Методическая разработка. "Чудеса морских глубин".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Занятие с детьми старшей группы "Чудеса морских глубин". Образовательная область - познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Чудеса морских глубин. Методическая разработка | 38.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Чудеса морских глубин.
Цель:
Расширение знаний детей о морских обитателях, их образе жизни.
Задачи:
- закрепить представление о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;
- развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
- развивать самостоятельность, активность, творчество детей.
- развивать связную речь, слуховое и зрительное восприятие и внимание, умение отвечать на вопросы;
- формировать бережное отношение к природным богатствам.
Словарная работа: рак-отшельник, улитка-береговушка, актиния, щупальца, клешня, хищница.
Оборудование: письмо от Нептуна, иллюстрации по теме, плакат,бинокль, макет корабля, одноразовые стаканчики, трубочки, 2 емкости с водой, 2 яйца, разрезные картинки, математическая головоломка « Танграм».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, что на столе стоит? (это глобус – модель земного шара, или нашей планеты Земля)
Посмотрите, большая часть какого цвета? (синего)
Правильно! Большую часть нашей планеты занимают реки, моря, океаны.
Кто обитает в реках? В реках живут речные рыбы. Назовите этих рыб
( судак, окунь, ёрш, щука, карп, карась, язь, пескарь).
В морях и океанах обитают морские рыбы и животные. Как они называются? (рыбы - бычок, скумбрия, тунец, камбала, ставрида, треска, навага, рыба-меч, сельдь, рыба-пила; животные – кит, дельфин, касатка…)
Ребята, а чем отличается речная вода от морской?
Сейчас мы с вами проведём небольшой эксперимент.
У нас два сосуда с водой. В одном вода речная, во втором – морская. Опустим куриные яйца в ёмкости. В одной ёмкости яйцо опустилось на дно. Теперь посмотрим, как поведёт себя яйцо в морской воде. Оно плавает на поверхности. Может, одно яйцо умеет плавать, а второе – нет? Давайте поменяем их местами. И опять мы видим, что в емкости с речной водой яйцо тонет, а с морской – плавает. В морской воде содержится много соли. Благодаря этому она более плотная, и яйцо не тонет. Многие из вас отдыхали на море, и наверное, заметили, что в морской воде легче плавать.
Теперь мы знаем, что морская вода солёная, а в речной соли практически нет. Как называется вода, в которой нет соли? (пресная).
Ребята, какие вы знаете океаны? На Земле есть пять океанов: Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый, Индийский и Южный. До недавнего времени ученые называли только четыре океана. В 2000 году воды, омывающие Антарктиду, назвали Южным океаном. Морей на Земле намного больше, их насчитывают несколько десятков – 80 морей. Назовите моря, которые вы знаете.
А какое море находится ближе всего к Санкт-Петербургу? Санкт Петербург расположен Невской губе Финского залива Балтийского моря. Это самое мелкое море и оно холодное. Вода в Балтийском море не очень солёная, потому что много рек несут к нему свои воды. В Финском заливе вода пресная. В Балтийском море обитают и пресноводные и морские рыбы.
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.
На море или океан? А чем отличается океан от моря?
Океан намного больше моря. Море – это часть океана, в котором оно находится, или с которым соединяется. В океане более солёная вода.
Моря разделяются берегами, островами, проливами. А океаны разделяются материками.
В море вода более теплая, чем в океане. Как вы думаете, почему? (потому что оно мельче, солнце его прогревает).
В океане обитают самые крупные рыбы - акулы и животные - киты.
Жители морей и океанов - это рыбы, морские млекопитающие, беспозвоночные, ракообразные , морские черепахи, змеи.
Я предлагаю прогуляться по морскому берегу.
Отправляемся в путешествие. Путь до моря неблизкий.
Физ.минутка.
Сначала идём по горячему песочку (Ходьба на носках, руки вверх)
Потом по каменистой дорожке (Ходьба на пятках, руки за спиной)
Впереди извилистая дорожка (Бег змейкой)
А вот высокая трава (Ходьба с высоким подниманием коленей)
Теперь спускаемся с горки (Лёгкий бег)
И идём по ровной дорожке (ходьба)
Ну вот, мы и вышли к морю.
Давайте подышим прохладным морским воздухом.
Дыхательное упражнение «Морской воздух» (плечи поднять, руки
развести в стороны – вдох, опустить вниз – выдох).
Ребята, здесь какая то бутылка.. Что там внутри? А вдруг это чьё-то послание? А вы знаете, что в мореплавании существует бутылочная почта?
В мореплавании имеются сотни историй, когда послания из бутылок оказывались единственными сведениями о судьбе пропавшего судна и его экипажа. Часто послание в бутылке оказывалось последней надеждой на помощь, вот только редко когда письмо приходило вовремя, чтобы успеть спасти отправителя.
Давайте посмотрим, что это. Что это за знаки? Трезубец, корона, борода. От кого это может быть послание?
Правильно, письмо нам отправил Нептун.
Нептун – царь и бог водных потоков и морей. В его подданстве находятся все источники, реки и озера. Одним своим желанием он вызывает сокрушительные землетрясения, поднимает и прячет в морской пучине целые острова.
А вот и письмо.
«Здравствуйте, дети! Пишу вам письмо
И знаю, что быстро прибудет оно.
Приглашаю вас в свое подводное царство. Вы познакомитесь с морскими о обитателями. Я расскажу вам, как нужно вести себя на природе. А потом вы расскажите другим людям, что нужно беречь и охранять природу. Я приготовил вам сюрприз. Но чтобы его получить, вам придётся выполнить несколько заданий. С нетерпением жду нашей встречи!»
Воспитатель: Ребята, ну, что вы хотите отправиться в гости к морскому царю?
Воспитатель: Какое море? (спокойное)
Море всегда бывает одинаковым?
Может ли у моря меняться настроение?
Предполагаемые ответы детей: море сейчас спокойное, но бывает шторм и море шумное, беспокойное.
Сначала мы поплывём на корабле.
Воспитатель: Ой, ребята, что я вижу.
Море синее прекрасно
Только плавать в нем опасно!
Как бы вас не «хватанула»
Кровожадная (акула).
Прямо по курсу вижу акулу. – Акула – это рыба. Акула может подниматься на поверхность воды, и опускаться на глубину (мнемотаблица). Что вы знаете о рыбах? У рыб есть плавники, нет ног, нет шерсти, они могут жить только в воде, дышат с помощью жабр.
Воспитатель: Не бойтесь, ребята, наш корабль надёжный, быстрый. Вот и акула осталась позади.
Прямо по курсу вижу кита.
Воспитатель: Это горбатый кит, он часто выпрыгивает из воды и со страшным грохотом падает обратно в воду. Так он избавляется от мелких паразитов, которые поселились на его коже. Кит очень любят петь. Его мелодичные песни разносятся над водой очень далеко.
Воспитатель: Ребята, смотрите, наш корабль со всех сторон окружают дружелюбные морские животные. Смотрите, как высоко они выпрыгивают из воды, приветствуют нас.
Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это? (дельфины).
Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом, они часто выныривают на поверхность. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфин – очень умное, самое сообразительное животное. Дельфинята любят играться, скатываться со спины, как с горки, выпрыгивать с воды, чтобы мама догоняла. Больного детеныша заботливая мать носит на себе, они так - же спасают своих раненых товарищей. Дельфины очень умные и добрые животные. А еще дельфины лечат людей, были случаи, дельфины спасали тонущих людей. Дельфины занесены в Красную книгу, на них у нас в стране запрещена охота.
Киты, касатки и дельфины – это морские млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух.
Когда у них рождаются детеныши, они кормят их молоком, поэтому их называют - млекопитающие. Это очень умные животные, они могут спасти утопающих людей, подталкивая их вверх на поверхность воды, а еще они могут разговаривать друг с другом с помощью звуков. Как вы думаете, зачем этим животным плавники и хвост? Для того, чтобы плавать под водой. Дельфинов издавна считают спасателями. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. Дельфиниха-мать точно так же подталкивает своего новорожденного дельфиненка к поверхности воды, где он делает первый вдох. Дельфины спасают своих раненых товарищей.
Да, эти животные приспособились для жизни под водой. А может ли человек жить под водой? Почему? А что придумал человек для того, чтобы спускаться под воду? (акваланг, подводную лодку, батискаф).
Предлагаю вам погрузиться в морскую пучину на подводном батискафе Это такой самоходный подводный аппарат с иллюминаторами для исследования морских глубин.
Хотите услышать, какие звуки издаёт батискаф при погружении?
Занимайте свои места в батискафе (садятся на стульчики)
Дыхательная гимнастика. Дети берут стаканчики с водой и при помощи трубочек дуют (слышно бурление).
Воспитатель: - А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине.
В море есть три зоны обитания - световая ,или солнечная, сумеречная и темная.
Как вы думаете, где больше всего животных, в солнечной или темной зоне? Объясните, почему.
Вспомогательные вопросы:
1.Что нужно для жизни животным и растениям (свет, пища, кислород)?
2. Где условия для жизни благоприятнее?
В темной зоне живут глубоководные рыбы с большими зубами и амебы, в сумеречной - губки, кораллы, моллюски, некоторые ракообразные. Моллюски - означают мягкотелые. Передвигаются с помощью одной ноги или щупалец. У многих есть раковина. Омары и лангусты тоже ракообразные. Остальные представители животного и растительного мира находятся в световой (солнечной зоне).
Мы опустились не очень глубоко, здесь светло. Как вы думаете, почему? (солнечные лучи освещают воду). Здесь мы увидим рыбок, дельфинов, китов, касаток.
Хитрые, необычные, интересные, яркие, разноцветные...
Посмотрите, появилась стайка маленьких рыбок.
Пальчиковая игра: «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (дети покачивают сложенными вместе
Рыбке весело играть ладошками из стороны в стороны)
Рыбка, рыбка, озорница (грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула (медленно наклоняют вперед
сложенные ладони)
Крошку хлебную взяла (делают хватательное движение
обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула, (покачивают сложенными вместе
Рыбка быстро уплыла. ладонями вправо-влево)
Упражнение: «Подуй на хвостик»
Давайте сосчитаем рыбок.(10). Рыбки очень пугливые и несколько рыбок уплыло. Сколько рыбок осталось? (6)Сколько рыбок уплыло(4).
Интересно, кто же спугнул наших рыбок?
Властелин семи морей, в океане всех сильней.
Он плывет – вода бурлит, это чудо – рыба (кит)
Кто рядом с китом?
Кита и дельфина мы уже видели с вами, когда плыли на пароходе. Но на поверхность они поднимаются только для того, чтобы набрать в легкие воздух. Основную часть жизни они проводят под водой.
Близко к поверхности воды мы можем увидеть летучую рыбу. Летучая рыба – в воде плавает, как и все другие рыбы. Длинные и широкие плавники у нее сложены и прижаты к телу. Спасаясь от хищников, летучие рыбы разгоняются и выпрыгивают из воды. Распустив крылатые плавники, они с огромной скоростью мчаться над волнами. Снижаются, отталкиваются от воды.
Недалеко от берега мы можем встретить морскую черепаху.
Спускаемся на средний этаж, в толщу воды. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом. Воспитатель: Ой, кто же это плывёт?
Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). Снова мы встретились с акулой. Ребята, а что вы знаете про акулу?
Акула - это хищная рыба. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. Они нападают на всё, что движется в воде. Акулы имеют очень много зубов, которые расположены в несколько рядов. Они питаются рыбами, могут напасть на человека. Они хищные, опасные, огромные, страшные, злые, голодные...
Запах крови акула может почувствовать за несколько километров.
Посмотрите, кто это? (Рыба - молот, рыба - пила) Почему их так назвали?
Потому, что нос похож на молоток, на пилу.
Рыба-молот и рыба-пила - это акулы.
Воспитатель: - В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула. Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы.
Погружаемся дальше, становиться темнее. Почему? А что это за красивое существо? Так и хочется ее погладить.
Важна, степенна, холодна, А сквозь нее вода видна. (Медуза) Дети: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде. Есть — малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Медузы бывают разных размеров, с муху и очень большие, просто очень огромные.
А вы, отдыхая на море, видели настоящих медуз? (ответы детей). Медузы бывают очень опасными, бывают ядовитые медузы, кто их коснется, обожжется и может утонуть, если ему не помогут. Так они защищаются от своих врагов. Как вы думаете, кто может быть врагом медузы? Медузами питаются рыбы и морские животные.
Пальчиковая гимнастика «Медуза»
Воспитатель: Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие - вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. А сейчас медуза плывет быстро
Мы уже глубоко спустились, стало совсем темно, почему? Что же делать?
( включить прожекторы).
Опускаемся ниже. Видим какое то чудовище.
Маскируюсь я умело,
Цвет меняю так же смело,
Восемь ног и голова, Отгадайте, кто я? ( осьминог).
Почему его так назвали? Это не ноги, это щупальца. Для чего они ему нужны? А что за кружочки на щупальцах? Это присоски. С их помощью он добывает себе пищу, присасывается и удерживает ими свою добычу. Осьминоги живут в толще воды. У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны.
Вы можете подумать, что осьминог - очень опасное животное. на самом деле, несмотря на свои восемь щупальцев, осьминог очень застенчив и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого. Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю.
У осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её? От рождения у осьминога есть чернильный мешок.
При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.
А это что за странные рыбы? ( морской конек, морской петух) Почему их так назвали? Как вы думаете, есть ли у них враги?
Эти рыбы тоже придумали, как защищаться. Морской конек может изменять свой цвет, около водорослей он становится зеленым, так он прячется. А своим изогнутым хвостом он цепляется за водоросли, чтобы удержаться на одном месте. А рыба - петух отпугивает хищников своей яркой окраской. Какими словами мы можем сказать про них, какие они? Морские коньки - это тоже рыбы, но плавают они вертикально. Морские коньки показывают нам чудесную раковину, а в раковине - жемчужина. Это драгоценные жемчужины. Жемчуг - это чудо морской природы. Он бывает белый, голубой, розовый, серый, черный.
Погружение продолжается.
Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте? - А как могут выглядеть обитатели глубины? Почему вы так думаете?
Кто же здесь обитает?(скат, морская звезда, камбала, удильщик). - В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. В тёмных океанских глубинах, куда не проникают лучи солнца, обитают глубоководные рыбы. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Подплывёт рыбка, чтобы посмотреть, что там светится, и окажется в пасти рыбы- удильщика.
Так как на глубине мало пищи, то все рыбы имеют огромную пасть и зубы. Скаты живут в глубине, их тело приобрело плоский вид, так лежащие на дне скаты незаметны. Другие скаты с помощью электр. заряда могут охотиться на свою жертву. Это электрические скаты.
На глубине мы так же обитают морские звезды. Многие виды морских звёзд ярко окрашены (в красный, оранжевый, розовый, зелёный и синий цвет). Передвигаться ей помогают щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда - хищник, питается живыми организмами (креветками, рачками, мелкой рыбой). У неё нет глаз, а рот находится внизу тела, что позволяет ей наползать на добычу, присасываться и съедать. Есть у неё ещё одна интересная особенность. Если разделить морскую звезду на несколько частей, то из каждой вырастет новая морская звёздочка.
Ещё на глубине живут камбала, краб, кораллы.
Как называются рыбы, живущие на большой глубине? Глубоководные.
Наш батискаф опустился на дно. Какие растения растут на морском дне? (водоросли). Морские водоросли полезные, их употребляют в пищу (морская капуста) В них содержится много полезных веществ, необходимых человеку.
На морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные - актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами. Актиния не может передвигаться самостоятельно. Поэтому она очень часто цепляется к ракушкам, ракам и передвигается на них.
На дне ещё много камешков и ракушек, а само дно покрыто песком.
Возьмите на память со дна морской камушек. Какие они?
Гладкие, разноцветные, блестящие... А почему они все такие гладкие ?
Они долго лежали в воде, и вода обточила их острые углы...
Правильно. Есть даже такая поговорка « Вода и камень точит «. Ребята, посмотрите, а это осколок стекла. Откуда он взялся на морском дне? Что может случиться, если люди будут сбрасывать в воду мусор или грязную воду?
Вода станет грязной, и могут погибнуть рыбы и морские животные...
Что мы должны делать для того, чтобы морским обитателям хорошо жилось?
Не засорять воду, не бросать в нее мусор, очищать воду.
Вот мы с и побывали в подводном мире, и увидели многих обитателей.
Знаем, кто на какой глубине живёт.
Нам пора подниматься на поверхность. Нептун оставил нам подарки, но чтобы их получить, мы должны выполнить его задания и подобрать код, чтобы открыть замок.
Задание 1.
1. Первая цифра - число на 2 единицы больше, чем 7.
2. Вторая цифра - сколько услышишь хлопков, таким будет второе число. (7)
«Два хлопка над головой,
Три хлопка перед собой,
Два хлопка за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем».
Какое число упоминается в стихотворении? Попробуем открыть сундук.
Задание 2. Задание: «Составь целое из частей»
(Дети составляют картинку «Осьминог» и называют части).
Задание 3. Составь морское животное или рыбу из геометрических фигур.
Письмо от Нептуна « Дорогие ребята! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Как много всего вы знаете! Я надеюсь, что вы продолжите изучать морские тайны. Ведь их так много и даже есть неизведанные тайны. - Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы. На память я оставляю вам морские сувениры.
Любите дети природу:
Реки, озёра, моря,
О ней проявляйте заботу ,
Будут тогда чудеса.
Нептун подарил нам на память картину, но волна размыла её. Поможем восстановить!
Мы знаем о том, что все обитатели морей и океанов живут на своих этажах.
Попробуем восстановить картину.
Игра «Этажи океанов и морей» На столах картинки обитателей морей и океанов. Выбирайте любого и расселяйте на свой этаж. -
Вос-ль: Ребята, у Нептуна в гостях мы побывали.
Чудеса здесь повидали.
Возвращаться нам всем нужно,
Раз, два, три и мы на суше.
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь мусора. Рыбки запутались в полиэтиленовых пакетах, давайте спасём их и соберём мусор.
Воспитатель с детьми находят рыб, запутанных в полиэтиленовых пакетах, распутывают их.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, спасли рыб, уверена, что Нептун будет вам благодарен. Нам пора на корабль, возвращаться домой пока не начался шторм, вот только куда мы денем мусор?
Воспитатель подводит детей к тому что, мусор надо забрать на корабль и дома выбросить его в мусорное ведро.
Воспитатель: Ребята, плывём к кораблю, поднимаемся на палубу и занимаем свои места.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, не оставили рыбок в беде. Как вы думаете, дети, откуда в океане мусорные пакеты, бутылки?
Размышления детей.
Воспитатель: Правильно, дети, очень важно не бросать и не оставлять мусор на улице, на отдыхе на природе, на берегу реки, моря. Чтобы ветер не уносил мусор в водоёмы. Ведь очень важно беречь природу и обязательно расскажите всем, что может случиться, если не убирать за собой мусор.
- Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие?
Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим. Тема :"Морские глубины"
Ребят ожидает самое настоящее увлекательное путешествие. Интересно превратиться в морских обитателей и оказаться в морских глубинах, где вокруг разнообразные рыбы и животные. В "Морском царстве" много...
Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины» в подготовительной группе.
Вашему вниманию представлен конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "граттаж", выполненный в форме путешествия. В процессе занятия воспитанни...
Конспект методического мероприятия в старшей группе по теме "Обитатели морских глубин"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12г. ЧЕЛЯБИНСКА...
Методическая разработка "Чудеса природы"
Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста.Каждая работа по изготовлению поделок из природного материала познавательна и увле...
Методическая разработка. Маршрут выходного дня "Путешествие в морские глубины" рекомендации для родителей
Экскурсия по Санкт - Петербургскому Океанариуму....
НОД «Морские глубины» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Морские глубины»
НОД «Морские глубины»Конспект занятия по изобразительной деятельности «Морские глубины»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ"
ТВОРЧЕСКАЯ ИДЕЯЦель: вовлечение и объединение коллектива детей, родителей и педагогов в совместную творческую деятельность, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старших дошкольников.За...