Экскурсия
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Шадрина Надежда

Занятие «Экскурсия в зимний парк»

 

 

Цели: сформировать представление о зиме как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе, сравнивать зиму с летом (долгота дня и ночи, погода, вид деревьев). Способствовать воспитанию любви к родной природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экскурсия в природу126 КБ
Microsoft Office document icon Экскурсия на луг28 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие  для дошкольников

Занятие «Экскурсия в зимний парк»

Цели: сформировать представление о зиме как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе, сравнивать зиму с летом (долгота дня и ночи, погода, вид деревьев). Способствовать воспитанию любви к родной природе.

Обогащение словаря: вьюга, метель, снегопад, зимующие, линяют, шероховатый ствол, корявые ветки.

Предварительная работа.

Воспитатель определяет цели, место экскурсии, путь, намечает места коллективного и самостоятельного наблюдения, готовит конспект, раздает детям стихи С. Есенина о зиме для заучивания.

Подготовка детей: им сообщается цель экскурсии, правила поведения на улице, как лучше одеться.

Ход занятия

Перед занятием воспитатель собирает детей, в руках у него игрушка попугай.

Воспитатель. Ребята, откуда к нам прилетел попугай Кока? (С юга, из Африки.) Правильно. Скажите мне, а зачем он прилетел к нам? Да, он никогда не видел зимы. Но, сидя в группе, он не поймет, чем отличается холодная зима от жаркого лета. Давайте с вами сходим в парк и расскажем и покажем, что такое «зима», чем она отличается от лета. А что нам надо сделать, перед тем как пойти в парк? (Убрать игрушки, сходить в туалет и потеплее одеться.) Правильно. Кока пока постоит с Кешей, мы с вами быстро уберем игрушки и соберемся на улицу. (Помогает детям в уборке игрушек, смотрит, как одеваются дети.) Вот мы с вами собрались, наденем Коке шарфик и шапочку, чтобы он не замерз. Можно отправляться в путь.

Попугай. Нет, нельзя. По дороге сюда я видел в городе очень много машин. Знают ли ребята, как надо вести себя на улице и проезжей части?

Дети. Знаем.

Воспитатель. Ребята, как надо вести себя на улице и на дороге?

Дети. Не шуметь, не баловаться, нельзя убегать от группы, дорогу переходить всем вместе и только по пешеходному переходу. В парке не бегать, не ломать деревья и кусты.

Попугай. Молодцы, знаете правила поведения на улице. Значит, можно идти в парк.

Все идут в парк. По дороге воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года, какая сегодня погода (светит ли солнце, идет ли снег, какой ветер). В парке дети сначала бегают, резвятся, осматривают его, потом по сигналу (звук свистка) возвращаются к воспитателю, окружают его.

Попугай. Пока я осматривал парк, у меня возникло очень много вопросов. Не могли бы вы мне на них ответить? Как вы определите, что наступила зима?

Дети отвечают, что приход зимы можно определить по одежде людей, погоде — небо серое, часто идет снег, солнце светит мало, дует холодный ветер, бывают метели, вьюги. Деревья зимой голые, ветки у них хрупкие. Затем воспитатель организует игру «К названному дереву беги!».

Попугай. Ребята, а кто я?

Дети. Попугай — птица.

Попугай. А у вас какие есть птицы?

Дети. Воробьи, ласточки, синицы, снегири, вороны, галки и всякие другие.

Попугай. На зиму у вас остаются какие-нибудь птицы? (Да!) А как они называются одним словом? (Зимующие.) А почему они не улетают в теплые страны, как другие? (Их кормят люди, и они сами находят еду — ягоды, семена.)

Воспитатель. Ребята, давайте повесим птицам кормушку с семенами, крошками, зернами.

Попугай. Ой, ребята, я что-то слышу. Где-то что-то скрипит. (Снег.) А почему получается такой хруст, когда мы идем? (У снежинок отламываются лучики.) У нас в Африке есть много разных животных. Вы знаете, какие? (Да.) Назовите их. (Жираф, тигр, слон, бегемот и др.) А в ваших лесах какие животные есть? (Заяц, лиса, бурый медведь, волк, белка и др.) А как они зимуют, чем отличается жизнь животных летом и зимой? Спасибо. Теперь я буду знать, что такое зима, каковы особенности этого времени года.

Начинается новая игра — «Перелет птиц».

Попугай. Ребята, а зимой можно найти насекомых? (Нет.) Где они? (Спрятались в коре деревьев, в лесу под снегом, в земле.)

Дети собирают веточки, листья, семена, кусочки коры. Они рассматривают их, рассказывают воспитателю, с какого они дерева, кустарника. Начинается новая игра — «Детки, с какой ветки?»

Попугай. Спасибо вам, ребята, я узнал много нового. Когда прилечу в Африку, расскажу об этом своим друзьям. Весело было с вами играть.

Воспитатель. Кока, а наши ребята знают стихи о зиме.

Попугай. Да, я очень люблю слушать стихи. Прочитайте мне, пожалуйста.

(Дети читают наизусть стихи «Пороша» и «Поет зима, аукает».)

Замечательные стихи. А вы знаете, кто их написал?

Дети. Да. Сергей Есенин.

Воспитатель. Сергей Есенин родился в селе Константинове. А в городе Рязани стоит ему памятник.

Попугай. Вот какой ваш город известный. Вы должны гордиться этим. Спасибо вам за интересную беседу. Мне пора в Африку. До свидания!

Попугай улетает. Дети играют в игру «Волк во рву», гуляют. По обратной дороге в детский сад они рассказывают воспитателю, что делают зимой люди (чистят улицы от снега, вешают кормушки для птиц). [2, C. 40-42]

Проект «Прогулка в лес»

Цель. Познакомить детей с правилами поведения в природном заповеднике.

Задачи. Уточнить представление об экологических запретах, помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения. Развивать наблюдательность, творческое воображение. Формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть ее красоту и неповторимость.

Занятие 1

Цель. Учить беречь деревья, защищать их.

Ход занятия

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию

Дети получают письмо от Винни-Пуха: «Я попал в беду! Вы знаете, как я люблю мед? Конечно, знаете. Вот я и отправился в лес за медом, а по пути наделал много ошибок: обижал лесных жителей. За это Старичок-Лесовичок оставил меня в своем лесу. Я очень-очень хочу домой... Помогите мне!». К письму приложена записка от Старичка-Лесовичка: «Если вы хотите выручить Винни-Пуха, помогите исправить ему все его ошибки». К записке приколота «карта ошибок Винни-Пуха» (знаки поведения в природе).

2.Обсуждение проблемы, принятие задачи

Воспитатель. Что же нам делать? Как вернуть Винни-Пуха домой?

Дети. Надо помочь Винни-Пуху исправить все ошибки. Тогда он вернется домой.

3.Работа над проектом (проходит поэтапно)

Первый этап. Воспитатель направляет детей на поиск решений

Дети совместно с воспитателем рассматривают первую модель-ошибку (в круге изображена рука, ломающая цветущую ветку дерева).

Воспитатель. Вы догадались, какую ошибку совершил Винни-Пух? Можно ли ломать ветки деревьев? Почему нельзя? Кто может объяснить?

Ответы детей. Растения - живые существа. Листья играют важную роль: они дышат и дают нам кислород, задерживают пыль. Где много растений, там легко дышится. А растений много в лесу, парке, оранжерее, саду, а еще в тех домах, где выращивают растения.

Воспитатель. Надо помнить и о красоте растений, которую можно нарушить, обламывая ветви (показывает слайды цветущей черемухи, сирени, вишни, шиповника, липы и т.д.). Эти деревья и кустарники часто страдают именно из-за своей красоты.

Дети (после обсуждения). Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.

Воспитатель на модели-знаке ставит красный крест - запрет.

Далее дети обсуждают вторую ошибку Винни-Пуха, рассматривая следующий знак (в круге рука человека с ножом, повреждающая кору дерева).

Воспитатель. Догадались, какую ошибку совершил Винни-Пух? Можно наносить вред коре дерева? Почему нельзя? (Ответы.) Известно, что ребята, да и некоторые взрослые, нередко вырезают на коре надписи, например свои имена, делают разные отметины. Как вы к этому относитесь?

Дети. Это очень вредит деревьям: через ранку вытекает сок – дерево может засохнуть, под кору могут проникнуть микробы, на месте повреждения могут вырасти грибы-трутовики, которые будут высасывать сок из дерева. Все это является причиной заболевания деревьев и даже их гибели.

Воспитатель приглашает детей на прогулку - к березке на участке детского сада.

Второй этап. Поиск решений

Дети подходят к березке (на ее стволе рисунок - «мнимая рана»), на ветке которой висит письмо: «Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли! Уж так я вас ждала, так ветками качала, чтобы вы меня услышали... Кто-то приходил, сделал надрез на коре, собирал сок. Я боюсь заболеть и погибнуть. Помогите мне. Ваша березка».

Воспитатель. Как вы думаете, можно собирать березовый сок?

Дети. Можно. Мы видели, как это делают. Покупали в магазине банки с березовым соком.

Воспитатель. Значит, вы думаете, что можно собирать березовый сок? Я вот что скажу по этому поводу. В парках, в лесах самовольный сбор сока запрещен. Промышленная же его заготовка проводится в тех местах, где лес отведен под вырубку. Ведется заготовка сока по строгим правилам с помощью специальных приспособлений, так чтобы ущерб дереву был небольшой. А еще сок заготавливают из пней, оставшихся после вырубки деревьев. Как мы с вами можем помочь березке? (Забинтовать ее ранку.)

Дети вместе с воспитателем бинтуют ствол березы.

Воспитатель. А чем мы можем порадовать березку?

Дети водят вокруг березы хороводы «Во поле береза стояла», «Ты не радуйся, ты не' дуб, не клен», играют в «Гори, гори ясно», читают стихотворения (П. Воронько. «Березка»; Г. Демченко. «Березонька»), ведут хоровод «Березка» (муз. Т. Попатенко, ел. Ж. Агаджанова).

Воспитатель. Я думаю, мы развеселили березку и порадовали ее. А чтобы нашу березку не обижали, мы повесим вот такой запретный знак. (В круге нарисована перечеркнутая красным банка, в которую капают капли из надреза на коре.) О каком запрете этот знак? (Не повреждай кору деревьев, не собирай березовый сок. Помни: это вредит дереву.)

Занятие 2

Цель. Дать представление о том, что ядовитые грибы могут быть полезными; объяснить: большинство растений прорастает из семян, которые образуются на месте цветка (сорванный цветок семян не оставляет).

Ход занятия

Третий этап. Решение проблемных ситуаций

Воспитатель показывает детям картинки с изображением разных грибов и спрашивает: «Любите ли вы грибы?». После ответов детей предлагает «поехать в лес».

Воспитатель. Вот мы с вами и приехали на станцию «Грибные загадки». Сейчас проверим, знаете ли вы грибы. Отгадайте загадки.

Этот гриб нарядный

Растет с осиной рядом,

На головку надет

Ярко-красный берет.

(Подосиновик.)

Этот грибок -

Березы сынок.

Кто его найдет,

Всяк в лукошко кладет.

(Подберезовик.)

Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята.

Называют нас... опята.

Воспитатель предлагает детям следующую модель-знак (в круге нарисована нога, пинающая мухомор).

Воспитатель. Оказывается, Винни-Пух в лесу ногой сбивал мухоморы. Правильно ли это?

Мнения детей разделяются: одни считают: правильно, так как это ядовитые грибы, другие с ними не соглашаются.

Воспитатель. Незнакомые и несъедобные грибы не собирают, но и не топчут, не сбивают ногами. Они нужны.

Для человека мухоморы вредны, а вот для лесных жителей они служат пищей и лекарством. Например, заболевший лось заходит в ельник, находит среди елочек мухоморы и поедает их. Мухоморы - лосиное лекарство!

Знает лось лесное царство,

Он зайдет в смолистый бор,

Здесь найдет свое лекарство -

Ярко-красный мухомор.

Сороки-белобоки и другие птицы тоже лечатся мухоморами. Предлагаю вам с помощью родителей узнать, какие еще птицы лечатся мухоморами, и зарисовать их. Грибы своей подземной частью - грибницей - срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать воду и вещества, необходимые для роста. А еще грибы являются санитарами леса: они помогают разлагаться растительным остаткам. Как вы считаете, какой гриб очень красивый? Верно, мухомор, яркий и нарядный. Что мы с вами скажем Винни-Пуху?

Дети. Нельзя сбивать грибы в лесу, даже несъедобные.

Воспитатель. Запомните: грибы очень нужны в природе. Это правило.

Организуется игра «Не навреди лесу». На полу расставлены фишки: красные (мухоморы) и других цветов (съедобные грибы). Съедобные грибы нужно собрать в корзину, но так, чтобы ни один мухомор не упал. Дети делятся на подгруппы и делают это по очереди.

Воспитатель предлагает детям дома вместе с родителями вспомнить пословицы, поговорки и приметы о грибах.

Затем дети «возвращаются в детский сад», и воспитатель приглашает их на прогулку.

Дети располагаются на лужайке среди цветущих одуванчиков. Воспитатель предлагает им полюбоваться ими и вспомнить стихотворение Е. Серовой «Одуванчик».

Дети загадывают друг другу загадки и читают стихи.

Летающий цветок

Одуванчик придорожный

Был, как солнце, золотым,

Но отцвел и стал похожим

На пушистый белый дым.

Он летит над теплым лугом

И над тихою рекой.

Одуванчику, как другу,

Долго я машу рукой:

- Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

В. Степанов

Загадки

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

***

Горел в траве росистой

Фонарик золотой.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

***

Пушистый, белый,

А не зайчик.

Это просто...

***

Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в лугах

Белеют чудо-шарики

На стройных стебельках. (Одуванчик.)

Воспитатель. Посмотрите на следующий знак (в круге нарисованы луговые цветы). Мне кажется, Винни-Пух искал мед на лугу. Как он это делал? Рвал и топтал цветы. Можно так делать? Нет? Объясните почему. (Ответы.) Любой цветок, выросший на лугу, связан с другими обитателями луга. Он здесь дома. Ему здесь хорошо. К нему прилетают бабочки, пчелы. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадают в землю, и на этом месте вырастают новые растения. Если вы сорвете цветок, то семян от него не будет, и таких цветов будет все меньше и меньше. Хорошо, что одуванчиков много, а представьте себе: мы сорвем какое-нибудь редкое растение. Что будет? (Со временем такие растения совсем пропадут.) Поэтому рвать редкие цветы в природе нельзя. Ими можно только любоваться.

Сорванный цветок быстро увядает. Давайте в этом убедимся. Пусть каждый сорвет по желтому одуванчику. Что ж, букет готов!

Дети возвращаются в группу и ставят одуванчики в воду. В конце дня воспитатель обращает внимание детей на то, что головки поникли - букет завял.

Воспитатель. А на фоне зеленой травки одуванчики были очень красивы. Хоть их и много было, но рвать не стоило. Тем более нельзя рвать цветы, которых уже мало. Так имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого специально выращивают красивые цветы в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

4. Постановка новой проблемы

Воспитатель. Вы слышали что-нибудь о Красной книге? Для чего она нужна? (Предположения детей.) Узнайте у родителей о Красной книге. О том, какие растения оказались в ней. А затем мы с вами сделаем свою Красную книгу. В ней мы разместим (нарисуем, приклеим картинки) растения, которые уже знаем, и растения, с которыми еще познакомимся, а также неизвестные нам грибы; запишем пословицы и приметы о них. А когда встретимся с Винни-Пухом, подарим ему нашу Красную книгу, а также все наши знаки, чтобы он запомнил правила поведения в природе и никогда их не нарушал.

Занятие 3

Цель. Учить заботиться о лесных животных и птицах, закреплять знания правил поведения в природе.

Занятие проводится на участке, в «уголке леса», где развешаны и замаскированы знаки правил поведения в природе.

Ход занятия

Четвертый этап. Исследовательский

Дети проходят между деревьями. Видят: на сучке висит круг, в нем рука с палкой, сбивающая паутину.

Воспитатель. Наверное, наш Винни-Пух запутался в этих нитках. Что это такое? (Паутина.) Откуда она взялась? (Ее сделал паук.) А вы знаете, для чего паутина нужна пауку?

Дети. От паутины в домик к пауку идут нити. Паук сидит в домике и ждет, когда в его сети попадет муха или еще какой-нибудь ротозей.

Воспитатель. Кто еще может попасть в паутину? Чем паук питается? Кто из вас знает, пауки полезные или нет? (Ответы.) Правильно, пауки уничтожают комаров, мух, тлей и других насекомых, которые вредят человеку и его хозяйству. Значит, какое правило мы с вами можем из этого вывести?

Дети. Не обрывай паутину и не убивай пауков. (На знаке рисуют запрещающий красный крест.)

Воспитатель. А вы знаете, что существует очень много разных пауков? Дома вместе с родителями постарайтесь почитать о науках и зарисовать их, а когда придете в детский сад, расскажете, кто и что узнал нового.

Дети идут дальше и видят на кустах другой знак (в круге нарисован сачок для ловли бабочек).

Воспитатель. Видимо, этот сачок здесь оставил Винни-Пух. Он ловил бабочек.

А может быть, и еще кого-то? (Пчел, стрекоз, шмелей.) А вам приходилось ловить бабочек сачком? Как вы думаете, это хорошо или плохо? Объясните.

Дети. Насекомых ловить нельзя: они нужны природе. Пчелы и шмели с утра до вечера собирают нектар, из которого получается мед.

Воспитатель. Бабочки не просто украшают наши луга и поля, но и приносят пользу: как пауки, ткут тончайшие нити – из них потом получают натуральный шелк.

Дети. Значит, нельзя ловить бабочек, пчел, стрекоз и других насекомых.

Воспитатель. Предлагаю дома зарисовать понравившихся вам бабочек и насекомых и принести эти рисунки в детский сад.

На прогулке воспитатель обращает внимание детей на новый знак, расположенный на пне (в круге нарисована рука с палкой, разоряющая муравейник).

Воспитатель. Как вы думаете, что это за дом? Кто в нем живет? (Муравьи.) Видимо, Винни-Пух решил здесь полакомиться муравьями. А вы знали раньше, что медведи любят муравьев? Медведи запускают в муравейники свой длинный язык и ждут, когда муравьи облепят его, а потом проглатывают их всех разом. Вот и наш мишка не исключение. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. «Население» одного муравейника такое же, как население небольшого городка. У каждого свои обязанности: одни выводят потомство, другие - рабочие муравьи кормят это потомство, третьи - муравьи-солдаты защищают владения и границы своего муравейника. Как вы думаете, какую роль в природе играют муравьи?

Дети. Муравьи питаются мелкими насекомыми (которые приносят вред человеку)- За одно лето они истребляют их множество.

Воспитатель. А еще муравьи выделяют кислоту, которой лечатся животные, птицы и человек. Некоторые птицы прилетают к муравейнику специально для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазав перья муравьиной кислотой. Представьте себе: если разрушить муравейник, то целый город этих насекомых останется без жилья. Представьте, что мы с вами окажемся на улице и у нас не будет дома. Это хорошо или плохо?

Дети ставят на знаке запрещающий крест: «Нельзя разорять муравейники!». Подходит к дереву, на котором три знака: у земли круг, в котором изображена рука, протянутая к ежу; на ветке - рука, протянутая к птенцу; выше, в третьем круге, нарисованы две руки, берущие гнездо птицы с яйцами.

Воспитатель. Видимо, и здесь Винни-Пух оставил свои следы. Попробуйте объяснить, что обозначают эти знаки?

Дети, Нельзя ловить животных в лесу и приносить их домой. В неволе они погибнут: неволя не заменит животным их природного дома. Нельзя разорять птичьи гнезда и приносить птенцов домой - они точно погибнут: птенцов кормят взрослые птицы-родители, в неволе прокормить их невозможно.

На всех трех знаках дети рисуют запрещающий крест красным цветом. Каждый ребенок говорит по одной строке из стихотворения Е. Каргановой:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

5. Презентация

Дети готовят к презентации Красную книгу: вклеивают в нее запрещающие знаки, размещают свои рисунки, стихотворения, загадки, приметы и т.д.

Завершается занятие песней «Это называется природа» (муз. Ю. Чичкова, ел. М. Пляцковского).

Занятие 4

Цель. Углубить представления о Красной книге, расширять знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповедники и заказники).

Ход занятия

К детям в гости приходят Старичок-Лесовичок и Винни-Пух. Дети показывают им Красную книгу, сделанную совместно с воспитателями и родителями. (В ней записаны растения и животные, которым грозит опасность.)

Воспитатель. Почему такую книгу назвали Красной? Почему она красного цвета? Правильно, красный цвет, как сигнал светофора, предупреждает людей, что этих животных и растений осталось мало и их нужно спасать. Книга необычная. Догадайтесь чем! Действительно, в этой книге страницы не белые, а цветные. Первые страницы красные. Почему? На них указаны растения и животные, которых надо спасать немедленно, без малейшего промедления. Каких редких животных нашей области вы знаете? (Черный аист, беркут, орел-могильник, рябчик; жук-олень, шмель, бабочки: павлиний глаз, махаон, аполлон и др.) А какие редкие растения нашей области вам известны? (Клюква, ковыль, кувшинка белая, морошка, подснежник, ландыш и др.) (Беседа сопровождается рассматриванием редких животных и растений на страницах Красной книги.)

Следующие страницы в книге желтые. Если на светофоре горит желтый свет, что он обозначает? (Нельзя спешить.) Желтые страницы напоминают нам о том, что этих растений и животных становится мало, - их надо спасать! Потом мы открываем белые листы. На них знаки - правила поведения в природе: если их не соблюдать, то растения и животные попадут в беду. Дальше идут зеленые страницы. Как вы думаете, что они обозначают? Да, можно порадоваться за растения и животных, которые записаны на этих листах, - их много. Люди вовремя пришли им на помощь. Как вы думаете, как они это сделали? (Прекратили охотиться на них, сделали заповедники и заказники.) Что такое заказник? (Территория, где охраняются все виды растений и животных.) В заказниках охота на животных временно прекращена. Кроме заказников есть еще и заповедники. Что такое заповедники? (Участки земли или воды, на которых находятся природные объекты - предметы особой научной ценности и которые находятся под особой охраной государства.) В заповедниках хозяева - животные и растения, человек не имеет права там строить, прокладывать дороги, охотиться. Все условия созданы для жизни животных. А какие заповедные места в Нижегородской области вам известны? (Озеро Светлояр, заповедник на Керженце, недалеко от города Семенов.) Какие памятники природы есть в самом Нижнем Новгороде? (Парки, Зеленый город, Стригинский бор, Щелоковский хутор, Марьина роща, Копосовская дубрава и др.) У каждой страны есть своя Красная книга. Как вы думаете почему? (Потому что в них живут разные растения и животные.)

Вот мы и рассмотрели все страницы нашей Красной книги. Мы с вами должны охранять все растения и животных, которые в нее попали. Когда мы встретим их в лесу, на лугу или на речке, скажем им: «Мы вас не будем обижать».

В конце занятия Винни-Пух просит прощения за нанесенные природе обиды. Старичок-Лесовичок прощает медвежонка, предлагает подарить книгу с правилами поведения в лесу и угощает всех медом. Больше всех радуется Винни-Пух, он благодарит за помощь и обещает впредь не допускать таких ошибок.

Все вместе поют песню «Красная книга» (муз. Е. Птичкина, ел. Б. Дубровина).

Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга - Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Все живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно

Красная книга, Красная книга!

[3, C. 34-39]

Наши маленькие соседи

Конспект занятия для старших дошкольников

Лето! С каждым днем все сильнее тянет вдаль, на широкие просторы полей, под изумрудную сень лесов. Хорошо идти по тропинке, поросшей трав кой-мура в кой, прильнувшей к земле птичьей гречишной, и наблюдать, как в течение дня все вокруг - краски, звуки - меняется. Раскрываются и закрываются цветы, летают птицы, бабочки, жуки...

Познакомьте детей с представителями удивительного царства насекомых. Расскажите о том, что слово «насекомое» происходит от слов «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно на брюшке кто-то сделал насечки. Насекомых не зря называют шестиногими: у каждого из них по шесть ног. Если у маленького существа их больше или меньше, а может, и вообще нет, это существо не насекомое. На нашей планете свыше миллиона видов насекомых. Они разные: одни летают, другие ползают, прыгают, бегают... Насекомые – настоящие дети солнца. Если оно греет, насекомые деятельны и подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения становятся вялыми. Еще ниже температура - и они засыпают.

Цель. Расширять и закреплять знания о насекомых (бабочки, муравьи, жуки, пчелы), местах их обитания, об особенностях поведения в природе; воспитывать любовь и бережное отношение к маленьким обитателям полей и лесов.

Предварительная работа. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках», беседы о весне и лете, наблюдение на участке за насекомыми и растениями, разучивание стихотворений и загадок о насекомых, изготовление шапочек с изображением насекомых.

Материал. Шапочки и картинки с изображением насекомых и деревьев, искусственные цветы, елка, модель муравейника.

Ход занятия

Воспитатель читает письмо от Старичка-Лесовичка: он приглашает детей на экскурсию в лес - понаблюдать за насекомыми.

Воспитатель (показывает картинки с изображением пчел).

Побываю я и лесу,

Там я пчелок найду.

И шумят, и жужжат,

И работать спешат!

Инсценировка рассказа К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках»

(участники - воспитатель и дети в шапочках насекомых и деревьев)

Воспитатель. Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.

Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко - разведать: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке.

Пчелки. Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали!

Яблонька. Нет. Вы прилетели слишком рано: мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни разузнать.

Воспитатель. Полетели пчелки к вишне.

Пчелки. Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочков для голодных пчелок?

Вишня. Наведайтесь, милочки, завтра. Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка; а когда откроются, я буду рада гостям.

Воспитатель. Полетели пчелки к тюльпану; заглянули в его пеструю головку; но не было в ней ни запаха, ни меду.

Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветок: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой - веселешеньки.

Дети, принимавшие участие в инсценировке, садятся на стульчики.

Кто строит домики для пчел? (Человек.) Как они называются? (Улей, ульи.) (Показывает картинки с изображением пчелиных сот и ульев.) Пчела из воска строит соты - большие пластины с шестигранными ячейками. Сюда она откладывает нектар, который со временем подсохнет и превратится в мед.

Вспомним загадку о пчеле?

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужком.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

Мед очень полезен. Им лечатся при кашле и простуде.

Дети, назовите насекомое, похожее на пчелу. Правда, оно толще, тяжелее. (Шмель.) Посмотрите, он летит к нам!

Шмель (ребенок в шапочке шмеля).

Шмель, тяжелый,

Полосатый,

Целый день летал в саду.

Он не просто так летал,

Он цветы в саду считал.

Он ворчал:

- Трудна работа!..

Ведь цветам в саду

Нет счета!

Е. Фейерабенд

Воспитатель. Шмель тяжелый, а крылья у него маленькие, но сильные. Они бьют по воздуху часто-часто. (Показывает картинки с изображением шмеля.)

Ребенок (в шапочке жука)

Я веселый майский жук

Знаю все сады вокруг.

Над полянами кружу,

А зовут меня Жу-Жу.

Почему зовут Жу-Жу?

Потому что я жужжу!

«Летит» и находит другого жука (ребенок в шапочке жука), который «сидит на листочке».

Инсценировка стихотворения М. Веховой «Разговор с жуком»

1-й жук.

Эй, жук!

Мой друг!

Расскажи, где ты живешь?

Что нас в гости не зовешь?

Ты себе построил дом?

2-й жук.

А зачем мне строить дом?

Я живу под лопухом!..

Широка его ладошка,

Будто взлетная дорожка!

Посмотри, я зажужжал...

Я завелся! Побежал...

И взлетел! И лечу!

И лечу, куда хочу-у-у-у...

«Летят» за своей подружкой - божьей коровкой.

Божья коровка.

Платье в горошек у божьей коровки.

Божьей коровке плохо в коробке.

Божью коровку пальцем не трогай,

Пусть уползает зеленой дорогой,

Пусть улетает синей дорогой,

Божью коровку не надо, не трогай!

Ю. Вронский

Все трое «улетают» к детям.

Воспитатель (показывает картинку с изображением жуков). Почему нельзя обижать божью коровку и других насекомых? (Ответы.) Каких еще жуков вы знаете? (Жук-короед, жужелица, жук-носорог.)

Игра «Жуки». Дети встают в круг. Воспитатель выводит за его пределы нескольких детей-жуков: «Это большая комната, в которой много окон. Все ушли, а окна в комнате не закрыли (дети расцепляют, опускают руки). Вдруг влетели жуки, загудели «ж-ж», стали летать по комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись (дети берутся за руки). Попались жуки! Но они смело полетели к окнам, ударились о стекло и упали. Лежат на спинке, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам: перевернем их на брюшко, откроем окна и выпустим на волю. Пусть улетают».

После игры воспитатель предлагает детям пройти в «лес», остановиться у елки и рассмотреть муравейник под ней.

Воспитатель. Отгадайте загадку.

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем - миллион! (Муравейник)

Что за жильцы живут в этом доме? (Муравьи.) Как муравьи находят свой домик? (По муравьиной дорожке.) А как найти дорожку? (По запаху.) Посмотрите, сам муравей идет к нам!

Появляется ребенок в шапочке муравья.

Муравей.

Муравьишки-торопыжки,

Не лентяи, не глупышки,

Друг за другом по дорожке

Тащат зернышки и крошки.

Муравью нельзя лениться,

Муравей живет трудом:

Все, что только он увидит,

Тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что опешит

Он своей дорогой,

Ты его не обижай,

Ты его не трогай!

А. Бабаджан

Воспитатель.

Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом,

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

3. Александрова

Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям превратиться в муравьев и поползать. Затем раздает цветы, дети раскладывают их на полу.

Воспитатель. Какая красивая полянка получилась! А теперь уберите цветы. Что произошло? Не стало красоты! Снова разложите цветы на поляне. А теперь красиво? (Ответы.)

Ребенок.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Т. Собакин

Воспитатель. Какие цветы появляются весной первыми? (Мать-и-мачеха, фиалка, медуница. Воспитатель выставляет картинки с изображением первоцветов). Какое насекомое издали напоминает цветок, а подойдешь поближе, оно вспорхнет и улетит? (Бабочка.)

Дети - в шапочках бабочек – читают стихи.

1-й ребенок.

Спал цветок и |вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел...

2-й ребенок.

Шевельнулись у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел...

Воспитатель показывает детям картинки с изображением бабочек, спрашивает, каких бабочек они знают, и предлагает полетать, как бабочки.

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Четыре ребенка в шапочках насекомых стоят в ряд. Дети называют насекомых, а затем закрывают глаза. Одно насекомое улетает. Дети, открыв глаза, определяют, какого насекомого не стало. Игра повторяется несколько раз.

Ребенок.

Я на кусте у родника

Не тронул ceти паукa.

Я поглядел на муравьев:

У них домище -

Будь здоров!

Я долго по лесу шагал

И никого не напугал,

Нигде воды не замутил.

В лесу

Я просто погостил!

Н. Красильников

Воспитатель. Вот мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника, не сорвали цветов, не нарушали тишины и гармонии. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! [5, C. 126-128]

Осень золото роняет

Конспект экскурсии в осенний лес

Цель. Расширять представление детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнять представление об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведения о лесе как о сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории; показать много ярусность смешанного леса; продолжать учить различать некоторые деревья, зимующих птиц; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.

Ход экскурсии

Воспитатель. Сегодня мы с вами поедем в лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу. (Не топтать траву, не рвать растения, не сорить, не шуметь, не уходить далеко от взрослых.)

Дети с сопровождающими их взрослыми садятся в автобус и отправляются в природоохранную зону - парк «Нижняя Кама» (Танаевский лес).

Воспитатель. Послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... осень.

Что изменяется в лесу с приходом осени? По каким признакам мы узнаём осень? Какая погода осенью? (Ответы.) Хочу поговорить с вами о растениях. В лесу много деревьев, кустарников, грибов. Верхний шатер образуют могучие, высокие деревья. Они стремятся к свету, к солнцу, поднимаются все выше и выше и только на макушках широко распускают свои ветки. Под шатром высоких деревьев растут кустарники - калина, малина, шиповник, лещина. Нижний этаж занимают травы, мхи, лишайники, грибы. Лес - многоярусный.

Посмотрите вокруг. Какие деревья вы видите? (Сосну, ель, березу, дуб.) А еще в наших лесах можно встретить осину, ольху, липу, клен. Возьмите веточки ели и сосны и найдите различия между их хвоинками. Как они располагаются? Какова их длина? (Ответы.)

Сосна и ель - хвойные деревья. Их листочки - хвоинки. Они не опадают все сразу, как листья у лиственных деревьев. Хвою сосны и ели меняют постепенно, в течение нескольких лет, поэтому они круглый год зеленые.

Ель любит влагу, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса - темные. Сосна может расти на сухих песках, на моховых болотах, на голых склонах и даже на гранитных скалах. Она любит свет. Воздух в сосновых лесах сухой, легкий, целебный. В нем много кислорода, фитонцидов, других полезных элементов. Подышим этим воздухом. (Дети выполняют дыхательную гимнастику.)

А теперь отгадайте загадки и послушайте стихи. Найдите деревья, о которых в них говорится.

Стоят столбы белые,

На них шапки желтые,

Летом мохнатые,

Зимой сучковатые.

Где они стоят, там и шумят.

Что это за деревья? (Березы.)

Все клены стали рыжие,

Но ни один не дразнится,

Раз все равно мы рыжие –

Кому какая разница!

Осень в лес к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, ее клюют. (Рябина.)

Дети рассматривают деревья и их листья.

Игра «Найди дерево по листочку».

Каждый ребенок получает лист с какого-нибудь дерева. По сигналу дети находят деревья, с которых они упали.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Дети ходят по полянке и поют песенку.

У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь сидит и на нас рычит.

С последним словом водящий - медведь - ловит убегающих детей.

Воспитатель. Вспомните: какие птицы остаются у нас зимовать? (Ответы.)

Наблюдение за дятлом и сорокой.

Игра «Летает - не летает».

Ведущий перечисляет названия зверей и птиц, Дети машут «крыльями», если названа птица, и не поднимают рук, если ведущий назвал другое животное.

Воспитатель.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы. (Гриб.)

Вспомните правила сбора грибов. (Собирать можно только известные съедобные грибы, ядовитые обходить стороной, не топтать их, потому что они нужны лесным животным.)

Катание по лесу на лошади лесника.

Подвижная игра «Мышеловки». Одни дети становятся парами по кругу и, держась за руки, поднимают их вверх - мышеловки открыты. Другие дети - мышки - пробегают через мышеловки. По сигналу дети опускают руки. Попавшаяся мышка ждет пару, затем вместе с ней образует мышеловку.

Сбор листьев, шишек, мха, веток, другого природного материала.

Сюрпризный момент

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Дети находят под сосной корзину с лесными орехами.

Воспитатель. Вот и заканчивается наша экскурсия. Сегодня мы с вами говорили о лесе. Мы еще много будем говорить о нем, не раз побываем здесь. Нужно запомнить: лес – наш друг и помощник. И относиться к нему надо как к другу, бережно и внимательно.

Будь здоров, зеленый лес!

Стой в торжественном наряде!

Парты, книги и тетради

Ты нам дал, зеленый лес.

Чтоб небес не застилали

Тучи копоти и пыли,

Чтоб прозрачны были реки,

Будь здоров, зеленый лес!

Чтоб навеки не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший!

Будь здоров, зеленый лес!

[4, C. 125-126]

Сохранность красоты природы

Весенняя экскурсия

Цель: развивать у детей бережное отношение к дарам природы; развивать коммуникативные способности.

Весной воспитатель организует экскурсию на полянку, где цветут одуванчики. На обсуждение детям воспитатель задает вопрос: модно ли рвать цветки одуванчика просто так, без пользы? Стоит ли их жалеть, когда их так много?

Воспитатель срывает один одуванчик и пускает его по рукам детей: кто больше найдет особенностей. Дети отмечают особенности цветка, сравнивают его с ласковым солнышком.

Воспитатель напоминает детям, что цветки одуванчика используются в медицине как лекарственное растение.

Поэтому срывать эти цветы без пользы нельзя. Дети читают стихотворение об одуванчике. [1, C. 70]

Разработка экологических знаков

Экскурсия-путешествие

Цель проекта – составить, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе, развивать творческое мышление, воображение.

Воспитатель вместе с детьми отправляются на экскурсию-путешествие по территории ДОУ. Там они наблюдают за состоянием окружающей природы.

Воспитатель напоминает детям о том, как необходимо вести себя в природе.

Не рвать цветы.

Не ломать ветки деревьев.

Не топтать клумбы.

Не загрязнять воду в бассейне.

Не мусорить на участке.

Не убивать насекомых и птиц.

Второй этап проекта – воспитатель предлагает детям создать экологические знаки, которые научат людей правильно вести себя в природе. Воспитатель вместе с детьми рисует знаки на картоне, прибитом к палочке (заранее изготовленных на занятии по труду). Обозначают их. А затем расставляют их в нужные места.

Например. Этот знак ставится на клумбу и означает, что цветы рвать нельзя и нельзя топтать клумбу. Этот знак ставиться на участке. Он означает, что насекомых и птиц убивать нельзя. [1, C. 81-82]

Приложение № 1

Дорогой друг!!!

Мы приветствуем тебя в царстве Природы! Пусть река, лесная тропинка, белоствольные березки - все, кто здесь живут, принесут тебе радость, заставят задуматься о твоем месте на нашей Земле.

Эта маленькая книжечка поможет тебе понять и осознать некоторые закономерности, запомнить то, что ты увидишь на экологической тропе.

Не ленись, постарайся ответить на предложенные вопросы, слушая экскурсовода или читая информацию на установленных щитах.

Предлагаем тебе определить свое настроение на каждой остановке тропы, закрасив квадратик «эмоциональный фон» соответствующим цветом:

красный - я восхищаюсь,

желтый - мне приятно,

зеленый - я равнодушен, спокоен,

синий - мне неприятно,

черный - я возмущаюсь.

Для того чтобы вспомнить все увиденное и услышанное во время экскурсии, мы кратко перечисляем то, о чем ты узнал на каждой остановке.

Будь внимателен, и тебе откроется удивительный мир природы.

Итак, вперед! [7, C. 116]



Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии на луг

(подготовительная к школе группа).

Цель. Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света; учить различать и называть некоторые из них (клевер, луговую герань, мышиный горошек и др.), учить отыскивать насекомых: кузнечика, стрекозу, 1-2 вида бабочек, отмечать различия (величина, цвет крыльев, длина ног) и сходство (у всех у них по три пары ног); приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, напоенных ароматом трав.

Ход экскурсии. Воспитатель, придя на луг, рассматривает местность, определяет ее особенности (открытое пространство, простор). При затруднении сравнивает луг с граничащим с ним лесом, отмечает, что на лугу растут невысокие растения. Вместе с детьми любуется лугом.

Смотрите, как луга благоухают,

Упитана дождем зеленая трава,

И легкий ветерок с волной реки играет,

И рожь златистая колышется едва…

Прекрасен этот мир!

Разрешает каждому найти цветущее растение (самое красивое!), но предупреждает, что рвать его нельзя.

Поочередно дети рассматривают каждое растение, вспоминают и уточняют название, определяют особенности стебля, листьев, цветков, сравнивают их. Воспитатель предлагает вспомнить, какие цветы находили на таких же прогулках прошлым летом. Детей следует подвести к суждению о

разнообразии и красоте луговых растений.

Затем, выбрав 3-4 растения, которые встречаются и на лесных полянах (например, гвоздику, луговую герань и др.), задает вопрос: «Где вы еще видели эти растения?» (или конкретнее: «Видели ли эти растения в лесу? В каких местах: на солнечных полянах или в чаще леса?») После этого предлагает подумать, почему эти растения можно увидеть на лугах повсюду, а в лесу только на светлых, солнечных полянках. Этими и подобными вопросами воспитатель подводит детей к выводу, что на лугах растут растения, которым нужно много света и солнца.

Конспект экскурсии в лес

(подготовительная к школе группа).

Цель. Систематизировать знания детей о лесе (в лесу растут различные деревья и кустарники, травы, грибы; в лесу тихо, воздух свежий; лес начинается опушкой, в лесу есть поляны, чащи); уточнить представления о животных и других обитателях леса (в лесу живут звери - белка, еж, лиса и др.; птицы - дятел, кукушка, синица; насекомые - муравьи, жуки, бабочки и др.; можно встретить ящериц, в сырых местах - лягушек; на полянах и в чащах растут разные травы; люди заботятся о лесе - охраняют его от пожара, расчищают, сажают новые молодые деревья); вызвать радость и удовольствие от пребывания в лесу.

Ход экскурсии. Подойдя к лесу, рассмотреть опушку. Вспомнить, как называется «край леса» его «начало». Предложить сравнить опушку леса с лугом (рослые деревья и кустарники стоят стеной, они значительно выше, чем растения луга). Пересечь опушку, вновь оглядеться и сравнить лес и луг

(«где больше, где меньше света? Почему? Где прохладнее? Тише? Почему?») Дальнейший маршрут должен быть выбран таким образом, чтобы дети могли пройти в чаще леса, на полянке, по просеке.

В ходе экскурсии дети рассматривают, называют известные им деревья, кустарники, травы, грибы, сравнивают и устанавливают, что в чаще и на поляне растут разные травы. Среди цветущих трав, растущих на поляне, находят те, что растут и на лугу. Воспитатель уточняет, видели ли их в чаще леса, почему эти травы растут в лесу, на лугу.

Подойдя к «кузнице» дятла или «столовой» белки, предложить рассмотреть шишки, лежащие под деревом, определить, кто из них достал семена: белка или дятел. Дети вспоминают, какие птицы живут в лесу, где их еще встречали. В ходе экскурсии, если будут слышны птичьи голоса, учить различать 2-3 птиц.

После осмотра муравейника (если повторно) установить, увеличился ли «город», не появились ли новые дороги, куда они ведут. Обязательно напомнить детям о том, какую пользу приносят муравьи.

Пересекая просеку или проходя по ней, по расчищенным местам леса, обратить внимание на то, как люди заботятся о лесе. На участке молодых посадок деревья заметно подросли. Напомнить детям о необходимости беречь лес - он растет долго, требует много труда и забот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"

Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями....

Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»

Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...

совместная деятельность по познавательному развитию. Экологическая тропа Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.

Цели: ·         Увидеть, как природа готовится к зиме.·         Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.·...

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ".

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ". Цель: познакомить с истор...

Экскурсия "Экскурсия в домашний птичий зоопарк"

Дать детям общее представление о многообразии птиц живущих в домашних условиях....