Квест как форма организации взаимодействия с родителями в проектной деятельности
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_kak_forma_organizatsii_vzaimodeystviya_s_roditelyami_v_proektnoy_deyatelnosti | 326.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест как форма организации взаимодействия с родителями в проектной деятельности
Сумарокова Алла Анатольевна, старший воспитатель (методист), заместитель заведующего по УВР ГБДОУ детский сад № 40 Московского района Санкт-Петербурга
За долгий путь развития человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. У них разные воспитательные функции, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и сегодня является актуальной. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями обуславливаются рядом причин: несовпадением взаимных ожиданий, недоверием родителей к воспитателям, низким уровнем педагогической компетентности родителей и др. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Это свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение новых форм и методов для активного включения родителей в жизнь ДОУ.
ДОУ очень часто испытывает большие трудности в общении с родителями по причине выбора форм взаимодействия
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Они включают в себя установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Переход на качественно новый уровень работы образовательной работы с детьми требует новых форм организации педагогического процесса и поиска педагогических инновационных методов взаимодействия с родителями.
Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия.
В соответствии с п.3.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Проектная деятельность является одной из интересных инновационных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых, создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.
В рамках проектной деятельности эффективной формой взаимодействия с семьями дошкольников на современном этапе дошкольного образования является квест.
Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»).
Квест – это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели
Квест – это возможность проявить смекалку и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений.
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.
Квест - это форма взаимодействия взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Квест дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания.
Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.
Квест, включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.
Широкий спектр возможностей делает квест-игры одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои лучшие качества.
Возможность реализации образовательных задач в форме квеста вполне реальна в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста.
Педагоги нашего ДОУ при реализации различных проектов используют квесты – приключенческие игры, в которые увлеченно играют и дети, и родители.
Расскажем об одном из них, являющемся частью проекта по правилам дорожной безопасности «Азбука безопасности».
Получив задание, составленное в интересной форме, каждая семья должна определить по фото или по описанию место, в которое нужно прибыть для старта. Далее следует увлекательнейшее путешествие, которое впоследствии нужно описать и представить в виде рисунков, схем, карт и других дорожных материалов.
Собирается интереснейший материал о ближайшем (и не только) окружении. И взрослые, и дети по иному видят знакомую местность, открывают для себя новое в тех местах, которые окружают их долгие годы.
Не понятно, кто увлечен больше – дети или взрослые.
В качестве примера предлагается квест воспитателя ГБДОУ детский сад № 40 Московского района Санкт-Петербурга Дядькиной И.А. для детей старшей группы:
Игра-квест : «В поисках огненной обезьянки».
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).
Срок проведения: с 4 декабря по 21 декабря
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их семьи, воспитатели, музыкальный руководитель, все желающие.
Цель:
- научить детей уверенно и свободно ориентироваться в пределах своего микрорайона и соблюдать ПДД.
Задачи:
- закреплять знания правил дорожного движения;
- развивать мотивацию к осознанному соблюдению правил дорожного движения;
- формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни (в моделируемых дорожных ситуациях);
- создавать условия для побуждения детей использовать имеющиеся знания при решении проблемных ситуаций;
- формировать навыки культурного поведения на дороге, на улице;
- побудить родителей к совместному творчеству с детьми;
- способствовать развитию детско-родительских отношений.
Выбор главного героя «огненной обезьянки» объясняется тем, что это был конец календарного года и наступал год обезьяны.
Ход игры- квеста:
В ходе проведения спортивно-семейного праздника по ПДД воспитатели показали сигнал «SOS» и рассказали детям, что у них просит помощи обезьянка, которая очень торопилась и спешила к ним на праздник, но потерялась…
Каждой семье был выдан конверт-письмо, в котором находилось 4 листа:
1. На первом листе было письмо с фотографией обезьянки в определённом месте микрорайона (ни одно место не повторяется). В самом письме говорилось:
«Уважаемые родители и ребята! Мне нужна ваша помощь!!!
Когда я шла к вам в садик, я заблудилась!!! И не могу найти безопасный путь до вашего детского садика. Помогите мне!!!
Нарисуйте мне безопасный маршрут дороги, чтобы я могла скорее добраться до вас. Но сначала найдите меня! Я сейчас нахожусь около….
Я не знаю, где я!!!! Но я высылаю вам фотографию! Помогите!! Спасите!!!
SOS! SOS! SOS! Огненная обезьянка».
2. Второй лист был предназначен для того, чтобы нарисовать маршрут, о котором говорилось в письме. (На нём также фото обезьянки, откуда семья должна начинать рисовать маршрут).
3. На третьем листе была инструкция, в которой было сказано:
«Уважаемые родители и ребята! Мы предлагаем вам семейный квест по нашему микрорайону. Название семейного квеста: « В поисках огненной обезьянки».
Инструкция: каждая семья получила конверт, в котором находились:
- письмо с информацией о том, что произошло с обезьянкой;
- фотография с её предположительно местом нахождения (Страница №1) .
Вам даётся задание:
- дойдите до места, изображённого на фотографии;
- посмотрите, есть ли там обезьянка, или куда бы она могла спрятаться;
- проложите самый безопасный путь от этого места до детского сада №40 (Страница №2).
На плане укажите:
-фамилию семьи, которая рисовала данный маршрут (фотография семьи приветствуется);
-название улиц, номера домов по которым проходит данный маршрут;
- нарисуйте и подпишите объекты, которые встречаются на вашем пути и являются «помощниками-маячками»;
- в помощь вам даётся «Карта подсказка» (Страница№4);
- зафиксируйте время прохождения данного маршрута и напишите его;
( Для дальнейшего определения самого длинного и короткого маршрута).
Данный маршрут предлагалось оформить и сдать до 21 декабря.
По всем вопросам обращайтесь к данной инструкции (Страница№3) и к воспитателям. Удачи вам! Желаем получить Вам огромное удовольствие от общения друг с другом и познания нового!"
4. На четвёртом листе была «карта – подсказка» нашего микрорайона.
Все маршруты, которые оформляли и описывали семьи, мы вывешивали на специальном стенде, где они могли посмотреть и сравнить работы, сделанные разными семьями. Одна из семей-участников даже сделала макет микрорайона. Детям и родителям стало интересно пройти не только свой маршрут, но и маршрут своего товарища. Так в ходе реализации квеста возникла идея обмениваться маршрутами.
В конце квеста, в один из дней дети, придя в садик, обнаружили огненную обезьянку, которая наконец- то нашла верный маршрут в садик.
Квест-игра получилась очень интересной, увлекательной и познавательной как для детей, так и для взрослых.
Но самое главное, это стало одним из шагов к сближению педагогов и родителей, что в дальнейшем помогло организовать другие совместные мероприятия.
Наша совместная деятельность позволила достичь согласованных действий педагогов и семьи, послужила развитию интереса родителей к вопросам воспитания, способствовала привлечению их к планированию и организации дальнейшей совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Мы в очередной раз убедились, что одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями дошкольников, способствующей вовлечению родителей в образовательное пространство является совместная игра.
Страница №1 Письмо.
Уважаемые родители и ребята! Мне нужна ваша помощь!!!
Когда я шла к вам в садик, я заблудилась!!! И не могу найти безопасный путь до вашего детского садика.
Помогите мне!!!
Нарисуйте мне безопасный маршрут дороги, чтобы я могла скорее добраться до вас. Но сначала найдите меня! Я сейчас нахожусь около….
Я не знаю, где я!!!! Но я высылаю вам фотографию! Помогите!! Спасите!!!
SOS! SOS! SOS!
Огненная обезьянка.
Страница № 2. Лист для рисования маршрута.
Страница №3. Инструкция.
Уважаемые родители и ребята!
Мы предлагаем вам семейный квест по нашему микрорайону.
Название семейного квеста: « В поисках огненной обезьянки».
Инструкция.
1. Каждая семья получила конверт.
В конверте находится:
- письмо с информацией о том, что произошло с обезьянкой;
- фотография с её предположительно местом нахождения (Страница №1) .
2. Вам даётся задание:
- дойдите до места, изображённого на фотографии;
- посмотрите, есть ли там обезьянка, или куда бы она могла спрятаться;
- проложите самый безопасный путь до детского сада №40 (Страница №2).
3. На плане укажите:
-фамилию семьи, которая рисовала данный маршрут (фотография семьи приветствуется);
-название улиц, номера домов по которым проходит данный маршрут;
- нарисуйте и подпишите объекты, которые встречаются на вашем пути и являются «помощниками-маячками»;
- в помощь вам даётся «Карта подсказка» ( Страница№4);
- зафиксируйте время прохождения данного маршрута и напишите его;
( Для дальнейшего определения самого длинного и короткого маршрута).
4. Данный маршрут надо сдать до 21 декабря для создания книги- путеводителя нашего микрорайона:
«Безопасные маршруты».
(В помощь нам, родителям и малышам!)
Начало и конец игры считается с 4 декабря по 20 декабря;
По всем вопросам обращайтесь к данной инструкции (Страница№3) и к воспитателям.
Удачи вам!
Желаем получить Вам огромное удовольствие от общения друг с другом и познания нового!
Страница №4. Карта микрорайона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест как форма организации работы с родителями по ознакомлению дошкольников с Петербургом.
Статья посвящена преимуществам организации работы с родителями по направлению "Ознакомление дошкольников к Санкт-Петербургом"....
Квест как форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. Квест- это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать о...
Квест как форма организации взаимодействия ДОУ с родителями в рамках ФГОС.
В свете последних тенденций организация взаимодействия детского сада и семьи в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится ...
Квест, как форма организации образовательной деятельности с дошкольниками.
В данной публикации представлен к просмотру материал из опыта работы...
Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста Инновационные формы работы с родителями. Квест «Как помочь ребенку стать учеником»
Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Задачи:1) развивать у родителей предс...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Квест как форма организации деятельности дошкольников»
Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Понятно, что и для детского праздника идея кв...
Консультация для родителей «Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы,...