Проект" ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – простые опыты с бумагой"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1.Познакомить детей с основными свойствами бумаги. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой. Приучать ребенка зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.
2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских
и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной
жизни.
4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской
деятельности дошкольников.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
Актуальность:
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи), с изобразительной деятельностью , с формированием элементарных математических представлений.
1 этап:
Предварительная подготовка :
-беседа «Какая она-бумага?»
-прогулки и экскурсии
-наблюдения природных явлений в реальной жизни
-рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием,
детских энциклопедиях
2 этап:
Практическая часть:
1 неделя:
Тема: «Исследование свойств бумаги ».
Опыт №1
Цель: Познакомить с основными свойствами бумаги.
Опыт №2
Цель: Узнать , как сгибается бумага.
Опыт №3
Цель: Исследовать звук, который издает бумага при сминании.
Опыт №4
Цель: Проверить, сколько места занимает бумага в пространстве.
Опыт №5
Цель: Выяснить, как пишущие инструменты (карандаш, кисточка) взаимодействуют с бумагой.
2 неделя:
Тема: «Исследование бумаги на прочность»
Опыт №1
Цель: Узнать ,может ли бумага служить мостом?
Опыт №2
Цель: Узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал?
Опыт №3
Цель: Выяснить, можно ли удержать книгу с помощью бумаги?
Опыт №4
Цель: Исследовать режущие свойства бумаги.
Опыт №5
Цель: Исследовать прочность бумаги на разрыв.
3 неделя:
Тема: «Экологическая игра»
Опыт №1
Цель: Сравнивать скорость разложения бумаги полиэтилена в почве.
Экологическая сказка.
Цель: Узнать , по какой упаковочный материал менее вреден для окружающей среды.
Итоговое занятие:
«Оригами»
Цель занятий:
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить и обогатить навыки общения и повышение эффективности их обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Проект 1 младшей группы «Маленькие исследователи» (простые опыты с водой и бумагой).
Кратковременный проект 1 младшей группы «Маленькие исследователи» Сроки реализации: 24 февраля – 27 февраля 2015 гЦель: Познакомить детей с основными свойствами воды и бум...
Детское экспериментирование и простейшие опыты, стимулирующие творчество детей.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Простые опыты с бумагой
Простые опыты с бумагой. Для детей среднего, старшего возраста. Осень интересные и простые в использовании....
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием экспериментирования во II младшей группе на тему: «Опыты с бумагой»
Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги. Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта.Задачи:-Учить детей обобщать. Учить детей давать более полные ответы.-Развивать речь ...
Методические материалы к образовательному модулю «Экспериментирование», Опыты с бумагой для детей среднего, старшего дошкольного возраста
Содержание:Опыт №1 “Снежки” из бумаги Опыт №2 “Покатай котят” Опыт №3 “Проявляющиеся картинки” Опыт №4 “Водяные лилии” Опыт №5 &ldqu...