Проект Насекомые.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Авдиенко Елена Ивановна

Этот проект позволяет познакомить детей с насекомыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Насекомые»  в подготовительной группе «Непоседы»

Авторы проекта:  воспитатель Авдиенко Е.И.

Актуальность:

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому эта тема важна и актуальна.

У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.

Цель:

Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.

2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.

3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.

4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Ожидаемый результат:

- дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут знать и называть насекомых ;

- развивать  простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;

- узнают о пользе, которую приносят людям и растениям;

- сформируется интерес к насекомым и бережное отношение к ним;

- развивается умения рассуждать, наблюдать;

-развивается речь у детей, активного словаря;

-сформируется у детей интерес к экспериментальной деятельности.

1 этап. Постановка проблемы:

Во время наблюдения детьми в группе за насекомым: мухой, часть детей выражали радость и интерес, другие пугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить насекомое, мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о насекомых очень скудные. Отсюда возникли вопросы: «Нужны ли насекомые нам и в природе? Какие насекомые живут рядом с нами? Как насекомые зимуют? Приносят они пользу или вред? Почему уничтожают насекомых? Где можно взять информацию по теме?» Итогом беседы, её логическим завершением стало возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых. Решили с детьми, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых.

2 этап. Работа по проекту:

Апрель:

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме, составление альбома.

2. НОД: «Кто такие насекомые?»

3. Исследовательская деятельность: «Знакомые и незнакомые насекомые»

4. Беседа: «Как уберечься от опасных насекомых, первая помощь при укусах»

5. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Комарик»

6. Вечер загадок о насекомых.

Май:

1. Наблюдение за полётом вертолёта, сравнение со стрекозой.

2. Объяснение крылатых выражений: «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», Он и мухи не обидит».

3. Рисование «Насекомое »

4. Беседа: «Правила поведения в природе»(разработка моделей)

5. Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»

6. Слушание музыки Н, А, Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

7. Упражнение на дыхание «Отправь бабочку в полёт"

Июнь:

1. Просмотр презентации «Насекомые -наши соседи»

2. Мини-игры на создание образа «Какое насекомое я изображаю?»

3. Беседа: «Как насекомые издают звуки»

4. Исследовательская деятельность: «Почему шмель жужжит, а комар пищит?»

5. Лепка: «Божья коровка»    «Стрекоза»

6. Организация выставки «Насекомые  вокруг нас»

7. Развлечение: «Спор насекомых»

8. Составление кроссворда с детьми.

В течение всего проекта:

1. Рассматривание фотографий, иллюстраций, энциклопедий с изображениями насекомых.

2. Ситуативные беседы по теме.

3. Творческие игры с насекомыми (муляжи)

4. Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Узнай чьё крылышко», «Что сначала, что потом», «Фантастическое насекомое»

5. Отгадывание ребусов и кроссвордов о насекомых. (индивидуально и по подгруппам)

6. Чтение художественной литературы:К. Чуковский «Тараканище», «Муха-цокотуха», С. Баруздин «Пчела».

3 этап. Заключительный.

1. Развлечение «Спор насекомых», познакомили с первоначальными навыками экологически грамотного поведения в природе.

2. Выставка совместно с детьми и родителями «Насекомые вокруг нас».

3. Составление кроссвордов с детьми.

Предварительная работа:

•        поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

•        знакомство с литературными произведениями:  Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка»,  А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Паучок – пилот»,  Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,  С.Михалков «Академия наук»,Г. Скребицкий  «Счастливый жучок», В.Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Ушинский «Пчёлки на разведках», К.Чуковский «Муха-Цокотуха»;

•         разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);

•        прослушивание аудиозаписи  Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов»;

•        просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Выводы :

-  Дети овладели обобщающим понятием «Насекомые», знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);

- Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;

- Узнали о пользе, которую приносят людям и растениям;

- У детей сформировался интерес к насекомым и бережного отношения к ним;

- Развилось умение рассуждать, наблюдать, развитие речи у детей, активного словаря;

-Сформировался интерес к экспериментальной деятельности.

Развлечение « Наши насекомые»

 (показан вместе с детьми)

Воспитатель.: Мир детства- самый лучший мир

Наивный, добрый и счастливый.

Но ребёнок хочет быть большим,

Стремиться жить во взрослом мире.

Какие они современные дети?

Они- непоседы, хотят всё узнать,

Они смельчаки, очень любят играть.

Со временем в ногу шагают детишки!

Играют в компьютер, не слушают книжки.

Они принимают научный прогресс-

Играть в интернете, писать смс.

Они наизусть знают ролик рекламный,

Они понимают, кто в доме их главный.

И всё вроде здорово, просто и ясно-

А как же окружающий мир? Красота- не понятно…

Ведь ребёнок с рождения исследователь мира:

Солнце и дождь, радость и страх

Для него всё впервые.

Верим, дети сегодня активны

Любознательны, ищут ответы.

Мы не смотрим на это пассивно,

Помогут нам в этом проекты.

Представляем проект «Насекомые»

Почему эта тема?

Потому что в группе нашей

Возникла такая проблема:

Дети:

Как-то в группе наблюдали

И смотрели из окна.

Светило солнце, снег искрился.

Так быть должно, на улице зима.

Вдруг заметили на подоконнике движенье,

С радостью отметили: «Это ж муха делает круженье»

«Почему же раньше мы её не видели?»

«Наверное, когда-то мы её обидели»

«Что-то странное происходит с ней»

«Не летает, громко не жужжит»

«А спросим у взрослых, пойдём поскорей»

«Согласен, воспитатель нам всё объяснит»

Воспитатель.: Вот так возник у нас проект,

Чтобы дети на вопросы услышали ответ.

Дети:

В результате мы узнали,

Что рядом с нами на планете

Живут удивительные существа-

Насекомые-их множество на этом свете.

Ног у насекомых шесть,

Голова есть, крылья

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью.)

Презентацию смотрели:

«Ох, их сколько много

Пчёлы, бабочки и шмель

Перечислять так долго»

Потом дружно рисовали

И лепили, и играли.

Вот такой большой кроссворд

Вместе составляли.

Отдыхали мы так: вот

С пальчиками играли.

Нашу бабочку в полёт

В небо отправляли.

Также рассмотрели вертолёт.

Спросите вы: «Почему»

И обследовали стрекозу

Оказывается, у них одинаковый полёт.

За стрекозой наблюдали,

А потом вертолёт изобретали.

Проводили в группе эксперимент,

Расчёски были как помощник нам в тот момент.

«Почему же шмель жужжит, а комар пищит?»

Вывод сделали такой:

Шмель из-за веса тяжело летит,

Редко машет крыльями, потому- жужжит.

Издаёт высокий звук маленький комарик:

Часто, быстро машет он и летит как шарик.

То, что звук у насекомых издают их крылья,

Мы узнали раньше, вместе все беседуя.

Мамы, папы тоже помогали нам,

Вместе клеили, лепили, мастерили.

Выставку мы представляем вам.

А ещё мы рассуждали и друг другу объясняли

Почему так говорят:

«Комар носа не подточит»

«Какая муха тебя укусила»

«Тружусь как пчела»

«Сделать из мухи слона»

«Он и мухи не обидит»

Узнав так много всё о них

О том как удивительны они,

И как полезны, и нужны,

Ведь насекомые- это часть природы.

Решили всем об этом рассказать:

«Спор насекомых»

Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки – разве они не прекрасны! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я – лучшее украшение природы!

Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение – стрекотание. Меня называют скрипачом. Я – чудесная скрипка природы!

Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу – уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я – нужнее вас.

Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики – ульи. Нужнее меня никого нет!

Комарик: - Нам особо нечем похвастаться.

Муха: - Да.

Муха и комар вместе: - Без нас, поверьте, природе тоже будет плохо.

Все насекомые (смех на разные голоса): - Ха-ха, хи-хи.

Божья коровка: - От вас только вред.

Бабочка: - Недаром вас люди не любят.

Кузнечик: - Вы кусаетесь и болезни разносите.

Пчела: - Вы никому не нужны.

Комар: - Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить.

Муха: - И болезни я не специально разношу.

Комар и муха вместе: - Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны.

Пчела (после паузы): - Получается, что все мы лучшие и нужные.

Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем.

Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным.

Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям.

Комар и муха: - Если мы есть, значит, это надо природе.

Все насекомые дружно: - Мы – часть природы. Ребята, не обижайте нас!

Говорят и показывают:

«Не оставляйте мусор в лесу!»

«Не разоряйте муравейники»

«Не шумите в лесу»

«Не уничтожайте насекомых»

Природа мать им жизнь дала

У них у всех свои дела

Ты их увидишь на пути-

Не обижай, а отойди!

Без насекомых мир, друг мой

И одинокий и пустой…  (поклон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к проекту "Насекомые" подг.гр.

Проект "Насекомые" проходил в саду в октябре 2012г. Весь накопленный и найденный материал сохраняю в папке презентации для дальнейшего использования. Отличный способ систематизировать свой опыт....

Проект "Насекомые"

Это одна из частей большого проекта по созданию экологической тропинки на территории нашего детского сада, создание станции "Насекомые"...

проект "Насекомые"

Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для близкого контакта с ним детей. В то же время объектами для наблюдения могут стать такие животные, которые окружают н...

Проект :Насекомые"

Чтобы узнать как можно больше о мире насекомых был создан наш Проект, который исследует проблему экологической грамотности детей и взрослых с разных сторон. Нами были созданы Центры реализации поставл...

Проект "Насекомые"

Название проекта: «ПОЛЕЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»ВИД ПРОЕКТА: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-7 лет.Продолжительность проекта: 1 неделя...

Обобщение опыта работы по проекту. Итоговое мероприятие по проекту "Насекомые и их знакомые" "На балу у Мухи-Цокотухи"

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того, как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отн...

Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...