Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Ходит капелька по кругу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской деятельности «Ходит капелька по кругу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._hodit_kapelka_po_krugu.docx | 152.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
детский сад № 29 «У Лукоморья»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
«Ходит капелька по кругу»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Пальшина Ольга Николаевна, воспитатель
г. Саяногорск, 2017 г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской деятельности «Ходит капелька по кругу».
Задачи:
- создать условия для расширения у детей представлений о воде её признаках, свойствах, круговороте воды в природе (познавательное развитие);
- создать условия для обогащения словарного запаса детей понятиями: «испаряется», «просачивается», «круговорот» (речевое развитие);
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, в процессе обобщения и анализа результатов исследовательской деятельности (речевое развитие);
- способствовать развитию у детей познавательного интереса к природе через опытно- экспериментальную деятельность (познавательное развитие);
- способствовать развитию умения «работать» в микро-группах, договариваться и обсуждать совместные действия (социально-коммуникативное развитие);
- способствовать воспитанию у детей старшего дошкольного возраста экологической грамотности и бережного отношения к воде как источнику жизни на земле.
Организация детских видов деятельностей:
• совместная деятельность ребенка со взрослым;
• совместная деятельность ребенка со сверстниками;
• самостоятельная деятельность ребенка;
• экспериментальная деятельность.
Методы и приёмы:
Наглядные: схема-модель «Круговорот воды в природе», мультимедийная презентация, книга сказок.
Практические: опыты с водой; составление схемы- модели «Ходит капелька по кругу».
Словесные: беседа, вопросы поискового характера, чтение сказки, пояснения.
Оборудование и ТСО
Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой (по количеству детей).
Картинки - модели « Как капелька путешествует»
Демонстрационный материал:
Термос с горячей водой, зеркало, ложка, лопатка.
ИКТ средства.
Педагогические технологии: гуманно – личностные, информационные, поисково–исследовательские.
Здоровьесберегающие технологии: адекватные возрасту методы (игра), частая сменяемость видов деятельности, предупреждающая утомляемость детей.
Индивидуальная работа: помощь при проведении опытов.
Ход образовательной деятельности
Этап непосредственно образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Условия социальной ситуации развития и психолого- педагогические условия |
Вводная часть (Организационный и мотивационный момент) | Дети входят в группу. | Воспитатель обращает внимание детей на гостей. Приветствие: Гостям вы «Здравствуйте!» скажите, Друг друга за руки возьмите. В круг вас встать я прошу Познакомиться хочу! А поможет нам клубок. Вы его передавайте свое имя называйте! Меня зовут Ольга Николаевна… (Воспитатель незаметно бросает клубок) | Дети обращают внимание на приветствие взрослого, здороваются, знакомятся. Идут вслед за клубком и замечают необычную книгу. | Условия для проявления речевой активности, эмоциональной раскрепощенности, проявления заинтересованности, мотивации |
Основная часть | Подойдя к книге идет выяснение, что за книга. Зачем клубок привел их к ней? Решают ее открыть. (Звучит сказочный звук и отрывок песни «Я Водяной…» В книге оказывается сказка про Водяного. | Воспитатель читает сказку про Водяного. | Дети слушают сказку. | Условия для проявления заинтересованности, мотивации. |
Из сказки стало понятно, что Водяной постоянно недосчитывается воду и не может понять куда она исчезает. | Воспитатель предлагает детям подумать, куда исчезает вода. | Дети слушают вопрос и высказывают свои предположения. | Условия для проявления заинтересованности, мотивации | |
Воспитатель предлагает детям доказать Водяному, что вода никуда не исчезает. И отправиться в сказку. | Дети соглашаются помочь Водяному. | Условия для проявления заинтересованности, мотивации. | ||
Воспитатель с детьми превращаются в капельки и отправляются в сказку. Ритуал вхождения в сказку «Волшебный колодец» (дети перешагивают обруч) (звучит волшебный звук) На проекторе появляется слайд №1с изображением Водяного. | Очутившись в сказке воспитатель обращает внимание детей на Водяного , а затем на пенек прикрытый скатертью под которой стоит термос с горячей водой. | Дети обращают внимание и предполагают, что это может быть. | Условия для проявления заинтересованности, мотивации. | |
Опыт №1. «Испарение воды». | Воспитатель показывает детям термос и спрашивает, что в нем. Напоминает о безопасности. | Дети высказывают свое предположение. | Условия для развития поисковой активности. | |
Воспитатель показывает эксперимент с термосом: - открывает крышку, - из термоса идет пар. Воспитатель предлагает подумать, что выходит из термоса, откуда пар в термосе. | Дети наблюдают, высказывают предположение, что это пар, откуда он взялся. (При нагревании вода превратилась в пар) | Условия для развития поисковой активности. | ||
Воспитатель спрашивает у детей как доказать, что пар это вода. | Дети высказывают свое предположение. | Условия для развития поисковой активности. | ||
Опыт №2. «Капли на зеркале». | Воспитатель предлагает детям обратить внимание на предметы лежащие возле пенька. После ответов детей на мольберт карточку – обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный» | Дети находят предметы для проведения опыта (зеркало с ручкой, пластмассовая ложка, металлическая ложка, резиновая лопатка) | Условия для развития поисковой активности. | |
Воспитатель предлагает детям проверить и подержать зеркало и другие предметы над паром. | Дети подносят к струе пара зеркало и другие предметы, держат некоторое время над паром. | Условия для развития поисковой активности. | ||
Воспитатель предлагает потрогать капли воды на предметах. Подводит детей к выводу, что пар это действительно вода. При нагревании она может испаряться. | Дети трогают капли и делают вывод, что пар это действительно вода. Вода имеет свойство испаряться. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности. | ||
Показ слайдов. Слайд №2 (испарение) | Воспитатель рассказывает как в природе происходит испарение и обращает внимание детей на слайд. | Дети слушают и смотрят слайды. | Условия для проявления заинтересованности. | |
Слайд №3 (облака) | Воспитатель подводит детей к тому, что когда пар поднимается вверх во что превращается? | Дети слушают вопрос и отвечают. | Условия для развития мысленной активности. | |
Слайд №4 (туча) | Воспитатель подводит детей к тому, что облака собираются в тучу. | Дети высказывают свое предположение. | Условия для развития мысленной активности. | |
Слайд №5,6,7 (осадки) | Воспитатель задает вопрос детям, в виде чего вода возвращается на землю из тучи. | Дети высказывают свое мнение. | Условия для развития мысленной активности. | |
Опыт №3 «Дождь» | Воспитатель предлагает детям посмотреть на опыте как идет дождь: - воспитатель наливает в трехлитровую банку кипящую воду высотой 2,5 см. и закрывает жестяной крышкой. - кладет на крышку лед и предлагает детям понаблюдать, что происходит с паром. | Дети наблюдают за происходящим. | Условия для проявления заинтересованности для развития поисковой активности, мысленной активности. | |
Воспитатель во время наблюдения за опытом подводит детей к собственным выводам. | Дети наблюдая за опытом делают выводы. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности | ||
Игра «Дождевая тучка» | Воспитатель предлагает поиграть в игру «Дождевая тучка» (звучит мелодия) | Дети выполняют движения о которых проговаривает воспитатель. | Условия для здоровьесбережения. | |
После проведения игры воспитатель напоминает о Водяном, которому не терпится узнать где его водица. Обращает внимание детей на стаканы с землей. | Дети обращают внимание на стаканы с землей. | Условия для проявления заинтересованности. | ||
Опыт №4 «С землей» | Воспитатель подводит детей к стаканам с землей и водой. Предлагает детям доказать по их предположениям, может ли вода просачиваться сквозь землю. Задает вопрос: -Что с этим будем делать? | Дети отвечают на вопрос. Предлагают, что делать со стаканами. Проводят опыт. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности. | |
Воспитатель задает вопрос: - Что стало с землей после того, как они ее полили? Куда девается вода, которая просочилась сквозь землю? | Дети отвечают на вопросы выдвигая свои предположения. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности. | ||
Показ слайдов №8,9 (грунтовые воды) | Воспитатель рассказывает о грунтовых водах и выходе их на поверхность земли. Подводит детей к самостоятельным предположениям, что ручьи снова стекают в водоемы рек и морей. И все начинается с начало. Воды рек испаряются и т.д. | Дети высказывают свои предположения. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности. | |
Воспитатель задает вопрос: - Кто знает как называется этот процесс в природе? (Круговорот воды) | Дети высказывая свое мнение отвечают на вопрос. | Условия для развития мысленной активности. | ||
Воспитатель задает вопрос детям: -Нашли мы пропавшую воду? И как мы это доказали? Подводит детей к тому что можно сделать для Водяного, чтобы он больше не терял воду. (изготовление памяток) | Дети отвечают на вопросы. Предлагают изготовить подарок для Водяного. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, диалогической речи. | ||
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды выбрав самостоятельно жетон названия команды «снежинки» или «дождинки». Обращает внимание на столы где лежат конверты с карточками-схемами из которых дети должны выложить последовательность движения капельки по кругу. | Дети разбиваются на команды и достают карточки из конвертов. Работают самостоятельно. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности, умения договариваться между собой. | ||
Заключительная часть | Показ слайда №10 (общая схема круговорота) | По окончании работы по изготовлению памяток воспитатель вывешивает их на доску для проверки. Хвалит их за работу. | Дети проверяют правильность составления памяток. | Условия для развития диалогической речи. |
Показ слайда № 11, 12. | Воспитатель включает слайд на котором Водяной благодарит детей за подарок. Воспитатель еще раз хвалит детей за их работу. И предлагает возвращаться обратно в детсад. | Дети прослушивают видео и соглашаются с воспитателем о возвращении в детсад. | Условия для проявления заинтересованности и эмоционального состояния. | |
Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч) (звучит волшебный звук) | Воспитатель: Как вы думаете ,где могут пригодиться вам эти знания полученные сегодня? | Дети отвечают на вопросы. | Условия для развития диалогической речи. | |
Рефлексия | Воспитатель предлагает кому было интересно и все понравилось приклеить свою капельку на веселое облако. А кому было не интересно на грозовую тучу. Воспитатель располагает на доске изображения веселого облака и тучки. | Дети наклеивают свои капельки по выбору. | Условия для оценки эмоционального состояния, умения вслушиваться в речь собеседника, самоконтроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Коммуникация").
Цель. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ
Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"
Методическая разработка включает образовательную деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами противопожарной безо...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».
Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области “познавательное развитие”
Квест игра "Искатели клада"...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием метода сторителлинга и конверт – доски в старшей группе Тема: «Необычная поляна»
Организация организованной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в старшей группе по теме "Необычная поляна"...