экологический проект
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Дикие животные Алтайского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_po_ekologii_dikie_zhivotnye.doc | 255.5 КБ |
dikie_zhivotnye_zpr.pptx | 608.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 комбинированного вида 2 категории
города Алейска Алтайского края
Проект по экологическому воспитанию
«Дикие животные Алтайского края»
коррекционная группа
Разработали:
воспитатели
Быкова Е.Н.
Боркунова Г.А.
г. Алейск
2015г.
«Берегите, ребята природу И цветы, и деревья, и луг, И животных, и почву и воду Ведь природа – надежный наш друг» |
Актуальность темы
Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании диких животных нашего края. Дети недостаточно владеют обобщающими понятиями, не умеют описывать предметы, у них мал словарный запас по теме, низкий уровень грамматического строя речи. Родители уделяют мало внимания на развитие кругозора детей и некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры. А экологическое воспитание является одним из важнейших направлений дошкольной педагогики. Ведь живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют 2 % от всего живого на Земле, но роль их в биосфере Земли огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о животных ребенок получает в детском саду, где воспитывают гуманное отношение к природе к миру животных. Дети дошкольного возраста эмоциональны, отзывчивы и впечатлительны – это помогает формировать у них гуманное отношение к природе, сострадать и сопереживать живым существам, проявлять заботу о них, защищать, беречь. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Цель проекта
Сформировать целостное представление о диких животных Алтайского края. Развивать устойчивый познавательный интерес. Создать в группе условия для расширения представления детей о животных родного края. Привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.
Задачи проекта
- Формировать представления детей о диких животных родного края, об их характерных отличительных признаках, приспособлении к своей среде обитания: как передвигается, спасается от врагов, чем питается, о жилище.
- Развивать интерес к живой природе, творческие способности, память, мышление, связную речь.
- Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать интерес, любовь, заботливое отношение к животному миру Алтайского края.
Предполагаемый результат
- Активизировать познавательный интерес детей по теме проекта.
- Сформировать представления детей о диких животных родного края, о причинно – следственных связях между образом жизни и средой обитания.
- Обогатить словарный запас детей, способствовать совершенствованию грамматического строя речи детей.
- Способствовать развитию продуктивной деятельности детей.
- Повышение педагогической компетенции родителей по экологическому воспитанию.
- Создание предметно-развивающей среды в группе.
Направление проектной деятельности
- Информационный блок: переработка теоретических материалов
- Технологический блок: ознакомление дошкольников с животными родного края выстраивается на основе базовой программы
- Организационный блок: Создание предметно-развивающей среды
Вид проекта: групповой, информационно- творческий
Участники: дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации: 3 месяца
Этапы проведения и реализация проекта:
- Подготовительный
– изучение интереса детей для определения целей проекта;
– сбор и анализ литературы для взрослых и детей
2 . Основной
- Проведение познавательных занятий по теме проекта
- Совместная работа с родителями: изготовление книжек- самоделок «Дикие животные леса»
- Экскурсия в городской музей тема: «Животный мир Алтая»
-Рисование «Белка грызет орешки»
- Лепка: «Лисичка мышкует»
- Пересказ сказки «Лиса и козел»
- Чтение русских народных сказок
3. Презентационно - завершающий,
- Выставка продуктов детской деятельности
- Открытое занятие: «Лесные спасатели»
Содержание проектной деятельности
Время проведения | Тема | Цель | Форма проведения |
Сентябрь | «Что я знаю о диких животных родного края» | Определение уровня знаний детей по теме: «Дикие животные» | Беседа, опрос детей |
Чтение сказок: «Зимовье зверей », «Рукавичка», «Лиса и медведь» | Проявить у детей интерес к диким животным через русские народные сказки | Чтение художественной литературы | |
«Колобок», «Теремок», «Три медведя» | Вспомнить с детьми русские народные сказки. Вызвать у детей эмоционально – положительное отношение к персонажам сказки. | Показ настольных театров воспитателем и детьми. | |
«Лиса и козел» | Развивать связную речь детей, память, передавать свое отношение к хитрой лисе и глупому козлу, обобщать: домашние и дикие животные | Пересказ сказки | |
Октябрь | «Животный мир России» учебник для малышей В. Степанов | Знакомить детей с дикими животными с их повадками, образом жизни | Рассматривание и чтение детской энциклопедии. |
«Белка грызет орешки» | Учить передавать в рисунке отличительные особенности животных | Рисование | |
«Дикие животные леса» (книжки - малышки) | Повышение педагогической активности родителей по экологическому воспитанию | Совместная работа с родителями | |
Рассказы о диких животных «Лиса», «Заяц», «Волк» (М. Пришвин) | Продолжать знакомить детей с характерными особенностями и образом жизни диких животных | Чтение художественной литературы | |
Ноябрь | «Животный мир Алтая» | Познакомить детей с дикими животными Алтайского края с «Красной книгой» | Экскурсия в музей |
«Расскажи о животном» | Формировать умения составлять рассказ о животном по опорным картинкам. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. | Составление рассказов | |
«Лисичка мышкует» | Закрепить знания детей о жизни животных зимой. | Лепка | |
«Расскажи о животном» | Формировать умения составлять рассказ о животном по опорным картинкам. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. | Составление рассказов | |
«Лесные спасатели» | Закрепление словаря по теме, развитие мышления, памяти через дидактические и словесные игры, загадки, стихи. | Занятие – путешествие |
Методическое обеспечение проекта
- Ресурс интернет.
- С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников – М.: Мозаика – Синтез, 2004г.
- И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром – М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
- О.А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003г.»
- Л.Г. Горькова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию .
- Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу»
Приложение 1
Занятие по экологическому воспитанию в коррекционной группе
«Лесные спасатели»
Воспитатели: Боркунова Г.А.
Быкова Е.Н.
Цель: Заложить основы экологического воспитания. Формирования осознанно правильного отношения детей к живой природе.
Задачи:
1. Познакомить с жизнью диких животных зимой.
2. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида.
3. Закрепить умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме
4. Развивать память, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, творческое воображение.
5.Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Ход занятия
-Дети, посмотрите у меня в руках необычная шкатулка. Она музыкальная, послушайте.
-вам нравится музыка? Какая мелодия?
-шкатулка у нас необычная, значит и с нами что-то произойдет необычное.(стук в дверь. Входит лесник)
- здравствуйте дети. Попробуйте узнать кто я. Я человек который работает в лесу. Догадались?
- правильно я лесник, пришел вам рассказать, что случилось в лесу. Однажды в лес приходили дети, отдыхая на полянке, они читали сказку Чуковского «Путаница». И вот когда дети ушли медведь не захотел быть медведем, лиса- лисой, заяц- зайцем, белка – белкой, волк – волком. И они бедняги так запутались, что не знают как зимовать, все забыли. И что теперь с ними делать я не знаю. Вот пришел к вам посоветоваться.
Воспитатель: - дети давайте подумаем, что можно сделать, как помочь леснику(дети предлагают, если затрудняются, воспитатель помогает). Лесник, наши дети знают о животных и могут помочь им.
- правда? А каких животных вы знаете?
- почему их называют дикими?
- молодцы, правильно. Дети, у меня много дел в лесу, ведь до зимы осталось несколько деньков, еще так много нужно сделать. Я пойду, а вы когда справитесь с задачей, оставьте пожалуйста, под самой высокой елкой письмо, чтобы я знал каким животным вы помогли. Скорей идите в лес, вот по той тропинке.(дети идут по тропинке)
- дети посмотрите на тропинке сухая ветка, что же нам делать?(перепрыгнуть, перешагнуть, обойти)
- давайте мы ее лучше уберем, чтоб она не мешала другим прохожим.
- дети, скажите как называется тропинка в лесу?(лесная)
- посмотрите на тропинке лежит конверт, и здесь загадки
1. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил?(белка)
2. Любит груши и мед, сладкоежкою слывет, а еще могу сказать очень любит он поспать.(медведь)
3. Рыжая с пушистым хвостом живет в лесу под кустом.(лиса)
4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный.(волк)
- молодцы дети, правильно отгадали загадки. А теперь давайте поиграем с пальчиками и вспомним какие животные нам могут встретится в лесу.
Пальчиковая игра:
Еж, медведь барсук, енот.
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису.
И зимой найдешь в лесу.
- теперь можно и животным помочь. (подходят к дереву)
- кто у нас здесь спрятался (показывает картинку, на картинке заячьи уши)
- правильно заяц, где сидит заяц? (под елкой)
- теперь давайте вспомним, как заяц готовится к зиме? (воспитатель задает наводящие вопросы)
- где живет?
- есть ли у него жилье?
- чем питается? (летом заяц питается ягодой, травой, зимой раскапывает снег и достает траву, ест кору деревьев и молодые веточки)
- зачем зайцу белая шубка?
- назовите зайца ласково (заинька)
- назовите детенышей зайца?
- молодцы, заяц все вспомнил и сам хочет про себя рассказать (ребенок берет игрушку зайца и рассказывает стихотворение)
Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме ребята побелел, шубку новую одел.
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной.
Не увидит, не узнает зверь меня любой.
Я хотя и не трус, но всегда я боюсь.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.
Что под снегом заяц найдет – все ему в прок пойдет.
Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте.
Где еды приберегите, не пугайте, не гоните!
- зайцу помогли ,пойдемте дальше. Кто у нас здесь спрятался? (на картинке беличий хвост)
- правильно белка. Расскажите, что вы знаете о белке?
- где живет?
- чем питается?
- как готовится к зиме? (шубка у нее становится теплая, заготавливает грибы, ягоды, утепляет дупло).
- назовите белку ласково
- назовите детенышей белки
- мы надеемся, что белка все вспомнила и расскажет сама еще раз (ребенок берет игрушку белки и рассказывает стихотворение)
Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять!
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запасы: грибы, ягоды, орехи.
Чтоб зимой не голодать, где ж еду зимой достать?
Трудно белки зимовать, когда снежная она,
Когда сильные морозы.
К людям я тогда скачу, помощи у них ищу.
- ну вот белки помогли. А что здесь за мешок (поднимает и рассыпает орехи). Это наверно лесник приготовил для белки, помогите собрать.
- пойдемте дальше. Кто здесь спрятался? (на картинке медвежьи уши)
- правильно медведь, а как к зиме готовится медведь?
(он устраивает берлогу из веток и мха. Все лето и осень он наедает жир, ест ягоду, мед, травку. Поздней осенью он ложится в берлогу и спит всю зиму)
- знаете дети, если медведь наедает мало жиру, то он в середине зимы поднимается из берлоги и начинает бродить по лесу в поисках пищи. Такого медведя называют шатуном.
- назовите детенышей медведя?
- вот медведь все вспомнил (ребенок берет игрушку медведя и рассказывает стихотворение)
Я медведь, живу в лесу.
И хозяином хожу.
Летом ем: малину, мед.
А на речке рыба ждет.
Раскопаю корешок,
Съем его, все будет в прок.
Много жира накоплю,
А зимой в берлоге сплю.
- с медведем разобрались, пойдемте дальше. Кто здесь спрятался?
(картинка лисьего хвоста)
- правильно лиса, вспомните как лиса готовится к зиме?
- чем питается лиса и делает ли она запасы на зиму?
- где живет лиса?
- назовите ласково лису
- назовите детенышей лисы
- вот и лисонька вспомнила (ребенок берет игрушку лисы и рассказывает стихотворение)
Я зимы не боюсь, в шубу новую ряжусь.
Хвост красивый какой, мне он нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,
А затем охотится начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.
Об этом наверно мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
- молодец лиса, беги готовься к зиме. Я вам дети хочу сказать:
а еще есть зверь лесной, он ребята очень злой.
Вы с ним даже не встречались!
Вы б его испугались!
Угадайте – это волк!
Я сама расскажу, как зимует он в лесу .
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходит, волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные и злые.
Воют сильно по ночам, даже страшно зверям!
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Но и волку трудно зимой.
Еды не хватает и он голодает.
- вот дети мы и помогли животным. Теперь нужно сообщить леснику. У меня есть разрезные картинки животных. Мы их сложим и лесник поймет кому мы помогли (раскладывают).
- дети, как вы думаете, хорошо что мы помогли животным?
1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.
2.Кто природу губит, тот свой край не любит.
3. Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.
- дети, вы не просто помогли животным, вы их спасли. Вас смело можно назвать «Лесные спасатели».
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании диких животных нашего края. Дети недостаточно владеют обобщающими понятиями, не умеют описывать предметы, у них мал словарный запас по теме, низкий уровень грамматического строя речи. Родители уделяют мало внимания на развитие кругозора детей и некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры. А экологическое воспитание является одним из важнейших направлений дошкольной педагогики. Ведь живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют 2 % от всего живого на Земле, но роль их в биосфере Земли огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о животных ребенок получает в детском саду, где воспитывают гуманное отношение к природе к миру животных. Дети дошкольного возраста эмоциональны, отзывчивы и впечатлительны – это помогает формировать у них гуманное отношение к природе, сострадать и сопереживать живым существам, проявлять заботу о них, защищать, беречь. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Фон Лиса Белка Грибы Бабочка
Цель проекта Сформировать целостное представление о диких животных Алтайского края. Развивать устойчивый познавательный интерес. Создать в группе условия для расширения представления детей о животных родного края. Привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.
Задачи проекта Формировать представления детей о диких животных родного края, об их характерных отличительных признаках, приспособлении к своей среде обитания: как передвигается, спасается от врагов, чем питается, о жилище. Развивать интерес к живой природе, творческие способности, память, мышление, связную речь. Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас детей. Воспитывать интерес, любовь, заботливое отношение к животному миру Алтайского края.
Предполагаемый результат Активизировать познавательный интерес детей по теме проекта. Сформировать представления детей о диких животных родного края, о причинно – следственных связях между образом жизни и средой обитания. Обогатить словарный запас детей, способствовать совершенствованию грамматического строя речи детей. Способствовать развитию продуктивной деятельности детей. Повышение педагогической компетенции родителей по экологическому воспитанию. Создание предметно-развивающей среды в группе.
Вид проекта: групповой, информационно- творческий Участники : дети, воспитатели, родители. Сроки реализации : 3 месяца
Этапы проведения и реализация проекта: Подготовительный – изучение интереса детей для определения целей проекта; – сбор и анализ литературы для взрослых и детей
2 . Основной - Проведение познавательных занятий по теме проекта - Совместная работа с родителями: изготовление книжек- самоделок «Дикие животные леса» - Экскурсия в городской музей тема: «Животный мир Алтая» -Рисование «Белка грызет орешки» - Лепка: «Лисичка мышкует» - Пересказ сказки «Лиса и козел» - Чтение русских народных сказок
3 . Презентационно - завершающий , - Выставка продуктов детской деятельности - Открытое занятие: «Лесные спасатели»
Рассказы «Что я знаю о диких животных родного края»
Показ настольных театров
Занятие по рисованию «Белка грызет орешки»
Занятие по лепки «Лисичка мышкует»
Занятие –путешествие «Лесные спасатели»
Работа с родителями изготовление книжек-малышек «Дикие животные леса»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"
Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....
Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.
В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....