Белая трясогузка
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чурбанова Татьяна Вячеславовна

Занятие по  "ОО «Познавательное развитие» (Мир природы).

Цель: познакомить с перелетной птицей-трясогузкой (внешний вид, среда обитания и т.д.),

Задачи:

Образовательные: Создать условия для расширения представлений детей о перелетных птицах, учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем.

Развивающие: Обеспечить развитие у детей любознательности, умения рассуждать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитательные: Воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бе­режное отношение к ним, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде .

Методические приемы:       

Словесный: вводная беседа, рассказ, показ, поисковые вопросы, напоминание, пояснение ,художественное слово, указание (т.е. «повтори»),анализ, д/и «Найди птицу по описанию и назови ее».

  Наглядный:  рассматривание, показ.

Словарная работа: перелётные, насекомоядные, прилёт, размножение.

Демонстрационный материал: Иллюстрации и фотографии с изображением белой трясогузки птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с обобщёнными признаками птиц.

Предварительная работа: Рассматривание изображений перелетных птиц и, чтение рассказов и сказок о птицах, отгадывание загадок, д/и «Собери птицу», разрезные картинки, пазлы, п/и  « Скворцы и кот»; речевые игры: «Покажи и назови»,  «Покорми птиц».

Интеграция образовательных областей:

ОО «Речевое развитие»: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

ОО «Физическое развитие»: приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.

                                        Ход беседы.

Воспитатель (выставляет  графическую модель птиц. Дети, рассматривая модель, приходят к выводу, что разговор пойдёт о птицах).

Воспитатель: О ком мы сейчас будем говорить?

Дети: о птицах.

Воспитатель: Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края?

Дети:  перелетные птицы.

Воспитатель: А почему всё-таки многие птицы улетают?  Может быть они боятся морозов? Давайте по рассуждаем.

Дети рассуждают.

Дети: Осенью все насекомые прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, значит им зимой есть нечего. Поэтому некоторые насекомоядные птицы осенью улетают.

Воспитатель: Одной из первых перелетных птиц  прилетит трясогузка.(воспитатель выставляет картинку трясогузки) и читает стихотворение :

               Трясогузка.

      Трясогузка, трясогузка!

      Полосатенькая блузка.

      Я тебя весною жду.

      Поселись в моем саду.

      И за ставенькой резной

      Свей гнездо свое весной.

Воспитатель показывает слайды и  читает отрывок из произведения  К. Благослонова  и В.Строкова «Трясогузка белая».

Воспитатель: Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетавшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже, отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню(воспитатель включает звукозапись с голосом трясогузки). Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.

 

Физкультминутка-драматизация « Перелетные птицы». (дети одевают шапочки и превращаются в  перелетных птиц).

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Затем проводится дидактическая ига «Найди птицу по описанию и назови ее».

Воспитатель: О какой новой птичке вы узнали? Какую пользу она приносит в природе?

Воспитатель: Молодцы  ребята, вы были внимательны и замечательно изображали птиц. А на прогулке мы понаблюдаем за ней в природе.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация \'\'Трясогузки\'\'

Презентация \'\'Трясогузки\'\'...

Экологический праздник "ТРЯСОГУЗКИ" для детей старшего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: - приобщать  детей  к культуре народов Ханты и  Манси....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК "ТРЯСОГУЗКИ"

ПРАЗДНИК   ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЦЕЛЬ : Приобщение  детей к культуре народов ханты и  манси....

Проект "Внимание! Трясогузка!"

Педагогический проект экологического содержания....

Проект "Птицы Омской области. Трясогузка"

Краткое описание проекта в старшей группе....

Презентация "Трясогузка"

Описание дидактической игры. Полную версию презентации можно посмотреть на http://centrideia.ru/node/lepbuki....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема. «Перелетные птицы. Трясогузка».

Цель. Формирование и закрепление знаний о перелетных птицах.Задачи. Образовательная: закреплять знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетн...