конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гордиенко Светлана Михайловна

Тема: Морские обитатели

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. Познакомить детей  с некоторыми формами защиты морских обитателей. Закрепить навыки решения задач. Формировать навык полных ответов на вопросы. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление. Развивать творческие способности, фантазию, творческое воображение. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к занятиям. Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу. Воспитывать стремление, оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приемы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Словарь: морские обитатели, осьминог, дельфины афалины, черное и азовское море, медузы, морская звезда, краб, кальмар, камбала..

Материал: мольберт, конверт с текстом письма, медальоны с изображением осьминожек, картина с изображением морских обитателей, цифры, ИКТ, изображение морских животных, звуки моря, напечатанные слова, карта Крыма.

Предварительная работа: беседа о морских обитателях, чтение художественной литературы по тематике.

Ход занятия

(Дети стоят в кругу с воспитателем)

1. Психогимнастика на концентрацию внимания

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

 Мы готовы поиграть

Можно встречу начинать.

В: ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (открывает посылку, все достает)

В: здесь письмо, давайте прочтем.

- Скажите, мне пожалуйста, как называется наш полуостров?

- А какими морями он омывается?

- Чем же они отличаются?

В: А теперь послушайте загадку:

Ты со мною не знаком?

 Я живу на дне морском, голова и восемь ног –

 Вот и весь я … (осьминог)

В: Молодцы! Отгадали загадку. (В. показывает иллюстрацию)

В: А где живет осьминог?

В: Давайте сядем на ковер и представим, что мы очутились на морском дне.

(В. включает аудиозапись «Шум моря»)

В: Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно…

(Затем В. использует ИКТ)

Слайд 1 (осьминог)

В: Правильно! Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах.

В: Ребята, а что вы знаете еще об осьминоге? (Дети высказывают свои предположения: осьминог – хищник, питается мелкими рыбками, у него восемь ног и т. д.)

В: Ребята, а вы знаете, почему это животное так называется?

В: Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень- очень давно число восемь называли по-другому – «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог». Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками – щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.

В: А осьминожек приготовил нам задание:

(на столе разложены медальоны – осьминожки. Ваша задача: выложить их по порядку. Затем Д. берут любого осьминожка с понравившиеся цифрой и В. читает задание, т.е. математические задачки)

2. Пальчиковая гимнастика «Морские животные»

Жил да был один дельфин,

(перед грудью, плавные движения влево-вправо)

Два конька дружили с ним.

((ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх-вниз)

Приплывали к ним киты.

(руки сложены накрест, взмахи ладонями)

И акула и моржи.

Те учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого, ладони сложены)

В: У нашего осьминожка есть еще друзья

(двое детей читают стихи)

Дельфин белобочка

У дельфина белобочки

Спинка черная, как ночка,

Белоснежные бока,

Нос на клюв похож слегка.

Это он сегодня днем

Плыл за нашим кораблем.

Дельфин афалина

То хвостики, то спины –

Мелькают афалины,

Жонглируют мячами,

Ныряют за ключами.

Резвятся и играют,

А их в кино снимают.

В: Да, действительно, дельфины очень умные, добрые, отзывчивые. Дельфины являются млекопитающими, они своих детенышей кормят молочком. Дельфины очень любят детей. В нашем Черном море обитают дельфины - афалины. А теперь давайте с вами поиграем…

3. Физминутка «Море волнуется раз…»

(Д. выполняют движения согласно тексту)

В: Ну теперь мы отдохнули и продолжим узнавать, кто же живет на морском дне

Слайд 2 (водоросли)

В: А что вы знаете о водорослях?

(один ребенок рассказывает)

… Водоросли – это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб и животных морей.

В: Ребята, у нас в группе притаился еще один морской житель, надо его найти. Отгадайте загадку и найдите его среди других предметов.

Средь морской травы играет,

В теплой плещется воде,

Да и внешне нам лошадку,

Он напомнит в тишине! (морской конек)

Слайд 3 (морской конек)

В: Кто это?

… Морской конек – небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня. Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и защищенным от хищников. У морских коньков деток воспитывает папа.

В: Он приготовил для вас викторину:

- Чем дышат рыбки?

- Спят ли рыбки?

….

- Медуза – это рыба?

- Почему краб, когда его выбрасывают, на сушу выпускает пузыри?

- Почему у камбалы один глаз?

- Зачем рыбкам чешуя?

В: Молодцы! С этим заданием вы справились, а со следующим…

4. Игра со словами + разрезные картинки

(Д. делятся на команды. 1 команда – выбирают слова связанные с морской тематикой+; а 2 – собирают разрезные картинки)

Слайд 4 (медуза)

В: Кто это?

… Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Однако красота большинства видов медуз бывает весьма обманчивой. Ведь в большей или меньшей степени, но все медузы ядовиты. Есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги, боль и серьезные шрамы. Следующий морской житель – морская звезда.

Слайд 5 (морская звезда)

В: Кто это?

… Эти животные – хищники. Питаются звезды моллюсками. Сначала может показаться, что морские звезды совсем неподвижны. А на самом деле они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

В: Морская звезда приготовила загадки.

(В. загадывает загадки о медузе, море, волне, дельфине, акуле)

В: Ребята, пора возвращаться назад. Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось?

В: А осьминог приготовил вам на память подарки: мультфильм и друзей осьминожек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_prirodoy.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с природой

(старшая группа)

Тема: Морские обитатели

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. Познакомить детей  с некоторыми формами защиты морских обитателей. Закрепить навыки решения задач. Формировать навык полных ответов на вопросы. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление. Развивать творческие способности, фантазию, творческое воображение. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к занятиям. Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу. Воспитывать стремление, оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приемы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Словарь: морские обитатели, осьминог, дельфины афалины, черное и азовское море, медузы, морская звезда, краб, кальмар, камбала..

Материал: мольберт, конверт с текстом письма, медальоны с изображением осьминожек, картина с изображением морских обитателей, цифры, ИКТ, изображение морских животных, звуки моря, напечатанные слова, карта Крыма.

Предварительная работа: беседа о морских обитателях, чтение художественной литературы по тематике.

Ход занятия

(Дети стоят в кругу с воспитателем)

1. Психогимнастика на концентрацию внимания

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

 Мы готовы поиграть

Можно встречу начинать.

В: ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (открывает посылку, все достает)

В: здесь письмо, давайте прочтем.

- Скажите, мне пожалуйста, как называется наш полуостров?

- А какими морями он омывается?

- Чем же они отличаются?

В: А теперь послушайте загадку:

Ты со мною не знаком?

 Я живу на дне морском, голова и восемь ног –

 Вот и весь я … (осьминог)

В: Молодцы! Отгадали загадку. (В. показывает иллюстрацию)

В: А где живет осьминог?

В: Давайте сядем на ковер и представим, что мы очутились на морском дне.

(В. включает аудиозапись «Шум моря»)

В: Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно…

(Затем В. использует ИКТ)

Слайд 1 (осьминог)

В: Правильно! Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах.

В: Ребята, а что вы знаете еще об осьминоге? (Дети высказывают свои предположения: осьминог – хищник, питается мелкими рыбками, у него восемь ног и т. д.)

В: Ребята, а вы знаете, почему это животное так называется?

В: Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень- очень давно число восемь называли по-другому – «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог». Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками – щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.

В: А осьминожек приготовил нам задание:

(на столе разложены медальоны – осьминожки. Ваша задача: выложить их по порядку. Затем Д. берут любого осьминожка с понравившиеся цифрой и В. читает задание, т.е. математические задачки)

2. Пальчиковая гимнастика «Морские животные»

Жил да был один дельфин,

(перед грудью, плавные движения влево-вправо)

Два конька дружили с ним.

((ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх-вниз)

Приплывали к ним киты.

(руки сложены накрест, взмахи ладонями)

И акула и моржи.

Те учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого, ладони сложены)

В: У нашего осьминожка есть еще друзья

(двое детей читают стихи)

Дельфин белобочка

У дельфина белобочки

Спинка черная, как ночка,

Белоснежные бока,

Нос на клюв похож слегка.

Это он сегодня днем

Плыл за нашим кораблем.

Дельфин афалина

То хвостики, то спины –

Мелькают афалины,

Жонглируют мячами,

Ныряют за ключами.

Резвятся и играют,

А их в кино снимают.

В: Да, действительно, дельфины очень умные, добрые, отзывчивые. Дельфины являются млекопитающими, они своих детенышей кормят молочком. Дельфины очень любят детей. В нашем Черном море обитают дельфины - афалины. А теперь давайте с вами поиграем…

3. Физминутка «Море волнуется раз…»

(Д. выполняют движения согласно тексту)

В: Ну теперь мы отдохнули и продолжим узнавать, кто же живет на морском дне

Слайд 2 (водоросли)

В: А что вы знаете о водорослях?

(один ребенок рассказывает)

… Водоросли – это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб и животных морей.

В: Ребята, у нас в группе притаился еще один морской житель, надо его найти. Отгадайте загадку и найдите его среди других предметов.

Средь морской травы играет,

В теплой плещется воде,

Да и внешне нам лошадку,

Он напомнит в тишине! (морской конек)

Слайд 3 (морской конек)

В: Кто это?

… Морской конек – небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня. Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и защищенным от хищников. У морских коньков деток воспитывает папа.

В: Он приготовил для вас викторину:

- Чем дышат рыбки?

- Спят ли рыбки?

….

- Медуза – это рыба?

- Почему краб, когда его выбрасывают, на сушу выпускает пузыри?

- Почему у камбалы один глаз?

- Зачем рыбкам чешуя?

В: Молодцы! С этим заданием вы справились, а со следующим…

4. Игра со словами + разрезные картинки

(Д. делятся на команды. 1 команда – выбирают слова связанные с морской тематикой+; а 2 – собирают разрезные картинки)

Слайд 4 (медуза)

В: Кто это?

… Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Однако красота большинства видов медуз бывает весьма обманчивой. Ведь в большей или меньшей степени, но все медузы ядовиты. Есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги, боль и серьезные шрамы. Следующий морской житель – морская звезда.

Слайд 5 (морская звезда)

В: Кто это?

… Эти животные – хищники. Питаются звезды моллюсками. Сначала может показаться, что морские звезды совсем неподвижны. А на самом деле они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

В: Морская звезда приготовила загадки.

(В. загадывает загадки о медузе, море, волне, дельфине, акуле)

В: Ребята, пора возвращаться назад. Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось?

В: А осьминог приготовил вам на память подарки: мультфильм и друзей осьминожек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе

конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада "Перелетные птицы"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему: «Доктора леса».

-            продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых.-...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормим птиц зимой»

Программные задачи : Расширять представления о зимующих птицах. Учить узнавать по внешнему виду и называть их. Развивать познавательный интерес к миру природы.   Формировать желание заботить...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»...