Открытое занятие "Марья - искусница"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с многообразием народных промыслов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marya-iskusnitsa2015-2016.doc | 766 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение ГБОУ
СОШ №1847 ( дошкольное отделение
Улица Черняховского д.15 корпус3)
Открытое занятие по формированию целостной картины мира.
Тема: « Народные промыслы»
Название: « Марья – Искусница»
Образовательная область « Познание»
Провела и подготовила
педагог-дефектолог Зайцева Е.А.
Март, 2015 г.
Открытое занятие по формированию целостной картины мира.
Тема: Народные промыслы. Название занятия: « Марья – искусница»
Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.
Программные задачи :
Образовательные: Расширять знания детей об истории народного промысла. Учить выделять характерные особенности изделий хохломских, гжельских и дымковских мастеров. Познакомить детей с изделиями Павловопосадской платочной мануфактуры .
Коррекционные: Совершенствовать грамматический строй речи. Расширить активный словарь. Развивать произвольную память и внимание.
Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народно-прикладного искусства. Прививать любовь к русскому народному фольклору.
Воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к изделиям народно-прикладного искусства. Прививать любовь к русскому народному фольклору.
Планируемые результаты: обогащение словаря прилагательных, использование их в речи, заинтересованность детей историей русского народа, умение отличать различные виды промыслов, мотивация к продуктивной деятельности.
Оборудование: изделия хохломских , дымковских , гжельских мастеров. Павлово -Посадские платки. Работы детей по теме « Народные промыслы» ( рисунки, поделки). Иллюстрации к сказке. Материал для аппликации « Городец».
Ход занятия:
1) Вступление
Педагог:
Как прекрасна наша Россия своими полями, лесами, горами, полноводными реками. Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия - это наш народ. Славится русская земля своими мастерами. В каком бы уголке нашей Родины ты не оказался, везде встретишь чудо-мастеров, прославляющих красоту нашей земли. И сегодня мы побываем в гостях у народных умельцев.
Русские люди всегда много трудились, пахали землю, выращивали хлеб, а еще изготавливали различные изделия для украшения своего дома. Природа давала людям главный материал для изделий - это глина и дерево. В старину зарождались народные промыслы, им занимались целые деревни
2) А сейчас послушайте интересную старую сказку.
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья - искусница.
Прослышал о Марье - искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково ( педагог рассказывает и показывает иллюстрации).
3) Одно перышко упало в селе Дымково.
А вы ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (игрушки из глины)
Дымковская игрушка
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом
Голубые дали
И село большое Дымково
Назвали
Там любили песни, пляски
В селе рождались чудо- сказки
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные
Белоснежны как березки
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор
Но отвести не в силах взор
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду
Удивительному чуду.
Педагог: Давайте рассмотрим, какие замечательные игрушки делают дымковские мастера.
Как вы думаете, из чего их делают? ( из глины) Какие они? ( глиняные) Сначала игрушку лепили, а потом расписывали узорами. Какими? ( кружочками, квадратиками, полосками и др.)
4) Павлово-_Посадские платки.
Другое перышко упало в город Павловский Посад. Около этого старинного города протекает речка Клязьма. Упало перышко в речку и поплыло к дому, где жил один богатый купец. Собрал
этот купец всех девушек – мастериц и решил организовать фабрику платков. Вот такие красивые платки стали делать на фабрике. Девушки сначала ткали полотно , а потом расписывали его специальными красками.
Павлово-Посадские тонкие шали,
Любую девушку украшали
По яркому полю цветы разбежались
Венком на краешке задержались
Розы, ромашки, бутоны и листья
В хороводе стали кружиться.
Из чего сделаны платки? ( из шерсти- шерстяные, из шелка -шелковые)
5) Гжельский фарфор.
Следующее перышко упало совсем рядом- в деревне Гжель. И появились здесь мастера-гончары
(уточнение лексического значения слова «гончар») и мастерицы- художницы. Посмотрите, какую
красивую посуду и фигурки- игрушки они делают.
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
6) Хохломская роспись.
Следующее перышко упало в селе Хохлома. И там тоже появились мастера- плотники и мастерицы- художницы. Они изготавливают посуду из дерева и расписывают ее красивым золотым узором( дети рассматривают изделия и их отличительные особенности).
Из какого материала сделана эта посуда? ( из дерева- она деревянная)
Хохлома
Посуда не простая
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками
Называется она –
Золотая хохлома.
7) Городецкая роспись.
Много разноцветных перышек упало в города и села нашей прекрасной Родины. Много красоты дарят нам русские мастера. Все поделки и не перечислишь…
Давайте заглянем еще и в городок Городец. Как вы думаете, что там делают? (ответы детей)
Правильно, там тоже изготавливают красивую деревянную посуду. ( Педагог спрашивает, чем отличается Городецкая роспись от хохломской).
8) Пересказ рассказа про Марью – Искусницу.
Педагог: Ребята, мы совсем забыли про нашу Марью- Искусницу! Что с ней случилось?
( пересказ рассказа с опорой на картинки)
Педагог: А вы знаете , что Кощей Бессмертный приказал сделать Марье- Искуснице доски с Городецкой росписью! Марья должна выстругать и расписать их цветами за одну ночь! И тогда Кощей отпустит ее! Давайте поможем Марье – Искуснице изготовить красивые доски для Кощея! Но прежде чем приступить к работе, мы с вами отдохнем!
9) Физкультминутка. Игра «Карусель» ( проводит воспитатель)
10) Пальчиковая гимнастика « Пальчики- мастера»
Ребята, мы немножко отдохнули и теперь мы превратимся в чудо- мастеров и поможем Марье- Искуснице изготовить доски с Городецкой росписью. И чтобы наши пальчики хорошо работали, их нужно тренировать!
-Этот пальчик мой большой, он с широкою душой
-Этот указательный, умный и внимательный.
-Этот пальчик средний, выше, чем соседний.
-Этот безымянный, он немножко странный.
-А мизинчик маленький, смелый, да удаленький.
11) Педагог( воспитатель): Теперь можно приступить к работе! Сделаем расписные доски. У меня есть заготовки, их нужно украсить Городецкими узорами. Доски желтого цвета, раньше их окрашивали луковой шелухой.
Воспитатель читает стихотворение:
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Кто рисует Городец
Ах какой он молодец!
И листочки, и цветы -
Это все для красоты!
Дети выполняют аппликацию, воспитатель им помогает.
Далее педагог говорит: Давайте посмотрим, какие доски получились! Удались на славу! Кощей будет доволен и Марью- искусницу отпустит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Советы Марьи-Искусницы в помощь родителям".
Этот материал будет особенно полезен родителям, чьи дети по каким-то причинам не посещают детский сад и тем, кто хочет развить в ребенке художественные способности. Прилагаются фотографии. Смотрите фо...
Занятие по ручному труду с детьми старшей группы "Посиделки у Марьи-искусницы"
Совместное изготовление с родителями и детьми старшей группы настенного панно, используя технику вязания крючком....
Конспект занятия по ознакомлению с культурой русского народа дошкольников в средней группе. «В гостях у Марьи Искусницы».
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Художественное творчество" и "Музыка". Цель: знакомство с особенностями быта крестьян на Руси. Задачи: 1.Обогатить и активиз...
Сценарий спектакля " В гостях у Марьи Искусницы - "Я покажу вам сказку".
В представленном сценарии, дети подготовительной группы показывают спектакль "Радуга"....
"Марья-искусница"
Статья для родителей о том, как можно познакомить детей с местными мастерами Камчатского края....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему " В гости к Марье Искуснице"
Дать детям представление об истории вышивки на Руси.Познакомить с приемом вышивания " иголка в перед"........
Открытое интегрированное занятие" Марья-Искусница"
Интеграция областей при проведении данного занятия позволяет детям не только больше узнать о народных промыслах, но и стать активным участником творческого процесса....