Конспект НОД "Круговорот воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данное занятие проводилось мной с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugovorot_vody.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
Тема: «Круговорот воды»
Автор: Дик Елена Леопольдовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара.
Цель: Рассказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Как происходит круговорот воды в природе.
Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе;
- Продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы),
- формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
- Вводить в словарь детей существительными:
глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.
- Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;
- вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе;
- Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем;
- Расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию любознательности;
- Развивать внимание детей;
- Способствовать развитию логического мышления:
- Определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи:
- Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;
- Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
- Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой (по количеству детей).
Картинки - модели « Как капелька путешествует»
Демонстрационный материал:
Термос с горячей водой, зеркало, салфетка, схема: «Круговорот воды в природе».
Техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук.
Предварительная работа:
- Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
- Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.
- Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
- Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
- Наблюдение за водой во время прогулок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости. Вы знаете кто это? Дети: Это капелька.
Воспитатель: Капелька хочет вам загадать загадку, послушайте внимательно.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Дети: Загадка о воде.
Воспитатель : Правильно. Ведь капелька - это вода. Она хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой?
Дети: В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед.
Воспитатель: А для чего нужна вода?
Дети: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить.
Воспитатель: Ребята, где мы можем увидеть много воды?
Дети: На карте, глобусе.
Воспитатель: Давайте рассмотрим карту и вы мне покажете каким цветом вода обозначается на карте.
Дети: Синим цветом.
Воспитатель: Ребята, а сейчас капелька хочет вам сказку рассказать. Слушайте внимательно.
Сказка
Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.
У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeки, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.
Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Дети: Будет засуха.
Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего коpолeвa - вода понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть вода?
Детей: Ее закалдавала злая колдунья.
Воспитатель: Нужно королеве во всем разобраться. Ведь не шуточное дело - вода пропала! Нужно помочь найти пропавшую водичку.
Воспитатель: Ребята давайте отправимся в сказку и поможем королеве.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Тогда давайте превратимся в капельки, и спустимся в волшебный колодец.
вход в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
Воспитатель: Ребята мы с вами в сказке, и мы знаем, что в сказке могут происходить любые чудеса.
Воспитатель: Ребята, смотрите, что там, на камушке стоит.
Дети: Термос.
Воспитатель: Откуда здесь взялся термос?
Дети: Наверное, Королева Вода нам помогает.
Воспитатель: Интересно, а что же в нём может быть?
Сейчас откроем и проверим.
Дети: Это термос и значит в нем что-то горячее.
Воспитатель: Вы сможете его сами открыть?
Дети: Дети самостоятельно не должны открывать термос. Это могут сделать только взрослые.
Воспитатель: Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
Опыт №1 (испарение воды)
Воспитатель: А что это выходит из термоса?
Дети: Пар.
Воспитатель: Откуда пар в термосе?
Дети: Вода при нагревании превратилась в пар.
Опыт №2 капли на зеркале.
Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Воспитатель: Дети посмотрите- это капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, что вода может испаряться?
Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?
Дети: Пар превращается в облако.
Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу.
Физминутка «Капельки-дождинки».
Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы- маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно они замерзли.
Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотными кусочками льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по группе по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, королева зря время не теряла. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. И посмотрим, что же получается?
что происходит? (одновременно дети с воспитателем поливают землю).
Дети: Вода становится мокрой.
Воспитатель: Ребята может вода сквозь землю просочиться?
Дети: Да может.
Воспитатель: Ребята вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?
Дети: Нет. Солнышко будет пригревать и вода будет испарятся и превратится в тучку.
Воспитатель: Ребята! Мне капелька намекнула, что с водой дальше происходит. Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим.
«Ходит капелька по кругу».
- Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
- В облака собирается.
- Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
- Ветерок их подгоняет.
- Облака в тучку собираются.
- Тучка дождик несет.
- А как станет тяжело нести, на землю прольет.
- Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
- В реки подземные попадут и потекут не спеша.
- А как к земле пробьются, родником обернутся.
- Ручейками по земле потекут.
- А ручейки в озёра, реки впадают.
- Погуляет капелька, попутешествует по кругу да назад на небо и вернется.
- А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу снова и снова.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
Дети: Да нашли.
Осталось только рассказать королеве, куда вода девается.
Воспитатель: Смотрите, какие красивые конверты капелька для нас подготовила. Ребята проходите за свой стол.
Интересно, что в этих конвертах? Давайте посмотрим, что же здесь лежит. Какие то задания. Ребята вам нужно по схеме на рисовать последовательность, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при необходимости, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).
Воспитатель: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить и подарить Королеве Воды.
(дети наклеивают)
Воспитатель: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?
Дети: Да нашли.
Воспитатель: Давайте и нашу Королеву – Воды успокоим. Расскажем ей, что мы узнали.
Дети: Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.
Воспитатель: Не грусти больше и не переживай королева никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.
Воспитатель: Ребята! Королева Воды очень рада вашим ответам, больше никогда воду не потеряет.
Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли. А сейчас ребята нам в обратный путь пора.
выход из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
Воспитатель: Ребята у нас с вами получилось помочь Королеве- Воды?
Дети: Да мы смогли помочь Королеве – Воды.
Воспитатель: Что нового вы узнали о воде?
Дети: Что происходит круговорот воды.
Воспитатель: Ребята вы такие молодцы. Вы сегодня так хорошо занимались. Спасибо вам за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"
Конспект занятия в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....
Конспект занятия " Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды."
Занятия с экспериментами....
Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»
Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...
Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."
Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......
Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»
Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...