, поэтому часть детей возьмутся за руки и изобразят бутылку.
А вода - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать воду - встанут рядом друг с другом, касаясь локтями.
А что еще есть в газированной воде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки?
Дети, с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось быть юными исследователями?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что сегодня показалось самым трудным?
- Ребята, как вы думаете, как вы можете использовать полученные знания о «маленьких человечках» в самостоятельной деятельности? (Предложить сделать своими руками игру «Узнай вещество»).
- Я хочу сказать всем вам спасибо, сегодня вы были активными, любознательными юными учёными. И как настоящим учёным я хочу показать вам опыт, правда сейчас для вас он будет похож на фокус, но, когда вы в школе начнёте изучать физику вы разгадаете тайну этого опыта-фокуса.
Опыт «Как достать монетку из воды не замочив пальцев рук?»
Время проведения опыта 2 минуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состояние веществ. Твердая жидкость.
Всю образовательную деятельность связанную с логикой подготовительная группа "Кот в сапогах" стала ласково называть "Азбукой ума". Дети лучше запоминают материал, когда он преподносится в игровой форм...
Беседа: Порядок действия при выбросе сильнодействующих ядовитых веществ, связанных с аварией на трубопроводах, предприятиях, использующих в производстве ядовитые вещества и ядовитые технические жидкости (хлор, аммиак, метан.)
Познакомить родителей с правилами безопасности при выбросе сильнодействующих отравляющих веществ. Беседа поможет родителям в доступной форме рассказать детям о способах защиты своего организма при выб...
Конспект занятия по экспериментированию "Состояние веществ"
Воспитатель делится новостью с детьми о том , что утром когда шла в детский сад увидела в газетном ларьке газету с необычной надписью "Пин изобрел твердую жидкость" и демонстрирует газету.Показывает д...
Конспект ООД "Строение вещества"
Конспект ООД "Строение вещества"...
Конспект "Агрегатное состояние воды"
Опубликовано 08.01.2019 - 15:53 - Водопьянова Елена СергеевнаЦель: Расширение представления детей познавать мир через исследовательскую деятельность. Задачи: Способствовать накоплению у детей кон...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Состояния и превращения веществ. Растворимость.
Цель: Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде....
Конспект "Диагностика состояния агрессии"
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ(ОПРОСНИК "БАССА-ДАРКИ") Термин «Агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном &l...