Конспект НОД в подготовительной группе "Кама-кормилица"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект итогового занятия по окружающему миру "Кама-кормилица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kama-kormilitsa_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового НОД в рамках «познавательного развития» (подготовительная группа)
Составила: Полыгалова Екатерина Игоревна
Тема: Кама-Кормилица
Задачи:
- Расширить представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Каме как о главной реке Перми;
- Закрепить понятие исток и ввести в словарь детей выражение «Кама– кормилица;
- Побуждать учить детей восхищаться красотой реки Камы, воспитывать чувство гордости за то, что такая река протекает в нашем городе;
- Познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать элементарные навыки экологической культуры;
- Содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картин о Каме.
Оборудование:
• карта-схема реки Камы, фотографии: исток Камы, картинки с изображением речных рыб;
• картинки с изображением Камы.
Ход
1. Организационный момент
Дети проходят и садятся на стульчики (полукругом на ковре).
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в большом красивом городе. Как называется наш город?
Дети: Пермь
Воспитатель: Мы любим свой город и гордимся тем, что здесь живем.
Ребята послушайте и отгадайте загадку
Вьётся, словно лента, в дымке голубой,
Может быть спокойной, может бить водой
Тёмной и глубокой, что не видно дна
Мелкой и прозрачной, может быть она,
А в жару купает нас в своей волне.
Что это такое подскажите мне? (река)
Воспитатель: На берегу, какой реки стоит наш город?
Дети: на берегу реки Камы
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с прекрасной рекой – Камой. Как вы думаете, на каком транспорте можно отправиться в путешествие по реке?
Дети: на лодке, пароходе, катере.
2. Работа с картой
В-ль: У реки есть начало, как называется то место, где начинается река?
Дети: исток
В-ль: Сейчас я расскажу вам, где находится исток реки Камы.
Начало великой русской реки находится в Кезском районе Удмуртии в старообрядческом селе Кулига. На карте вы можете увидеть всю реку Каму полностью.
В-ль: У каждой реки есть берега и она много лет течёт по одному и тому же месту, как называется это место (русло)? Вот также и Кама течёт много лет по одному и тому же руслу.
3. Кама в искусстве
Ребята обратите внимание какие красивые и живописные берега у Камы. Многие писатели и поэты писали рассказы и слагали стихи о Каме. Послушайте, что писал о Каме Борис Пастернак. Его стихотворение нам расскажет Эвелина.
Взглянуть на Каму всяк стремится
С утра до вечера толпится
В «загоне» радостный народ
И смотрит как проходит лёд,
Как льдину догоняет льдина,
Шурша, дробится на куски,
И тянет холодком реки.
Про Каму даже сочинили частушку, её нам расскажет Коля.
Эх, Кама, Камушка!
Крутые берега
Спасибо тебе, матушка,
Сердечная река.
Не только писателей и поэтов Кама вдохновляла своей красотой. Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов на своей картине изобразил природу Камы: полноводной могучей реки с гористыми берегами, заросшими хвойным и лиственным лесом.
4. Географические особенности
Воспитатель: Посмотрите на карту
-Вы обратили внимание, что ширина реки изменяется. Почему?
В-ль: В Каму впадает много рек. Реки, которые впадают в другие реки, более крупные, называются притоками. Какие вы знаете притоки реки Камы?
-Ребята, посмотрите на карту, где протекает река Кама. По её берегам расположены леса, горы, маленькие речушки, которые впадают в неё. А что это кружки на карте?
Дети: Города.
Правильно города. Люди издавна селились по берегам рек строили города. Какие вы знаете города, расположенные вдоль берега Камы?
Дети: Набережные Челны, Нижнекамск, Сарапул, Нефтекамск, Чайковский, Березники, Соликамск.
В-ль: Ребята, как Каму в народе называют? (Кама – кормилица). Почему её так называют?
Дети: В Каме пресная вода, мы пьём пресную воду, Кама богата рыбой – в ней водятся стерлядь, лещ, окунь, жерех.
5. Физкультминутка
В-ль: Давайте передохнём и сделаем физкультминутку! (движения по тексту)
Наша Кама широка!
Наша Кама глубока!
Не видать за горизонтом!
Вот какая красота!
Мы поплаваем по Каме.
Так помашем мы руками.
А теперь глубокий вдох!
Бульк! И нет никого.
Вынырнем все дружно!
Учиться дальше нужно!
Капитаны! Внимание!
Вдалеке виднеется белый теплоход!
Посмотрите вправо, посмотрите влево!
Глаза плавно закрыли, а теперь открыли!
6. Легенда о Каме
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам легенду.
Когда-то люди были великаны с сосновыми вершинами вровень! И решили великаны заставить Каму работать на себя. Собрали со всех полей огромные камни - валуны и стали бросать их в воду: пусть будет большая запруда!
Удивлённая Кама приподняла над берегом свою серебряную голову, спросила у людей:
"Что вам надобно, добрые люди". Поклонились ей в ответ великаны. Отвечают: "Сила твоя велика, матушка Кама - река, остановись на минутку, помоги нам. Покрути мельничные жернова - дай нам отведать белой крупчатой муки". Ничего не ответила им Кама. Выбросила на берег все камни, что великаны скидали на дно. Видно, не пришло их время.
На всём протяжении это равнинная река, по берегам которой издавна растут леса.
На ней построены 3 ГЭС - Камская, Воткинская и Нижнекамская.
Ещё люди добывают гальку для изготовления бетона, сплавляют по реке лес. Кама судоходна.
7. Подведение итогов
Вопросы к детям:
Как Каму называют в народе?
Каким способом мы можем передвигаться по Каме?
Какие художники и поэты воспевали красоты Камы?
Какие города стоят на Каме?
Какие притоки Камы вы знаете?
Какие ГЭС есть на Каме?
Чем Кама полезна людям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»
Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...