"Экологическая тропинка"
проект по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
В любое время года, мы с детьми выходим на экологическую тропинку вокруг детского сада. Особенность этого состоит в том, что устанавливается естественная природная среда, которая учит детей понимать красоту природы, ощущать радость от общения с ней, беречь и охранять ее.
Тропинка имеет кольцевой маршрут с 5 остановками и объектами для наблюдения. На ней расположены информационные щиты с текстом. Каждый объект обозначен порядковым номером. Обязательно берем с собой сказочного героя дядюшку Ау, который дает дошкольникам задания и приглашает их в гости. Каждая остановка имеет свое название. В помощь себе составила путеводитель, в котором содержится описание каждого объекта, расположенного на тропинке, методику работы на маршруте.
Выйдя из детского сада, провожу вводную беседу, где коротко рассказываю, что такое экологическая тропа, о чем дети узнают, пройдя по ней. Затем дядюшка Ау «читает» детям текст. Необходимо отметить, что первоначально проводиться просто ознакомительная целевая прогулка по тропинке, а затем уже с каждым разом уделяется внимание какой – то конкретной остановке.
Первая остановка: «Дружная»
Ребята. Сейчас вы пройдете по экологической тропе. Ее проложили для вас мы – педагоги нашего детского сада.
Пройдя по ней, вы узнаете много интересного о природе нашего края: о деревьях, кустарниках, травах; о зверях, птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку для его жизни и как человек должен охранять все живое.
Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтобы ясной любовью
Наполнилось сердце
Р. Рыленков
Показываю детям план тропинки стрелками - указателями. Рассказываю дошкольникам об объектах, расположенных на первой остановке: березы, каштан, рябина, сирень, ели, жасмин, туя. В своем рассказе особо выделяю мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определенные условия, через которые они связаны с неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага. Птицы, связаны с расположениями, на которых строят свои жилища с насекомыми, служащими им кормом и т.д. Человек использует растения для своей жизни – они дают ему пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом укрывают от жары, а зимой спасают от холода.
В свою очередь человек старается охранять леса. Так постепенно подвожу детей к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между живой и неживой природой, между природой и человеком, его трудовой деятельностью.
Не могу не поделиться интересной ситуацией во время такой экскурсии. Когда речь зашла о кустарнике жасмин, дети засмеялись и спросили: «А что это растение названо в честь нашей Жасминки (Маркарян)?» Я естественно сообщила детям, что изначально слово «жасмин» обозначало название растения. Но так, как я не владела информацией о происхождении этого имени, то предложила детям высказать свои предположения. И вот что я услышала. Юля Воробьева: «Возможно у кого – то это растение росло во дворе и радовало хозяев своей красотой. А когда у них родилась красавица дочь, родители решили назвать ее Жасмин. С тех пор многие стали называть так своих дочерей». Так как никто больше ничего не придумал, ребята решили принять это предположение. Этот случай доказывает, что экологическая тропинка может служить для развития детей не только в экологическом направлении (развивает речь, воображение, умение фантазировать, рассуждать, отстаивать свое мнение, не испытывать стеснения и страха быть осмеянными сверстниками и т.д.).
Далее, обращаю внимание дошкольников на то, что растения, как и в лесу, располагаются ярусами: первый – травы; второй – кустарники, третий деревья. Затем рассказываю конкретно о растительных объектах, расположенных на первой остановке (сведения о них собраны под рубриками «Природа Тульского края, «Деревья родного края»).
Вторая остановка: «Скворечная»
Здесь продолжаю знакомство дошкольников с птицами. Беседуем о скворцах, перелетной птице, очень редко встречающей у нас в городе. Обращаю внимание на скворечник, прикрепленный к стволу дерева, и задаю вопросы:
Как вы думаете, чье это жилище?
Кто приготовил скворечник для птиц?
Какие птицы еще могут селиться в таких домиках, кроме скворцов?
Какую пользу приносят скворцы?
Кто из вас участвовал в изготовлении скворечников?
Скворцы к нам уже давно не прилетают, поэтому в их домиках селятся воробьи.
Затем привожу интересные данные об их музыкальных способностях, умение подражать различным звукам, о том, какую пользу приносят скворцы природе и человеку. Затем снова провожу мысль о взаимосвязях в природе. Цепочка связи будет такой: питательные вещества почвы (неживая природа); насекомые, поедающие растения; скворцы, питающиеся насекомыми и очищающие леса, парки, сады, огороды; человек, заботящийся о привлечении этих птиц, помогающий тем самым сохранению природы (скворечник – объект, сделанный руками человека).
Предлагаю ознакомиться с текстом:
Ребята! Осенью собирайте плоды семена деревьев, кустарников, трав; сохраняйте их до зимы.
Зимой подкармливайте птиц на кормушках в эти холодные месяцы; готовьте скворечники и другие искусственные гнездовья.
Весной в парках, садах, лесах развешивайте для пернатых друзей домики, встречайте птиц.
Летом оберегайте птиц, сидящих на гнездах, не шумите вблизи их гнезд, не разоряйте птичьих гнезд.
В зависимости от того, в какое время года провожу экскурсию по тропинке, сосредотачиваю внимание дошкольников на тех полезных делах по охране птиц, которые характерны для данного сезона.
В этом году впервые наш скворечник был заселен именно скворцами. Наблюдения за ними позволили детям сделать вывод, что эти птицы долго в скворечнике не засиживаются: заселившись в середине мая, в конце июня они уже покинули свое временное жилище.
Третья остановка «Елочная».
Эту остановку я обозначила там, где под окном нашей группы растет ель. В беседе сообщаю сведения о хвойных деревьях, об их отличии от лиственных деревьев и кустарников, об их значении для природы и хозяйственной деятельности человека. В доступной для дошкольников форме рассказываю о том, что воздух вблизи хвойных деревьев особенно чист, т.к. хвоей выделяются особые вещества, которые убивают микробы. Поэтому нужно беречь леса, где растут сосны и ели. И их нельзя срубать даже в новогодние праздники, а лучше встречать Новый год с синтетической елкой, как это делается в нашем детском саду.
В заключение предлагаю детям послушать текст.
Дорогие дети! Знаете ли вы, что в наших лесах растут хвойные деревья несколько пород. Встречаются ель, сосна, лиственница. Все они очень полезны для здоровья человека, очищают воздух от пыли и микробов, широко используются в хозяйственной деятельности человека.
Чтобы сохранить хвойные леса, каждый из вас может:
- посадить дерево около дома или детского сада и ухаживать за ним.
Два года назад постоянными жильцами нашей ели стали совы. Об этом нам рассказал сторож, Юрий Степанович. Всем известно, что эти птицы ночного образа жизни. Это осложняло организацию наблюдений за ними. Но мы нашли выход из положения, предложив родителям в вечерние сумерки понаблюдать за этими птицами. Родители с удовольствием приняли наше предложение, и некоторым даже удалось не только услышать крик этих птиц, но и наблюдать их полет в вечернем небе.
Четвертая остановка «Тополиная».
Здесь знакомлю детей с правилами поведения в природе. Продолжается беседа о кустарниках, деревьях, тополе, американском клене, снежнике, о самых распространенных птицах нашего города – воробьях. Воробьи прячутся в дупле американского клена, в скворечниках от дождя и в зимнее время. Несколько раз видели, как прилетал дятел и проверял дупло. Подвожу детей к пониманию, что в природе все взаимосвязано: деревья, растущие в почве и получающие из окружающее среды все необходимое для своей жизни; насекомые, живущие на деревьях за их счет; дятлы, питающиеся этими насекомыми и тем самым спасающие деревья от гибели; воробьи, использующие дупла для своих жилищ и приносящие деревьям пользу тем, что питаются насекомыми, обитающими на деревьях.
Зачитываю детям текст с правилами поведения в природе и выясняю, как они понимают его содержание, как каждый из них соблюдает эти правила на практике в своей повседневной жизни.
Природа дает человеку все необходимое для его жизни: птицу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту.
Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить:
- Взрослые и дети – друзья и защитники природы.
- Нельзя ломать деревья, кустарники, вытаптывать траву.
- Не рви цветов, растущих в лесу, поле, на лугу; пусть ими любуются другие люди.
- Не убивай лягушек, жаб, ящериц – они приносят пользу.
- Береги муравейники; муравьи – защитники наших лесов и парков.
Пятая остановка «Грачевная»
Это остановка на тропинке заключительная. Здесь проводится обобщающая беседа по всей экскурсии и завершается ознакомлением с последним объектом – гнездо грача на березе. Здесь так же показываю связи природной среды в ходе беседы о граче, живущем на дереве и питающимися насекомыми и т.д.
В заключении читаю стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», этим самым завершаю разговор о том, что в природе все связано между собой.
Про всех на свете
Все-все –все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все-все-все на свете, на свете нужны.
И это все дети запомнить должны!
Что именно использовать на той или иной экскурсии по экологической тропинке в то или иное время года решаю сама. Например, цветник, огород, березовая аллея, кусты шиповника, земляничная поляна, вишневый сад, уголок луга, тополиная аллея, аптека Айболита и т.д. Важно то, что есть из чего отобрать необходимые объекты, помогающие сделать любую экскурсию интересной и целенаправленной. Радость встречи с окружающим миром надолго остается в памяти детей. Они учатся бережному отношению к природе, чутко реагируют на красоту окружающего мира.
Анализируя организацию работы с детьми на экологической тропинке, пришла к выводу, что во время экскурсии желательно для наблюдений за ветром смастерить флюгер. Для этого придется обратиться за помощью к нашему плотнику Михаилу Владимировичу. А для работы с природным материалом на прогулке хорошо было бы создать остановку «Лесовичок», которая отвечала бы задачам творческой деятельности дошкольников и побуждала бы детей к проявлению фантазии, воображения при создании поделок. К этой работе, конечно же, будут привлечены родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....