Экологический проект " ВОДА"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пономарева Ольга Ивановна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnyy.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Вода — удивительное вещество. Свойства воды». Краткосрочный образовательный проект в подготовительной группе                                                                     Ольга Ивановна Пономарева
«
Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало. Все земное вещество ею проникнуто и охвачено». Вернадский

Тема проекта: «Вода - удивительное вещество. Свойства воды»

Тип проекта: поисково-исследовательский

Продолжительность: краткосрочный (13.03.2017- 27.03.2017).

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: свойства воды.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5- 7 лет

Участники проекта: дети, воспитатели

Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и обобщение результатов.

Оборудование: разные по форме прозрачные сосуды, прозрачные стаканы (по 2 на каждого ребёнка,  ложки, таз с водой, фартуки (на каждого ребёнка и воспитателя, салфетки, пищевые красителя, лёд, горячая вода, таз с водой.

Цель:

Обогащение у детей в старшей группы представлений о значении воды и её свойствах.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой.

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды. Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.

3. Создать условия для развития навыков проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности.

4. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Предполагаемый результат

• Повышенный интерес к ООД, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам.

• Развитие связной речи, умения выстраивать сложные предложения, делать выводы.

• Воспитание экологической культуры

• Бережное отношение к водным ресурсам

Актуальность проекта

Вода — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребёнка с природой и для посильной деятельности.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчёркивает актуальность данного проекта.

Этапы проекта:

Организационно-подготовительный:

подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;

• пополнить развивающую среду;

• подбор художественной литературы по теме;

• подбор энциклопедий, карт;

• разработка плана реализации проекта;

• составление картотек загадок, стихов, поговорок;

• составление картотеки опытов с водой;

подготовка оборудования для опытов с водой.

Практико-ориентировочный (см. план реализации проекта):

• ООД;

• Опытно-экспериментальная деятельность;

• Наблюдения на прогулках ;

• Беседы;

• Чтение художественной литературы;

• Художественное творчество;

• Дидактические игры;

• Игры эксперименты;

• Наблюдения на прогулках.

Заключительно-рефлексивный  

Оформление уголка   «Вода»

• Итоговое занятие по теме «Удивительные свойства воды» (см. приложение № 1)

• Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;

• Подведение итогов проделанной работы.

План реализации проекта:

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

1 неделя Утренняя беседа, постановка проблемы "Возможна ли жизнь без воды?"

ООД "Вода в жизни человека"

Опытно-экспериментальная деятельность "Где содержится вода?"

Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен "Русалочка"

ООД "Жизнь под водой"

Опытно-экспериментальная деятельность: "Свойства воды" (текучесть, прозрачность, вода-растворитель)

Изготовление макета "Обитатели моря"

Дидактическая игра "Да-нет"

 ООД «Круговорот воды в природе».

Опытно-экспериментальная деятельность: "Образование облака"

Художественное творчество: рисование "Дождик, дождик, капелька"

Чтение художественной литературы: сказка народов Сибири "Живая вода"

Опытно-экспериментальная деятельность: "Свойства льда"

Сюжетно-режиссёрская игра "Арктическое путешествие"

Дидактическая игра "Хорошо-плохо" Опытно-экспериментальная деятельность "Испарение воды. Откуда берётся туман"

Художественное творчество: аппликация "Облака - белогривые лошадки"

Дидактическая игра: "Кто быстрее соберёт?"

Художественная литература: стихотворения А. С. Пушкина "О море"

2 неделя ООД "Речка ,реченька ,река ".

Чтение художественной литературы: заучивание стихотворения по мне мо таблице "Вы слыхали о воде?"

Художественное творчество: рисование "Медузы и рыбки"

Опытно-экспериментальная деятельность "Наблюдение за поверхностным натяжением", "Выталкивающая сила".

ООД "Морские чудеса".

Художественное творчество: лепка "Обитатели моря"

Сюжетно-режиссёрская игра "Отважные мореплаватели"

Опытно-экспериментальная деятельность: "У воды есть сила" (исследование давления воды"

ООД "Водные ресурсы земли"

Художественное творчество: рисование "Сказка про обитателей моря или реки" (изготовление книги)

Опытно-экспериментальная деятельность: "Перенесём воду" (использование пипетки, соломинки, шприца)

Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

 ООД "Почему не тонут корабли ?"

Опытно-экспериментальная деятельность: "Исследование предметов на плавучесть", "Наблюдение за поверхностной плёнкой"

Дидактическая игра "Назови как можно больше"

Художественное творчество: рисование "Золотая рыбка"

 ООД: КВН  "Вода"

Художественное творчество: лепка (коллективная работа) "Морские приключения"

Опытно-экспериментальная деятельность: "Образование мыльных пузырей", "Ослабление поверхностного натяжения"

 Итоговое занятие «Удивительные свойства воды»(Приложение 1)

Результат

В процессе реализации проекта у детей расширились знания и представления о воде, её свойствах, значимости для всего живого. Большинство детей были активны в познавательной, опытно-экспериментальной, продуктивной деятельности. Семь детей выступили с подготовленными совместно с родителями сообщениями на разные темы, связанные с водой. Развивающая предметно-пространственная среда пополнилась детской энциклопедической литературой, детскими презентациями, настольно-печатными играми, фигурками обитателей моря для настольного макета.

Список используемой литературы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

4. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003

5. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

6. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

7. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.

8. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. –Волгоград, Учитель, 2006 г.

9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006.– М.: Владос, 2001г. ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...