Конспект НОД "Круговорот воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

   

Данное занятие проводилось  мной  с детьми старшего дошкольного возраста. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovorot_vody.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе

Тема: «Круговорот воды»

Автор: Дик Елена Леопольдовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара.

Цель:  Рассказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Как происходит круговорот воды в природе.

Образовательные задачи:

  • Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе;
  • Продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы),
  • формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
  • Вводить в словарь детей существительными: 

глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.

  • Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;
  • вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе;
  • Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем;
  • Расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию любознательности;
  • Развивать внимание детей;
  • Способствовать развитию логического мышления:
  • Определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные задачи:

  • Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
  • Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

Раздаточный материал: 

Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой  (по количеству детей).

Картинки - модели « Как капелька путешествует»

Демонстрационный материал:

Термос с горячей водой, зеркало, салфетка, схема: «Круговорот воды в природе».

Техническое  оборудование: мультимедийная установка, ноутбук.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
  2. Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.
  3. Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
  4. Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
  5. Наблюдение за водой во время прогулок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости. Вы знаете кто это? Дети: Это капелька.

Воспитатель: Капелька хочет вам загадать загадку, послушайте внимательно.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Дети: Загадка о воде.

Воспитатель : Правильно. Ведь капелька - это вода. Она хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой?

Дети: В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед.

Воспитатель: А для чего нужна вода?

Дети: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить.

Воспитатель: Ребята, где мы можем увидеть много воды?

Дети: На карте, глобусе.

Воспитатель: Давайте рассмотрим карту и вы мне покажете каким цветом вода обозначается на карте.

Дети: Синим цветом.

Воспитатель: Ребята, а сейчас капелька хочет вам  сказку рассказать. Слушайте внимательно.

Сказка

  Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.

     У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeки, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.

      Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет.

      Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?

(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего  не останется одна пустыня).

Дети: Будет засуха.

      Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает,  а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего коpолeвa - вода понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

      Воспитатель:  Ребята, а вы как думаете, где может быть вода?

Детей: Ее закалдавала злая колдунья.

      Воспитатель: Нужно королеве во всем разобраться. Ведь не шуточное дело -  вода пропала! Нужно помочь  найти пропавшую водичку.

Воспитатель: Ребята давайте отправимся в сказку и  поможем королеве.

Дети: Давайте.

      Воспитатель: Тогда давайте превратимся в капельки, и спустимся в волшебный колодец.

вход в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

       Воспитатель: Ребята мы с вами в сказке, и мы знаем, что в сказке могут происходить любые  чудеса.

Воспитатель: Ребята, смотрите, что там, на камушке стоит.

Дети: Термос.

Воспитатель: Откуда здесь взялся термос?

Дети: Наверное, Королева Вода нам помогает.

Воспитатель: Интересно, а что же в нём может быть?

Сейчас откроем и проверим.

Дети: Это термос и значит в нем что-то горячее.

Воспитатель: Вы сможете его сами открыть?

Дети: Дети самостоятельно не должны открывать термос. Это могут сделать только взрослые.

Воспитатель: Вы позволите мне его открыть?

(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

 Опыт №1 (испарение воды)

Воспитатель: А что это выходит из термоса?

 Дети:  Пар.

Воспитатель: Откуда пар в термосе?

Дети: Вода при нагревании превратилась в пар.

Опыт №2 капли на зеркале.

 Воспитатель:  А вдруг это не вода? У меня есть  один способ это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

       Воспитатель: Дети посмотрите- это  капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, что вода может  испаряться?

Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?

Дети: Пар превращается в облако.

      Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу.

                      Физминутка «Капельки-дождинки».

Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы- маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно они замерзли.

Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотными кусочками льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по группе по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, королева зря время не теряла. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.  

Опыт №3 (с землей)

      Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. И посмотрим, что же получается?

что происходит? (одновременно дети с воспитателем поливают землю).

Дети: Вода становится мокрой.

    Воспитатель:  Ребята может вода сквозь землю просочиться?

Дети: Да может.

    Воспитатель: Ребята вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?

Дети: Нет. Солнышко будет пригревать и вода будет испарятся и превратится в тучку. 

    Воспитатель: Ребята! Мне капелька намекнула, что с водой дальше происходит. Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим.

                         «Ходит капелька по кругу».

  • Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
  • В облака собирается.
  • Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
  • Ветерок их подгоняет.
  • Облака в тучку собираются.
  • Тучка дождик несет.
  • А как станет тяжело нести, на землю прольет.
  • Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
  • В реки подземные попадут и потекут не спеша.
  • А как к земле пробьются, родником обернутся.
  • Ручейками по земле потекут.
  • А ручейки в озёра, реки впадают.
  • Погуляет капелька, попутешествует по кругу да назад на небо и вернется.
  • А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу снова и снова.  

     Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?

 Дети: Да нашли.

Осталось только рассказать королеве, куда вода девается.  

     Воспитатель: Смотрите, какие красивые конверты капелька для нас подготовила. Ребята  проходите за свой стол.

Интересно, что в этих конвертах? Давайте посмотрим, что же здесь лежит. Какие то задания. Ребята вам нужно по  схеме на рисовать последовательность, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь. 

(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при необходимости, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).

     Воспитатель: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить и подарить  Королеве Воды.

 (дети наклеивают) 

     Воспитатель: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?

Дети: Да нашли.

Воспитатель: Давайте и нашу Королеву – Воды успокоим. Расскажем ей, что мы узнали.

Дети: Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.

     Воспитатель: Не грусти больше и не переживай королева никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.

     Воспитатель: Ребята!  Королева Воды очень рада вашим ответам, больше никогда воду не потеряет.

     Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли. А сейчас ребята нам в обратный путь пора.

выход из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

Воспитатель:  Ребята у нас с вами  получилось помочь Королеве- Воды?

Дети: Да мы смогли помочь Королеве – Воды.

Воспитатель: Что нового вы узнали о воде?

Дети: Что происходит круговорот воды.

Воспитатель: Ребята вы такие молодцы. Вы сегодня так хорошо занимались. Спасибо вам за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...