Экопутешествие по экологической тропе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Игровое экологичексое путешестиве для дошкольников старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekoputeshestvie_po_ekologicheskoy_trope_avtosohranennyy.docx | 177.37 КБ |
ekoputeshestvie_po_ekologicheskoy_trope_avtosohranennyy.docx | 177.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Тацинский д/с «Колокольчик»
Экопутешествие по экологической тропе.
/старший дошкольный возраст/
Разработал старший воспитатель –
педагог высшей квалификационной
категории
Адарченко Н.А
Май 2017 года
Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Систематизировать знания по экологии. Формировать целостное представление о живой и неживой природе. Закреплять у дошкольников знания способов познания окружающего мира.
2. Развивать связную речь и активный словарь. Активизировать внимание, память. Развивать умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
3. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой. Совершенствовать умение работать в команде, соблюдать правила игры. Воспитывать бережное отношение к природе.
4.Учить работать в группах
Дети собрались на площадке детского сада.
Ведущий: Добрый день, уважаемые участники экопутешествия! Ребята, сегодня мы с вами отправимся по экологической тропе.
Ребята, а кто мне подскажет, что такое экологическая тропа?
(Ответы детей)
Экологическая тропа – это маршрут в парке ,сквере, лесу, который проходит через различные экологические системы, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Это место диалога человека с природой.
А сегодня, путешествуя по станциям, вы сможете проверить свою эрудицию в этой области знаний. В путешествие отправляются 4 команды.
Капитанам команд получить маршрутные листы.
(Перекличка команд. Капитан команды получает Маршрутный лист).
Каждая из команд отправляется по своему маршруту.
Количество баллов на каждой станции для одной команды - 5 баллов + 1 балл за выполнение дополнительного задания. Максимальное количество баллов – 6 баллов.
Оценивать работу команд на протяжении всего пути будут «хозяева» остановок - сказочные персонажи, ведущие.
В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
А вот теперь, команды, в путь!
Остановка «Погодная»
Ребят встречает тетушка-Погодушка.
Здравствуйте, ребята! А как вы узнали, что сегодня будет хорошая погода, и отправились в парк?
Приметы хорошей погоды
- Насекомые и разного вида мошки, комары вечером вьются столбом - к хорошей погоде
- Вечером ласточки летают высоко - к устойчивой ясной погоде.
- Птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу.
- Птицы весело поют.
- Паук усиленно плетёт сети.
Приметы плохой погоды
- Воробьи купаются в пыли - быть дождю.
- Воробьи купаются в пыли - быть дождю.
- Ласточки летают низко над землёй.
- Куры купаются в пыли.
- Воробьи нахохлились.
- Пчёлы сидят в улье и громко гудят.
- Муравьи не спешат на работу, закрывают все ходы.
Тетушка-Погодушка: А теперь я предлагаю Вам рассказать о сегодняшней погоде. Определить ее вы сможете при помощи различных приспособлений.
Дети находят на столе градусник, который определяет температуру воздуха.
Отмечают, что на улице очень тело +22.
При помощи вертушек определяют направление ветра.
Отмечают, что наличие небольшого ветерка способствует комфортной погоде.
При помощи лупы рассматривают, есть роса на траве.
Росы нет, значит дождя не будет.
Остановка «Легкие нашей планеты»
Детей встречает Лесовичок.
Вдохните, уважаемые гости! Как вы думаете, почему у меня легко дышится?
Ответы детей - В парке, сквере, лесу много деревьев.
Лесовик: Верно, ведь деревья – это чудо природы, настоящая красота и «легкие» нашей планеты. Уникальная способность деревьев вырабатывать кислород, важно необходимый для существования живых организмов, делает их главным компонентом экосистемы. Деревья являются наиболее долгоживущими организмами на нашей планете, всем людям известны их полезные свойства.
Лесовик: А какие деревья растут на территории моего парка? Нашей Ростовской области?
/Береза, дуб, осина, тополь, рябина…/
Лесовичок : Для чего вокруг крупных городов, населенных пунктов необходимо большое количество лесов?
1. Для красоты
2. Для очищения воздуха
3. Для того, чтобы селились птицы и животные
4. Для дров
Какое дерево дольше живет?
Ответы детей
А поможет нам Старый и мудрый ворон.
Ворон: Каждому из нас отмерен определенный срок жизни на планете. И это касается не только людей, свой средний и максимально возможный возраст есть у каждого животного, и у каждого растения. Однако мы чаще всего даже не представляем себе, сколько лет живут деревья?
Ворон рассказывает о деревьях и их возрасте. А дети добавляют информацию о лечебных свойствах деревьев.
Название дерева | Сколько лет живет | Её целебные свойства |
Рябина | До ста лет | Основную ценность представляют ее съедобные и высоко полезные плоды |
Береза | около ста лет. | Лечебные средства из нее способны снять головную боль и лихорадку, устранить избыток воды в организме, разжижают кровь и лечат инфекции мочевых путей. Белая береза является прекрасным натуральным противовоспалительным средством от ревматизма, артрита и подагры. |
Дуб | Долгожитель, его возраст может достигать двух тысяч лет. | Среди лиственных пород дуб используется в лечебных целях в течение многих столетий. Кора дуба официально включена в список лекарственных средств как вяжущее и антисептическое средство, в том числе и у нас. |
Сосна | Обычная лесная сосна живет около трехсот-пятисот лет. | Сосну обыкновенную используют в лечебных целях как противовоспалительное, общеукрепляющее, успокаивающее, дезинфицирующее, сосудорасширяющее, кровоочистительное, мочегонное, желчегонное, противорадиационное средство, а также для профилактики и лечения авитаминоза. |
Липа | в среднем продолжительность его жизни составляет триста-четыреста лет | Липа является удивительным растением, ведь ее применяют и в промышленности, и в медицине, причем как в официальной, так и в народной. А еще это дерево признано ценнейшим медоносом |
Яблоня | Их возраст может достигать ста и даже ста пятидесяти лет Специалисты утверждают, что возраст жизни плодовых растений во многом определяется скоростью их вступления в плодоношение. Чем быстрее после посадки дерево начинает давать плоды, тем меньше оно проживет в целом. | Яблоки обладают бактерицидными и противовоспалительными свойствами, поэтому кашицу из свежих яблок можно применять для лечения язв |
Самыми древними деревьями России можно назвать представителей ягодного тиса, которые произрастают в городе Сочи, а точнее – в тисосамшитовой роще. Такие деревья живут около двух тысяч лет.
«Посади саженец»
А теперь я предлагаю вашей команде обратить внимание на саженцы. Я загадаю загадку, а вы должны ее отгадать, найти этот саженец и посадить его в нашем парке.
Остановка «Мусорная»
Большую проблему для нашей прекрасной планеты Земля представляют пластиковые изделия (бутылки, одноразовые тарелки, вилки, стаканчики) разбросанные по всей планете. Они разлагаются более 100 лет. Ребята, а вы
знаете, что мусор может быть и полезным? Давайте превратим пластиковые изделия в полезные предметы
«Вторая жизнь отходов»
Перед ребятами поставлена задача – дать вторую жизнь отходам. Каждой группе из набора предметов бытового мусора нужно изготовить 1–2 вещи (наборы одинаковы для всех групп) и предложить их рекламу. Изготовленные вещи и реклама оцениваются мутантами. Группы получают жетоны за каждую изготовленную вещь и ее рекламу.
Материалы: бумага, фломастеры, ножницы, пластиковые бутылки.
Остановка «Зверя по следам любого, узнавать умею я!»
Ребят встречает мудрый Филин.
Филин: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы меня узнали? Я мудрая птица Филин. На тропинке наследили животные. Вам нужно узнать какие звери здесь ходили. Каждый след нужно положить с тем животным, к которому он принадлежит.
(На столе разложены следы медведя, волка, зайца, лисы, белки; иллюстрации с изображением медведя, волка, зайца, лисы, белки).
Филин: Молодцы! Вы всех зверей отгадали, которые здесь были.
А подскажите, как защищаются звери от врагов?
Большинство животных, даже хищников, сами могут стать добычей для других животных, поэтому у каждого вида есть свои способы защиты от врагов.
- Меняют цвет шубки
- Кошки в случае опасности выгибают спину, вздыбливают шерсть и шипят, чтобы показаться страшнее, чем они есть на самом деле.
- Стремясь отвлечь внимание врагов, некоторые животные прикидываются мертвыми, а ящерицы в случае опасности готовы даже пожертвовать своим чудесным хвостом (через несколько недель они отрастят себе новый.
- Животные маскируются. Хамелеон может даже изменять окраску, чтобы она соответствовала окружающей среде
- Некоторым животным защитная окраска или удивительная форма помогают как бы слиться с окружающими их предметами.
- Сильные ноги и могучие рога помогают лосю отбиться даже от такого опасного хищника, как волк.
Дети возвращаются в детский сад, подсчитывают баллы, определяю победителя. Договариваются о теме следующего экопутешествия.
Предварительный просмотр:
МБДОУ Тацинский д/с «Колокольчик»
Экопутешествие по экологической тропе.
/старший дошкольный возраст/
Разработал старший воспитатель –
Адарченко Н.А
Май 2017 года
Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Систематизировать знания по экологии. Формировать целостное представление о живой и неживой природе. Закреплять у дошкольников знания способов познания окружающего мира.
2. Развивать связную речь и активный словарь. Активизировать внимание, память. Развивать умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
3. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой. Совершенствовать умение работать в команде, соблюдать правила игры. Воспитывать бережное отношение к природе.
4.Учить работать в группах
Дети собрались на площадке детского сада.
Ведущий: Добрый день, уважаемые участники экопутешествия! Ребята, сегодня мы с вами отправимся по экологической тропе.
Ребята, а кто мне подскажет, что такое экологическая тропа?
(Ответы детей)
Экологическая тропа – это маршрут в парке ,сквере, лесу, который проходит через различные экологические системы, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Это место диалога человека с природой.
А сегодня, путешествуя по станциям, вы сможете проверить свою эрудицию в этой области знаний. В путешествие отправляются 4 команды.
Капитанам команд получить маршрутные листы.
(Перекличка команд. Капитан команды получает Маршрутный лист).
Каждая из команд отправляется по своему маршруту.
Количество баллов на каждой станции для одной команды - 5 баллов + 1 балл за выполнение дополнительного задания. Максимальное количество баллов – 6 баллов.
Оценивать работу команд на протяжении всего пути будут «хозяева» остановок - сказочные персонажи, ведущие.
В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
А вот теперь, команды, в путь!
Остановка «Погодная»
Ребят встречает тетушка-Погодушка.
Здравствуйте, ребята! А как вы узнали, что сегодня будет хорошая погода, и отправились в парк?
Приметы хорошей погоды
- Насекомые и разного вида мошки, комары вечером вьются столбом - к хорошей погоде
- Вечером ласточки летают высоко - к устойчивой ясной погоде.
- Птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу.
- Птицы весело поют.
- Паук усиленно плетёт сети.
Приметы плохой погоды
- Воробьи купаются в пыли - быть дождю.
- Воробьи купаются в пыли - быть дождю.
- Ласточки летают низко над землёй.
- Куры купаются в пыли.
- Воробьи нахохлились.
- Пчёлы сидят в улье и громко гудят.
- Муравьи не спешат на работу, закрывают все ходы.
Тетушка-Погодушка: А теперь я предлагаю Вам рассказать о сегодняшней погоде. Определить ее вы сможете при помощи различных приспособлений.
Дети находят на столе градусник, который определяет температуру воздуха.
Отмечают, что на улице очень тело +22.
При помощи вертушек определяют направление ветра.
Отмечают, что наличие небольшого ветерка способствует комфортной погоде.
При помощи лупы рассматривают, есть роса на траве.
Росы нет, значит дождя не будет.
Остановка «Легкие нашей планеты»
Детей встречает Лесовичок.
Вдохните, уважаемые гости! Как вы думаете, почему у меня легко дышится?
Ответы детей - В парке, сквере, лесу много деревьев.
Лесовик: Верно, ведь деревья – это чудо природы, настоящая красота и «легкие» нашей планеты. Уникальная способность деревьев вырабатывать кислород, важно необходимый для существования живых организмов, делает их главным компонентом экосистемы. Деревья являются наиболее долгоживущими организмами на нашей планете, всем людям известны их полезные свойства.
Лесовик: А какие деревья растут на территории моего парка? Нашей Ростовской области?
/Береза, дуб, осина, тополь, рябина…/
Лесовичок : Для чего вокруг крупных городов, населенных пунктов необходимо большое количество лесов?
1. Для красоты
2. Для очищения воздуха
3. Для того, чтобы селились птицы и животные
4. Для дров
Какое дерево дольше живет?
Ответы детей
А поможет нам Старый и мудрый ворон.
Ворон: Каждому из нас отмерен определенный срок жизни на планете. И это касается не только людей, свой средний и максимально возможный возраст есть у каждого животного, и у каждого растения. Однако мы чаще всего даже не представляем себе, сколько лет живут деревья?
Ворон рассказывает о деревьях и их возрасте. А дети добавляют информацию о лечебных свойствах деревьев.
Название дерева | Сколько лет живет | Её целебные свойства |
Рябина | До ста лет | Основную ценность представляют ее съедобные и высоко полезные плоды |
Береза | около ста лет. | Лечебные средства из нее способны снять головную боль и лихорадку, устранить избыток воды в организме, разжижают кровь и лечат инфекции мочевых путей. Белая береза является прекрасным натуральным противовоспалительным средством от ревматизма, артрита и подагры. |
Дуб | Долгожитель, его возраст может достигать двух тысяч лет. | Среди лиственных пород дуб используется в лечебных целях в течение многих столетий. Кора дуба официально включена в список лекарственных средств как вяжущее и антисептическое средство, в том числе и у нас. |
Сосна | Обычная лесная сосна живет около трехсот-пятисот лет. | Сосну обыкновенную используют в лечебных целях как противовоспалительное, общеукрепляющее, успокаивающее, дезинфицирующее, сосудорасширяющее, кровоочистительное, мочегонное, желчегонное, противорадиационное средство, а также для профилактики и лечения авитаминоза. |
Липа | в среднем продолжительность его жизни составляет триста-четыреста лет | Липа является удивительным растением, ведь ее применяют и в промышленности, и в медицине, причем как в официальной, так и в народной. А еще это дерево признано ценнейшим медоносом |
Яблоня | Их возраст может достигать ста и даже ста пятидесяти лет Специалисты утверждают, что возраст жизни плодовых растений во многом определяется скоростью их вступления в плодоношение. Чем быстрее после посадки дерево начинает давать плоды, тем меньше оно проживет в целом. | Яблоки обладают бактерицидными и противовоспалительными свойствами, поэтому кашицу из свежих яблок можно применять для лечения язв |
Самыми древними деревьями России можно назвать представителей ягодного тиса, которые произрастают в городе Сочи, а точнее – в тисосамшитовой роще. Такие деревья живут около двух тысяч лет.
«Посади саженец»
А теперь я предлагаю вашей команде обратить внимание на саженцы. Я загадаю загадку, а вы должны ее отгадать, найти этот саженец и посадить его в нашем парке.
Остановка «Мусорная»
Большую проблему для нашей прекрасной планеты Земля представляют пластиковые изделия (бутылки, одноразовые тарелки, вилки, стаканчики) разбросанные по всей планете. Они разлагаются более 100 лет. Ребята, а вы
знаете, что мусор может быть и полезным? Давайте превратим пластиковые изделия в полезные предметы
«Вторая жизнь отходов»
Перед ребятами поставлена задача – дать вторую жизнь отходам. Каждой группе из набора предметов бытового мусора нужно изготовить 1–2 вещи (наборы одинаковы для всех групп) и предложить их рекламу. Изготовленные вещи и реклама оцениваются мутантами. Группы получают жетоны за каждую изготовленную вещь и ее рекламу.
Материалы: бумага, фломастеры, ножницы, пластиковые бутылки.
Остановка «Зверя по следам любого, узнавать умею я!»
Ребят встречает мудрый Филин.
Филин: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы меня узнали? Я мудрая птица Филин. На тропинке наследили животные. Вам нужно узнать какие звери здесь ходили. Каждый след нужно положить с тем животным, к которому он принадлежит.
(На столе разложены следы медведя, волка, зайца, лисы, белки; иллюстрации с изображением медведя, волка, зайца, лисы, белки).
Филин: Молодцы! Вы всех зверей отгадали, которые здесь были.
А подскажите, как защищаются звери от врагов?
Большинство животных, даже хищников, сами могут стать добычей для других животных, поэтому у каждого вида есть свои способы защиты от врагов.
- Меняют цвет шубки
- Кошки в случае опасности выгибают спину, вздыбливают шерсть и шипят, чтобы показаться страшнее, чем они есть на самом деле.
- Стремясь отвлечь внимание врагов, некоторые животные прикидываются мертвыми, а ящерицы в случае опасности готовы даже пожертвовать своим чудесным хвостом (через несколько недель они отрастят себе новый.
- Животные маскируются. Хамелеон может даже изменять окраску, чтобы она соответствовала окружающей среде
- Некоторым животным защитная окраска или удивительная форма помогают как бы слиться с окружающими их предметами.
- Сильные ноги и могучие рога помогают лосю отбиться даже от такого опасного хищника, как волк.
Дети возвращаются в детский сад, подсчитывают баллы, определяю победителя. Договариваются о теме следующего экопутешествия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....
- Мне нравится (1)