Конспект трудовой деятельности старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Представленный конспект отражает способы решения задач в области трудового и экологического воспитания старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitvanie_starshih_doshkolnikov.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка трудовой деятельности
«Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!»
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни).
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание и труд в природе.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие
Цель: формирование позитивных установок и потребности в соблюдении чистоты в родном хуторе, доме, детском саду.
Задачи:
- способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- продолжать формировать первичные представления о проблеме загрязнения окружающей среды бытовым мусором, о причинах возникновения мусора;
- стимулировать интерес к проблемам экологии, трудовой деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
Оборудование: сортировочные пакеты на четыре вида отходов (металл, пластик, бумага, прочие отходы), перчатки х/б на каждого ребенка, тележки детские (4 шт.), грабли детские (4 шт.).
Предварительная работа: беседы о проблемах отходов жизнедеятельности человека, дидактические игры, беседы, исследовательскую деятельность на формирование навыков сортировки мусора.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Дети играют в новую игру «Сортировка мусора» Воспитатель: - Ребята, как быстро вы овладели правилами игры: (прошу перечислить правила). Мне она тоже нравится, и не только по тому, что мы ее сделали вместе с вами. Основные правила этой игры я воплощаю в жизни: регулярно убираю мусор вокруг своего дома, и мимо пакета, бутылки лежащего на пути не пройду, обязательно подниму. Наверняка так поступает большинство взрослых. К сожалению, мне не встречались дети, которых бы волновал брошенный кем-то мусор. Или я ошибаюсь? | - Мне приятно слышать, что я ошибаюсь. - Это очень здорово, что ты выбросил пакет в урну. |
Вы – супер - дети! Вы умеете сортировать мусор, вы не мусорите сами! А нам пора на прогулку: играть, заниматься любимыми делами. Кстати, в это время где – то недалеко за пределами д/сада лежит под кустиком какой - нибудь конфетный фантик, или бутылочка из-под пепси, и тихо – тихо вредит нам и природе в целом… А хотелось бы видеть наш хутор чистым, красивым, уютным. Воспитатель ожидает от детей высказываний типа «Что же делать?», «Я видел сегодня пакет из- под сока на тротуаре, можно пойти и убрать его», т.п. В случае, если их нет говорит: -Может быть, нам в жизни воплотить правила игры – пойти и собрать мусор! | -Я уверена, что у вас это получится! - Очень здорово, что ты заметил пакет. Еще лучше – что ты предложил убрать его. - Я уверена, что мы справимся с этим! |
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
- Природа – это весь наш мир, наша планета. Сегодня мы будем убирать небольшую, но важную для нас, территорию – территорию вокруг нашего детского сада. Откуда начнем убирать, и где закончим? Воспитатель ждет от детей предложений составить маршрут. Возможно, дети предложат составить его схематически. Воспитатель корректирует предложения детей таким образом, чтобы маршрут не превышал расстояния радиуса 150 м. вокруг ДОУ. В таком случае сюда попадают следующие объекты: тротуарная дорожка, пролегающая вдоль ограды ДОУ и ведущая к СОШ № 8, парковая зона) - Защитники природы не выходят из дома с пустыми руками. Что нам понадобится? (сортировочные пакеты). - Сколько пакетов возьмем? Кто будет главный за пакет для пластика (металла, бумаги, прочего мусора). - Не забываем про гигиену! Каждый наденет… (перчатки). - Возможно, некоторый мусор будет достать не совеем удобно. Для этого мы возьмем…(грабли, палки). | -Согласна, это важно! А еще? - Здорово! Интересно! Как необычно! Отличная мысль! Если дети отвечают неверно: -Интересный вариант! -Кто еще как думает? Если дети отвечают правильно: -Точно! - Как здорово, что ты в этом разбираешься. - Отличные представления о том, что нас ожидает и как к этому нужно подготовится! |
Когда все будет подготовлено, и дети выдвинуться по маршруту, в качестве создания определенного настроения прочесть стихотворение «Наша планета» Я. Акима. Есть одна планета-сад В речку смотрят удивлённо. -Наверняка, вы предполагаете, что нам будет попадаться разнообразный мусор. Какой мусор мы не будем брать? Составляется правило. Не берем: мусор большого размера, тяжелые предметы, стекло, стеклянные предметы, предметы, которые несут угрозу выпачкаться ими. Эти предметы соберет дворник. | - Согласна, это не поместиться в наш пакет, или займет много места! А еще? - Вот это умная мысль! - Верное предложение! |
3 этап: способствуем реализации детского замысла
В ходе трудовой деятельности воспитатель вовлекает детей в обсуждение того, как попал этот объект мусора сюда, кто был хозяином (обертки от мороженного, и пр.), какие обстоятельства повлияли на то. что мусор был выброшен в окружающую среду, как можно было бы избежать этого, подвести к описанию моральных качеств того, кто мусорит. | - Интересно, как попал сюда пакет от чипсов? - Кто мог, выпив сок, тут же выбросить пакет в траву? Почему не донес до урны в парке? - Ты молодец! Отличная мысль – поставить именно в этих местах урны! - Интересно, тот кто разбрасывает мусор в природе, так же поступает и в своем доме? - Многие думают так: «Дворник придет – после меня уберет». Раз есть дворники, тогда допустимо мусорить. - Ты с этим не согласен? Почему? - Верно мыслишь! В тебе сидит чутье эколога! |
Во время кратковременного отдыха предложить детям провести этюды на выражение эмоций - Что, переживала веточка, на которой повис полиэтиленовый пакет? Сможете показать ее состояние? - Что испытала эта же веточка, после того, как Алина сняла с нее пакет? Сможете показать? По желанию детей можно придумать и описать характеристики предполагаемого эмоционального состояния прочих объектов природы, которых ребята явно спасли. Если будет возможность увидеть яркий контраст одного и того же места да уборки мусора и после, создать условия для испытания детьми чувства удовлетворенности от результатов труда. - Как относитесь к тому, что в деле, которое совершаем, мы не одиноки. Вот послушайте стихотворение «Мы экологами стали». Прочесть стихотворение «Мы экологами стали» Мы экологами стали Если дети не заинтересуются тем, почему герои стиха стали «зелеными», спросить: - Как вы думаете, почему ребята из стихотворения стали «зелеными»? - «Зеленые» - так называется российская экологическая партия, которая борется за чистоту окружающей природы. | - Как верно тобой подмечены страдание и безысходность веточки, расправить свои листья. - Молодец! Как здорово тебе удалось передать удивление и восторг растения! - Я приятно удивлена тому, как вы чутко чувствуете природу! С такими ребятами как вы я не боюсь за будущее планеты! Столкнувшись с замусоренным местом: - Я с вами согласна – это просто безобразие – вывалить столько мусора! Поле того, как навели порядок: - Неужели результатами нашего труда стала такая красота? - Вот это результат – чистота и порядок! И скоро на этом месте зазеленеет трава. После прочтения: - Верно, ты заметил – у нас с вами есть перспектива не только мусор собирать, но и посадить цветы. Если дети ответят не правильно: - Интересная мысль! Необычно! Оригинально! Если дети отвечают правильно: - Правильно! Это здорово, что ты знаешь! |
- Хотя мы и впервые занялись с вами сбором и сортировкой мусора вне д/с, меня поражает то, как умело и точно вы распределяете разнообразный мусор по сортировочным пакетам. Даже если кто – то и ошибся, товарищ тут же исправит ситуацию. Я знаю одну простую, но увлекательную игру, в которой победит тот, кто больше назовет предметов собранных нами сегодня: «Распредели мусор по заводам». (можно разбиться на команды) Называть нужно предметы, которые будут относиться к заводу по определенной переработке. Например, на завод по переработке бумаги пойдут… фантик от конфеты, листок с объявлением, картонный стаканчик от мороженного. | Если дети отвечают правильно: -Точно! Вы правы! -Именно сюда попадет … Если дети отвечают неверно: -Интересный вариант! -Кто еще как думает? - У меня тоже возникли сомнения по поводу пенопласта. Верно, нужно уточнить из чего изготавливается, тогда просто будет отнести его определенной группе отходов. - Молодцы! Как мало времени вам понадобилось на сортировку! |
Выгружая пакеты в сортировочные баки в детском саду, оценить их по объему, по весу (каких мусорных отходов больше, меньше). Сухую траву и мелкие ветки сложить в компостную яму. -Ребята, вы устали? -Интересно, заметят ли жители хутора результаты нашего труда? - Если не заметят, вы будете сильно расстроены?.. | - Согласна, мы убирали мусор не для похвалы, а для того, чтобы мусор не вредили нам, не вредили окружающей среде. - Верно, что и пейзаж был подпорчен мусором. |
4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
После гигиенических процедур, во время отдыха: - Как вам работалось сегодня, легко, приятно? - Анализируя сегодняшний мусорный «урожай», можно сказать, что больше мусорят дети или взрослые? -В каких местах больше всего скопилось мусора? Почему? Почему люди не соблюдают правило «Береги природу – не разбрасывай мусор!». Можем ли мы повлиять на таких людей? Как? | - Честно сказать, я тоже не испытываю большого удовольствия собирать за кем – то мусор. Но я считаю себя гражданином, человеком, а это не позволяет пройти мимо мусора. Для этого у меня всегда в сумочке лежит пакет с ручками, и одноразовые перчатки. И если мне не мешают обстоятельства, то я обязательно подниму то, чему быть там не место. По просьбе детей демонстрирую пакет и перчатки. - Как ты пришел к этой мысли? Интересный вывод! - А ребенок может отвечать за свои поступки? - Верно замечено, что малышей контролируют мамы, а шестилетний ребенок уже вполне владеет представлениями – куда девать фантик от чупа –чупса. -Отличная идея! Супер! Вот это оригинальный подход к проблеме мусора! - Этим мы сможем заняться в ближайшее время. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством моделирования»
Тематическое планирование через интеграцию непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством модели...
Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...
Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...
Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы».
Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы»....
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».
Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования....