Паспорт творческо-экспериментального проекта «Бумажные фантазии» для младшей группы детского сада. Автор проекта: воспитатель МКДОУ Усть-Таркский д/с «Солнышко», Семёнова М.А - Руководитель проекта: воспитатель группы.
- Вид проекта: Краткосрочный, групповой, творчески-экспериментальный.
- Участники проекта: Дети 3-4лет, воспитатель, родители.
Цель проекта: Формирование у детей основ знаний и представлений о разновидностях бумаги (салфеток). Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир салфеток, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования. Задачи проекта: - обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие видов бумаги в нашей жизни;
- познакомить детей со свойствами и особенностями салфеток и постараться открыть их новые возможности;
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет);
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с салфеткой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- развитие творческого потенциала родителей и детей;
- активизировать личностную позицию ребенка.
Предполагаемый результат: - Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
- Умение использовать разные способы и приемы познания.
- Интерес к экспериментированию у детей.
- Развитие мелкой моторики рук.
Актуальность: На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Этот проект значим для всех его участников: Дети: получают и закрепляют на практике знания о свойствах бумаги. Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми.
Подготовительный: - определение темы;
- формулировка цели и определение задач;
- подбор материалов по теме проекта;
- Работа с родителями:
Консультация для родителей “Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста” - информирование родителей об использовании нетрадиционных способах аппликации. Поисковый: Занятия по ознакомлению с салфетками и бумагой Узнать все о салфетках и бумаге: - Как появились (история)?
- Из чего делают салфетки и бумагу?
- Какие виды салфеток есть?
- Для чего нужны салфетки?
- Для чего нужна бумага?
- Что можно изготовить из салфеток и бумаги?
Опыт № 1 «Волшебная бумага» Кукла «Почемучка» предложила детям альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами? Вывод: бумагу можно использовать для рисования. Опыт № 2 «Сминание бумаги» Цель: подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой, и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?.. Мы предложили детям смять бумагу. Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик. Получилось ли у Вас ребята — это сделать?... Вывод: дерево. Из которого сделан кубик – прочное, твёрдое; а бумага – не прочная, мягкая, её можно смять. Опыт № 3 «Сравнение бумаги» Детям были предложены два вида бумаги: салфетка, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании салфетки у детей возникли затруднения. Вывод: салфетки тоньше чем бумага (они режутся сложнее). Опыт № 4. «Разрывание бумаги» «Почемучка» предложила детям два вида материала: бумагу, ткань. Нужно было разорвать бумагу. Исследование прошло удачно, бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились. Вывод: ткань прочнее чем бумага Опыт № 5. «Вода и бумага» Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги. Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во второй ванночке бумага намокла, но не рвалась. Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный. Д/и «Змейка». Цели: укрепление пальцев рук, которые учатся проводить линии. Д/и «Почини дом». Цели: учить находить недостающие фигуры до составления целого; развитие логического мышления, внимания. Подвижные игры с бумажными мячами: Цели: развитие ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве, развитие глазомера и точности попадания при метании, метание в вертикальную цель. Пи «Кто сможет больше пробежать и пронести мячик на вытянутой руке, не уронив его»; Пи «Кто больше мячиков забросит в корзину»; Пи «Попади в мишень»; Пи «Кто дальше бросит». Дыхательная гимнастика «Задуй в коробку бумажные мячики», «Снежинки». Дыхательная гимнастика (релаксация) «Корабль и ветер». Цели: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. Чтение стихотворения С. Михалков «Лист бумаги». Чтение песни о бумажном кораблике. Загадывание загадок. Аппликация «Кораблики». Цели: развитие мелкой моторики рук, закрепление методов обрывания и наклеивания салфеток. Рисование по замыслу детей. Цели: укрепление пальцев рук, развитие воображения. Рисование с элементами аппликации «Почки и листочки». Цели: Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков. Раскрашивание раскрасок на тему «Весна». Наблюдение «Рассматривание весенних цветов и божьих коровок на клумбе детского сада». Цели: расширить представление детей о характерных признаках весны, стимулировать использовать в речи прилагательных, образующих различные цвета. - Домашнее задание детям и родителям (подбор материала, изготовление поделки из салфеток). Заключительный: Аппликация (коллективная работа детей) «Божьи коровки». Выставка «Бумажные фантазии!» Презентация проекта. Коллективная работа детей 2-ой младшей группы. Совместная выставка детей и родителей. |