Проект " Мир насекомых".
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
ВИД ПРОЕКТА: краткосрочный исследовательский проекта заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: 4 недели.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛЛАСТЬ: экологическое воспитание.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: во время прогулки и эстетического оформления участка дети увидели насекомых, дождевых червей, гусениц. Некоторые дети выразили радость, удивление, интерес. Другие - испугались и предложили уничтожить. В ходе беседы выяснилось, что дети мало знакомы с миром насекомых и с удовольствием слушают об,яснение о строении, особенностях передвижения и размножения. Так возникла идея провести серию занятий, чтобы глубже глубже ознакомитьсся с вопросами и ответить на вопросы:
- нужны ли насекомые;
-пользу или вред они приносят людям, животным, растениям;
-познакомиться с многообразием насекомых в природе.
Участие детей в проекте позволит сформировать представление о насекомых, развить творческие способности, исследовательскую деятельность..
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта " Мир насекомых"
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Формирование у детей элементарных преставтений о насекомых ( медведка, муравей, бабочка, жук). Их строение, способы передвижения, окраска.
2. Воспитывать бережное к живому.
3.Развивать эмоциональную отзывчивость.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- дети должны знать и называть не только исследуемых насекомых, но и встречающихся на пути;
- иметь простейшее представление о строении насекомых ( форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения, издаваемых звуках ( жужжат, стрекочут и т. д.);
- знать о пользе и вреде, которую приносят насекомые человеку, животным, растениям;
- находить сходства и различия;
- составлять описательный рассказ о насекомых с использованием натуральных об,актов и иллюстраций.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: подбор иллюстраций насекомых; знакомство с литературным материалом ( Г.Х. Андерсен "Дюймовочка", А. Бианки " Как муравьишка домой спешил", Г.Глушков "Кузнечик и кузнечики", К.Чуковский "Муха-Цокотуха"; пальчиковпя гимнастика "Жук, стрекоза, осы", "Божьиикоровки"; прослушивание музыкальных композиций: Н.Римского-Корсакова " Полёт шмеля", А. Чайковского " Вальс цветов"; просмотр мультипликаций: "Пчёлка Майя", "Под грибом", "Лунтик".
СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ:
Консультация родителей: " Первая помощь пои укусах насекомых", " Любовь к природе прививается в детстве", "На планете "Земля" нет ничего лишнего".
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1 НЕДЕЛЯ. МЕДВЕДКА.
Беседа " Путешествие в мир насекомых" с использованием иллюстраций насекомых и живых об,актов.
Знакомство с медведкой с использованием лупы, пинцета, специальная тараидля переноса насекомого.
Познавательный материал.
Медведка - крупное насекомое с длиной тела безтусов - до 5 см. Брюшко мягкое, веретенообразное. Грудной панцирь твердый, строение его таково, что голова может частично убираться под его защиту. На голове хорошо заметны два глаза, длинные усы- антенны и две пары щупалец около рта. Передняя пара конечностей приспособлена для рытья земли. Есть крылья, медведка может перелетать на небольшое расстояние. Окраска тела: брюшко темно- бурое, голова и грудь немного темнее. Живёт в почве, ведёт подземный образ жизни, прорываясь ходы под землей, в поисках пропитания. Питается корнями растений, дождевыми червями, насекомыми.
Для закрепления материала о многообразии насекомых, детям было предложено нарисовать насекомое по замыслу.
2НЕДЕЛЯ.
БАБОЧКА.
Беседа с детьми о разнообразии бабочек в природе. Демонстрация слайдов, иллюстраций.
Познавательный материал.
Бабочка относится к насекомым. Русское название "бабочка" произошло от слова " бабьки"- старуха, бабка. Тело защищено твердым панцирем. Голова имеет округлую форму, с большими выпуклыми глазами, которые занимают большую часть головы. Так же на голове есть усики. Они помогают бабочек ориентироваться в окружающей обстановке, воспринимать колебания воздуха, различать запахи. У некоторых видов есть хоботок. Брюшко удлиненное. Две пары крыльев покрыты чешуйками. Окраскаикрыльев служит викачестве защитного камуфляжа, позволяющего слиться с окружающей средой. Бабочки обитают повсеместно. Эти порхающие насекомые совершают свои полетытне только в цветущих долинах, но и высоко в горах. Питатаются бабочки пыльцой и нектаром цветущих растений, соки деревьев и даже медом ( Бражник мертвая голова). Некоторые пьют слёзы черепах и крокодилов ( бабочки Амазонки). Жизнь бабочки начинается с яйца и длится 8-15 дней. Потом превращается в гусеницу ( червеобразный формы). Дальше появляется куколка. В этой стадии развития уже появляются крылья, хоботок, ноги. И из куколки появляется бабочка. Зимуют бабочки в дуплах деревьях, глубоких трещинах в коре. Некоторые виды живут одно лето.
Для закрепления материала с группой детей была сделана совместная работа " Краски лета".
Вторая группа детей занималась конструированием " Мотылек".
Третья группа детей - лепкой "Бабочки".
3 НЕДЕЛЯ. ЖУКИ. Насекомые. Характерной особенностью является наличие твёрдых кожистых надкрылий,которые защищают сложенные летательные крылья насекомого от повреждения. Тело состоит из головы, груди,брюшка. Голова округлая, слегка уплощенная иногда переходит в головотрубку (жук долгоносик). На ней расположены две пары усиков, которые выполняют функцию обоняния. По бокам головы расположены глаза, состоящие из множества линз. Ротовой аппарат предназначен для измельчения пищи. Конечности имеют пять частей, на конце последней части есть шпоры. Живут жуки во всех уголках Земного шара. Обитают в почве, коре деревьев, древесине, цветках. От места обитания зависит размер, окрас насекомого, строение ротового аппарата (жук олень, майский жук, жук плавунец и др.) Питаются жуки личинками, листвой, корнями, фруктами. Их пища зависит от стадии развития насекомого. Стадия развития: яйцо--личинка--куколка--имаго. 4НЕДЕЛЯ. МУРАВЬИ. Муравьи- самые многочисленные насекомое на Земле. Одни из самых высоко организованных общественных насекомых на планете. Образуют касты: самки, самцы, рабочие особи. Тело муравья состоит из головы, груди и брюшка. На голове расположены глаза, состоящие из множества линз, которые различают движение, но не дают четкого изображения. Так же на голове есть усики. Они являются органами осязанияи позволяют улавливать запахи, воздушные потоки и вибрацию почвы. С помощью запаха муравьи отличают членов своего сообщества от других насекомых, узнают о месте нахождения корма, подают сигнал тревоги или призыв к оказанию помощи. Передвигаются муравьи при помощи шести тонких лапок, вооружённых коготками, позволяющих насекомому карабкаться вверх. Размер муравьев от 1 мм до 3 см. У некоторых видов самки являются самыми крупными особями. Этих насекомых можно наблюдать на всех континентах, во всех природных зонах. Жилища строят, в зависимости от подвида ( муравейники, подземные муравейники, в коре деревьев). Пища насекомых разнообразна и зависит от вида ( растительная, останки животных, яйца насекомых, роса, тля,семена, орехи, гусеницы). Зимой впадают в спячку. Размножаются муравьи из яиц, которые откладывает самка, а охраняют муравьи - воины. Муравьи - это строители, инженеры, солдаты, врачи, сиделки, добытчики и фермеры (выращивают тлю).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...