программа кружка юный эколог
рабочая программа по окружающему миру на тему
Основная часть занятий проходит на природе, что помогает детям восстанавливать физические и душевные силы, так как в современном мире они много времени проводят за партой, компьютером, телевизором, что влияет на их здоровье, а у некоторых детей проявляется агрессия, апатия и т.д.
Ребенок, находясь в гармонии с природой, чувствует себя счастливым. Активная деятельность на открытом воздухе поможет удовлетворить потребность детей в знаниях в любое время года. Под знаниями подразумевается то понимание природы, которое можно получить только находясь на природе. Природа – это лучший источник вдохновения. Она все время находится вокруг нас и всегда может предложить нам что-то новое и интересное. Игра, любопытство детей и их радость, связанная с новыми открытиями, помогают лучше увидеть связи и взаимодействия разных элементов в природе. Именно контакт с природой помогает достичь целостного взгляда на мир, который в свою очередь позволяет понимать те законы, которые управляют нами и всей остальной жизнью на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_ekolog.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция по экологизации учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования
В связи с резким изменением социально-экономической жизни, глубокими экологическими последствиями, возникшими в результате бездумного и нерационального обращения государства и его граждан с природными ресурсами и техническими загрязнениями окружающей среды, возникает неотложная задача качественно нового концептуального подхода к экологическому воспитанию и обучению молодого поколения.
Концепция должна основываться на сугубо бережном, заботливом отношении к природе и ее богатствам. Сдерживающими факторами этому являются: социальное безразличие, равнодушие людей к окружающей среде; отсутствие необходимой информации о состоянии загрязнения воды, почвы, воздуха; правовая и юридическая некомпетентность; отсутствие материальных средств, необходимых для поддержания равновесия между антропогенным воздействием и возможностями природы по саморегулированию; бессистемное экологическое воспитание детей в семье и учебных заведениях.
К новым проблемам, требующим решения и обеспечивающим повышение качества экологизации учебно-воспитательного процесса, относятся: личностно-психологическая перестройка взрослого населения на бережное отношение к окружающей среде; введение в содержание образования специального предмета – «Основы экологических знаний».
Цель программы: развитие познавательной и творческой активности, ценностных ориентаций, воспитание эстетических чувств и желаний через природную среду.
Задачи:
- Обучающие
-представление о флоре и фауне родного края;
-освоение практических навыков в работе с природным материалом;
-исследование природных объектов;
-освоение правил поведения на природе;
-умение применять знания на практике;
- Развивающие
-развитие познавательно-мировоззренческой деятельности;
-развитие творческих и интеллектуальных способностей;
-развитие экологического мышления;
- Воспитательные
-формирование нормативных правил поведения;
-формирование экологической ответственности;
-воспитание волевых качеств;
-воспитание любви к своей Малой родине, к своему государству.
Актуальность и новизна программы
Основная часть занятий проходит на природе, что помогает детям восстанавливать физические и душевные силы, так как в современном мире они много времени проводят за партой, компьютером, телевизором, что влияет на их здоровье, а у некоторых детей проявляется агрессия, апатия и т.д.
Ребенок, находясь в гармонии с природой, чувствует себя счастливым. Активная деятельность на открытом воздухе поможет удовлетворить потребность детей в знаниях в любое время года. Под знаниями подразумевается то понимание природы, которое можно получить только находясь на природе. Природа – это лучший источник вдохновения. Она все время находится вокруг нас и всегда может предложить нам что-то новое и интересное. Игра, любопытство детей и их радость, связанная с новыми открытиями, помогают лучше увидеть связи и взаимодействия разных элементов в природе. Именно контакт с природой помогает достичь целостного взгляда на мир, который в свою очередь позволяет понимать те законы, которые управляют нами и всей остальной жизнью на Земле.
Условия достижения поставленных задач и цели
Для осуществления программы и развития мотивации у детей, осознания себя, как части природы, основы жизни, где всё взаимосвязано, предусматриваются следующие этапы педагогической деятельности:
- установление эмоциональных контактов;
- побуждение желания обучающихся включаться в творческую, практическую и научную деятельность;
- приобретение навыков грамотного общения с природой;
- приобретение навыков практической и исследовательской деятельности на Малой Родине.
Содержание программы
Младшая группа
(34 часа, 1 час в неделю)
Задачи: воспитывать эстетическое, уважительное отношение к любым проявлениям жизни, ко всему, что цветет, дышит, растет. Учить детей правильному поведению в природе, развивать любознательность.
- Что такое природа? – 6 часов
Что такое природа? Многообразие природы. В природе все возможно. Учись правильно вести себя в природе. Жалобная книга природы. Природа – чудесница.
- Лес – наша красота и богатство – 7 часов
Дары леса. Путешествие плодов и семян. Странные дети леса (о ягодах и грибах). Лесные доктора. Берегите березы – они тоже плачут. Берегите душистую черемуху. Кто развешивает в лесу кружева?
- Растения, птицы, звери нашего края – 15 часов
Растения вокруг нас. Жизнь под снегом. Животные твои друзья. Кто где живет? Зимние гости. Можно ли жить без Айболита? Урок экологических сказок. Живые барометры. Чудище-юдище (как животные себя лечат). О летучих мышах. Искусные строители (о животных и птицах). Птичьи профессии. Вестники весны (встреча птиц). Живое серебро (о рыбах). Забота животных о потомстве. Урок экологических сказок. Таланты среди птиц. Голоса птиц.
- Сезонные экскурсии в природу – 4 часа
- Практические занятия – лесу нужна твоя помощь – 3 часа
Осенний сбор семян и плодов. Изготовление и развешивание кормушек и гнездовий для птиц
В течение года воспитанники ведут фенологические наблюдения.
Средняя группа
(34 часа, 1 час в неделю)
Природные сообщества на примерах огорода, сада, луга, поля
Задачи: познакомить с растительным и животным миром сада, огорода, поля, луга, болота. Воспитывать любовь к сельскохозяйственному труду и бережное отношение к земле, хлебу и другим дарам огорода, сада, луга.
- Огород – 4 часа
Огород в жизни человека. Вся овощь огородная поспела (рассказы о достижениях детей при выращивании огородных культур). Экологические сказки (о луке, репе, картофеле, томатах и др.).
- Сад – 6 часов
Сад и его значение для человека. Мой домашний сад. Составляющие сада. Кто на яблоньку похож (о плодовых и ягодных деревьях сада). Пернатые друзья сада, огорода, поля. Птичья столовая в нашем саду, около дома.
- Луг – 8 часов
Луг и человек. Зеленая аптека. Лекарственные травы наших лугов. Живые обитатели луга. Неутомимые труженики (о пчелах и шмелях). Луговые цветы и насекомые предсказывающие погоду. Птицы наших лугов и полей. Ядовитые растения и растения-хищники на наших лугах.
- Поле – 11 часов
Что такое поле? Хлеб – всему голова (утренник). Растения – кормильцы. Как рубашка в поле выросла? Наш второй хлеб. Цветок солнца. Достижения наших людей в полеводстве. Как беречь поля? Человек – хозяин поля. Кто в поле живет и нужен ли он нам? Праздник крестьянина (утренник).
- Экскурсия в огород, сад, луг, поле – 3 часа
- Практические занятия – 2 часа
В течение года воспитанникам вместе с родителями рекомендуется вести экологический словарь и фенологические наблюдения в дневнике.
Старшая группа
(34 часа, 1 час в неделю)
Лес – наше богатство
Задачи: познакомить детей с жизнью леса, его растительным и животным миром, его ролью в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к лесу, стремление охранять каждый кустик, помогать лесу практическими делами.
- Лес – как важнейшая часть природы – 10 часов
Лес – наше богатство. Этажи леса. Зеленый щит земли (о защитной роли леса). Миллионы из отходов ( что дают нам древесные отходы?) Лесной универмаг ( что дает нам лес?) Лес и человек. К чему может привести уничтожение леса? Враги и друзья леса. Муравьи как санитары леса. Деревья и кустарники наших лесов. Зеленый наряд родины. Практическое занятие - осенняя посадка деревьев.
Насекомые, птицы и животные наших лесов – 7 часов
Лесная стража (о птицах). Птичьи гнездовья в лесу. Обитатели леса (о животных наших лесов). Сеятели леса. Насекомые лесов. Лесные санитары. Звери наших лесов. Загадки и сказки о лесных животных.
- Человек – хранитель леса и его даров – 10 часов
Огонь – враг леса номер один. Зимующие лесные птицы. Грибное царство. Грибы – целители, грибы-вредители. Кто заботится о лесе? (о профессиях работников лесного хозяйства). Как посадить и вырастить дерево? Сбережем ниши леса. Лесная аптека. Местные лекарственные растения, правила их заготовки. Красная книга РФ о лесных растениях. Красная книга РФ о диких животных. Заповедные места нашего района. Памятники природы.
- Чему нас учит лес ( лесные часы, компасы, барометры) –
2 часа
- Сезонные экскурсии в лес, парк – 3 часа
- Практические работы – 2 часа
Сбор семян, посадка деревьев, ведение дневника наблюдений.
Подготовительная группа
(34 часа, 1 час в неделю)
Человек и природа
Задачи: знакомить воспитанников с изменениями, происходящими в природе под влиянием человека. Довести до сознания детей, что нарушение гармонии человека и природы может иметь непредсказуемые последствия. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и поощрять стремление детей к практическим делам по ее охране.
- Человек – как составная часть природы – 6 часов
Природа и мы. Человек – часть природы. Природа и здоровье. Экологическое состояние природы нашего края. Охрана природы в нашем районе. Кто создает мусор, природа или человек?
- Взаимодействие человека и природы – 8 часов
Изменение в природе под влиянием труда человека. Планета заболела. Воздух и жизнь на Земле. Капля воды – крупица золота. Пустыня и человек. Земля – наш дом родной. Человек и животные. Кого съели и уничтожили предки (об исчезнувших животных).
- Гармония человека и природы – 14 часов
Осенний праздник на природе (совместно с родителями). Пернатые ждут твоей помощи. Сбор семян. Откроем столовую для птиц (изготовление кормушек). Земля – кормилица. Деревья и города. В защиту хищных птиц. Ядовитые змеи в опасности. Поможем рыбам зимой (практическое дело под руководством родителей). Дети – друзья птиц (изготовление скворечников детьми совместно с родителями). Что такое заповедник? Заповедные места нашей области, района. Зеленый наряд родины. Утренник «Береги свою планету». Судьба природы – судьба человека.
- Экскурсия в природу – 4 часа
- Практические дела по защите природы – 3 часа
Анкетный опрос родителей. Рекомендуется ведение экологического словарика, фенологических наблюдений в течение учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Юные экологи»
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-...
программа кружка "Юный эколог" для детей 5-7 лет
программа кружка "Юный эколог" предполагает тесное общение воспитанников с природой, что доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, зву...
Программа кружка "Юный эколог"
Пояснительная записка. В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с неживой природой; с растениям...
Рабочая программа кружка "Юный Эколог"
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5- 7 лет "Юный эколог"....
Рабочая программа кружка " Юный эколог"
Рабочая программа кружка " Юный эколог"...
Рабочая программа кружка " Юный эколог!"
Рабочая программа кружка " Юный эколог!"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)
Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...