Организация экологических наблюдений в старшей группе детского сада
статья по окружающему миру (средняя группа)

Лисицына Ксения Андреевна

Материал составлен на основе методицеских рекомендаций С. Н. Николаевой к программе "Юный эколог".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация экологических наблюдений в средней группе детского сада.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место С. Н. Николаевна отводит наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:

1.        Выделение самих объектов (целого). Наблюдение 1.[1] «Растут ли цветы на нашем участке?» (кроме деревьев и кустарников на территории детского сада растут цветы);

2.        Выделение частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных). Наблюдение 2. «Все цветы разные». Уточнить названия цветов, их строение размер, особенности окраски формы лепестков, листьев, стебля.

3.        Выделение различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных - разных форм поведения). Наблюдение 3. «Что появляется на растениях после цветов?» Уточнять представления о том, что растения живые – они растут и изменяются, цветы увядают, на их месте образуются семена , из которых могут вырасти новые растения.

4.        Выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Наблюдение 4. Растения на клумбе хорошо росли и цвели, пока было тепло, много света и воды, но тепла мало и цветы увядают.

Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

Таким образом, содержание наблюдений - то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом.

Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы.

Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов. Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни.

Цикличность наблюдений за цветами мы уже проследили, вот пример цикла наблюдений за рыбками.

Презентация1.jpg

Требования к проведению наблюдений

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие любых предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ними. Соответственно любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в конкретном наблюдении, как их расположить (поставить, посадить), чтобы все они находились в одном ряду и были в непосредственном контакте с объектом природы, воспринимали его наилучшим образом.

Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение - это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Такая деятельность трудна дошкольникам, причем чем меньше дети, тем им труднее участвовать в наблюдении в силу недостаточно развитой произвольности всех психических процессов. Следовательно, продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин. - это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации.

Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец.

Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу - собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Николаева не рекомендует использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты - все это может вызвать сильные эмоции, и помешать наблюдению, так как эмоциональное состояние детей не позволит им включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими по ее мнению способами начала наблюдения являются словесные и действенные приемы, например, призыв вместе посмотреть что-то интересное, новое, чего дети еще не знают. Это может быть загадка-описание или загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая часть наблюдения является основной. Задача воспитателя - использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмотреть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. Здесь важно не самостоятельно рассказать детям об объекте природы (это уже будет другая форма работы, словесная информация), а вопросами помочь детям словесно обозначить то, что они видят вслед за чувственным восприятием.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов. Именно в конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки - и все это по поводу наблюдения.

Использованная литература:

1.        С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие для студ. средн. пед. учебн. Заведений. – 2е изд., Издательский центр «Академия», 2001 г.

2.        С. Н. Николаева «Экологическое воспитание в средней группе детского сада». – 2е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023.

3.        С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников: новые подходы». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2002


[1]Примеры наблюдений приведены из пособия Ю.Н. Николаевой «Экологическое воспитание в средней группе детского сада»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для старшей группы детского сада "Зеленый мир детского сада"

Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой, раскрывает ценность деревьев ...

Картотека наблюдений для старшей группы детского сада

Картотека будет незаменимым помощником при планировании прогулки...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ...

Статья "Организация работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада"

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет форми...

Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"

Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...

Доклад «Использование разнообразных форм в экологическом воспитании в старшей группе детского сада. Состояние эколого-развивающей среды в группе".

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...

Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду А.И. Иванова

Иванова Александра ИвановнаМЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУПособие для работников дошкольных учреждений...