Интеллектуальный клуб " В мире животных"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Шведина Елена Анатольевна

Программа  интеллектуального клуба  « В мире  животных» , разработна для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

п. ШУШЕНСКОЕ

Интеллектуальный клуб

« В мире  животных»

Автор : Шведина Елена Анатольевна

Воспитатель МБДОУ №1

п. Шушенское

        Интеллектуальный клуб  « В мире  животных» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

  Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о животных. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к животным, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

      В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

 Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

      Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент,  в работе используются  материалы биологов Саяно – Шушенского биосферного заповедника,  природного парка «Ергаки».

Рабочая программа интеллектуального клуба  «В мире животных».

Цель работы:  формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

  • Приобщить детей дошкольного возраста к изучению животного мира  родного края.
  • Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей       дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о животных.
  • Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
  • Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем        мире.

  Направления работы:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Принципы, лежащие в основе программы:

  1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы.
  3. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
  4. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.
  5. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
  6. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.
  7. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.

 Организация деятельности  и режим экологического кружка:

Кружок проводится  1 раз в неделю – четверг, 2 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч , продолжительностью  20 минут.

Тематика занятий   построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду.

Формы организации занятий : экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения .

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
  • репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
  • частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Техническое оснащение занятий:

  • Мультимедийное оборудование, компьютер.
  • Предметные картинки с изображением животных  птиц, рыб и насекомых;
  • Презентации, интерактивные игры;
  • Видео фильмы, фоторепортажи из фонда Саяно – Шушенского биосферного заповедника, природного парка «Ергаки».

Тематика занятий

 

Тема

цель

1.ноябрь

«Кто живет в лесах нашего края?»

Дать детям первоначальное представление о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех обитателей зависит друг от друга

2.ноябрь

Перелетные  и водоплавающие птицы

3.декабрь

Зимующие птицы

4.декабрь

Как звери готовятся к зиме? 

«Юный Эколог» С.56

Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в этот период

5.январь

Кто такие копытные?

Закрепить названия и характерные

 признаки животных этого вида , их среду обитания.

6.январь

Кто такие  хищники?

Закрепить названия и характерные

 признаки животных этого вида, их среду

 обитания.

7. февраль

«Как люди помогают животным?»

Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности - подкормке животных; воспитывать желание совершенствовать хорошие поступки

8. февраль

 Развлечение: «Синичкин праздник»

Учить детей рассматривать птиц,

 различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их

 названиями, жизненными трудностями зимой.

Воспитывать желание подкармливать их,

делать кормушки.

9. март

Весна в жизни лесных обитателей «Юный эколог» с.82

Уточнять и расширять представления детей о том, как оживает жизнь в лесу с приходом весны

10 . март

Кто такие пресмыкающиеся?

Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся.

Их особенностями и средой

обитания.

11. апрель

Праздник юных любителей природы

« День земли»

Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы. Определить животных занесенных в «Красную книгу»

12. апрель

 «Рыбы наших водоемов».

Расширять знания детей о разновидностях рыб

(аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические).

13. май

Кто такие насекомые?

Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть

14. май

Итоговое развлечение:

«В мире природы»

Обобщение знаний, полученных в процессе обучения. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые результаты

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Дети  должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира природоохранных объектов региона , Красноярского края;

- какую пользу приносят представители животного мира;

- планета Земля - наш большой дом;

-основные группы  животных и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни животных  (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие животных, экологические связи между ними;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

Должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- составлять экологические модели, трофические цепи;

- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

 Список используемой литературы:

• С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 1999.

• Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.

Н.Н. Кондратьева «Мы» - СПб: «Детство – пресс», 2006.

• Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель»,2002.

• Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "В мире животных" (форма проведения: интеллектуальный турнир).

Цель: способствовать развитию познавательной  активности, выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников....

Конспект викторины для родителей «Интеллектуальный клуб знатоков семейных традиций «Что? Где? Когда?»

Данный материал будет интересен воспитателям и учителям, педагогам дополнительного образования.Цели викторины: помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека.Задачи:– познакомить родителе...

Вороны - интеллектуальная элита мира животных

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11784562","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"397","width":"480"}}]]...

Конспект развлечения с родителями на тему: "Интеллектуальный клуб по правилам дорожного движения"

Конспект родительского собрания по ПДД с целью привлечь родителей соблюдать правила на дороге....

Творческо-интеллектуальный клуб "Вместе с математикой"

Создание творческо- интеллектуального клуба на базе средней группы детского сада. Освоение математических представлений, логико-математических средств и способов познания (эталоны, модели, речь, ...