Открытое занятие "Марья - искусница"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с многообразием народных промыслов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marya-iskusnitsa2015-2016.doc766 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ

СОШ №1847 ( дошкольное отделение

Улица Черняховского д.15 корпус3)

Открытое занятие по формированию целостной картины мира.

Тема: « Народные промыслы»

 Название: « Марья – Искусница»

Образовательная область « Познание»

Провела и подготовила

педагог-дефектолог Зайцева Е.А.

Март, 2015 г.

Открытое занятие по формированию целостной картины мира.

Тема: Народные промыслы. Название занятия: « Марья – искусница»

Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.

Программные задачи :

 

Образовательные: Расширять знания детей об истории народного промысла. Учить выделять характерные особенности изделий хохломских, гжельских и дымковских мастеров. Познакомить детей с изделиями Павловопосадской платочной мануфактуры .

Коррекционные: Совершенствовать грамматический строй речи. Расширить активный словарь. Развивать произвольную память и внимание.

Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народно-прикладного искусства. Прививать любовь к русскому народному фольклору.

Воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к изделиям народно-прикладного искусства. Прививать любовь к русскому народному фольклору.

Планируемые результаты: обогащение словаря прилагательных, использование их в речи, заинтересованность детей историей русского народа, умение отличать различные виды промыслов, мотивация к продуктивной  деятельности.

Оборудование: изделия хохломских , дымковских , гжельских мастеров. Павлово -Посадские платки. Работы детей по теме « Народные промыслы» ( рисунки, поделки). Иллюстрации к сказке. Материал для аппликации « Городец».

Ход занятия:

1) Вступление

Педагог:
Как прекрасна наша Россия своими полями, лесами, горами, полноводными реками. Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия - это наш народ. Славится русская земля своими мастерами. В каком бы уголке нашей Родины ты не оказался, везде встретишь чудо-мастеров, прославляющих красоту нашей земли. И сегодня мы побываем в гостях у народных умельцев.

Русские люди всегда много трудились, пахали землю, выращивали хлеб, а еще изготавливали различные изделия для украшения своего дома. Природа давала людям главный материал для изделий - это глина и дерево. В старину зарождались народные промыслы, им занимались целые деревни

2) А сейчас послушайте интересную старую сказку.

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья - искусница.

Прослышал о Марье - искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково ( педагог рассказывает и показывает иллюстрации).

3) Одно перышко упало в селе Дымково.

А вы ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (игрушки из глины)
Дымковская   игрушка

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом

Голубые дали

И село большое Дымково

Назвали

Там любили песни, пляски

В селе рождались чудо- сказки

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные

Белоснежны как березки

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор

Но отвести не в силах взор

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду

Удивительному чуду.

Педагог: Давайте рассмотрим, какие замечательные игрушки делают дымковские мастера.

Как вы думаете, из чего их делают? ( из глины) Какие они? ( глиняные) Сначала игрушку лепили, а потом расписывали узорами. Какими? ( кружочками, квадратиками, полосками и др.)

4) Павлово-_Посадские платки.

Другое перышко упало в город Павловский Посад. Около этого старинного города протекает речка Клязьма. Упало перышко в речку и поплыло к дому, где жил один богатый купец. Собрал

этот купец всех девушек – мастериц и решил организовать фабрику платков. Вот такие красивые платки стали делать на фабрике. Девушки сначала ткали полотно , а потом расписывали его специальными красками.

Павлово-Посадские тонкие шали,

Любую девушку украшали

По яркому полю цветы разбежались

Венком на краешке задержались

Розы, ромашки, бутоны и листья

В хороводе стали кружиться.

Из чего сделаны  платки? ( из шерсти- шерстяные, из шелка -шелковые)

5) Гжельский фарфор.

Следующее перышко упало совсем рядом- в деревне Гжель. И появились здесь мастера-гончары

(уточнение лексического значения слова «гончар») и мастерицы- художницы. Посмотрите, какую

красивую посуду и фигурки- игрушки они делают.

Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.

6) Хохломская роспись.

Следующее перышко упало в селе Хохлома. И там тоже появились мастера- плотники и мастерицы- художницы. Они изготавливают посуду из дерева и расписывают ее красивым золотым узором( дети рассматривают изделия и их отличительные особенности).

Из какого материала сделана эта посуда? ( из дерева- она деревянная)

Хохлома 

Посуда не простая

А точно – золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками

Называется она –

 Золотая хохлома.

7) Городецкая роспись.

Много разноцветных перышек упало в города и села нашей прекрасной Родины. Много красоты дарят нам русские мастера. Все поделки и не перечислишь…

Давайте заглянем еще и в городок Городец. Как вы думаете, что там делают? (ответы детей)

Правильно, там тоже изготавливают красивую деревянную посуду. ( Педагог спрашивает, чем отличается Городецкая роспись от хохломской).

8) Пересказ рассказа про Марью – Искусницу.

Педагог: Ребята, мы совсем забыли про нашу Марью- Искусницу! Что с ней случилось?

( пересказ рассказа с опорой на картинки)

Педагог: А вы знаете , что Кощей Бессмертный  приказал сделать Марье- Искуснице доски с Городецкой росписью! Марья должна выстругать и расписать их цветами за одну ночь! И тогда Кощей отпустит ее! Давайте поможем Марье – Искуснице изготовить красивые  доски для Кощея! Но прежде чем приступить к работе, мы с вами отдохнем!

9) Физкультминутка. Игра «Карусель» ( проводит воспитатель)

10) Пальчиковая гимнастика  « Пальчики- мастера»

Ребята, мы немножко отдохнули и теперь мы превратимся в чудо- мастеров и поможем Марье- Искуснице изготовить доски с Городецкой росписью. И чтобы наши пальчики хорошо работали, их нужно тренировать!

-Этот пальчик мой большой, он с широкою душой

-Этот указательный, умный и внимательный.

-Этот пальчик средний, выше, чем соседний.

-Этот безымянный, он немножко странный.

-А мизинчик маленький, смелый, да удаленький.

11) Педагог( воспитатель): Теперь можно приступить к работе! Сделаем расписные доски. У меня есть заготовки, их нужно украсить Городецкими узорами. Доски желтого цвета, раньше их окрашивали луковой шелухой.

Воспитатель читает стихотворение:

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Кто рисует Городец

Ах какой он молодец!

И листочки, и цветы -

Это все для красоты!

Дети выполняют аппликацию, воспитатель им помогает.

Далее педагог говорит: Давайте посмотрим, какие доски получились! Удались на славу! Кощей будет доволен и Марью- искусницу отпустит!


                                                       




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Советы Марьи-Искусницы в помощь родителям".

Этот материал будет особенно полезен родителям, чьи дети по каким-то причинам не посещают детский сад и тем, кто хочет развить в ребенке художественные способности. Прилагаются фотографии. Смотрите фо...

Занятие по ручному труду с детьми старшей группы "Посиделки у Марьи-искусницы"

Совместное изготовление с родителями и детьми старшей группы настенного панно, используя технику вязания крючком....

Конспект занятия по ознакомлению с культурой русского народа дошкольников в средней группе. «В гостях у Марьи Искусницы».

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Художественное творчество" и "Музыка". Цель: знакомство с особенностями быта крестьян на Руси. Задачи:  1.Обогатить и активиз...

Сценарий спектакля " В гостях у Марьи Искусницы - "Я покажу вам сказку".

В представленном сценарии, дети подготовительной группы показывают спектакль "Радуга"....

"Марья-искусница"

Статья для родителей о том, как можно познакомить детей с местными мастерами Камчатского края....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему " В гости к Марье Искуснице"

Дать детям представление об истории вышивки на Руси.Познакомить с  приемом вышивания " иголка в перед"........

Открытое интегрированное занятие" Марья-Искусница"

Интеграция областей при проведении данного занятия позволяет детям не только больше узнать о народных промыслах, но и стать активным участником творческого процесса....