"Юные исследователи"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Муратова Гульназ Фаритовна

Авторская программа

по дополнительному образованию дошкольников

 по экспериментально – исследовательской деятельности

«Юные исследователи»

(для детей от 5 до 6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_issledovateli.docx50.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 г.Лениногорска» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Авторская программа

по дополнительному образованию дошкольников

 по экспериментально – исследовательской деятельности

«Юные исследователи»

(для детей от 5 до 6 лет)

Автор: Муратова  Гульназ  Фаритовна

г.Лениногорск, 2016

 Пояснительная записка

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Актуальность программы

В основе программы лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

 Цель: Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, коммуникативные навыки.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

 Условия реализации. Взаимодействие с родителями.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

Срок реализации программы - 1 год

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.

Возрастной диапазон освоения программы: 5 - 6 лет

Образовательная область: познавательное развитие

Форма организации образовательного процесса: групповая, подгрупповая. 

Форма проведения итогов: срез знаний (в середине года), диагностика (в конце года).

Форма отчетности: итоговое занятие. 

Оборудование и материалы:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

                   

Ожидаемые результаты:

- Проявление интереса к исследовательской деятельности;

- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

- Развитие коммуникативных навыков.

Учет возрастных особенностей воспитанников

В возрасте 5 - 6 лет дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный).  В этом возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно, становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. Дети конструируют по условиям, заданным  взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции  (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия действий и поступков собственных и других людей. Формировать умение и потребность организовывать свою деятельность, соблюдать порядок и чистоту. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями. Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов (наблюдения, экспериментирование, собирание коллекций и т. д.).

Учебно – тематический план

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Количество занятий

Октябрь

Песок и глина

1

Удивительные свойства воды

1

Вода - растворитель

1

Дружба красок

1

Ноябрь

Удивительные свойства воздуха

1

Этот удивительный воздух

1

Движение воздуха

1

Удивительные пузырьки

1

Декабрь

Как устроена дыхательная система человека

1

Знакомство с ухом

1

Наши помощники - глаза

1

Определение пищи на вкус

1

Январь

Испытание магнита

1

Мир бумаги

1

Магнит и его свойства

1

Плавучесть предметов

1

Февраль

Волшебная ниточка

1

Мир ткани

1

Сами монтеры

1

Свойства дерева и металла

1

Март

Металл и пластмасса

1

Лёгкая пластмасса

1

Волшебное зеркало

1

В мире стекла

1

Апрель

Мир камней

1

Катапульта

                    1

Волшебное электричество

1

Как работает термометр

1

Май

Какие условия нужны растению для хорошего роста?

1

Вершки и корешки

1

На свету и в темноте

1

Вулкан

1

Итого

32

Перспективный план кружка

ОКТЯБРЬ

Тема: «Песок и глина»

Дать представление о свойствах песка и глины. Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые. Воспитывать любознательность.

Активизация словаря: сыпучий, твердая.

Материал: песок,  глина, вода, колбы.

 Тема: «Удивительные свойства воды»

Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: Вода, пластиковые стаканчики, прозрачный стеклянный сосуд.

Тема: «Вода – растворитель»

 Формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества, о свойствах соленой воды. Не все вещества растворяются в воде бесследно. Есть вещества, которые изменяют цвет воды, которые в воде вообще не растворяются, и которые оставляют на поверхности воды маслянистую пленку. Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Материал: вода, гуашь, соль, песок, растительное масло, сахар, стеклянная посуда.

Тема: «Дружба красок»

Формировать умение смешивать краски для получения нового оттенка. Все многообразие цветов можно получить, смешивая цвета в разной пропорции.

Материал: палитра, гуашь, кисточки, листы бумаги, вода, колбочки.

 

НОЯБРЬ

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. 

Материал: фен, вода, тазик, бумажные лодочки.

ТЕМА: «Этот удивительный воздух»

Формировать представление детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Воздух есть во всем, хотя он и невидим, прозрачен. Воздух легкий, но имеет вес. Воздух необходим человеку для дыхания.

Материал: фен, вода, стаканчики, трубочки.

ТЕМА: «Движение воздуха»

Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха. Показать детям как человек использует свойства воздуха. Способствовать формированию представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Воздух движется. Движение воздуха в природе называют ветром. Он бывает теплый, т. е. легким, и бывает холодным – тяжелым. Воздух может быть чистым и грязным. Использовать видео – презентацию. Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки. Определить силу ветра с помощью флюгера.

Материал: флюгер, султанчики, игрушки-вертушки, фен, вентилятор.

Тема:  «Удивительные пузырьки»

Расширять представления детей о воздухе и способах его обнаружения. Внутри мыльных пузырей – воздух, пузыри круглые, так как в таком виде пузырь прочнее всего, и лёгкие, поэтому мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.

Материал: мыльные пузыри.

ДЕКАБРЬ

Тема: «Как устроена дыхательная система»

Дать детям представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека. Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие. Познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких. Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.

Материал: иллюстрации, плакаты, видео презентация.

Тема:  «Знакомство с ухом»

 Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. Способствовать формированию привычки: прислушиваться к себе, проверять свои знания на практике. Познакомить детей с разнообразием звуков в природе и в быту. Уши позволяют слышать, слушать, определять направление звуков, разговаривать друг с другом и т. д. 

Материал: иллюстрации, плакаты, видео презентация, аудио запись «Звуки природы».

Тема: « Наши помощники – глаза»

 Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз. Помочь определить, зачем человеку нужны глаза. Показать зависимость видения объекта от расстояния до него. Показать детям качество зрения при использовании обоих глаз. Способствовать формированию привычки: проверять свои знания на практике. Глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию. 

Материал: иллюстрации, плакаты, видео презентация.

Тема: «Определение пищи на вкус»

 Познакомиться с особенностями работы языка. Упражнять в определении вкуса продуктов. Формировать привычку детей прислушиваться к себе, проверять свои знания на практике. Определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений. Продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека. Язык помогает издавать звуки; определить вкус и теплоту продукта, переворачивать кусочки пищи при жевании) .На языке есть бугорки, которые называются вкусовыми сосочками. Они позволяют ощущать, какой вкус имеют продукты: сладкий, соленый, горький или сладкий. 

Материал: иллюстрации, плакаты, лимон, сахар, вода, соль, лук.

ЯНВАРЬ

Тема: «Испытание магнита»

Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком. Развивать у детей мышление, сообразительность. Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.

Материал: магниты, металлические предметы, магнитная доска.

Тема: «Мир бумаги»

Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).

Материал: бумага, салфетки, альбом, книга, картон.

Тема:  «Магнит и его свойства»

Способствовать формированию у детей представлений о свойствах магнита, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Познакомить с действием магнитного поля через бумагу. Вывод: Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а металлические изделия – наоборот притягиваются к нему. Сила, которую создает магнит и которая притягивает металлические предметы, называется магнитная сила.

Материал: магнит, лист бумаги, дерево, резина, пластмасса.

Тема:  «Плавучесть предметов»

Сформировать представления у детей, что легкие и полые предметы плавают. Плавать могут не только легкие предметы (пластмасса, дерево), но и тяжелые металлические, если внутри них есть воздух. Чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть.

Материал: деревянные фигурки, пластмассовые фигурки, бумажные лодочки, гвозди, металлические предметы, сосуды с водой.

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Волшебная ниточка»

Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства         ткани.

Учить подбирать ткань для одежды разных видов. Познакомить с понятием «ателье и заказ».  Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага, целлофан, их прочности и использовании в быту. Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов. Активизировать словарь детей соответствующими тем словами. Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и интерес к экспериментированию.

Материал: целлофановый пакет, бумажный пакет, различные виды тканей.

Тема: « Мир ткани»

Познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей. Формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; помочь понять, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.  О т воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду. Дети называют сходства и различия разных тканей.

Материал: различные виды тканей, вода, иллюстрации одежды.

Тема: «Сами монтёры»

Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках. Развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.

Материал: пластиковый стакан, спичечный коробок, стеклянная прозрачная посуда, нитки.

Тема: «Свойства дерева и металла»

Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.

Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём. Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.

Материал: деревянные и металлические предметы.

МАРТ

Тема: «Металл и пластмасса»

 Способствовать формированию у детей умению узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет, и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие.

Материал: сосуды с водой, пластмассовые  и металлические предметы.

Тема: «Легкая пластмасса»

Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделий из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования. Пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается). От свойств материала зависит его использование. Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.

Материал: полиэтилен, пенопласт, оргстекло, иллюстрации, сосуд с водой.

Тема: « Волшебное зеркало»

Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами. Развивать познавательные способности детей. Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.

Материал: зеркало, видео презентация, иллюстрации.

Тема: «В мире стекла»

Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое). Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Материал: различные виды стёкол (прозрачные, цветные)

АПРЕЛЬ

Тема: «Мир камней»

Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Материал: различные виды камней, иллюстрации.

Тема: «Катапульта»

Продолжать приобщать к  навыкам  элементарной экспериментальной деятельности. Путем несложных исследовательских действий подвести к выводу о зависимости высоты подъема предметов на катапульте от их форм;

Содействовать развитию дивергентного мышления, способности к умозаключениям. Воспитывать уверенность в своих силах через создание ситуации успеха.

Материал: катапульта, камешки, палочки деревянные, прищепки, крышечки, деревянная ложка, картонная коробка.

Тема:  «Волшебное электричество»

Обобщать знания детей об электричестве. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов. Воспитывать умение работать в коллективе.

Материал: иллюстрации, видео презентация.

Тема: «Как работает термометр»


Познакомить с работой термометра. Учить выдвигать предположения, формулировать проблему, делать выводы, анализировать. Формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов. Развивать мелкую моторику рук, мышление, память, воображение, любознательность, наблюдательность, активизировать словарь.
Воспитывать аккуратность при проведении опытов.

Материал: комнатный и уличный термометры, иллюстрации.

МАЙ

Тема: «Какие условия нужны растению для хорошего роста?»

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя луковицами, одна из которых находится в банке с водой на свету, а другая - без воды на свету, а третья – без воды и света. Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений. Для роста и развития растений необходимы вода и свет. Наблюдения за состоянием растений зарисовывают на протяжении 3 недель.

Материал: луковицы, вода, стакан.

Тема: «Вершки – корешки»

Наблюдение проводится ежедневно, в течение 10 –12 дней. Рассматривание схемы строения растения. Способствовать формированию у детей представлений о проращивании семян. Выяснить, что раньше появляется из семян. Развивать память, закрепить знания о пользе овощей для здоровья человека. Растения размножаются семенами.

Материал: семена укропа и моркови, горшки с землёй, лейка, вода, иллюстрации.

Тема: «На свету и в темноте»

 Помочь детям определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения. Растение растет быстрее на свету, чем в темноте. Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента. Зарисовка опыта.

Материал: горшки с растениями.

Тема: «Извержение вулкана»

 Познакомить детей с природным явлением - вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Материал: Иллюстрации вулканов, макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, уксус) .

Методика диагностики

     Данная диагностика проводится с учетом возрастных особенностей детей,   на основе ранее полученных знаний. На каждого ребенка  была создаётся карточка:

1)    Ф.И. ребенка;

2)    дата обследования;

3)    задания воспитателя (каждое из них решает свою задачу) – это набор дидактических игр и опытов.

Игра - эксперимент «Исследователи природы» 

(последовательность выполнения действий)

Цель: привлечь внимание детей  к осязательным ощущениям, запахам, как средству получения информации об объектах  неживой природы.

Материал: пластмассовые стаканчики с водой, песком, глиной, камушками, ракушками.

Ход игры – эксперимента.

Вводим игровую ситуацию, предлагаем добыть ребенку  информацию об объектах  неживой природы с завязанными глазами. Подчеркнуть, что делать это нужно  медленно и осторожно. Попросить рассказать  как они воспринимают объекты  на ощупь.

Игра - эксперимент  «Самый внимательный»

(соблюдение  мер безопасности при проведении опыта)

Цель: развитие внимательности, наблюдательности в эксперименте с объектами неживой природы.

Материал:«волшебные дощечки» на которых наклеены разные природные материалы: кора, иголочки, камешки, земля, песок.

Ход игры—эксперимента:

Воспитатель предлагает на выбор «волшебные дощечки», дети проверяют их с материалами и объектами неживой природы, ощупывать их, рассказывают о своих ощущениях.

Игра- эксперимент  «Прогулка с увеличительными стеклами»

(выбор материала)

Цель: развитие чувствительного опыта, внимания, сосредоточенности при нахождении объектов и явлений неживой природы.

Материал: увеличительные стекла.

Ход игры—эксперимента:

Игры - эксперименты протекают во время прогулки. Детям раздаются увеличительные стекла (лупы). Предложить детям найти необычные явления и объекты неживой природы: камни, капли воды на травинке, следы на мокром песке, внимательно их рассмотреть. Проследить, чтобы  все находки были  возвращены на место. После возвращения  с прогулки  попросить детей  нарисовать то, что они наблюдали через лупу.

Опыт «Есть ли воздух»

(фиксирование результатов)

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Материал: воздушный шарик, таз с водой, пустая пластиковая бутылка.

Ход опыта: Воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, есть ли воздух в пустой пластиковой бутылке? Как мы можем это проверить? Ребенок проводит опыт, сам выбирает объект  опыта и оборудование. Он опускает прозрачную бутылку в таз с водой так, что она заполняется.  Воспитатель задает вопрос: « Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки?».

Ребенок сам делает вывод, что большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле  заполнены воздухом.

Дидактическая игра «Салон природы»

(использование результатов в  игровой деятельности).

Цель: определение особенности предпочтенной детьми минеральных объектов природы и художественных образов  природы.

Материал: коллекция камней, коллекция ракушек, иллюстрации с природными явлениями.

Ход игры: Воспитатель предлагает приобрести в «Салоне природы» любые три понравившиеся  предмета или иллюстрации, если объяснит, для чего их приобретает и почему именно их.

Каждое задание воспитателя делится на  параметры оценки действий и знаний  детей.

№п/п

   Задачи воспитателя

   

Ф.И.ребёнка

Последовательность выполнения задания

Соблюдение мер безопасности при проведении  опыта

Выбор материалов

Фиксирование результатов

Использование результатов в игровой деятельности

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

Высокий уровень – дети выполняют все задания самостоятельно, безошибочно, четко. Быстрота выполнения не учитывается.

Средний уровень – дети, в основном с помощью дополнительных объяснений взрослого, могут выполнить все задания.

Низкий уровень – дети выполняют задание не точно, или не выполняют его.

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2012.
  2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2011.
  3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2013.
  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2012. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.

Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...