Проектная деятельность в старшей группе на тему: «Домашние животные».
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гончарова Татьяна Григорьевна

Материал  раскрывает  этапы проведения работы воспитателей, родителей и детей в виде наблюдений, исследований, знакомства с различной литературой по ознакомлению с домашними  животными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Зоряночка».

Утверждаю

Заведующая  МБДОУ детский сад №8 «Зоряночка»

________________________________ С.Ю. Месикова

«___»____________________________________ 2017г.

Проектная деятельность в старшей группе на тему: «Домашние животные».

                                                     Воспитатель высшей                                                                                                         квалификационной категории  

                               Гончарова Татьяна Григорьевна    

г. Ессентуки, 2017г

Проектная деятельность в старшей группе на тему: «Домашние животные».

Пояснительная  записка.

   Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен и животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого «Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу». Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Мы, взрослые, должны научить ребенка правильному общению с животными. Мягкости и не назойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние. Эти бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребенка.

Актуальность:

  Дети с домашними животными  сталкиваются с малых лет, узнают об их ласке, любви, учатся заботиться о них, но очень важно научить детей бережному отношению к ним. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу".

 Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.

Цель проекта: Обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».

Задачи проекта:

1. Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят)

2. Воспитывать доброе гуманное отношение к животным.

3. Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас, развивать связную речь

4. Познакомить детей  с профессиями людей, заботящихся о домашних животных.

5.  Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.

Вид проекта – информационно-практический

Время реализации проекта: 13.01.2017-1.04.2017г.

Участники проекта: дети старшей группы «Семицветик», родители воспитанников, воспитатели.

Предполагаемый результат:

В результате проектной деятельности у детей:

- сформируются и расширятся знания о домашних животных и их значении в жизни человека,  родители примут активное участие  в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.

Этапы проекта.

Этап выбора темы.

После нового года Дед Мороз подарил Полине собаку. Дети заинтересовались, они стали расспрашивать Полину о собаке:  как её зовут, какая она, умеет ли бегать, прыгать, играет ли он с ней? Ребята стали рассказывать о своих кошках, собаках и даже о козе, которая живёт у бабушке в деревне. Возникло обсуждение между детьми. В процессе обсуждения нам стало понятно, что дети уже знают о домашних животных и что ещё их интересует по этому вопросу. Отсюда возникла тема «Домашние животные»

Увидев интерес к данной теме, на общем сборе мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели « трёх вопросов».

Что мы знаем о домашних животных?

Что хотим узнать?

Где мы можем это узнать?

-Домашние животные живут в доме.

-Животных  кормит хозяин и ухаживает за ними.

-Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей.

Кошка – друг человека.

-С собакой, кошкой можно разговаривать.

-Почему у кошках на лапках мягкие подушечки?

-Как появились животные?

- Какие породы кошек и собак бывают?

- Почему кошка лазает по деревьям и никогда не падает?

- Почему у животных разные хвосты?

- В садике, у воспитателя

- Из книг, мультфильмов.

-Спросить у мамы, у папы.

 

Вопросы мы определили как содержательные направления нашего проекта:

·        Каких животных можно назвать домашними?

·        Каких животных человек приучил первыми?

·        Внешний вид животных: чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, лап, хвоста и т. д)

·        Чем питаются домашние животные?

·        Как называют детёнышей домашних животных?

·        Повадки, условия содержания домашних животных

·        Как называются жилища домашних животных?

·        .Как ухаживать за домашними животными?

·        Какова роль домашних животных в жизни людей?

·        Что мы можем дать домашним животным?

·        В каких сказках говорится о домашних животных?

Этап сбора сведений.

На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)

Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т.д.

Источники информации:

Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов»,  презентации, мультфильмы.

Художественная литература:

·        Л. Толстой «Пожарные собаки»

·        М. Кривич «Что за служба у собак»

·        С. Маршак Сказка о глупом мышонке

·        С.Маршак Усатый – полосатый

·        Братья Гримм  Бременские музыканты

        «Кот – серый лоб, козёл да баран»

·        Э.Успенский  Дядя Фёдор, пёс и кот

·        Р.Киплинг  Кошка, гулявшая сама по себе

·        А.Барто Котёнок

·        Н.Костарёва «Щенок»

·        В.Сутеев «Кот рыболов»

·        В.Сутеев « Три котёнка»

·        Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина.

Видеотека мультфильмов:

·     «Кошкин дом»

·     «Домашние животные и их дети»

·     «Котёнок по имени Гав»

·     «Просто так»

·     «Твои первые животные»

·     «Кот, который гулял сам по себе»

·     «В стране домашних животных»

·     «Кот в сапогах»

·     «Кот в сапогах»

·     «Белка и Стрелка»

Аудиозаписи: «Звуки природы», «Голоса животных»

Этап реализации проектов

Проект осуществлялся с учётом  принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения.

Интеграция образовательных областей в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности

«Безопасность»

Закрепить  правила при обращении с домашними животными.

«Познание»

Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тему, моделирование правил безопасного поведения при обращении с домашними животными.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения, связной речи через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.

«Социализация»

Воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботиться о них.

Формирование дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом

«Чтение художественной литературы»

Слушание и обсуждение художественных произведений на данную тему, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.

«Здоровье»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.

«Физическая культура»

Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве.

«Музыка»

Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.

«Труд»

Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.

«Художественное творчество»

Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)

Совместная деятельность педагогов с родителями:

  • Информация для родителей «Домашние животные в жизни ребенка».
  • Консультация для родителей «Почему детям необходим контакт с животными?»

Совместная деятельность родителей с детьми:

  • Беседы родителей с детьми о домашних животных.
  • Выполнение творческих заданий.
  • Помощь детям в выставке рисунков.
  • Чтение художественной литературы дома.

3 этап: Итоговый:

Создание индивидуальных детских проектов на темы: «Мой друг – кошка»,  «Собака – друг человека», «Появление  бабочки».

Выводы: 

В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Проект предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки,  приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения, дети с удовольствием рассказывали о своих питомцах, делились информацией со сверстниками.

Полученные знания  способствовали развитию у детей ответственности за того кого приручили.

Реализация этого проекта способствовала   сближению родителей, детей и педагогов. Ведь ничто  так не сближает, как совместное творчество и открытие чего-то нового.

Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группы по теме: «Домашние животные»

Даный материал поможет воспитателю ДОУ познакомить детей с домашними животными и их детёнышами....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе На тему «Домашние животные».

Конспект занятия по изобразительнойдеятельности в старшей группе На тему «Домашние животные»....

Домашнее задание для старшей группы на тему "Домашние животные"

Обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя речи....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе по теме Домашние животные Составление синквейна.

Цель: Развитие связной речи через составление синквейнов. Коррекционно-образовательные задачи: - учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;- активизир...