Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чеснокова Инна Геннадиевна

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь. Развивать образность речи.  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать общую моторику, координацию. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам. Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая  игрушка –   гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_teme.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по теме: «Насекомые»  (старшая группа)

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь. Развивать образность речи.  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать общую моторику, координацию. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам. Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая  игрушка –   гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия:

1.Кинезиологическое упражнение  «Перекрестные шаги»

Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым.

Подготовимся к путешествию:  

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,        

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.          

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»  

2.Организационный момент. Дети садятся на пол, накрытый зеленой тканью, на котором одни цветы и письмо.  Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель: - Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

3.Введение в тему.

Воспитатель:- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?

Воспитатель  читает текст:

Однажды над насекомыми пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.

 И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам  помоги!

Воспитатель: - А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.

Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:- Закройте все глаза и повторяйте за мной: Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы  с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».  

4.Загадки. Беседа по теме. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф. У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела. И большие, большие глаза, Называют ее…(стрекоза). Воспитатель: - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку? Сок цветов душистых пьет,  Дарит нам и воск, и мед.  Людям всем она мила  А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

Он работник настоящий Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель: - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей? Она ярка, красива,  Изящна, легкокрыла.  Сама похожа на цветок   И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель: - Какие слова  вам подсказали, что это бабочка? Всех жучков она милей, Спинка алая на ней. А на ней кружочки Черненькие точки. ( Божья коровка).  

Воспитатель: - А в этой загадке какие слова подсказали, что это божья коровка? - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? -  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.) -  А паук – это насекомое?  

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка) - Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.) - Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.) - Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.) - Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.) Молодцы, все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.  

5.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка  (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)    

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!   (дети останавливаются и приседают.)  - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен   (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),     Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу   (дети останавливаются, трясут одной ногой),     Каждой лапкой потрясу!    (трясут другой ногой).

5. И потопаю потом   (дети топают ногами) - Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель: - Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи. Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.   6. Игра  «4 лишний». Составление предложений  с союзом «потому что». Воспитатель: - Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете? Лишний паук, потому что он не относится к насекомым. Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают. Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.     Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.  

7. Игра «Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель: - Посмотрите,  какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их  по группам.

Воспитатель: - По какому признаку  вы разложили бабочек? Ребенок объясняет:  - Мы  разложили бабочек по форме.

Воспитатель: - А сейчас попробуйте разложить бабочек на группы, но по – другому. По какому  признаку вы разложили бабочек?

Ребенок: - Мы разложили бабочек по цвету.  

Воспитатель: - А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей: - По размеру.

Воспитатель: - Разложите бабочек по размеру.  

Воспитатель: - Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).    

Воспитатель: - Продолжим  путешествие. (Дети садятся на стульчики)  

8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна: Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель: -Нет, гусеница, не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.     Воспитатель проводит беседу: - Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей: - Бабочка откладывает яйца.

Воспитатель: - Кто появляется из яйца? Ответы детей: - Из яйца появляется гусеница.

Воспитатель: - Что делает гусеница? Ответы детей: - Она питается листьями и растет.

Воспитатель: - В кого она превращается? Ответы детей: - Гусеница превращается в куколку.

Воспитатель: - Кто выходит из куколки? Ответы детей: - Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать. Воспитатель:- Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по  картинкам.       9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон              (медленно поворачиваются вокруг себя) У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,                         (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.         (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.         (ладошки под левой щекой)        

Но зима проходит мимо -             (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово) Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

 Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)        

Стала бабочкой она!                        (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)    

10. Рассказы детей по цепочке: Бабочка отложила яички на цветке. Потом появилась   гусеница.         Гусеница питалась листьями и росла.         Потом гусеница превратилась в куколку.  Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

11. Итог занятия.

 Воспитатель: Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.) Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!     - Вам понравилось быть насекомыми? - А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему? - Какая игра вам больше всего понравилась? Вы все сегодня были молодцы!   ​  

12. Релаксация. «Порхание бабочки» Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте  отдохнем.  Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази те себе, что вы — легкие бабочки с большими и краси выми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это кры лья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Лег кий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг друг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия тема "Насекомые" старшая группа

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете....

конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"

конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественному развитию Тема: «Насекомые» (старшая группа ЗПР)

Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках. Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитанияРазвивать воображение...

Конспект по теме «Насекомые». Старшая группа.

Совершенствование лексико-грамматического строя речи....

Конспект занятияпо аппликации в средней группе "Флаг республики Башкортостан"

Одной из важных задач воспитания подрастающего поколения является  патриотическое воспитание. Очень важно развивать интерес к истории и культуре родного края, формировать элементарные представлен...

конспект занятияпо теме "Осень" для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности с ОНР

конспект занятия по развитию речи старших дошкольников по теме осень. активизация словаря по теме. учить детей устанавливать причинно следственные связи, составлять сложные предложения.развивать речев...