Экспериментирование
презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок, появившийся на свет - уже исследователь. Желание получить новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты, которые характеризуют каждого маленького ребенка. Ребенок неосознанно сам ставит себе задачу, которую самостоятельно хочет решить, через исследовательскую деятельность. С одной стороны это расширяет его представления об окружающем его мире, с другой – он начинает понимать причинно – следственные, временные и пространственные отношения, которые позволяют ему понять целостную картину мира.
Это объясняется тем, что младшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта.
Исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности. Уже с раннего возраста необходимо привлекать малышей к совместной деятельности, в ходе которой они смогли бы получать все новые и новые сведения об окружающих предметах и явлениях. В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
В результате совместной опытнической работы педагога и ребенка у детей дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к эксперименту , а воспитатель выступает в роли партнера, соучастника деятельности , мудрого наставника. Постепенно , по нарастанию определенных знаний , умений и навыков в данной деятельности, инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей .
Дети очень любят экспериментировать. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. С детьми младшего возраста можно проводить несложные эксперименты с различными объектами живой и неживой природы. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности жизни растений, животных, их жизнедеятельность .
Через эксперименты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. В каждом эксперименте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменений и т.д.). Эксперименты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.
В своей педагогической деятельности с детьми 1- ой младшей группы я использую игры и упражнения исследовательского характера. Мною создана и успешно функционирует картотека игр - экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста, например « Почему кораблики не плывут ?», « Надувание мыльных пузырей », « Сказка о камешке », « Волшебная рукавичка ». Данные игры помогают мне в ознакомлении детей со свойствами предметов, явлениями природы. Для информационного просвещения родителей младших дошкольников я подготовила и ввела в работу стендовый материал « Экспериментируйте с детьми дома ! »
Примером моей опытно- экспериментальной деятельности с детьми 1- ой младшей группы может служить непосредственно- образовательная деятельность «Вода, какая она», целью которой являлось вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, знакомство с некоторыми свойствами воды, а задачами: -знакомство со свойствами воды (цвет, температура, текучесть ), значением воды в жизни человека. -развитие речи, мышления и любознательности детей. -развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования с жидкостями. -развитие наблюдательности. -воспитание бережного отношения к воде. - в оспитывать у детей культурно- гигиенических навыков.
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Я стараюсь создавать в группе специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности .
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»
Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...
Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....
Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Родительское собрание на тему "Значение экспериментирования в жизни дошкольника, экспериментирование в домашних условиях."
Как экспериментирование влияет на умственное развитие дошкольников....
Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...