Правовое воспитание в детском саду
статья по окружающему миру на тему
предназначен для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Правовое воспитание в детском саду
Актуальность
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
В дошкольном возрасте является возможным формирование:
- уважительного отношения к установленным правилам поведения;
- осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
- понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;
- установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;
- установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;
- неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;
- ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
- ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.
Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.
Цели и задачи.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры правосознания:
- логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);
- эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);
- принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).
Основные задачи правового воспитания в ДОУ:
- создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
- формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
- содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
- воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
- создание в ДОУ правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;
- повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей детей, посещающих детский сад;
- создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;
- повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье;
- формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;
- оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.
Механизм реализации
Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в ДОУ необходимо осуществлять по трем направлениям:
- с педагогическим составом;
- с родителями;
- с детьми.
На первоначальном и последующих этапах реализации программы предполагается проведение диагностики уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников правовоспитательного процесса.
Успешность правового воспитания в ДОУ во многом определяется соответствующей квалификацией педагогических кадров. В практике правовоспитательной деятельности педагогов недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие наказания, грубые окрики и т.п. Правовое воспитание не должно быть назидательным, так как невозможно сформировать у детей ненасильственное отношение к другим людям, уважение к человеку и его правам, если занятия будут проводиться в авторитарном стиле. Педагогическая тактика должна строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении и доброжелательном обсуждении.
Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов. На занятиях целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п.
Наиболее перспективным является проведение правовоспитательной работы на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.
Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на его уважение.
ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО:
- на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;
- на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;
- на медицинский уход;
- на достаточное питание и достаточное количество чистой воды;
- на отдых;
- на приемлемый уровень жизни;
- выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов;
- на бесплатное образование;
- говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАБОТУ И ОБУЧЕНИЕ.
ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕШЕВОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по правовому воспитанию в детском саду.
Предложенные игры, помогут закрепить знания детей по правовому воспитанию: лучше усвоить статьи конвеции о правах ребенка....
«Формирование личности ребёнка. Правовое воспитание в детском саду»
К О Н С П Е К Т ООД по правовому воспитанию детей...
Педагогический проект-как форма работы по правовому воспитанию в детском саду.
В презентации предоставлены материал проекта в старшей группе детского сада по правовому воспитанию....
Правовое воспитание в детском саду.
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по правовому воспитанию в детском саду....
Дидактические игры по правовому воспитанию в детском саду.
Дать детям понятие о плохих поступках, уметь анализировать их, развивать у детей вежливость и предупредительность....
Дидактические игры по правовому воспитанию в детском саду
Игра: «Поступаем правильно»...
Занятие по правовому воспитание в детском саду для детей 4-5 лет
Цель: нравственное развитие детей.Задачи:— обогащать первоначальные представления детей о личных правах человека;— продолжать развивать уважение к чувству собственного достоинства и л...