Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие к седому Байкалу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Наша Родина-Россия. Просторам ее степей можно позавидовать, высотой ее гор можно гордиться, глубиной и чистотой морей и озер -восхищаться. И только тогда, когда ты сможешь объять необъятное-ты будешь счастлив !
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_konspekt.docx | 23.32 КБ |
картинки для конкурсов | 2.15 МБ |
письмо Сороки | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием игровой обучающей ситуации «Путешествие на озеро Байкал»
в подготовительной группе
Воспитатель: О.В.Маричева
Задачи:
Образовательные: Дать представление об озере Байкал, рассказывать о нем.активизировать и расширять словарь детей, совершенствовать умение давать точные ответы на поставленный вопрос.
Развивающие: Систематизирование и закрепление знаний детей о многообразии животного мира озера, об эндемиках Байкала. Развитие познавательного интереса, мыслительной активности, мышления, речи, через коммуникативные формы общения. Развитие способностей детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Воспитательные: воспитывать внимание, сосредоточенность, умение оказывать помощь другому, воспитывать интерес к окружающему миру.
Предшествующая работа: Просмотр слайдовых презентаций по теме «Животные Байкала», чтение познавательной литературы по теме, рассматривание иллюстраций.
Методы : наглядные, словесные, практические.
Интеграция ОО: познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, социально-коммуникативной.
Оборудование: Нетбук, проектор,презентация «Путешествие к седому Байкалу», мягкий модуль, ½ ватмана, краски,салфетки, карточки на тему «Животные и птицы Байкала».
Ход НОД:
1.Вводная часть (мотивация.)
Посреди комнаты на ковре лежит большой почтовый конверт.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это такое у нас на окне? (письмо) .А давайте с вами прочитаем, кому оно и от кого (Дети читают «Самым любознательным детям от самой любознательной птицы» Ребята, самые любознательные дети, это, конечно, мы. А вот что за самая любознательная птица прислала вам письмо?(сорока).Правильно, здесь и штамп стоит- «Сорокина почта.»
Воспитатель: А давайте теперь откроем письмо и прочитаем его .
Письмо от сороки: Здравствуйте, дети. Недавно я услышала от своей бабушки, Сороки Сороковны, рассказ о странном озере. Это озеро - хранит в себе очень много разных тайн А называется оно Байкал. Я бы очень хотела посмотреть на него, да не могу. Предлагаю вам отправиться в это путешествие, а мне пришлите отчет об этом замечательном месте. Я верю, что вам понравится это путешествие! Вперед! Доброго пути!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята,а как вы думаете, почему Сорока не может сама добраться до озера? (потому что озеро находится далеко, а сорока не перелетная птица). Сорока пожелала нам доброго пути, вот только не сказала, как добраться нам до озера Байкал. Давайте с вами посмотрим на карту. Далеко ли от нас до озера? На карте это расстояние кажется маленьким, а на самом деле – это тысячи километров. Как вы думаете, сколько времени нам нужно, чтобы добраться до озера? Расстояние от Саратова до озера Байкала 2332 км. Машина пройдет этот путь за 30 часов, поезд «Сапсан» за 10 часов, самолет – за 3 часа. Так на чем бы нам с вами отравиться в путешествие? На чем мы быстрее доберемся до озера? (на самолете). Вот только его сначала надо собрать. (игра «Собери самолет»). А чего не хватает нашему самолету? Правильно, крыльев. Поэтому нам надо построиться, продеваем руки в иллюминаторы. Но чтобы лететь нам нужен пилот. Кто будет пилотом? А теперь все построились, приготовили крылья. Полетели!
Я построю самолёт,
Шлем надену, и в полёт.
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны.
Первая остановка - это город Иркутск. А из чего здесь сделано большинство домов? ( из дерева) А как вы думаете, почему? (Потому что рядом тайга). А что такое тайга? (это хвойный лес). Иркутск –самый старый город на берегу озера. Здесь, в основном, живут люди, которых называют бурятами. Посмотрите, какой у них национальный костюм.
А следующая остановка-озеро Байкал. Вот только добираться до него нам придется на автобусе. Как вы думаете, почему? (потому что озеро находится в горах, а там самолету негде приземлиться.) Только автобус нам тоже придется строить самим (строительство автобуса из мягких модулей). Ну что, поехали?. А пока мы едем, я расскажу вам легенду об озере Байкал.
- Легенда о Байкале
- О Байкале существует легенда, которую в тех краях знает и стар и млад. Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал и берет свои воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Байкал, и была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей, которых он держал в ежовых рукавицах. Суровый отец заставлял сыновей трудиться не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду в одну большую котловину. То, что они с таким трудом добывали, проматывала их сестра. Ангара растрачивала собранное на наряды и разные прихоти. Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов, что живет за горами красавец Енисей. Узнав о его красоте и силе, она полюбила его всем сердцем. Но Байкал прочил ей в мужья старого Иркута. Еще строже стал стеречь старик дочь: заточил ее в хрустальʜый дворец ʜа дʜе подводʜого царства. Аʜгара плакала и просила богов помочь ей. Сжалились боги ʜад плеʜʜицей и повелели ручьям и рекам размыть хрустальʜый дворец. Аʜгара вырвалась ʜа свободу и бросилась бежать по узкому проходу в скалах. От шума проснулся старый Байкал и бросился в погоню. Но куда ему было угнаться за молодой дочкой! Все дальше убегала Ангара, и тогда разъяренный Байкал метнул в беглянку каменную глыбу, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и называют ее Шаманским Камнем. Разбушевавшийся старик все бросал и бросал в дочь осколки скал, но каждый раз чайки кричали: «Обернись, Ангара!», и девушка ловко уклонялась от смертоносных посланцев отца. Прибежала Ангара в Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю
Воспитатель: Вот мы и приехали. Перед нами озеро Байкал. Название озера переводится как «Богатое озеро».Посмотрите, какая прозрачная здесь вода. Сквозь толщу воды просматривается все дно.Когда-то, очень давно, под воздействием земных сил скалы раскололись образовав каменную чашу. В эту чашу миллионы лет заливалась вода, приносимая реками, речушками и ручьями. В озере содержится пятая часть мировых запасов пресной воды. Вода здесь такая чистая, что ее можно пить прямо из озера.
Воспитатель: Байкал-самое глубокое озеро на планете Земля. Вот так озеро выглядит из космоса. На что похоже озеро? (на полумесяц).А как вы думаете, что это за зеленые пятна? (тайга). Правильно, озеро окружено тайгой. А раз это тайга, то там есть животные? А какие животные живут у озера Байкал ? (Красный волк, Амурский тигр, Снежный барс, Лось, Северный олень и другие животные). А теперь давайте с вами разделимся на 2 команды и посмотрим, как хорошо вы знаете животных.
1 задание: (стоит 2 кубика-красный и зеленый) Нужно из предложенных картинок выбрать хищных и травоядных животных. У нас остались 2 картинки. Почему? (потому что медведь и кабан всеядные животные). А что значит «Всеядные»? Правильно, они едят как ягоды, так и рыбу и другой корм.
А каких -то животных, которые встречаются у нас вы узнали? Тогда вам еще одно задание:
2 задание: на кубик зеленого цвета нужно сложить картинки с теми животными, которые встречаются и у нас, на кубик красного цвета изображения тех животных, которые встречаются близ озера Байкал.
Воспитатель: А посмотрите, какие птицы здесь проживают.
Воспитатель: Байкал –край эндемиков.А вы знаете, кто такие эндемики? (животные, которые живут только в одной местности и нигде больше жить не могут). Самый известный эндемик Байкала-нерпа. Она относится к семейству тюленьих, которые живут в соленой морской воде. А какая вода в озере Байкал? (пресная). Поэтому ученым очень интересно изучать нравы и характер этих млекопитающих.. Нерпа — своеобразный символ Байкала, потому что это красивейший обитатель здешних территорий. Это уникальная достопримечательность: нерп запрещено увозить далеко от мест их обитания; кроме того, в естественной среде увидеть этих животных очень сложно — они пугливы и скрытны. А как называется детеныш нерпы? (белёк).А какого эндемика озера Байкал вы знаете? (рыбка Голомянка). Посмотрите, какая она красавица. А что вы знаете о ней (Живородящая , на 40% состоит из жира).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое богатство животного мира озера Байкал мы сегодня увидели. А какие красивые пейзажи на берегу озера! Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж? Тогда предлагаю вам посмотреть на природу Байкала через фотопейзажи.
Воспитатель: Ну что,понравился вам Байкал? А теперь нам пора возвращаться в группу. На чем мы с вами сначала поедем? (На автобусе). А пока мы едем, давайте поиграем в игру «Да-нет». Я говорю фразу, а вы если согласны, то хлопаете в ладоши, если я не права, то топаете ногами. Итак:
- В озеро Байкал впадает 336 рек, а выходит только одна река.(Да)
- Река, берущая начало из озера Байкал называется Волга. (нет)
- Вода в озере соленая. (нет)
- Символ Байкала – нерпа.(да)
- Среди эндемиков озера есть рыбка вобла (нет).А как называется рабка-эндемик озера Байкал? (голомянка)
Ну вот мы и подъехали к нашему самолету. Снова занимаем места. Пилот на месте? Пассажиры на месте. Не забудьте пристегнуться. Полетели!
Ну вот мы с вами и дома. Вам понравилось на Байкале? А теперь давайте с вами составим отчет Сороке, что мы узнали об озере. Вот только незадача – мы с вами забыли сделать фото пейзажа , чтобы отправить его сороке. Что нам теперь делать? Правильно, давайте нарисуем красками. Только давайте сначала решим, что мы будем рисовать. (2 человека рисуют озеро «по мокрому фону», 2 человека рисуют осенний лес на берегу озера –прием «мятой бумагой», 2 человека облака –приемом «пальчиками.» Но только сначала разомнем наши пальчики:
Пальчиковая игра «Как живешь?»
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
Воспитатель: А теперь проходите за столы. Что у вас на столе?(лист бумаги размера А3, гуашь разноцветная, кисти, вода, салфетки).кто что рисует мы с вами определились, так что приступаем к работе.
Смотрите, какой интересный отчет у нас получился. А теперь мы дадим отчету просохнуть, а потом сложим его в конверт и отправим сороке, чтобы и она тоже полюбовалась байкальской природой.
3. Заключительная часть.
Итак, ребята, где мы сегодня с вами были. А на чем мы туда добирались? А почему на самолете, а не на машине? А какая вода в озере, пресная или соленая? А каких животных и рыб, обитающих в акватории Байкала, вы запомнили? А кто такие эндемики? Молодцы, а теперь вам я вручаю на память о путешествии специальный значок.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, дети!
Недавно я услышала от своей бабушки, Сороки Сороковны, рассказ о странном озере. Это озеро - хранит в себе очень много разных тайн. А называется оно Байкал. Я бы очень хотела посмотреть на него, да не могу. Предлагаю вам отправиться в это путешествие, а мне пришлите отчет об этом замечательном месте. Я верю, что вам понравится это путешествие! Вперед! Доброго пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День ПобедыКонспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы...