Макет технологической карты непосредственно образовательной деятельности коррекционной направленности
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Задачи:
Коррекционные:
Формировать умения ориентироваться в пространстве группы. Учить пользоваться компенсаторными способностями (слухом).
Обучающие:
Расширять знания детей о некоторых видах зимующих птиц, их внешнего вида, питания, особенностями жизни зимой.
Познакомить с интересными фактами из жизни птиц.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Активизировать и расширять словарь за счёт слов антонимов и пространственных предлогов.
Развивать внимание.
Воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, формировать навыки культуры поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grigoreva_s.a._dou_no42_spb_tehnologicheskaya_karta_konspekt.docx | 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Макет технологической карты непосредственно образовательной деятельности коррекционной направленности
ГБДОУ № 42 Колпинский район г. Санкт – Петербург
Подготовительная группа
Воспитатель высшей квалификационной категории: Григорьева Светлана Александровна
1.Тема НОД «Зимующие птицы» |
2. Цель занятия : Вызвать интерес к жизни зимующих птиц. |
3. Задачи: Коррекционные: Формировать умения ориентироваться в пространстве группы. Учить пользоваться компенсаторными способностями (слухом). Обучающие: Расширять знания детей о некоторых видах зимующих птиц, их внешнего вида, питания, особенностями жизни зимой. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Развивать внимание. Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к птицам, формировать навыки культуры поведения в природе. |
4. Тип занятия: Занятие-беседа. |
5. Предварительная работа: Рассматривание изображений зимующих птиц. Отгадывание загадок о птицах. Дидактическая игра «Птичий базар». Чтение художественной литературы: В.Звягина «Воробей», Ю.Никонова «Зимние гости», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», О.Григорьева «Синица». Календарь наблюдений за птицами зимой. Подвижная игра« Зимующие и перелётные птицы» (дети бегают, когда воспитатель называет зимующих птиц, а когда перелётных - садятся на корточки). Разучивание чистоговорки «Расклевал дрозд рябины гроздь». Пальчиковая гимнастика «Кормушка». Общение «Почему не все птицы улетают в тёплые края». |
6. Вид занятия: Познавательное – речевое. |
7. Ресурсы: http://mamadelki.ru/raspechataj-i-sklej/kartochki-domana-gorodskie-pticy.html |
8. Учебные материалы: Оборудование: Мультимедийное оборудование Демонстрационный: Презентация «Зимующие птицы». Разные варианты кормушек. Раздаточный: Плоскостные изображения птиц: клёст, снегирь, дятел, ворона, синица, воробей (по количеству детей), схемы(по количеству детей). Семена растений: арбуза, подсолнечника, тыквы, шишки, ягоды рябины. |
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Результат |
Вводная часть Организационный момент 1 мин. | Приветствие, установление зрительного, слухового контакта | Воспитатель предлагает детям послушать и отгадать, о ком говорится в отрывке из стихотворения поэта А. Яшина. | Дети подходят к воспитателю, слушают стихотворение, говорят, о ком говорится в стихотворении | Психологическая готовность |
Мотивационно – побудительный 1 мин. | Формирование умения вести диалог, развивать воображение | Постановка вопросов | Дети высказывают свои предложения | Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу |
Основная часть Просмотр презентации8-9 мин. | Расширять знания детей о некоторых видах зимующих птиц, их внешнего вида, питания, особенностями жизни зимой. | Показ презентации | Дети отгадывают загадки, смотрят презентацию, слушают звуки голосов птиц, отвечают на вопросы | Получение новых знаний. |
Гимнастика для глаз «Отдыхалочка» 1 мин. | Профилактика нарушений зрения, | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с педагогом |
Снятие зрительного напряжения |
Физическая минутка 1 мин
| Предупреждение утомляемости детей | Совместная деятельность с детьми |
Выполняют физические движения | Снятие физического напряжения |
Дидактическая игра «Скажи наоборот» 1-2 мин. | Активизировать и расширять словарь за счёт слов антонимов | Воспитатель говорит незаконченное предложение | Дети подбирают слова – антонимы. | Пополнение словаря ребенка |
Игра «Найди птицу» 5-6 мин. | Совершенствовать умение детей ориентироваться в большом пространстве, передвигаться в заданном направлении по ориентирам | Создание проблемной ситуации | Самостоятельная деятельность | Закрепление знаний о птицах. Словесное обозначение предмета в пространстве, с использованием в речи предлогов |
Зрительная гимнастика «Птички» 1-2 мин. | Укрепление глазных мышц, снятие напряжения | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с педагогом | Снятие зрительного напряжения |
Игра с мячом «Верю – не верю» 1 мин. | Закрепить знания о зимующих птицах | Игра с детьми | Играют с мячом в кругу с педагогом | . Развитие внимания. Закрепление знаний о птицах
|
Игра «Повтори ритм» 1-2 мин. | Развитие чувства ритма и внимания | Эмоциональный настрой на самостоятельную работу. Педагог дает образец ритмического рисунка. | Самостоятельная деятельность | Развитие чувства ритма |
Игра «Определи на ощупь» 2-3 мин. | Развивать тактильные восприятия. | Проводит игру. | Дети на ощупь отгадывают угощения для птиц | Развитие осязания (тактильного восприятия). |
Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний. 2 мин. | Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную деятельность. | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. | . Систематизация знаний |
Конспект непосредственной образовательной деятельности (область познание) для детей подготовительной группы на тему: «Зимующие птицы»
Составила и провела воспитатель Григорьева С.А.
Цель:
Вызвать интерес к жизни зимующих птиц.
Задачи:
Коррекционные:
Формировать умения ориентироваться в пространстве группы. Учить пользоваться компенсаторными способностями (слухом).
Обучающие:
Расширять знания детей о некоторых видах зимующих птиц, их внешнего вида, питанием, особенностями жизни зимой. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Активизировать и расширять словарь за счёт слов антонимов и пространственных предлогов.
Развивать внимание.
Воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Формировать навыку культуры поведения в природе.
Предварительная работа:
Рассматривание изображений зимующих птиц. Отгадывание загадок о птицах. Дидактическая игра «Птичий базар». Чтение художественной литературы: В. Звягина «Воробей», Ю.Никонова «Зимние гости». : Л.Воронкова «Птичьи кормушки», О.Григорьева «Синица».
Календарь наблюдений за птицами зимой. Подвижная игра« Зимующие и перелётные птицы» (дети бегают, когда воспитатель называет зимующих птиц, а когда перелётных -садятся на корточки).
Разучивание чистоговорки «Расклевал дрозд рябины гроздь». Пальчиковая гимнастика «Кормушка». Общение «Почему не все птицы улетают в тёплые края»
Ресурсы:
http://mamadelki.ru/raspechataj-i-sklej/kartochki-domana-gorodskie-pticy.html
http://www.dltk-kids.com/animals/mpeacockwreath.htm
Учебные материалы: Оборудование: Мультимедийное оборудование
Демонстрационный: Презентация «Зимующие птицы». Кормушки, изготовленные детьми и родителями.
Раздаточный: Плоскостные изображения птиц: клёст, снегирь, дятел, ворона, синица, воробей (по количеству детей), схемы (по количеству детей). В мешочках семена растений: арбуза, подсолнечника, тыквы, шишки, ягоды рябины, зерна пшеницы.
Ход НОД:
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать, о ком говорится в отрывке из стихотворения поэта Александра Яшина.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Небогаты их корма, горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна будет им зима.
Воспитатель: Верно! О зимующих птицах. Я знаю, что вы настоящие друзья птиц, вы их не только любите, но и помогаете им пережить трудные зимние дни.
- Что может сделать человек, чтобы облегчить жизнь птиц зимой? (Ответы детей: подкармливать птиц, развешивать кормушки. Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена и др).
Воспитатель: Знакомиться с зимующими птицами можно круглый год. Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года. Сегодня мы с вами поговорим о городских птицах воробьях, воронах, и о лесных обитателях – дятлах, синицах, сороках – и некоторых других птицах, приносящих огромную пользу человеку истреблением вредных насекомых.
Основная часть.
Просмотр презентации:
Загадка.
Спиною зеленовато,
Животиком желтовато,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
После ответа детей на экране появляется птица. Слайд № 2
Синицы – очень подвижные и ловкие птицы, их сильные ноги с острыми и круто загнутыми когтями на крепких пальцах хорошо приспособлены к цеплянью за ветки. Перепархивая с ветки на ветку, обшаривая каждую трещинку в коре, они вытаскивают оттуда своим прямым и острым клювом запрятавшихся на зиму насекомых, их личинки и яйца. Оперение у синиц яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Послушайте голос синицы (звучит запись).
Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы? (Ответы детей)
Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек.
Загадка.
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
Ведь ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
После ответа детей на экране появляется птица. Слайд № 3
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно; их красные грудки, голубоватые серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов.
Загадка.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
После ответа детей на экране появляется птица. Слайд № 4
Воробей – маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Послушайте, как чирикают воробьи (звучит запись). Воробей – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.
А каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Ворона, голубь, свиристель, дятел, галка)
Слайд № 5
Посмотрите на эту веселую, бодрую, смышленую птицу, ее знают все и ни с кем не спутают. Много прозвищ дали сороке люди. Какие вы слышали прозвища сороки? (Сорока-воровка, белобока)
А кто из вас знает, как выглядит сорока? (У сороки белые бока, а сама она черная, длинный хвост)
Воспитатель: Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся. У этих птиц характерный голос – резкое стрекотание, похоже на “Ча – ча – ча”.
Послушайте (звучит запись).
А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.
Загадка:
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
После ответа детей на экране появляется птица. Слайд № 6
В наших лесах живет множество жуков – дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Они прогрызают ходы в коре и стволе дерева, разрушают его изнутри. Только дятел может сидеть на дереве “солдатиком” и двигаться снизу вверх по стволу, цепляясь за кору острыми коготками и помогая себе твердым, упругим хвостом.
Дятел своим крепким клювом и длинным языком может достать жуков и их личинок из убежищ. С помощью своего необыкновенного клюва дятел переговаривается с другими дятлами, выстукивая целые послания. Весной он любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда. Птенцы у дятла появляются весной. Родители выкармливают малышей мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Зимой дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает. Птица срывает с ветки еловую или сосновую шишку, удобно закрепляет ее в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки семена.
Послушайте звуки, которые издаёт дятел (звучит запись).
Слайд № 7
Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое. Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Кормятся днем на свалках, а вечером с шумом и карканьем собираются в большие стаи и летят на ночевку в парк, усаживаются на деревья, тесно прижавшись друг к другу, и таким путем согреваются. Гнездо вороны строят на дереве из сухих веток, выстилая его тряпками, перьями. Птенцов сначала кормит самец, потом оба родителя. Через месяц птенцы вылетают из гнезда. А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека.
Послушайте карканье вороны (звучит запись).
Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков остатками еды человека.
Слайд № 8
А это лесная зимующая птица - клест. Посмотрите, как он выглядит. Эта птица постоянный житель зимних лесов. Оперенье у клестов нарядное – ярко-вишневое, а самочки окрашены скромно – в желто-зеленый цвет.
У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста. А вы знаете, когда появляются птенцы у клестов? Птенцов клесты выводят зимой, в самые трескучие морозы. От холода птенцов спасает глубокое, теплое гнездо. Клестиха – мама, отложив яички из гнезда, не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест. Питается клест семенами еловых и сосновых шишек.
Воспитатель: Мы с вами поговорили о некоторых зимующих птицах, послушали их голоса, а теперь давайте дадим глазкам отдохнуть, а потом немного подвигаемся.
«Отдыхалочка»
Мы смотрели, отвечали,
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть — чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Физминутка.
Птички прыгают, летают, Дети прыгают, «летают»,
Птички крошки собирают. «собирают»,
Зёрнышки клюют. «клюют»,
Пёрышки почистили, движения по тексту
Клювики почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели «улетают»,
И на место сели. садятся.
Воспитатель: Что есть общего у всех птиц? (Ответы: туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)
Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)
У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ответы: спокойный, важный, добрый). А какая синица? (Умная, боязливая, добрая). Что можно сказать про воробья? (Шустрый, проказник, веселый, быстрый, ловкий, драчливый)
А вы знаете, как эти птицы подают голоса? (Ответы детей: воробей – чирикает. Синица и снегирь свистят. Ворона – каркает. Голубь – воркует. Сорока – трещит).
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
У вороны клюв большой, а у воробья - …(маленький)
У воробья хвост короткий, а у вороны - … (длинный)
У синицы клюв тонкий, а у дятла…(толстый)
Ворона - большая, а воробей…(маленький)
Снегирь - малоподвижный, а синица…(шустрая)
Синицы высиживают птенцов летом, а клест…(зимой)
Воспитатель: Птицы разлетелись по нашей группе. Давайте отыщем их. Искать будем по схемам. Педагог раздаёт каждому свою схему. В разных местах групповой комнаты разложены плоскостные изображения птиц, в соответствии со схемой. Внимательно рассмотрите схему и скажите, кого вам нужно найти и где эта птица спряталась. Дети отыскивают нужную птицу и рассказывают о её местоположении, используя пространственные предлоги: под, на, слева, справа и др.
Зрительная гимнастика «Птички»
Летели птички прослеживание глазами за птичкой по кругу Собой невелички. Как они летели, движения глазами вправо – влево Все дети глядели. Как они садились, движения глазами вверх – вниз Дети все дивились.
Воспитатель: Вставайте в круг, поиграем с мячом.
Игра «Верю – не верю»
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У свиристели на голове большой хохолок.
- У сороки длинный чёрный хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
Воспитатель: Сорока и Дятел решили показать вам свои музыкальные способности. Сорока - стрекотуха предложила всем птицам повторить такой ритм: ча - ча - ча ; ча - ча - ча (воспитатель произносит слова, на каждый слог хлопает, ребенок повторяет не нарушая ритм).
А лесной барабанщик - Дятел выстучал целое послание. Послушайте и отстучите пальчиками: та ; та - та - та ; та (дети выстукивают ритмический рисунок).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Почему? ( Ответы детей: зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т.п).
Отгадайте загадку:
Что за стол среди берёз под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка).
Заключительная часть.
Воспитатель: Мы с вами тоже сделали кормушку, и еще одну сделал Артем вместе с папой дома. - Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного.
Игра «Определи на ощупь» (В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились. Я горжусь вами. А что нового вы сегодня узнали? Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать. Сегодня на прогулке мы повесим наши кормушки и будем подкармливать птиц.
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы» в
старшей группе.
Цель: Расширить представления детей о птицах, об условиях их
жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам.
Коррекционно-образовательные задачи:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности МКДОУ «Детского сада комбинированного вида №9» города Кирова в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (1-й год обучения).
Тема: «Осень»Вид: Интегрированное, бинарное занятие с использованием различных видов деятельности.Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».Цель: Спо...
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок
Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Познавательная деятельность» Тема: «Шишки для белочки».
Интегрированое занятие...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Познавательная деятельность»
Тема: «Шишки для белочки».Возрастная группа: дети третьего года жизни.Форма организации: групповая, подгрупповая.Учебно-методический комплекс – программа «От рождения до школы...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Конструктивно-модельная деятельность» в старшей группе по теме «Медвежонок»
Технологическая карта по НОД конструированию в старшей группе...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности (ЗПР) Тема: «Звуки П,ПЬ. Буква П» (образовательный компонент «Речевое развитие»)
Мероприятие проводится с целью преодоления детьми речевых затруднений. Задачи: закрепить умения детей давать акустическую характеристику звукам П,ПЬ; уточнить и расширить словарь детей по теме «...
Организованная образовательная деятельность Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности
Группа: подготовительная группа (6-7 лет) Тема: «Моя родина - Россия». Кубик Блума.Цель: Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Родина,...