Удивительный мир насекомых
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рылова Ирина Алексеевна

Представлена методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы с нарушением зрения. В занятие включены коррекционные задания на развитие пространственной ориентировки, прослеживающей функции глаз, а также задания на различение цветов про оттенкам, группировку предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Насекомые.

Занятие на тему: «Удивительный мир насекомых»

Цель: формировать представления о насекомых, как самом многочисленном  классе   мира природы, знакомить с разнообразием мира насекомых.

Задачи:

  1. Развивать  у детей познавательный интерес  к окружающей живой природе.
  2. Закрепить знания о характерных особенностях внешнего вида,   частях тела насекомых.
  3. Познакомить со средой обитания, жилищем насекомых, способом питания, пользой или вредом для человека.
  4.  Словарная работа: упражнять в подборе глаголов (способ передвижения насекомых), употреблении предлогов (на, под, за, перед, в, около, над – обозначать, где находится насекомое), активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, усики, ноги)
  5. Развивать умение работать в микрогруппах,  сотрудничать.
  6. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Коррекционные задачи:

  1. Развивать прослеживающую функцию глаз
  2. Закрепить группировку предметов по определенному признаку.
  3. Продолжать  учить различать цвета по оттенкам – темные и светлые

Материал к занятию:

  1. Экран
  2.  Большой и индивидуальные фланелеграфы
  3. Листы с лабиринтами, фломастеры
  4. Насекомые 2 оттенков – светлые и темные
  5. Цветы с цифрами, божьи коровки с разным количеством точек.
  6. «Домики» насекомых (картинки)
  7. Обручи
  8. Набор геометрических фигур на каждого ребенка, образец насекомого, выложенного из геометрических форм.
  9. Рисунки фаз превращения  бабочек.
  10. Презентация «Кто спрятался?»
  11. Выставка детских работ по теме «Насекомые»
  12. Насекомые (игрушки)
  13. Сказочный теремок с набором  картинок  насекомых.
  14. Ночник «Цветок»

Предварительная работа:

1 Чтение художественной , природоведческой литературы, энциклопедий для детей, детских журналов.

( К. Чуковский «Муха Цокотуха», «Тараканище», М. Михайлов  «Лесные хоромы»,

 В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»  Г. Скребицкий  «Счастливый жучок»

сказки «Теремок», В. Сутеев «Бабочка», «Под грибком», «Палочка – выручалочка»,

Ю. Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей», Н. Абрамцева « Сказка о веселой пчеле»)

2. Рассматривание насекомых на прогулках

3. Рассматривание иллюстраций, игрушек насекомых

3. Художественно – эстетическая деятельность (рисование, лепка, аппликация насекомых)

4. Дидактические, речевые  и коррекционные игры по данной теме

5. Просмотр мультфильмов про насекомых (дома с родителями)

Ход занятия:

Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Но никто в теремочке не живет. И вот появился кто –то. Отгадайте загадку, о ком она?

По воде гуляет смело,  все препятствия прыжками побеждает он умело.
Воду меряет шагами, будто занят всё проверкой.
Длинноногого бродягу называют... (водомеркой)

 Как  догадались, что это водомерка.? Найдите  водомерку и поместите в наш теремок.

Ребята, насекомых больше всего на свете, некоторых их них мы почти не видим, они живут везде: в траве, в воде, на кустах, в воздухе. Как передвигаются насекомые? ( они летают, ползают, скачут, порхают,  кружатся, перелетают,) Кто знает, почему они так называются? Слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки – поперечные полосы на теле насекомых.

 Расскажите  про свое насекомое. ( 2   рассказа  -  о  муравье, пчеле)

 (план  – кто это? особенности внешнего вида, цвет,  чем питается? где живет?  польза или вред) Рассказав, дети помещают  картинку  своего насекомого в теремок. Смотрите, наш теремок заселяется  жильцами.

А вы знаете   загадки про насекомых? (3 загадки детей). Поместить   картинки  насекомых  в теремок.

*На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. Отгадайте, кто скрипач? (кузнечик)

*Не зверь, не птица, носик, как спица. Летит, - пищит, сядет – молчит. (комар)

* Целый день летает, всем надоедает. Ночь настанет, тогда перестанет (муха)

И эти насекомые поселились в нашем теремке.

Зрительная гимнастика на экране

Приглашаю вас к столам, садитесь. Ребята , рассмотрите   эту картинку. Кто изображен? Из каких геометрических фигур выложена  стрекоза? Какого цвета у нее  крылья ? А туловище? Сколько усиков? Еще раз внимательно смотрим, запоминаем. Я переворачиваю картинку, ваша задача выложить точно такую же  стрекозу. Проверка выполнения задания.  (часть детей выполняет задание за столом – сходящееся косоглазие, часть, стоя у большого фланелеграфа – расходящееся косоглазие)

 И стрекозу мы поселим в наш теремок. ( поместить картинку стрекозы в теремок)

Ой, кто это здесь ворчит , что  все про нее забыли?  Подойдите ко мне. Да, это же гусеница. Не волнуйся, сейчас ребята расскажут, как ты превратишься в бабочку.  (Что сначала откладывает бабочка? Кто появляется из яиц? Чем питается гусеница? В кого она превращается? Кто выходит из куколки?) Дети выкладывают на фланелеграфе (сходящееся косоглазие), на столах (расходящееся косоглазие) задание «Выложить стадии превращения бабочки».  Игровое задание   «Что сначала, что потом?». Проверим на экране правильность выполнения задания.  (поместить картинку бабочки в теремок)

Посмотрите, какие яркие , красивые цветы растут на нашей полянке. Ой, какой-то необычный цветок! (включить ночник «Цветок») У вас в руках божьи коровки, у каждой на спине разное количество точек, пятнышек. Надо положить божью коровку на цветок с  цифрой, соответствующей  количеству точек. Приступайте к выполнению! Проверка выполненного задания. (Поместить  картинку бож. коровки в теремок).

Ребята, насекомые бывают разных цветов и оттенков, какие –то  очень яркие, а какие –то незаметные, блеклые. Разложите, пожалуйста, насекомых по светлым и темным оттенкам – светлые оттенки в зеленый обруч, темные – в синий. Можно  ли жука поселить в теремке? Почему? ( Картинка  жука в теремок)

Ребята, обратите внимание, как много жильцов в нашем теремке. Вы знаете, что некоторые насекомые полезны, а  некоторые наносят вред природе, человеку .Поместите полезных нв верхнем ряду, а вредных – внизу. (проверить)

Предлагаю поиграть, а заодно мы проверим ваши знания о том, где живут насекомые. Возьмите любое насекомое (игрушка)  (П/и «Найди свой домик» - расставлены картинки с изображением жилища насекомых. Дети должны найти «домик» своего насекомого). Оценка выполненного задания.

Давайте немного отдохнем, разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика.

Дружно пальчики считаем, насекомых называем:               (сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом          (поочередно сгибают пальцы в кулак)

Это мошка, стрекоза, таракан, пчела, оса,

Муравей бежит с былинкой сквозь траву своей тропинкой.

Это кто же тут звенит?                                                                   (вращают мизинцем)

 Ой, сюда комар летит!   Прячьтесь!                                          (руки за спину)                        

Садитесь за столы. Перед вами лабиринты. Помогите насекомым найти правильные дорожки. Отлично справились, молодцы!

У насекомых много врагов, поэтому они научились хорошо прятаться, скрываться. Сумеете отыскать на экране насекомое? (Презентация «Кто спрятался?»

Вот наш теремок и заселился новыми жильцами – кем?( насекомыми), которых великое множество и  которые живут где? (везде) Ребята, как много нового и интересного вы узнали о жизни насекомых.  Все они маленькие, поэтому постарайтесь их не обижать, а охранять и беречь.

Физминутка «Веселая пчела» (на экране)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие « Удивительный мир насекомых»

продолжать знакомить детей с миром насекомых;-развивать умение объединять насекомых в виды по существенным признакам...

Конспект совместной образовательной деятельности "Удивительный мир насекомых"

Конспект совместной образовательной деятельности  во второй младшей группе на тему: "Удивительный мир насекомых" (ОО "Познавательное развитие")...

Открытое занятие на тему: "Удивительные превращения насекомых"

Открытое занятие на тему: "Удивительные превращения насекомых"...

Информационно - творческий проект «Удивительный мир насекомых»

Информационно - творческий проект«Удивительный мир насекомых»В помощь педагогу при работе проектной деятельности средней группы...

Проект "Удивительный мир насекомых"

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи.  Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интриг...

Проект по экологическому воспитанию "Этот удивительный мир насекомых"

Проблема экологии относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали больш...

Удивительный мир насекомых

Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми.  Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить зависимость жи...