Социально-коммуникативное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Венчакова Валентина Дмитриевна

 Конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Дружба творит чудеса» в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида» Старошайговского муниципального района Республики Мордовия

                                                     Конспект

открытой непосредственно - образовательной деятельности

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Дружба творит чудеса» в старшей группе.

Провела: воспитатель

Венчакова В.Д.

                                                              2017год

Цель: Закрепление представлений детей о дружбе и стремлению к дружеским взаимоотношениям.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать словарь по теме «Дружба»: обобщать и расширять знание таких понятий как друг, дружба, честность, справедливость.

Сформировать в сознании детей понятие «доброта», «вежливость», «хорошие и плохие поступки»

Развивающие:

Развивать коммуникативные умения.

Развивать умение детей справедливо оценивать положительные и отрицательные поступки, умение связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией.

Развивать ранее усвоенные социальные нормы и правила поведения.

Развивать  композиционные умения, ритмично располагать одинаковые формы, чередуя по цвету. Прививать эстетический вкус.

Создать условия для координации движений и профилактика плоскостопия.

Воспитательные:

Воспитывать навыки добрых, вежливых взаимоотношений друг с другом, умение оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.

Воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту, употреблять в своей речи вежливые слова.

Способствовать эмоциональному сближению детей.

Здоровьесберегающие технологии: ходьба по сенсорной тропе, физкультминутка, речевка «Мы дружные ребята».

Образовательные области:

 «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное»,«Художественно-эстетическое развитие».

Методические приёмы:

-Игровой (использование сюрпризных моментов).

-Наглядный (использование иллюстрации, мультимедиа).

-Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

-Поощрение, анализ непосредственно образовательной деятельности

Предварительная работа: беседа «Что такое дружба?», рассматривание иллюстраций «Хорошо - плохо», чтение и заучивание стихов и пословиц о дружбе, вырезание ладошек из цветной самоклеющей бумаги, просмотр сказки  В. Губарева  «Королевство кривых зеркал».

Материалы и оборудование: интерактивная доска, интерактивный стол, музыкальный центр, аудиозаписи (голосовые послания сказочных героев),

магнитная доска, ёлка, лист ватмана, фломастеры. цветик –семицветик»,сенсорная тропа, гимнастическое бревно (мостик), мешочки с цифрами, сундуки, ключи из картона, вырезанные ладошки из цветной бумаги,

Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети входят в зал под музыку «Улыбка» из мультфильма «Енот» (муз В.Шаинского) и встают полукругом .
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас сегодня. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и друг другу.
 
Воспитатель. От улыбки хмурый день светлей.
                          От улыбки в небе радуга проснется.
                          Поделись улыбкою своей,
                          И она не раз еще вернется.
 
Воспитатель. Давайте поздороваемся с вами ,обнимем друг друга и подарим улыбку.

Упражнение « Подари улыбку» 
(Дети становятся в круг, каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, и обнимаются)
 
Воспитатель. Вот мы и поздоровались, подарили друг другу хорошее настроение! Присаживайтесь, дети! Догадались, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
 
Ответы детей: О дружбе.
 
Воспитатель. Правильно! Ведь с улыбки начинается дружба. А что такое дружба?
Ответы детей: 

- Быть добрым
- Без крика и ссор договариваться
- Заботиться о друге
- Делиться игрушками, не хвастаться
- Разговаривать вежливо и не грубить
- Быть внимательным к другу
- Если у друга радость, порадоваться вместе с ним
- Быть честным, говорить только правду
- Если нечаянно обидел, надо извиниться
Воспитатель. Верно! Друзьям нужно помогать, не надо ссориться с ними, лучше сделать что-нибудь приятное. Очень важно уметь порадовать друга. Чем вы можете порадовать своих друзей?
( Ответы детей).
А еще другу можно рассказать стихотворение о дружбе. Кто хочет это сделать? (Дети читают стихотворения о дружбе по желанию).
 
Воспитатель. Замечательные стихи!

1.Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам.
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям.
Никогда не надо!

2. Пришла ко мне подружка, 
И мы играли с ней. 
И вот одна игрушка 
Вдруг приглянулась ей: 
Лягушка заводная, 
Весёлая, смешная. 
Мне скучно без игрушки - 
Любимая была, - 
А всё-таки подружке 
Игрушку отдала.

3. Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Воспитатель: Ребята ,а я сегодня хочу вас пригласить в сказочную страну вежливости и доброты. Ребята, для этого нам нужно взяться за руки и закрыть глазки и мы попадём в сказочную страну.

(открываются ворота, музыка «В гостях у сказки)
Звучит аудиозапись «Крик о помощи сказочного героя по имени Гурд» : «Помогите, помогите!»
 
Воспитатель. Вы слышите? Кто-то просит помочь.
Включается аудиозапись «Голос Волшебного зеркала»: «Это зовет о помощи добрый мальчик по имени Гурд. Злой волшебник околдовал всех жителей Страны доброты и превратил ее в Королевство кривых зеркал; все добрые стали злыми, послушные- непослушными. Все начали ссориться. Только на одного мальчика по имени Гурд чары злодея не смогли подействовать, и тогда он заточил мальчика в зеркальном замке. Скорее спешите, Гурду помогите! Спасите нашу страну! Путь нелегкий вам предстоит, задания нужно дружно выполнять. В помощь даю вам письмо. Оно подскажет, путь-дорогу укажет! Спешите, друзья» Вы наша надежда на спасение от злого колдовства!». (Сзади зеркала лежит письмо с посланием)

   Воспитатель. Ребята, вы согласны спасать Гурда, помочь стране Доброты и расколдовать ее жителей! Ну тогда нам пора отправляться в путь! Откроем конверт и посмотрим, что написано в письме. (Читает письмо)

   Воспитатель. Вас ждут непростые задания! Только дружные ребята смогут справиться с ними! А вы дружные?
Ответы детей: Да!
 
Фея доброты. Пора в путь! (Предлагает встать в круг, произносит речевку о дружбе, готовит их к предстоящей деятельности). Дети кладут ладонь правой руки на руку

Феи доброты.
 
Все. Все мы дружные ребята,
          Мы ребята - дошколята.
          Нельзя друг друга обижать.
          Заботиться должны мы, уважать.
          Будем крепко-накрепко дружить!
          Будем дружбой дорожить!
(Дети расходятся и встают полукругом).
 
Фея доброты. Какие вы молодцы! Теперь мы действительно готовы!
Задание 1: Спойте песню о дружбе!
(Звучит музыка. Вбегает нотка ).
 
Нотка. Меня звали? Я нотка. Кто тут песенку спеть хочет?
 
Фея доброты. Это первое наше задание. Мы идем Гурда спасать.
 
Нотка. Как же вы без музыки петь будете? Без меня никак нельзя!
 
Фея доброты. Помоги нам, пожалуйста, Ноточка!
 
Нотка. Конечно, помогу. Давайте споем песню о дружбе!
(Дети исполняют любую известную им песню о дружбе).
 
Фея доброты. Какие молодцы! Справились с первым заданием!
 
Нотка. Но теперь мне пора возвращаться! В вам желаю удачи!
(Дети и Фея доброты благодарят Нотку и прощаются с ней).
 
Фея доброты. Так посмотрим, какое же второе задание? «Беседа по картинкам, слайдам».
  Фея доброты.  Правильно ребята, молодцы! Вы и справились со вторым заданием!

Фея доброты. Третье задание «Помоги сказочным героям?» (интерактивный стол)

Физкультминутка «Дружба»

А сейчас встаньте, я прочитаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало (опускают руки вниз)

Дело валится из рук (качают головой, встряхивают кистями рук)

Но неважны нам печали (махи руками)

Если есть хороший друг (поворачиваются друг к другу, протягивая руки)

С делами справимся вдвоем (пожимают руки)

С облегчением вздохнем (глубокий вдох-выдох)

Настроение поднимем (нагибаются,  медленно выпрямляемся)

И друг друга мы обнимем. (Обнимаются все)

Фея доброты. Четвёртое задание, «Какие пословицы о дружбе вы знаете?»
( Дети вспоминают несколько пословиц о дружбе.

Фея доброты спрашивает, как они понимают значение каждой из них ).

Ответы детей:
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Не бросай друга в беде.
- Старый друг лучше новых двух.
- Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
- Друг за друга держаться – ничего не бояться.
- Друзья познаются в беде.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
- Без друга в жизни туго.
Ответы детей: Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе. Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться.
 
Фея доброты. Какие же вы умники и умницы! Эти пословицы действительно рассказывают о том, как нужно дружить!
(Включает запись «Звуки речки»).
 
Все. Дорожкою добра сейчас пойдем.
          Куда она ведет, мы точно знаем.
          В пути мы будем делать добрые дела,
          Ведь доброта всегда сильнее зла.
 
Фея доброты. Вот мы и подошли к мосту. Река быстрая, поэтому по мосту нужно пройти, крепко держась за руки.
(Дети шагают по сенсорной тропе под спокойную музыку).
 
Фея доброты. Непросто было идти по узкому мосту,
                           Но мы дружные, помогали друг другу и.
                           Смогли перебраться на другой берег.
                           Смотрите! Ребята! Что это за сундуки под деревом
                           стоят. На стволе мешочки красивые висят?
 
Фея доброты. Итак, пятое задание. Отгадать загадку нужно вам. (Интерактивная игра)
Яблоки с ветки на землю упали,
Красная Шапочка их собрала,
В подарок друзьям своим принесла:
Сколько яблок Красная Шапочка собрала?
 
Дети. Пять яблок.
 
Фея доброты. Теперь посмотрите внимательно на мешочки. На каком есть эта цифра?
(Обращает внимание детей на все мешочки и на цифры. Дети ищут мешочек с изображением цифры 5, находят нужный и достают из него ключ).
 
Фея доброты. Молодцы ребята! Вы, верно, выполнили задание! Ребята, посмотрите ,а у нас в мешочке три ключика  ! Чтобы открыть замочек ,нам нужно подобрать правильный ключик . Ключики с геометрической фигурой,  такая же геометрическая фигура и на сундуке .
(Фея помогает открыть сундук. В нем лежат фломастеры и ладошки, вырезанные из цветной бумаги).
 
Фея доброты. Вот так подарки! Спасибо! (хором с детьми) скажем. Вы молодцы! Давайте все вместе наклеим наши вырезанные ладошки и нарисуем улыбку солнышку! И тогда от теплых и добрых его лучей холодный замок расколется, и Гурд освободится!
Звучит музыка. Когда дети закончат работу, звучит запись «Разбивающееся стекло» (это замок разрушается).
 
Гурд. (аудиозапись его голоса).
Спасибо вам, друзья! Вы освободили меня, и я никогда этого не забуду. Вы спасли меня, а я должен помочь жителям нашей страны, помирить их и научить настоящей дружбе. Будьте всегда дружны, и тогда вы справитесь с любыми трудностями! Прощайте!
 
Фея доброты. И я не смогла бы ничего сделать, если бы не ваша дружба! Дружба помогла преодолеть все сложности. Помните, дружба творит чудеса! Сегодня мы с вами прощаемся, и я хочу подарить вам «цветик-семицветик». Встанем в круг. Ты мой друг, и я твой друг! Каждому даю лепесток.
(Дети отрывают лепестки от цветка и держат их в руках).
 
Фея доброты. Лепесток этот непростой. Вы можете с его помощью загадать  любое пожелание для своего друга. Каждый по очереди прочтет его.
Дети вместе с Феей доброты.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы моему другу, у моего друга, мой друг…
(Дети произносят свои пожелания).
1) Вели, чтобы мой друг был здоровым.
2) Вели, чтобы мой друг всегда улыбался.
3) Вели, чтобы у моей подружки было хорошее настроение.
4) Вели, чтобы мой друг был всегда веселым.
5) Вели, чтобы мой друг всегда со мной дружил, и мы никогда не ссорились.
6) Вели, чтобы мой друг был честным.
7) Вели, чтобы мой друг был верным.
8) Вели, чтобы с моей подружкой никогда не расставались.
9) Вели, чтобы мой друг всегда был добрый.

   Фея доброты. Думаю, что все ваши пожелания исполнятся. Все мы будем беречь друзей и нашу дружбу. Я хочу преподнести вам еще подарки за то, что вы такие молодцы!
(Машет волшебной палочкой и достает из сундука подарки. Дети благодарят Фею).
  Дети возвращаются в детский сад.

Итог непосредственно образовательной деятельности

 Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали?

Ответы детей: Мы сегодня побывали в стране вежливости и доброты.

Воспитатель: А кому мы сегодня помогали?

Ответы детей:  Мы сегодня помогали мальчику Гурду и жителям страны вежливости.

Воспитатель: Ребята, а какие задания вы выполняли ,чтобы спасти мальчика Гурда?

Ответы детей:  Мы пели песню и рассказывали пословицы о дружбе.

Ответы детей:  Мы разбирали хорошие и плохие поступки детей.

Ответы детей: Помогали сказочным героям .

Ответы детей:  Рисовали улыбающееся, солнышко.

Воспитатель: Ребята, вам понравились наше путешествие?

Ответы детей:  Да
Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми трудностями, сумели показать какие вы сообразительные, добрые и вежливые.
Я хочу, чтобы вы всегда заботились и помогали друг другу и были внимательны к друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр (Социально - коммуникативное направление развития)

Социально- коммуникативное направление развития.ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка

Данный вид ЦОР предусмотрен для обучения детей правилам пожарной безопасности....

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...