Формирование экологической культуры у дошкольников
статья по окружающему миру на тему
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахом, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_doshkolnikov.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры у дошкольников
Возмищева Татьяна Сергеевна,
Воспитатель I кв. к.,
МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 52” АГО
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахом, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. И цель педагогов в работе с детьми – заложить первые ориентиры в мире природы: растений и животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни
Для реализации этой цели я выделила следующие задачи:
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.
- Формирование представлений о моральных принципах: справедливость, честность.
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека и, пожалуй, прежде всего, ребёнка - дошкольника трудно переоценить. Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в общении с природой.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, способствовали активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Есть ещё одна очень важная задача, для решения которой старались всеми силами приблизить детей к живой природе – воспитание доброты, человечности. Возбуждать симпатии к животным, раскрывать их свойства, повадки, их суть – вот один из путей воспитания доброго отношения к ним.
Пожалуй, самое действенное значение имеет практическая деятельность детей. Ежедневные ухаживания за растениями, животными способствует появлению у дошкольников особо бережного, заботливого и, конечно, нежного отношения к беспомощным живым существам. У детей появляется сочувствие, практическая готовность прийти на помощь и сделать всё необходимое для выживания молодых организмов. Постепенно дети стали осознавать, как от действия и поведения людей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных. Сравнивая герани, дети отметили, что герань, которая стоит на солнечной стороне – невысокая, пышная, листья широкие закрывают стебель. А та, которая стоит на затенённом месте, имеет длинный стебель, но листьев мало, и они небольшие по размеру. Значит, делают вывод дети, растению нужен свет, солнце, и эту герань надо поставить на солнечную сторону. На подобных примерах дети осмысливают роль труда человека в жизни растений и животных, способы своего взаимодействия с объектами природы.
Большое значение для осуществления экологического воспитания имеет эстетическое восприятие природы. Поэтому мы с детьми рассматривали репродукции картин И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И . И. Левитана «Золотая осень», «Большая вода» под музыку П. И. Чайковского.
Я старалась научить детей эстетически грамотно воспринимать окружающий мир. Это значит не только показать, но и описать словесно: краски и оттенки закатного неба и зари, форму облаков, звёздное небо и луну.
Чтобы наши воспитанники не только видели, но и слышали звуки природы. Часто с детьми мы прислушиваемся к пению птиц, к шороху ветра и тут же сочиняем сказку. Прогулки наши стали интересными, эмоциональными.
Сначала я сама рассказывала детям сказки. В сказке о незадачливых туристах дети узнали, какой вред может нанести человек лесу во время своего отдыха. Позже я стала предлагать детям самим придумывать сказки: « О чём плачет берёза?», «Солнечный зайчик», «Муравей и его друзья» и т.д. Благодаря экологическим сказкам дети научились не только оберегать и любить всё живое, но и понимать последствия действий человека.
В формировании этических представлений и гуманных чувств у старших дошкольников особое место отводили беседам. Благодаря беседам на нравственные темы, имели возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «справедливость», «дружба». В беседах использовали как личный опыт детей, рассказы их о животных, так и известные им художественные произведения о животных, иллюстрации к ним. Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им.
Моя работа не была бы полноценной, если не тесное сотрудничество с родителями. Семья как среда развития личности оказывает влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, который неразрывно связан с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. Большое внимание уделяла совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребёнка. Зачастую интерес родителей к экологическим занятиям возникает в результате эмоциональных рассказов детей о проведении исследований, о животных, растениях сада. Так, предлагала детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы: где можно найти воду дома? Для чего нужна вода дома и бережём ли мы её? Как ведут себя кошка, собака? Как растут комнатные растения?
Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий: «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Я и природа».
С удовольствием родители принимали участие в выставках поделок из природного материала, который делали вместе с детьми: «Весенняя сказка», «Осень в лесу», «Люблю я сказок мир чудесный».
Перед родительским собранием с темой «Радость общения с природой», предложила родителям ответить на вопросы анкеты:
- Любит ли ваш ребёнок природу?
- В чём это проявляется?
- Часто ли вы бываете с ребёнком на природе?
- Как проходят такие прогулки?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы. Учить стихи о природе?
- В чём испытывали трудности?
- О чём бы вы хотели узнать на собрании?
Родителям понравилась рубрика наших собраний «Домашний доктор». Многие делились своими советами. Я в свою очередь рассказывала, как можно вывести из организма радионуклиды, используя в пищу свеклу, рыбу, яичную скорлупу.
Интересно проходили совместные походы и прогулки в лес, к водоёму. Во время таких прогулок мы с родителями старались предвидеть и предупредить возможное нарушение правил поведения в лесу.
Проявление у родителей интереса к экологическому воспитанию детей стимулировало и создание стенда «Панорама добрых дел», где оценивалось участие детей в разных видах деятельности и поступках:
- Труд в природе.
- Изготовление плакатов.
- Дежурство в уголке природы.
- Интересные наблюдения в природе.
- Отношение к растениям и животным дома.
Проводя дидактические игры с растениями и животными, учила детей распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствовало формированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка. Дети чувствовали, что мир наполнен живыми, радующимися существами, требующими бережного и уважительного отношения. Дети должны ощутить право на жизнь, жизнь даже маленькой букашки. Не дать поселиться равнодушию в детском сердце – еще одна задача, которую мы поставили перед собой.
Доброта начинается, прежде всего, с любви к природе, ко всему живому, что окружает нас в повседневной жизни. И надо помочь детям полюбить всё это.
Конечно, правильное обращение ребёнка с животными само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребёнка. Дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразия, что способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка.
Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно - ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"
Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Деловая игра «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников»
материал предназначен для педагогов ДОУ...
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...
Картотека экологических сказок по формированию экологической культуры у дошкольников
laquo;Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра...
Формирование экологической культуры у дошкольников. Мониторинг экологической ситуации района Ново-Переделкино.
Район Ново-Переделкино лежит на Теплостанской возвышенности, которая расположена в южной и юго-западной частях г. Москвы. Это одно из самых высоких мест в Москве. Наш район находится на границе широко...
мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"
Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...