Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Ходит капелька по кругу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пальшина Ольга Николаевна

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе  познавательно- исследовательской деятельности «Ходит капелька по кругу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._hodit_kapelka_po_krugu.docx152.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

детский сад   № 29 «У Лукоморья»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

«Ходит капелька по кругу»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Пальшина Ольга Николаевна, воспитатель

г. Саяногорск, 2017 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе  познавательно- исследовательской деятельности «Ходит капелька по кругу».

Задачи:

  • создать условия для расширения у детей представлений  о воде её признаках, свойствах, круговороте воды в природе (познавательное развитие);
  • создать условия для обогащения словарного запаса детей понятиями: «испаряется», «просачивается», «круговорот» (речевое развитие);
  • обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, в процессе обобщения и анализа результатов исследовательской деятельности (речевое развитие);
  • способствовать развитию у детей  познавательного интереса к природе через опытно- экспериментальную деятельность (познавательное развитие);
  • способствовать развитию умения «работать» в микро-группах, договариваться и обсуждать совместные действия (социально-коммуникативное развитие);
  • способствовать воспитанию у детей старшего дошкольного возраста экологической грамотности и бережного отношения к воде как         источнику         жизни на        земле.

Организация детских видов деятельностей:

•        совместная деятельность ребенка со взрослым;

•        совместная деятельность ребенка со сверстниками;

•        самостоятельная деятельность ребенка;

•        экспериментальная деятельность.

Методы и приёмы: 
Наглядные:  схема-модель «Круговорот воды в природе», мультимедийная презентация, книга сказок.
Практические: опыты с водой; составление схемы- модели  «Ходит капелька по кругу».
Словесные: беседа, вопросы поискового характера, чтение сказки, пояснения.
Оборудование и ТСО
Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой (по количеству детей).
Картинки - модели « Как капелька путешествует»

Демонстрационный материал: 
Термос с горячей водой, зеркало, ложка, лопатка.
ИКТ средства.

Педагогические технологии: гуманно – личностные, информационные, поисково–исследовательские.

Здоровьесберегающие технологии: адекватные возрасту методы (игра), частая сменяемость видов деятельности, предупреждающая утомляемость детей.

Индивидуальная работа: помощь при проведении опытов.

Ход образовательной деятельности

Этап

непосредственно

образовательной

деятельности

Организация рабочего

пространства

Деятельность

взрослого

Деятельность

детей

Условия социальной

ситуации развития и психолого-

педагогические условия

Вводная часть

(Организационный и мотивационный момент)

Дети входят в группу.

Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

Приветствие:  

Гостям вы «Здравствуйте!» скажите,

Друг друга за руки возьмите.

В круг вас встать я прошу

Познакомиться хочу!

А поможет нам клубок.

Вы его передавайте свое имя называйте!

Меня зовут Ольга Николаевна…

(Воспитатель незаметно бросает клубок)

Дети обращают внимание на приветствие взрослого, здороваются, знакомятся. Идут вслед за клубком и замечают необычную книгу.

Условия для проявления речевой активности, эмоциональной раскрепощенности, проявления заинтересованности, мотивации

Основная часть

Подойдя к книге идет выяснение, что за книга. Зачем клубок привел их к ней? Решают ее открыть.

(Звучит сказочный звук и отрывок песни «Я Водяной…» В книге оказывается сказка про Водяного.

Воспитатель читает сказку про Водяного.  

Дети слушают сказку.

Условия для проявления заинтересованности, мотивации.

Из сказки стало понятно, что Водяной постоянно недосчитывается воду и не может понять куда она исчезает.

Воспитатель предлагает детям подумать, куда исчезает вода.

Дети слушают вопрос и высказывают свои предположения.

Условия для проявления заинтересованности, мотивации

Воспитатель предлагает детям доказать Водяному, что вода никуда не исчезает. И отправиться в сказку.

Дети соглашаются помочь Водяному.

Условия для проявления заинтересованности, мотивации.

Воспитатель с детьми превращаются в капельки и отправляются в сказку.

Ритуал вхождения в сказку «Волшебный колодец» (дети перешагивают обруч)

(звучит волшебный звук)

На проекторе появляется слайд №1с изображением Водяного.

Очутившись в сказке воспитатель обращает внимание детей на  Водяного , а затем на пенек прикрытый скатертью под которой стоит термос с горячей водой.

Дети обращают внимание и предполагают, что это может быть.

Условия для проявления заинтересованности, мотивации.

Опыт №1. «Испарение воды».

Воспитатель показывает детям термос и спрашивает, что в нем. Напоминает о безопасности.

Дети высказывают свое предположение.

Условия для развития поисковой активности.

Воспитатель показывает эксперимент с термосом:

- открывает крышку,

- из термоса идет пар.

Воспитатель предлагает подумать, что выходит из термоса, откуда пар в термосе.

Дети наблюдают, высказывают предположение, что это пар, откуда он взялся.

(При нагревании вода превратилась в пар)

Условия для развития поисковой активности.

Воспитатель спрашивает у детей как доказать, что пар это вода.

Дети высказывают свое предположение.

Условия для развития поисковой активности.

Опыт №2. «Капли на зеркале».

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на предметы лежащие возле пенька. После ответов детей  на мольберт карточку – обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный»

Дети находят предметы для проведения опыта (зеркало с ручкой, пластмассовая ложка, металлическая ложка, резиновая лопатка)

Условия для развития поисковой активности.

 Воспитатель предлагает детям проверить и подержать зеркало и другие предметы над паром.

Дети подносят к струе пара зеркало и другие предметы, держат некоторое время над паром.

Условия для развития поисковой активности.

Воспитатель предлагает потрогать капли воды на предметах. Подводит детей к выводу, что пар это действительно вода. При нагревании она может испаряться.  

Дети трогают капли и делают вывод, что пар это действительно вода. Вода имеет свойство испаряться.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности.

Показ слайдов.

Слайд №2 (испарение)

Воспитатель рассказывает как в природе происходит испарение и обращает внимание детей на слайд.

Дети слушают и смотрят слайды.

Условия для проявления заинтересованности.

Слайд №3 (облака)

Воспитатель подводит детей к тому, что когда пар поднимается вверх во что превращается?

Дети слушают вопрос и отвечают.

Условия для развития  мысленной активности.

Слайд №4 (туча)

Воспитатель подводит детей к тому, что облака собираются в тучу.

Дети высказывают свое предположение.

Условия для развития  мысленной активности.

Слайд №5,6,7 (осадки)

Воспитатель задает вопрос детям, в виде чего вода возвращается на землю из тучи.

Дети высказывают свое мнение.

Условия для развития  мысленной активности.

Опыт №3 «Дождь»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на опыте как идет дождь:

- воспитатель наливает в трехлитровую банку кипящую воду высотой 2,5 см. и закрывает жестяной крышкой.

- кладет на крышку лед и предлагает детям понаблюдать, что происходит с паром.

Дети наблюдают за происходящим.

Условия  для проявления заинтересованности для развития поисковой активности, мысленной активности.

Воспитатель во время наблюдения за опытом подводит детей к собственным выводам.

Дети наблюдая за опытом делают выводы.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности

Игра «Дождевая тучка»

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Дождевая тучка» (звучит мелодия)

Дети выполняют движения о которых проговаривает воспитатель.

Условия для здоровьесбережения.

После проведения игры воспитатель напоминает о Водяном, которому не терпится узнать где его водица.

Обращает внимание детей на стаканы с землей.

Дети обращают внимание на стаканы с землей.

Условия  для проявления заинтересованности.

Опыт №4 «С землей»

Воспитатель подводит детей к стаканам с землей и водой. Предлагает детям доказать по их предположениям, может ли вода просачиваться сквозь землю. Задает вопрос: -Что с этим будем делать?

Дети отвечают на вопрос. Предлагают, что делать со стаканами. Проводят опыт.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности.

Воспитатель задает вопрос: - Что стало с землей после того, как они ее полили? Куда девается вода, которая просочилась сквозь землю?

Дети отвечают на вопросы выдвигая свои предположения.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности.

Показ слайдов №8,9 (грунтовые воды)

Воспитатель рассказывает о грунтовых водах и выходе их на поверхность земли. Подводит детей к самостоятельным предположениям, что ручьи снова стекают в водоемы рек и морей. И все начинается с начало. Воды рек испаряются и т.д.

Дети высказывают свои предположения.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности.

Воспитатель задает вопрос: - Кто знает как называется этот процесс в природе? (Круговорот воды)

Дети  высказывая свое мнение отвечают на вопрос.

Условия для развития мысленной активности.

Воспитатель задает вопрос детям: -Нашли мы пропавшую воду? И как мы это доказали?

Подводит детей к тому что можно сделать для Водяного, чтобы он больше не терял воду. (изготовление памяток)

Дети отвечают на вопросы. Предлагают изготовить подарок для Водяного.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, диалогической речи.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды выбрав самостоятельно жетон названия команды «снежинки» или «дождинки».

Обращает внимание на столы где лежат конверты с карточками-схемами из которых дети должны выложить последовательность движения капельки по кругу.

Дети разбиваются на команды и достают карточки из конвертов. Работают самостоятельно.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности, умения договариваться между собой.

Заключительная часть

Показ слайда №10 (общая схема круговорота)

По окончании работы по изготовлению памяток воспитатель вывешивает их на доску для проверки. Хвалит их за работу.

Дети проверяют правильность составления памяток.

Условия для развития диалогической речи.

Показ слайда № 11, 12.

Воспитатель включает слайд на котором Водяной благодарит детей за подарок.

Воспитатель еще раз хвалит детей за их работу. И предлагает возвращаться обратно в детсад.

Дети прослушивают видео и соглашаются с воспитателем о возвращении в детсад.

Условия для проявления заинтересованности и эмоционального состояния.

Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч)

(звучит волшебный звук)

Воспитатель: 
- Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному? Мы нашли пропавшую воду? Как мы это доказали? (провели опыты)

Как вы думаете ,где могут пригодиться вам эти знания полученные сегодня?

Дети отвечают на вопросы.

Условия для развития диалогической речи.

Рефлексия

Воспитатель предлагает кому было интересно и все понравилось приклеить свою капельку на веселое облако. А кому было не интересно на грозовую тучу.

Воспитатель располагает на доске изображения веселого облака и тучки.

Дети наклеивают свои капельки по  выбору.

Условия для оценки эмоционального состояния, умения вслушиваться в речь собеседника, самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Коммуникация").

Цель. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ

Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети  выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами противопожарной безо...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».

Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»

Конспект организованной образовательной деятельности  в старшей группе «Путешествие капельки»...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием метода сторителлинга и конверт – доски в старшей группе Тема: «Необычная поляна»

Организация организованной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в старшей группе по теме "Необычная поляна"...