Интеллектуальный клуб " В мире животных"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа интеллектуального клуба « В мире животных» , разработна для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
п. ШУШЕНСКОЕ
Интеллектуальный клуб
« В мире животных»
Автор : Шведина Елена Анатольевна
Воспитатель МБДОУ №1
п. Шушенское
Интеллектуальный клуб « В мире животных» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о животных. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к животным, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент, в работе используются материалы биологов Саяно – Шушенского биосферного заповедника, природного парка «Ергаки».
Рабочая программа интеллектуального клуба «В мире животных».
Цель работы: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
- Приобщить детей дошкольного возраста к изучению животного мира родного края.
- Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о животных.
- Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
- Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Направления работы:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
Принципы, лежащие в основе программы:
- Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы.
- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
- Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.
- Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.
- Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.
Организация деятельности и режим экологического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю – четверг, 2 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч , продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду.
Формы организации занятий : экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения .
Методы:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Техническое оснащение занятий:
- Мультимедийное оборудование, компьютер.
- Предметные картинки с изображением животных птиц, рыб и насекомых;
- Презентации, интерактивные игры;
- Видео фильмы, фоторепортажи из фонда Саяно – Шушенского биосферного заповедника, природного парка «Ергаки».
Тематика занятий
№ | Тема | цель |
1.ноябрь | «Кто живет в лесах нашего края?» | Дать детям первоначальное представление о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех обитателей зависит друг от друга |
2.ноябрь | Перелетные и водоплавающие птицы | |
3.декабрь | Зимующие птицы | |
4.декабрь | Как звери готовятся к зиме? «Юный Эколог» С.56 | Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в этот период |
5.январь | Кто такие копытные? | Закрепить названия и характерные признаки животных этого вида , их среду обитания. |
6.январь | Кто такие хищники? | Закрепить названия и характерные признаки животных этого вида, их среду обитания. |
7. февраль | «Как люди помогают животным?» | Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности - подкормке животных; воспитывать желание совершенствовать хорошие поступки |
8. февраль | Развлечение: «Синичкин праздник» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. |
9. март | Весна в жизни лесных обитателей «Юный эколог» с.82 | Уточнять и расширять представления детей о том, как оживает жизнь в лесу с приходом весны |
10 . март | Кто такие пресмыкающиеся? | Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся. Их особенностями и средой обитания. |
11. апрель | Праздник юных любителей природы « День земли» | Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы. Определить животных занесенных в «Красную книгу» |
12. апрель | «Рыбы наших водоемов». | Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические). |
13. май | Кто такие насекомые? | Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть |
14. май | Итоговое развлечение: «В мире природы» | Обобщение знаний, полученных в процессе обучения. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту. |
Предполагаемые результаты
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Дети должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира природоохранных объектов региона , Красноярского края;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- планета Земля - наш большой дом;
-основные группы животных и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни животных (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие животных, экологические связи между ними;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
Должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
Список используемой литературы:
• С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 1999.
• Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
Н.Н. Кондратьева «Мы» - СПб: «Детство – пресс», 2006.
• Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель»,2002.
• Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "В мире животных" (форма проведения: интеллектуальный турнир).
Цель: способствовать развитию познавательной активности, выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников....
Проект "В мире животных" Цель проекта: формирование представления у дошкольников о животном мире, взаимосвязях в природе, которые помогают детям обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и сво
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №93 г. Карталы» ПроектТема: "В мире животных"для детей средней группы...
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...
Конспект викторины для родителей «Интеллектуальный клуб знатоков семейных традиций «Что? Где? Когда?»
Данный материал будет интересен воспитателям и учителям, педагогам дополнительного образования.Цели викторины: помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека.Задачи:– познакомить родителе...
Вороны - интеллектуальная элита мира животных
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11784562","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"397","width":"480"}}]]...
Конспект развлечения с родителями на тему: "Интеллектуальный клуб по правилам дорожного движения"
Конспект родительского собрания по ПДД с целью привлечь родителей соблюдать правила на дороге....
Творческо-интеллектуальный клуб "Вместе с математикой"
Создание творческо- интеллектуального клуба на базе средней группы детского сада. Освоение математических представлений, логико-математических средств и способов познания (эталоны, модели, речь, ...