Макет технологической карты непосредственно образовательной деятельности коррекционной направленности
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Григорьева Светлана Александровна

 Задачи:

Коррекционные:  

Формировать умения ориентироваться в пространстве группы.                                                                                                                                                                        Учить пользоваться компенсаторными способностями (слухом).

Обучающие:

Расширять знания детей о некоторых видах зимующих птиц, их внешнего    вида, питания, особенностями жизни зимой.

Познакомить с интересными фактами из жизни птиц.                                                                                                                          
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Активизировать и расширять словарь за счёт слов антонимов и пространственных предлогов.

Развивать внимание.

Воспитательные:                                                                   

Воспитывать заботливое отношение к птицам, формировать навыки культуры поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макет технологической карты непосредственно образовательной деятельности коррекционной направленности 

ГБДОУ № 42   Колпинский район г. Санкт – Петербург

Подготовительная группа

Воспитатель высшей  квалификационной категории:                                        Григорьева Светлана Александровна

1.Тема НОД «Зимующие птицы»

2. Цель занятия :  Вызвать интерес к жизни зимующих птиц.

3. Задачи:

Коррекционные:   

Формировать умения ориентироваться в пространстве группы.                                                                                                                                                                        Учить пользоваться компенсаторными способностями (слухом).

Обучающие:

Расширять знания детей о некоторых видах зимующих птиц, их внешнего    вида, питания, особенностями жизни зимой.

Познакомить с интересными фактами из жизни птиц.                                                                                                                          
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Активизировать и расширять словарь за счёт слов антонимов и пространственных предлогов.

Развивать внимание.

Воспитательные:                                                                   

Воспитывать заботливое отношение к птицам, формировать навыки культуры поведения в природе.

4. Тип занятия: Занятие-беседа.

5. Предварительная работа:                                                                                                                                                         Рассматривание изображений зимующих птиц.                                                                                                                                                       Отгадывание загадок о птицах.                                                                                                                                                                               Дидактическая игра «Птичий базар».                                                                                                                                                                                       Чтение художественной литературы: В.Звягина «Воробей»,  Ю.Никонова «Зимние гости»,  Л.Воронкова «Птичьи кормушки»,  О.Григорьева «Синица».

Календарь наблюдений за птицами зимой.                                                                                                                                                                         Подвижная игра« Зимующие и перелётные птицы» (дети бегают, когда воспитатель называет зимующих птиц, а когда перелётных - садятся на корточки).

Разучивание чистоговорки «Расклевал дрозд рябины гроздь».

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Общение «Почему не все птицы улетают в тёплые края».

6. Вид занятия: Познавательное – речевое.

7. Ресурсы:

http://mamadelki.ru/raspechataj-i-sklej/kartochki-domana-gorodskie-pticy.html

http://www.dltk-kids.com/animals/mpeacockwreath.htm

8. Учебные материалы:                                                                                                                                                                                    Оборудование: Мультимедийное оборудование                                                                                                                                                            

Демонстрационный: Презентация «Зимующие птицы».                                                                                                                                                     Разные варианты кормушек.

Раздаточный: Плоскостные изображения птиц: клёст, снегирь, дятел, ворона, синица, воробей (по количеству детей), схемы(по количеству детей).                                                                                                                                                                                                                                Семена растений: арбуза, подсолнечника, тыквы, шишки, ягоды рябины.                                                                                                    

 

Этап,

его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат

Вводная часть

Организационный момент

1 мин.

Приветствие, установление зрительного, слухового контакта

Воспитатель предлагает детям послушать и отгадать, о ком говорится в отрывке из стихотворения поэта                        А. Яшина.

Дети подходят к воспитателю, слушают стихотворение, говорят, о ком говорится в стихотворении

Психологическая готовность

Мотивационно – побудительный                     1 мин.

Формирование умения вести диалог, развивать воображение

Постановка вопросов

Дети высказывают свои предложения

 Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу

Основная часть

Просмотр презентации8-9 мин.

Расширять знания детей о некоторых видах зимующих птиц, их внешнего    вида, питания, особенностями жизни зимой.

Показ презентации

Дети отгадывают загадки, смотрят презентацию, слушают звуки голосов птиц, отвечают на вопросы

Получение новых знаний.

Гимнастика для глаз «Отдыхалочка»  1 мин.

Профилактика нарушений зрения,

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с педагогом

 

Снятие зрительного напряжения

Физическая минутка        1 мин

 

Предупреждение утомляемости детей

Совместная деятельность с детьми

 

Выполняют  физические движения

Снятие физического напряжения

Дидактическая игра «Скажи наоборот» 1-2 мин.

Активизировать и расширять словарь за счёт слов антонимов

Воспитатель говорит незаконченное предложение

Дети подбирают слова – антонимы.

Пополнение словаря ребенка

Игра «Найди птицу»       5-6 мин.

Совершенствовать умение детей ориентироваться в большом пространстве, передвигаться в заданном направлении по ориентирам

Создание проблемной ситуации

Самостоятельная деятельность

Закрепление знаний о птицах. Словесное обозначение предмета в пространстве, с использованием в речи предлогов

Зрительная гимнастика    «Птички»   1-2 мин.

Укрепление глазных мышц, снятие напряжения

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с педагогом

Снятие зрительного напряжения

Игра с мячом «Верю – не верю»                 1 мин.

Закрепить знания о зимующих птицах

Игра с детьми

Играют с мячом в кругу с педагогом

.

Развитие внимания.

Закрепление знаний о птицах

 

Игра «Повтори ритм»         1-2 мин.

Развитие чувства ритма и внимания

Эмоциональный настрой на самостоятельную работу. Педагог дает образец ритмического рисунка.

Самостоятельная деятельность

Развитие чувства ритма

Игра «Определи на ощупь»  2-3 мин.

Развивать тактильные восприятия.

Проводит игру.

Дети на ощупь отгадывают угощения для птиц

Развитие осязания (тактильного восприятия).

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

2 мин.

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную деятельность.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

.

Систематизация знаний

Конспект непосредственной образовательной деятельности (область познание) для детей подготовительной группы на тему:   «Зимующие птицы»

           

                                            Составила и провела воспитатель Григорьева С.А.

                                   

                                               

      Цель:

      Вызвать интерес к жизни зимующих птиц.

Задачи:  

 Коррекционные:   

 Формировать умения ориентироваться в пространстве группы.                                                                                  Учить пользоваться компенсаторными способностями (слухом).

                                                                                                                                                                                                                                                Обучающие:

 Расширять знания детей о некоторых видах зимующих птиц, их внешнего вида, питанием, особенностями жизни зимой.                                                                                                     Познакомить с интересными фактами из жизни птиц.

 Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Активизировать и расширять словарь за счёт слов антонимов и пространственных предлогов.

Развивать внимание.                                                                                                                            

   Воспитательные: 

    Воспитывать заботливое отношение к птицам.

    Формировать навыку культуры поведения в природе.

Предварительная работа:    

                                                                                                                                                   Рассматривание изображений зимующих птиц.                                                                                                                                                         Отгадывание загадок о птицах.                                                                                                                                                                               Дидактическая игра «Птичий базар».                                                                                                                                                                                      Чтение художественной литературы: В. Звягина «Воробей», Ю.Никонова «Зимние гости». : Л.Воронкова «Птичьи кормушки»,  О.Григорьева «Синица».

Календарь наблюдений за птицами зимой.                                                                                                                                                                         Подвижная игра« Зимующие и перелётные птицы» (дети бегают, когда воспитатель называет зимующих птиц, а когда перелётных -садятся на корточки).

Разучивание чистоговорки «Расклевал дрозд рябины гроздь».                                                       Пальчиковая гимнастика «Кормушка».                                                                                             Общение «Почему не все птицы улетают в тёплые края»

 Ресурсы:

http://mamadelki.ru/raspechataj-i-sklej/kartochki-domana-gorodskie-pticy.html

http://www.dltk-kids.com/animals/mpeacockwreath.htm 

 Учебные материалы:                                                                                                                                                                                    Оборудование: Мультимедийное оборудование                                                                                                                                                            

Демонстрационный: Презентация «Зимующие птицы».                                                                                                                                                     Кормушки, изготовленные детьми и родителями.

Раздаточный: Плоскостные изображения птиц: клёст, снегирь, дятел, ворона, синица, воробей (по количеству детей), схемы (по количеству детей).                                                                                                                                                                                                                                В мешочках семена растений: арбуза, подсолнечника, тыквы, шишки, ягоды рябины, зерна пшеницы.                                                                                                    

 Ход НОД:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать, о ком говорится в отрывке из стихотворения поэта Александра Яшина.

Разве можно забывать: улететь могли,
 А остались зимовать заодно с людьми.
   Небогаты их корма, горсть одна нужна,
      Горсть зерна – и не страшна будет им зима
.    

 Воспитатель: Верно! О зимующих птицах. Я знаю, что вы настоящие друзья птиц, вы их не только любите, но и помогаете им пережить трудные зимние дни.

- Что может сделать человек, чтобы облегчить жизнь птиц зимой? (Ответы детей:  подкармливать птиц,  развешивать кормушки. Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена и др).

Воспитатель: Знакомиться с зимующими птицами можно круглый год. Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года. Сегодня мы с вами поговорим о городских птицах воробьях,  воронах, и о лесных обитателях – дятлах, синицах,  сороках – и некоторых других птицах, приносящих огромную пользу человеку истреблением вредных насекомых.

Основная часть.

Просмотр презентации:

                                                             Загадка.

Спиною зеленовато,

     Животиком желтовато,

Черненькая шапочка

                  И полоска шарфика.  (Синица)

После ответа детей на экране появляется птица. Слайд № 2

Синицы – очень подвижные и ловкие птицы, их сильные ноги с острыми и круто загнутыми когтями на крепких пальцах хорошо приспособлены к цеплянью за ветки. Перепархивая с ветки на ветку, обшаривая каждую трещинку в коре, они вытаскивают оттуда своим прямым и острым клювом запрятавшихся на зиму насекомых, их личинки и яйца. Оперение у синиц яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Послушайте голос синицы (звучит запись).

Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы? (Ответы детей)

 Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек.

                                                            Загадка.

Каждый год я к вам лечу

                                             Зимовать у вас хочу

                                             Ведь ещё красней зимой

                      Ярко-красный галстук мой.   (Снегирь)

После ответа детей на экране появляется птица. Слайд № 3

 С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно; их красные грудки, голубоватые серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов.

Загадка.

В серой шубке перовой

                                              И в морозы он герой.

  Скачет, на лету резвится.

                   Не орёл, а всё же птица.   (Воробей)

После ответа детей на экране появляется птица. Слайд № 4

 Воробей – маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Послушайте, как чирикают воробьи (звучит запись).                                                                                             Воробей – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.

А каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Ворона, голубь, свиристель, дятел, галка)

Слайд № 5

Посмотрите на эту веселую, бодрую, смышленую птицу, ее знают все и ни с кем не спутают. Много прозвищ дали сороке люди. Какие вы слышали прозвища сороки? (Сорока-воровка, белобока)

 А кто из вас знает, как выглядит сорока? (У сороки белые бока, а сама она черная, длинный хвост)

Воспитатель: Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся. У этих птиц характерный голос – резкое стрекотание, похоже на “Ча – ча – ча”.

Послушайте (звучит запись).

                                                                                                                                                  А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.

Загадка:

Кто в беретке ярко-красной,
 В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
           Всё стучит, стучит, стучит.   (Дятел)

После ответа детей на экране появляется птица.  Слайд № 6

 В наших лесах живет множество жуков – дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Они прогрызают ходы в коре и стволе дерева, разрушают его изнутри. Только дятел может сидеть на дереве “солдатиком” и двигаться снизу вверх по стволу, цепляясь за кору острыми коготками и помогая себе твердым, упругим хвостом. 

Дятел своим крепким клювом и длинным языком может достать жуков и их личинок из убежищ. С помощью своего необыкновенного клюва дятел переговаривается с другими дятлами, выстукивая целые послания. Весной он любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда.                                                                                                     Птенцы у дятла появляются весной. Родители выкармливают малышей мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек.                                                                                                                                     Зимой дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает. Птица срывает с ветки еловую или сосновую шишку, удобно закрепляет ее в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки семена.

Послушайте звуки, которые издаёт дятел (звучит запись).

 Слайд № 7

Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица.  Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое.                                                                                                                                    Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Кормятся днем на свалках, а вечером с шумом и карканьем собираются в большие стаи и летят на ночевку в парк, усаживаются на деревья, тесно прижавшись друг к другу, и таким путем согреваются.                                                                                                Гнездо вороны строят на дереве из сухих веток, выстилая его тряпками, перьями. Птенцов сначала кормит самец, потом оба родителя. Через месяц птенцы вылетают из гнезда.                                                                                                                                               А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека.

Послушайте карканье вороны (звучит запись).

Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков остатками еды человека.

Слайд № 8

А это лесная зимующая птица - клест. Посмотрите, как он выглядит. Эта птица постоянный житель зимних лесов. Оперенье у клестов нарядное – ярко-вишневое, а самочки окрашены скромно – в желто-зеленый цвет.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста.                                                                                                                             А вы знаете, когда появляются птенцы у клестов? Птенцов клесты выводят зимой, в самые трескучие морозы. От холода птенцов спасает глубокое, теплое гнездо. Клестиха – мама, отложив яички из гнезда, не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест. Питается клест семенами еловых и сосновых шишек.

Воспитатель: Мы с вами поговорили о некоторых зимующих птицах, послушали их голоса, а теперь давайте дадим глазкам отдохнуть, а потом немного подвигаемся.

«Отдыхалочка»

                                            Мы смотрели, отвечали,

                                            Наши глазки так устали

                                            Мы дадим им отдохнуть,

                                            Их закроем на чуть — чуть.

                                            А теперь их открываем

                                            И немного поморгаем.

                                                         Физминутка.

Птички прыгают, летают,                   Дети прыгают, «летают»,

                Птички крошки собирают.                 «собирают»,

Зёрнышки клюют.                                «клюют»,

Пёрышки почистили,                           движения по тексту

Клювики почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели                                  «улетают»,

И на место сели.                                     садятся.

Воспитатель: Что есть общего у всех птиц? (Ответы: туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)

 Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)

У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ответы: спокойный, важный, добрый).  А какая синица? (Умная, боязливая, добрая). Что можно сказать про воробья?  (Шустрый, проказник, веселый, быстрый, ловкий, драчливый)

А вы знаете, как эти птицы подают голоса? (Ответы детей: воробей – чирикает. Синица и снегирь свистят. Ворона – каркает. Голубь – воркует. Сорока – трещит).

                               Дидактическая игра «Скажи наоборот».

 У вороны клюв большой, а у воробья - …(маленький)

У воробья хвост короткий, а у вороны - … (длинный)

                   У синицы клюв тонкий, а у дятла…(толстый)

                   Ворона - большая, а воробей…(маленький)

                   Снегирь -  малоподвижный, а синица…(шустрая)

                   Синицы высиживают птенцов летом, а клест…(зимой)

Воспитатель: Птицы разлетелись по нашей группе. Давайте отыщем их. Искать будем по схемам.                                                                                                                                             Педагог раздаёт каждому свою схему. В разных местах групповой комнаты разложены плоскостные изображения птиц, в соответствии со схемой.                                                                                                       Внимательно рассмотрите схему и скажите, кого вам нужно найти и где эта птица спряталась. Дети отыскивают нужную птицу и рассказывают о её местоположении, используя пространственные предлоги: под,  на, слева, справа и др.

                               Зрительная гимнастика «Птички»

Летели птички                        прослеживание глазами за птичкой по кругу                          Собой невелички.                                                                                                                                    Как они летели,                       движения глазами вправо – влево                                                Все дети глядели.                                                                                                                                 Как они садились,                   движения глазами вверх – вниз                                                   Дети все дивились.

Воспитатель: Вставайте в круг, поиграем с мячом.

                                          Игра «Верю – не верю»

- Клесты выводят птенцов зимой.

- У синицы жёлтое брюшко.

- У воробья большой сильный клюв.

- У свиристели на голове большой хохолок.

- У сороки длинный чёрный хвост.

- Для птиц самое страшное зимой – это голод.

- Клесты любят семена шишек.

Воспитатель: Сорока и Дятел решили  показать вам  свои музыкальные способности.                                                                                                                     Сорока - стрекотуха предложила всем птицам повторить такой ритм: ча - ча - ча ; ча - ча - ча (воспитатель произносит слова, на каждый слог хлопает, ребенок повторяет не нарушая ритм).
 
А лесной барабанщик - Дятел выстучал целое послание. Послушайте и отстучите пальчиками: та ; та - та - та ; та (дети выстукивают ритмический рисунок).


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.)                                                     Почему? ( Ответы детей: зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т.п).

Отгадайте загадку:

Что за стол среди берёз под открытым небом?                                                                                                                  Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка).

Заключительная часть.

Воспитатель:  Мы с вами тоже сделали  кормушку,  и еще одну сделал Артем вместе с папой дома.                                                                                                                                                                  - Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного.

 Игра «Определи на ощупь» (В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились. Я горжусь вами.   А что нового вы сегодня узнали?                                                                                                                            Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать. Сегодня на прогулке мы повесим наши кормушки и будем подкармливать птиц.

Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы» в

старшей группе.

Цель: Расширить представления детей о птицах, об условиях их

жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам.

 

Коррекционно-образовательные задачи:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности МКДОУ «Детского сада комбинированного вида №9» города Кирова в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (1-й год обучения).

Тема: «Осень»Вид: Интегрированное, бинарное занятие  с  использованием различных видов деятельности.Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».Цель: Спо...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Познавательная деятельность»

Тема: «Шишки для белочки».Возрастная группа: дети третьего года жизни.Форма организации: групповая, подгрупповая.Учебно-методический комплекс – программа «От рождения до школы...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности (ЗПР) Тема: «Звуки П,ПЬ. Буква П» (образовательный компонент «Речевое развитие»)

Мероприятие проводится с целью преодоления детьми речевых затруднений. Задачи: закрепить умения детей давать акустическую характеристику звукам П,ПЬ; уточнить и расширить словарь детей по теме «...

Организованная образовательная деятельность Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности

    Группа: подготовительная группа (6-7 лет) Тема: «Моя родина - Россия». Кубик Блума.Цель: Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Родина,...