Сообщение из опыта работы «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса».
консультация по развитию речи (старшая группа)
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_temu.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 6»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха, 20, тел. 56-66-86
Сообщение на тему:
«Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса».
Выполнила воспитатель:
Селищева Ирина Александровна
Энгельс 2019 г
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речевого произношения, которое включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза , двигательные навыки в процессе разговора), речевым и слуховым.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.
Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива .
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:
1.На занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
2.Различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
3.Отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
4.Дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Формирование ЗКР осуществляется в д/саду в следующих формах:
1/на специальных занятиях.
Ведущей формой обучения являются коллективные /фронтальные/, а не индивидуальные занятия. На коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. В мл. группах /2-3 года/ каждую неделю проводится 1-2 занятия, которые целиком посвящены ЗКР (не больше 15 мин.) В ср. и старших гр.(4-7 лет) целиком посвящены ЗКР только 1-2 занятия в месяц.
2/ЗКР может быть посвящена часть занятия по родному языку (1-2 раза в неделю по 5-8 мин.) Напр., при разучивании стихотворения, работая с картинкой, надо включать работу над звукопроизношением, дыханием, выразительностью.
3/ЗКР формируется и вне занятий (игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения, игры). В мл. и ср. гр. эффективна артикуляционная гимнастика.
В удобное для педагога время практикуется работа с небольшими группами (5-6 чел.) Используются скороговорки, шутки - чистоговорки, дидактические игры.
С отстающими в речевом развитии детьми рекомендуется работать индивидуально. Упражнения строятся на языковом материале, которым ребенок не овладел в срок.
Т. О. в календарном плане воспитателя почти на каждый день предусматривается работа по ЗКР.
Методы и приемы формирования ЗКР.
Для формирования ЗКР типичны следующие методы:
1.Дидактические игры(«Чей домик?» ,«Оркестр». Какой инструмент играет? – барабан, бубен, металлофон.)
2.Подвижные или хороводные игры с текстом .(«Каравай» -Как на Танины именины… «Карусели» - Еле-еле-
3.Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторить слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.д.)
На столе воспитателя с помощью игрушек устроить инсценировку (или показ картинок на фланелеграфе). По ходу инсценировки повторяются звукосочетания, чистоговорки , песенки.
4.Метод упражнений. Таким методом отрабатываются интонации, речевой слух, дыхание (заучивание и повторение скороговорок; упр.»Подуем на пушинку» и др.)
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные
П Р И Е М Ы:
1.Образец правильного произношения (подражание образцу).
2.Объяснение (Я не просто говорю слово со звуком Р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз.)
3.Утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение звука.
4.Образное называние звука или звукосочетания (з-з-з- песенка комара;
туп-туп-туп – топает козленок) – мл. гр.
5.Хоровые и индивидуальные повторения.
6.Обоснование необходимости выполнить задание педагога (Давайте поучим индюка петь веселую песенку).
7.Индивидуальная мотивировка задания (Мне, кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи- он умеет быть ласковым, заботливым).
8.Сопряженная (совместная) речь ребенка и воспитателя (чаще в мл. гр.)
(Воспитатель читает стихи, а затем предлагает детям повторить вместе с ним:
«Уронили мишку на пол…»).
9.Отраженная речь (чаще в старш.возр.) (Послушай, как я скажу: «Ворона закричала кар-кар-кар! А теперь ты скажи»).
10.Исправления и подсказы (не должны быть частыми).
11.Образная физкультурная пауза (представление звука). (Выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки; полаять, как собачка; погудеть, как паровоз).
12.Оценка ответа или действия.
13.Наглядные приемы (показ артикуляционных движений; показ игрушки или картинки, в названии которых есть нужный звук: шкаф).
Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач дошкольных учебных учреждений.
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель и родители.
Перед педагогом стоят задачи:
-воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка;
-воспитание выразительности детской речи.
Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.
Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно.
Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:
Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;
Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка;
При организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Опыт работы "Звуковая культура речи в различных видах деятельности"....
Сообщение из опыта работы. " Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе."
в сообщение излагаю основные задачи и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонтисекой стороны речи и правильному произношению всех звуков родного языка....
Семинар – практикум «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»
ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух.Аспекты звуковой культуры речи:- Слуховое внимание- Фонематический слух- Подвижный артикуляционный...
Консультация для воспитателей ДОУ "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"
Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса...
Мастер-класс "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"
Цель мастер-класса: совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Видеофайл мастер-класса https://disk.yandex.ru/i/mdb4n_B_8DjpYw...
Презентация к мастер-классу "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"
Совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста,...
Презентация: "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"
в"Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса" оспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса...