Картотека исследовательско-экспериментаторских игр
картотека по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Корнеева Ирина Сергеевна

Представлены игры-эксперименты по разделам "Неживая природа" и "Живая природа". Дано описание игр, ход эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_issledovatelskih_igr.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов ДОУ

Картотека исследовательско-экспериментальных игр

Подготовил:

Корнеева И.С.

Воспитатель, педагог-психолог

МБДОУ №3 «Золотой ключик» г. Южно-Сахалинска

Цикл экспериментов по блоку «Неживая природа»

Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. "Песочный конус"

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).

Эксперимент 2. "Свойства мокрого песка"

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.

Эксперимент 3. "Вода и песок, вода и глина"

Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают в стаканчики одновременно одинаковое количество воды (волы наливают ровно столько,  чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.

Цикл экспериментов по блоку «Живая природа»

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи в природе, развивать умение выдвигать гипотезы, прогнозировать решение проблемной ситуации, воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки практического экспериментирования, знакомить с условиями жизни и потребностями живых существ.

Эксперимент 1. «Что нужно растением для благополучной жизнедеятельности».

Оборудование и материалы: стаканчики с любой рассадой, «Дневник наблюдений, светонепроницаемый ящичек.

Определение цели эксперимента (какие условия необходимы растениям для нормальной жизнедеятельности), прогнозирование и выдвижение гипотез (дети должны выявить причинно-следственные связи по поводу состояний растений в разных условиях и сделать выводы о дальнейшей жизни растений, что будет, если устранить неблагоприятные условия жизни и что будет, если ничего не предпринимать). Экспериментальные стаканчики с ростками помещаются в разные условия. Один стаканчик – в тёмное место, без света; второй – накрывается стеклянной банкой, без воздуха; третий – не поливается, четвёртый в благоприятных условиях. В течении некоторого времени дети наблюдают за ними и сравнивают состояние растений, результаты зарисовываются в «Дневник». Наблюдение длится до тех пор, пока дети не заметят разницу в самочувствии растений, помещённых в благоприятные и неблагоприятные условия. По окончании эксперимента все растения помещаются в благоприятные условия, а воспитатель с детьми определяют правильность гипотез и прогнозов, делают выводы.

Эксперимент 2. «Что прячется внутри семян?»

Оборудование и материалы: набор семян разных растений, земля, стаканчики, тарелочки, поднос, лупы.

Эксперимент – наблюдение за динамикой процесса проращивания семян. Педагог показывает детям набор различных семян. Задаются вопросы: - Знаете ли вы что это такое и зачем они нужны? - Из этих семян вырастут одинаковые растения или нет? Почему? (необходимо стимулировать детей давать более полные, развёрнутые ответы, с выявлением причинно-следственных связей). - Знаете ли вы, каких растений эти семена? (как правило, дети дают 3-4 правильных ответа).

Педагог выясняет у детей, знают ли они, как правильно посадить семена и когда. Ответы детей обобщаются, педагог наводящими вопросами помогает детям прийти к заключению, что семенам, чтобы они «ожили», необходимы, так же, как и всем живым существам, воздух, вода и тепло. Показывает, как можно организовать эти условия: на тарелочку (у каждой пары своя тарелочка) кладётся влажная тонкая ткань, на неё выкладываются семена и прикрываются так же влажной тканью. Воспитатель рассказывает детям, что семена должны набухнуть, увеличиться в размерах и только потом их можно посадить в землю. Часть семян выкладываются просто на тарелочки без воды. Все тарелочки составляются на поддон и ставятся в тёплое место. Дети наблюдают за набуханием и изменением семян на разных тарелочках с помощью луп, делают выводы – какие условия необходимы семенам, почему они меняются, прогнозируют что будет происходить с ними дальше. После проращивания семян дети должны прийти к выводу, что для дальнейшей жизнедеятельности им нужна земля. Далее воспитатель вместе с детьми высаживают семена в стаканчики с землёй продолжают наблюдать, какие растения вырастут из разных семян.

Эксперимент 3. «Как растения пьют воду»

Оборудование и материалы: прозрачные стаканчики, луковица с корнями, несколько срезанных цветов, кружочки из картона.

Демонстрационный, констатирующий эксперимент. В стаканчики с водой помещаются лук, цветы со стеблями, маркером наносится отметка уровня воды.  Растения вставляются в вырезанные отверстия в картоне (детям даётся пояснение, что картон не даст воде испариться или разлиться и можно наглядно увидеть, что вода поглощается именно растениями). В ходе эксперимента (4-5 дней) дети наблюдают за изменением уровня воды, делают отметки маркером. По окончании опыта воспитатель побуждает дошкольников сделать выводы и обосновать их: «Нужна ли растениям вода?» «С помощью чего они «пьют» воду»? (корни, стебли), «Что произойдёт, если не будет воды?» « Растения – это живые существа? Почему?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...