Организация экологической лаборатории в старшей группе ДОУ.
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
В своей статье я рассмотрела экологическое воспитание детей через создания в группах экспериментальных лабораторий. Я постаралась раскрыть задачи, оборудование для лаборатории, материал который используется в опытах и эксперементах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsii_ekologicheskoy_laboratorii_v_starshey_gruppe_dou.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Организации экологической лаборатории в старшей группе ДОУ.
Экологическая лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке. Исследованием данной проблемы занимаются Л. Бобылева, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова и др. Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. Этот вид экологического воспитания обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями. Любая развивающая среда, в том числе и экологическая лаборатория, состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Функциональная роль лаборатории – обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие. Формы и методы работы в лаборатории – проведение исследований, экспериментирование, наблюдения. Создание экологической лаборатории в детском саду происходит с учетом возрастных особенностей дошкольников, целей и задач экологического воспитания на данном этапе. В старшей группе детского сада использование развивающей экологической среды реализует следующие цели:
- формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты;
- классифицировать объекты живой природы по различным признакам;
- обучение дошкольников самостоятельно определять условия, необходимые для роста и развития растений;
- понимать зависимость образа жизни животного и способа его передвижения от строения и приспособленности к среде обитания;
- продолжение объяснения детям, чем полезны животные, растения; приучать заботиться об обитателях уголка природы.
Экологическая лаборатория – это место, где должно быть всё необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребёнок проводит настоящие исследования и опыты с помощью системы очистки воды, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. В дошкольном учреждении необходимо выбрать специальное помещение под экологическую лабораторию. В нем будут храниться различные материалы и оборудование: лабораторная посуда, лупы, образцы песка, глины и др. В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженого, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым можно не только сэкономить средства, но и наглядно показать детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.
Примером экологически развивающей среды является лаборатория природы – это специально оборудованное помещение в ДОУ или группе д/с для самостоятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-эксперимент. -поисковую деятельность. Лаб. прир. такое место, где дети проводят самост. исследовательскую деятельность. Главная задача лаборатории – научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить ответы. Отправной точкой самост. деятельн. детей в лабор. являются сведения полученные на занятиях или в совместной деятельности с о взрослыми.
Виды:
А. Лаборатория в отдельном помещении
Оформление:
Во многих д/с переделывают по лабор. Подсобные помещения. Желательно, чтобы они были оборудованы кранами с водой и раковиной. На двери табличка с названием и эмблемой.
Мебель:
1. небольшие столики + стулья.
2. стеллажи для оборудования и материалов
3. на полках: колбы, пробирки, книги, макеты; на подоконниках: ящики с растениями для наблюд.
комнат. растен., мини-огород или теплица.
3. часы, барометр, пейзажи, панно из природовед. материала.
Оборудование:
1. Для проведения опытов: стаканчики разной прозрачности и цвета (из-под мороженного, йогуртов, сметаны, коробки из-под тортов, пластм. ложки для сыпуч. материалов, палочки, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования, салфетки.
2. Стекло применять, если уверен, что оно безопасно. 3. Большие пластмассовые банки для круп, миски разных размеров
4. Для исследования: лупы – 1 на 2 детей.
5. Микроскопы, термометр, песочные часы, будильник, магниты (больш. и маленький, магнит. доска, мелки, веревки, шнурки.
6. Комплект для игр с водой, фломастеры.
7. Могут быть и живые объекты
В лаборатории хранятся и оборудования для проведения опытов на улице:совочки, емкости и т. д.
Для фиксирования результатов оформляются «Дневники ученых» - могут быть как индив. так и колл-ми.
Материалы для работы:
1. Песок, глина, камни, семена растений, шишки, кора деревьев.
2. Материал, который дети приносят из дома. (для них выделен спец. угол)
Б. Мини-лаборатории в эко-комнате
Может занимать небольшой хорошо освещенный угол или совмещаться с учебной зоной. В этом случае необходимо иметь в эко-комнате небольшие помещения или шкафы для хранения оборудования и материалов для занятий.
В. Мини-лаборатории в групповом помещении может быть:
1. Стационарной - предполагает наличие отдельного столика с матер. и оборудов. для исследования.
2. Временной- организуется воспитателем на определенный срок для закрепления материала или проведения опытов
3. Передвижной – это этажерка на колесах с полками, на ней оборудование и материалы
Оборудование и материалы
Примеры коллекций
1. Коллекции “Летающих семян”
Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.
2. Коллекция других семян и плодов
Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети.
3. Коллекция соцветий
Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.
Оформление растительных коллекций
Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.
4. Коллекция камней
В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.
Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).
5. Коллекции песка, глины, почвы
Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.
В зоне коллекций можно составить модель строения почвы (в очень упрощенном варианте). Для этого нужно взять достаточно высокую прозрачную банку. На дно банки насыпьте мелкие и средние камешки, поверх них – слой песка (или смеси песка и глины, или просто глины). Сверху разместите верхний слой почвы с корешками растений, сухими листьями, мхом.
6.Коллекция ракушек.
Ракушки различные по фактуре, размеру. Ракушки морские и речные , декоративные.
7. Коллекция бросового материала.
Под бросовым материалом подразумеваются палочки, бруски деревянные, пластмассовые, металлические; трубочки, пенопласт, бутылка пластиковая, перья, кусочки ткани.
В лаборатории можно разместить живые объекты для наблюдений. Можно соорудить “Дом для червей” - аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве должны быть сухие, перегнившие листья – пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ. И за тем, как они перерабатывают остатки растений проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпускают “на волю”.
“Прозрачный горшок” - стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была видна.
Таким образом, создавая лаборатории, экологические комнаты необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Но Комната природы одна, а активная экологическая деятельность должна осуществляться регулярно всеми детьми ДОУ. Поэтому особое внимание нужно обратить на преемственность между экологической Комнатой и Уголком природы группы. Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории или в экологической комнате, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
Информация из опыта работы по теме: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников ".
Педагогический опыт работы: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников " предназначен для педагогов дошкольной организации.Актуальность опыта заключается в том, что педагог в своей ...
Статья "Организация работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада"
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет форми...
Презентация "Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсионной работы"
Материал в помощь педагогом в рамках реализации проекта " Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсионной работы"...
Презентация "Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсионной работы"
Презентация по теме "Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсионной работы" поможет педагогам последовательно выстроить и ...
Экскурсия в природу как форма организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрывается важное социальное значение экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста посредством экскурсии в природу....
Организация экологических наблюдений в старшей группе детского сада
Материал составлен на основе методицеских рекомендаций С. Н. Николаевой к программе "Юный эколог"....