Экологический проект на тему «Юные защитники природы» вторая младшая группа
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yunye_zashchitniki_prirody_2_ml.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3

Экологический проект

на тему

«Юные защитники природы»

Автор проекта: Гришина Ж. А.

                             

 

Проект предназначен для работы с детьми второй младшей группы

2016 год.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, педагоги.

По  срокам реализации: краткосрочный (5 дней).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Актуальность:

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Идея проекта: создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации данного направления, через неё  воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.

Проблема:

1.Низкий уровень знаний у детей о природе, по охране и защите природы.

2.Отсутствие у детей активно-действенного отношения к природе.

3. Недостаточность примера взрослых, а то и отсутствие его.

Цель проекта:  формирование  экологического  воспитания подрастающего поколения, живущего в гармонии с природой, участие  детей в посильной для них деятельности по охране и защите природы.

Задачи проекта: 

  • Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы деятельности человека, как хозяйственной, так природоохранной.
  • Формировать  представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать  умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
  •  Учить в корректной форме,  выражать своё отношение  к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно   воспринимать оценку  своего поведения.
  • Развивать воображение, умение реализовать свои  впечатления в художественно-творческой деятельности.
  • Развивать у детей эстетические  чувства, умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ее, желание сохранить ее.
  • Воспитывать гуманное отношение к природе.

Модель реализации:

Первый этап – подготовительный:

- накопление знаний.

Второй этап – основной:

- совместная деятельность детей, родителей, воспитателей.

Третий этап - заключительный:

- результат.

План работы:

Первый этап – подготовительный:

– определение целей, задач проекта, определение актуальности и значимости проекта; анализ имеющих  условий в группе и на территории ДОУ.

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, дидактические пособия и игры и т.п.).

Второй этап – основной:

1. Во время прогулок и  повседневных наблюдений участники проекта изучали и анализировали экологическое состояние объектов  ближайшего окружения - участка детского сада, делали соответствующие выводы. Затем дети, отвечая на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы наш город,  детский сад, участок детского сада были чистым и ухоженными?» высказывали свои предложения.

2. С детьми проводились:

 - беседы и занятия "Сохраним нашу природу во всей её красе", «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети», «Мы – друзья природы», «О культуре поведения в природе»;

- чтение художественной литературы: А. Усачев «Мусорная фантазия»,

М. Крюков «Не надо мусорить в лесу», рассказ В. Сухомлинского «Две девочки», сказка Т. А. Шорыгина «Дождевой червяк», загадки о насекомых;

- просмотр видеороликов;

- сюжетно-ролевые, дидактически игры, тренинги «Дождевые червяки», «Волшебные цветы»;

- театрализованные представления, досуги и праздники;

- слушание музыки «Звуки природы», «Времена года»;

-  рассматривание картин в сравнении;

- поделки из бросового материала (изготовление игрушек, совков для игры в песок и музыкальных инструментов);

- труд в природе (собрать сломанные веточки на площадке, очистить участок от сухих листьев, камней, фантиков, подмести веранду);

- улучшение природной среды: посадка растений «Мой двор - моя забота» - озеленение территории участка детского сада, близ лежащей территории; оформление клумб.

- экологические акции « Наш чистый детский сад», « Чистый участок детского сада», «Интересно, что у нас под ногами?», субботники.                      

Третий этап - заключительный.

(выставка рисунков второй младшей группы «Удивительное рядом»).

Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по следующим направлениям:

- экологическое просвещение. Информация по темам: «Экологическая ситуация  в городе», «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды»,  «Выбор экологически безопасных мест для прогулок»;

- совместная деятельность с детьми в экологических акциях, субботниках.

Ожидаемые результаты.

Дети будут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;

Будут пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Дети  проявят интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Научаться оценить их состояние с позиции «хорошо – плохо».

Посильное участие родителей и их детей в организации экологических мероприятий (субботники, уборка, покраска территории).

    Изготовление родителями и детьми из нетрадиционного материала

поделок и игрового оборудования. 
Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:
Риск при реализации проекта:
1.Низкий уровень познавательного развития детей.

2.Не высокая профессиональная компетентность воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников.

3.Недостаточная информационная компетентность педагогов.

4.Недостаточная заинтересованность, активность родителей.
5.Нежелание родителей принять активное участие в  реализации проекта.
Мероприятия для их минимизации:
Стимулирование родителей через  экологическое просвещение по данной теме проекта.


ПРИЛОЖЕНИЯ

План конспекта психологического занятия на основе  психотерапивтической сказки с элементами психогимнастики «Дождевые червячки».

Цель: учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей.

Задачи:

- Настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

- Сбросить интенсивность физического и психологического напряжения.

- Приобретать и закреплять приемлемые стереотипы.

- Закреплять положительные эффекты, улучшение самочувствия и настроения.

- Создать положительный эмоциональный настрой.

Форма проведения: подгрупповая.

Методы и

Задачи.

Оборудование.

- игра «Угадай по имени»

- Игра «Горячее - холодное»

-игра «Мышь, жук, крот»

-Сбросить интенсивность физического и психологического напряжения.

Чтение сказки «Дождевой червяк»

Сказка Т.А.Шорыгина «Дождевой червяк»

- Игра «Ручеёк»

-Закрепление положительного эффекта, улучшение самочувствия и настроения.

-Мимические и пантомимические этюды «Дождевой червяк».

-Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действия педагога

-Упражнение на выражение эмоции  гнева, обиды, радости.

-Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психологического довольства (недовольства).

-Упражнение на коррекцию поведения смелость, справедливость.

- Выделение и узнавание типичных форм адаптивного поведения

- Игра «Ручеек»

- Закрепление положительного эффекта, улучшение самочувствия и настроения.

«ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВЯЧКИ»

I. Разминка

Педагог. Сегодня, дети, вы станете дождевыми червячками, которые теплым весенним днем выползли на поверхность земли. Покажите, как вылезают червячки. Присядьте и медленно, извиваясь, пробирайтесь сквозь толщу земли. Увидели червячки друг друга и захотели познакомиться. (Дети изображают вместе с педагогом.)

 - А теперь червячки постараются узнать друг друга по голосу. Один Червячок (вызов ребенка по имени) будет отгадывать, кто же назвал его имя. (Вызванный ребенок отворачивается, кто-то из детей называет его по имени, так со всеми детьми.)

 - Сейчас я буду бросать вам разные воображаемые предметы, а вы сразу представляйте их и ловите так, будто они настоящие. Итак, кидаю вам горячую картошку. Быстрее кидайте ее друг другу. Она только что из костра. Нельзя, чтобы она долго оставалась в руках.

Внимание! А сейчас поймайте ледышку. Она холодная, скользкая, от нее мерзнут руки.

Молодцы, никто не уронил льдинку, быстро вы её передавали. А теперь поймайте бабочку. Осторожнее. Она очень хрупкая, нежная, вы легко можете повредить ей крылышки (имитация детьми действий с воображаемым предметом).

 Червячки живут под землей, и у них есть соседи — другие животные. Под землей не нужно зрение, там всегда темно, поэтому животные внимательно слушают или ощущают кожей. Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Вставайте в круг. Под музыку вы будете идти по кругу, и выполнять мои команды: на слово «мышка» вы будете ходить на носочках, на слово «крот» — ходить вприсядку, на слово «жук» — легко бегать, расправив крылья - руки (смена команд по нескольку раз).

 Молодцы, червячки, вы очень внимательные, ни на кого не наткнетесь под землей.

А сейчас я вас хочу познакомить с червячком по имени Верми. Чтение сказки «Дождевой червяк» приложение 1.

II. Гимнастика

Напряжение. Пока мы играли, очень похолодало. Весной часто бывают  замирание заморозки. Червячки замерзли, превратились    настоящих ледышек. Все сжались, съежились. Как холодно червячкам!
На лице страдание. Все тело напряжено, руки прижаты, плечи приподняты. Все тело как ледышка.

Расслабление.        Но вот появилось солнышко, пригрело землю, и червячки  начали оттаивать, отогреваться. Легли свободно, раскинули ручки и ножки, подставили лицо солнышку. Тепло, хорошо. Все тело расслаблено.

Напряжение, замирание.  Кар-кар-кар! Прилетели большие вороны за червячками.       Что же делать? Испугались червячки и застыли на месте как лежали,   чтобы вороны не заметили их, или приняли за веточки дерева. Червячки совсем неподвижны, напряглись, затаили дыхание.
Походили, походили вороны, но ничего не заметили и улетели

Ритмично, резко. Вставайте, червячки. Улетели вороны. А вот и долгожданный дождик, который так любят червячки. Покажите, Как капает дождик (хлопки с изменениями ритма со звукоподражанием «кап-кап-кап»).

Расслабленно, плавно. Набралось так много воды, что образовался ручеек. Опустили плавно        червячки руки и гоняют волны в ручейке. Руки расслаблены, движения плавные. Вправо-влево, то в одну сторону, то в другую.

Напряженно, по всей площади.  Весной прилетают грачи, черные, важные. Покажите, как важно по всей площади        ходят грачи. Голову подняли. Крылья расправили. Шея напряжена, спина и руки - крылья твердые. На лице такая гордость. Все осмотрели, везде заглянули.

Расслабленно. Ходили, ходили, даже устали. Присели, голову под крылышки спрятали и задремали. Совсем расслабились грачи. А ту! кошка:                 «Мяу мяу!» Скорее улетайте, грачи, а то кошка вас съест (перебегают па другую сторону зала).

III. Общение. Эмоции гнева, обиды, радости

 Педагог. Кошка бежала за грачами и раздавила несколько червячков. Как, червячки, мы на нее разгневались? Поругайте кошку: «Плохая ты, кошка, как ты могла наступить на маленьких червячков! Ты такая большая, а они такие маленькие!».  От обиды червячки даже заплакали, слезы потекли рекой. Покажите, как заплакали червячки. Как они огорчились. Не плачьте, посмотрите, кошка только немного задела червячков, они больше от страха

замерли. Какая радость! Утрите слезы, улыбнитесь!

IV. Поведение. Смелость, справедливость.

 Педагог. У червячков много врагов, которые хотят их съесть. А червячки хотя и маленькие, но очень смелые и справедливые. Покажите, какие вы смелые. Маленького червячка обижают большие. Встаньте на его защиту. Что вы сделаете? Что скажете обидчикам? Кому легче защитить, одному или когда вы вместе? (Проигрывание ситуации).

Маленьких всегда надо защищать, они сами себя защитить не могут (обсуждение и разыгрывание ситуаций из личной жизни детей).

V. Завершение

Педагог. Пора нам превращаться в детей. Мне очень приятно, что мои дети такие добрые, смелые, справедливые. Вставайте за мной, возьмитесь за руки. Наш веселый ручеек побежал в группу (легкий бег змейкой). До встречи.

Бежит веселый ручеек.

Преграды обойти он смог.

Прохладу в жаркий день несет,

Олень воды его попьет,

Цветы и травы расцветут.

Его везде и всюду ждут.

Он добротой наполнен весь.

А остановится он здесь.  (Е. Алябьева)

Приложение 1

Сказка                                

«Дождевой червяк»

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.        Летом, дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.   Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.                                                                                                                                                               Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.                                                                                                                                             Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй. В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.                            Володя поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:  - Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые!                                                                                         Девочка расплакалась и убежала домой.                                                                                                       Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.                                                                                                                                                                           ● Хорошо ли поступили дети?                                                                                                                                      ● А вы боитесь дождевых червей?                                                                                                            Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.                                                                «Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».                                                                                                                                                ● Знаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви?                                                               Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.                                                                            

 - Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.                                                                - Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!                                                                                                                                        Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.                                                           - Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.  И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?                                                                                

- Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!                                                                                                                              Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.                                     Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.                                                                                                                                                                                - Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.                                                                                                                                                                                                                                                    В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.                                                                                                                                     - Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть, дождевые черви уползли к соседям?                                                                                                                           - Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.                

- Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!                                                        

Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

● Где Володя и Наташа отдыхали летом?

● Кто появился на грядках в огороде после дождя?

● Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли?

● Почему червяк Верми обиделся на детей?

● Что произошло после того, как дождевые черви уползли из огорода?

● Почему папа назвал дождевых червей подземными помощниками?

● Как стали относиться дети к дождевым червям после их возвращения в огород?

● Как поступите вы, если увидите дождевого червяка?

Психогимнастика

«Волшебные цветы»

I. Разминка

         Педагог. В волшебном лесу растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться. Они, как дети, очень любят играть и озорничать. Цветы эти очень красивые.

        А какие вы знаете цветы? (Выслушать ответы детей.) Хотите стать волшебными цветами? Я полью вас из леечки волшебной водой (педагог имитирует полив, можно посыпать немного конфетти), и вы превратитесь в цветы.

Ты, волшебная водица,

Лейся на головки.

Превращай скорее деток

В разные цветочки.

      Что-то моя вода не подействовала. Помогите мне. Повторяйте за мной: «Розы, розы (2 хлопка), васильки (3 притопа), мы — волшебные цветы» (разводим руками).

      Волшебство сработало! Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепестки нежные, разного цвета, стебельки тонкие, гибкие, листья резные!

      Покачайте своими головками, попробуйте, как гнется ваш стебелек, пошевелите пальчиками-листочками.

      Цветы вырастают из маленького семени.

      Покажите, какой величины это семечко. А какой величины цветы из него вырастают, покажете?

     Представьте, что пока вы — маленькое семя, оно лежит в земле. Присядьте, обхватите голову руками. Но вот пригрело солнышко, и семечко начало прорастать. Поднимите голову, раскройте ладони. Это маленький слабый росток. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик, и росток стал подниматься все выше и выше. И мы поднимаемся, руки вверх, в стороны. Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, цветочки улыбаются солнышку, подставляют свое лицо, листочки-ладошки. Как хорошо, как приятно!

II. Гимнастика

Бабочки. Напряженно. Встали цветочки в круг, как будто венок сплели. Решили цветы бабочек ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили,  чуть вперед подались, руки вперед вытянули. Хвать! Хвать! Не    

поймали, улетела бабочка.        

Расслабленно. Пока ловили бабочек, подул сильный ветер. Цветы присели,  

стебельки вниз опустили, листочки повесили, Все расслаблено, листочки как ниточки висят.
Стрекозы.         По всей площадке. Ветер утих, выглянуло солнышко. На цветы прилетели стрекозы. Стали цветы бегать по полянке за стрекозами. Бегают легко на     носочках по всей полянке. Весело цветочкам! Бегают, смеются. Как стрекозы, листочки-руки в стороны расставили, помахивают, как   крылышками.
Кружение плавно.        Остановились и закружились на месте, медленно, плавно. Просто на месте вальс цветов! Какое удовольствие кружиться! Чувствуешь   легкость, невесомость!

Ритмично.        Накружились и присели. Повернулись друг к другу по парам, уперлись ножками, взялись за руки и давай перетягивать друг друга, как            на лодочке качаются. Кач-кач, кач-кач.

Напряженно. Спина, ноги, руки напряжены. Движения ритмичные. Кач-кач, кач- кач.

Расслабленно. Устали, руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают.  Все тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Как приятно!

Медленно.         Решили цветочки пойти погулять. Шли они, шли и вышли к речке.

Напряженно. Речка бурная, вода холодная. Бр-рр! Как на другой берег    перебраться?!

Застывание. Увидели мостик, а он узенький, качается. Страшно! Встали они    друг за другом, одной рукой держатся за впереди стоящего, а другой

Пошевеливание        — за перила мостика. Идут медленно, ступают осторожно. То  остановятся, то дальше идут. Страшно, вдруг в воду упадешь! Наконец-то кончился мостик. Ура! Рады цветочки!

Расслабление, Медленно. А тут солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили, голову повесили, листочки - руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам.

Прыжки, свободное.        Но вдруг пошел прохладный дождик. Как обрадовались цветочки,  сразу распрямились. Стали они под дождиком весело подпрыгивать, веселиться. Совсем разбаловались. Подпрыгивают, в ладоши - от радости хлопают. По всей полянке. Шумят, толкаются.

Застывание. А в это время на полянке появились две девочки, которые ягоды собирали. Испугались цветочки, что девочки их сорвут, застыли на месте как каменные. Девочки увидели цветы, они им очень понравились. Так им захотелось нарвать букет! Цветочки от страха головки опустили, глаза зажмурили и задрожали. Что будет?! Но девочки передумали, они только полюбовались, понюхали, погладили цветы, и пошли дальше. Цветочки с облегчением вздохнули, улыбнулись, выпрямились, расправили лепесточки.

III. Общение Эмоция гнева

Педагог. Садитесь, цветочки, в наш «круг добра». Когда девочки хотели вас сорвать, вы не только испугались, но и рассердились на них. Покажите, как вы рассердились (сдвинули брови, сморщили нос, оттопырили губы).

Ах, как цветочки рассердились!

 Как цветочки рассердились.

На девчонок разозлились.

Не хотим, чтобы нас рвали,

И ломали, и топтали!

Погрозите девочкам пальцем, топните ногой.

Эмоция удовольствия

Педагог. А теперь вспомните, как мы грелись на солнышке и танцевали под теплым  дождиком. Как нам было приятно! Какое удовольствие погреться на солнышке, а в жару искупаться под дождем! Покажите. Голову откиньте немного назад, глаза прищурьте, губы в улыбке, все тело расслаблено. Голову поворачиваем из стороны в сторону. Как хорошо!

IV. Поведение

Педагог. Дети, а что может случиться, если люди в лесу, на лугах будут рвать цветы большими букетами? Вы знаете о Красной книге? Что нужно, чтобы она перестала пополняться? Что бы вы сказали девочкам, которые хотели сорвать цветочки? (Варианты детей.)

V. Завершение

Педагог. А теперь я приглашаю все цветы на бал (под музыку «Вальс цветов»). Закружимся в цветочном хороводе (педагог показывает движения, дает возможность детям самовыразиться).

Пора возвращаться в группу. Сейчас я хлопну три раза в ладоши, и вы снова станете детьми — умными и добрыми.

ИГРЫ-ТРЕНИНГИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

для детей младшего дошкольного возраста

«На прогулке»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.

Ход. Педагог предлагает детям следующие игры-тренинги.

«Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, греет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство).

« Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно.

«Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча.

«Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются.

«Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.

«Дождик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

Материал: мелко нарезанная бумага (конфетти).

Ход. Педагог предлагает детям по очереди подбрасывать вверх свои «дождинки», при этом стараясь осыпать ими как можно больше детей. Игра происходит с участием воспитателя.

Работа с природным материалом

Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные состояния, снятие мышечного напряжения, тревожности, ослабление негативных эмоций.

Материал: ящики с песком, глиной, сосуды с водой.

Ход. Игры с песком, водой и глиной — пересыпание, переливание; постройки из песка, разрушение построек; манипуляции с глиной (разминание пальцами, лепка фигур). Деятельность самостоятельная, предполагает полное самовыражение ребенка.

«Человечки настроения»

Цель: развивать умение сопоставлять эмоции и причины их появления, развитие чувства эмпатии, положительного отношения к окружающему миру.

Материал: карточки-модели «Человечки настроения»с изображением двух основных эмоций (радость, грусть).

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть растения уголка природы и определить, как они себя чувствуют, подобрать «человечков настроения».

Вопросы к детям: «Как себя чувствует сухое растение? Как себя чувствует политое растение?» (Дети сопровождают ответы демонстрацией карточек.)

«Цветок» (сопровождается плавной музыкой)

Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.

Ход. Педагог предлагает детям «превратиться» в семечко — теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.

«Изобрази животное»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Темы: «Злая собака», «Веселый щенок», «Грустный зайчик», «Веселый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Испуганный птенец», «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Веселый котенок».

«Ветер дует на...»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.

X о д. Со словами «ветер дует на того...» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т.п. Слово «ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т.п., определяя характер дыхания и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.

«Прогулка по ручью»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.

Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.

«Из семени в дерево»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие саморегуляции.

Ход. Педагог предлагает детям превратиться в маленькие сморщенные семечки (сжаться в комочек на полу). Приходит садовник (ребенок). Садовник очень бережно относится к семечкам, заботится о них, поливает (гладит по голове). Выглянуло солнышко, упал теплый луч на землю, семечко проросло и превратилось в прекрасный цветок (дети медленно поднимаются, поднимают вверх руки, расправляют пальцы-лепестки).

«На лугу»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.

Ход. Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они находятся в самом прекрасном месте Земли: «Это огромный цветущий луг. Здесь растет много разных растений — зеленая трава, прекрасные цветы. Раннее утро. Мы с вами идем по цветущему лугу. Вы чувствуете, как ваши ноги ступают по утренней росе, как ваше тело окутывает утренняя прохлада, дует нежный ветерок. Вдохните поглубже свежий воздух. Прислушайтесь — поют птицы, журчит ручеек, стрекочут кузнечики. Вам хорошо, в вас входят новые силы. Откройте глаза и медленно оглянитесь вокруг. Желаю вам бодрости и ощущения свежести утра».

«Цветок добра»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения выражать чувства и эмоции, развитие эмпатии.

Ход. Педагог предлагает детям представить, что у них в руках находится волшебный цветок добра: «Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную доброту. Она согревает вас, ваше тело, ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в вас, согревают вам сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, радости. Я желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и прижать к своему сердцу».

«Спаси птенца»

Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности, развитие умения выражать свои эмоции посредством мимики и жестов.

Ход. Педагог предлагает детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, спокойным дыханием. Приложим ладони к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему».

Беседа "Сохраним нашу природу во всей её красе"

Цель:
Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
Заложить в детях основы экологической культуры.
Развивать в детях гуманное отношение к природе.
Воспитывать у детей желание охранять природу и содержать её в чистоте.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о растениях. Отгадывание загадок о цветах.
Последовательность проведения беседы:
Воспитатель рассказывает детям сказку

"Необычный день цветка колокольчика"

Ход:
Жил на свете цветок колокольчик. Он был всегда весёлый, радовался, когда солнышко пригревало его голубые колокольчики, когда дождь поливал его и купал в чистых капельках, когда лёгкий ветерок сдувал с него пылинки, когда прилетали бабочки и играли с ним. Однажды, на полянку, где рос колокольчик, приехали отдыхать люди. Цветок подумал, как весело я проведу сегодняшний день, дети будут любоваться мной. Колокольчик был так горд, что он выглядит прекрасно, взглянув в капельку росы, оставшуюся на соседней травинке, как в зеркало. Он был готов к общению с людьми, как вдруг, что-то тяжелое полетело в его сторону, едва не сломав тоненький стебелёк колокольчика. Что случилось, сказал он сам себе и увидел коробку от сока, лежащую около его стебля. Цветок не мог подумать, что люди могут так плохо вести себя на природе. Прежние посетители луга никогда не сорили, убирали за собой мусор в пакет и куда-то увозили, правда, куда, он не знал. Колокольчику было не понятно поведение этих людей.
Загрустивший цветок подумал, неужели эти люди не видят моей красоты? Подул ветерок, колокольчик покачался, надеясь, что всё-таки его заметят и полюбуются его красотой. Но в этот момент в его сторону опять полетели пачки от чипсов и фантики от конфет. У колокольчика не оставалось никакой надежды, он загрустил и опустил свою голубую головку низко-низко, ему было тяжело дышать.
Как, вдруг, самая маленькая девочка заметила голубой цветочек посреди горы мусора, подошла к нему, убрала весь мусор и позвала всех посмотреть на чудо цветок. "Как же мы его раньше не заметили?"- говорили все. На что девочка ответила: " потому что вы его мусором завалили". Колокольчик, услышав такие слова, выпрямился, поднял головку и увидел, что полянка снова стала прежней, где не было никакого мусора. Он был благодарен маленькой девочке и в знак уважения кивнул ей своим колокольчиком.
Все радовались, а колокольчик больше всех, ведь он даже не мог представить, чтобы могло случиться с ним не окажись той самой девочки рядом.
Обсуждение ведётся на основе вопросов:
1. Понравилась ли сказка?
2. Что в сказке понравилось больше всего?
3. Правильно ли вели себя люди, бросая мусор на траву и цветы? Почему?
4. Правильно ли повела себя маленькая девочка? Почему?
5. Кто знает, куда люди уносят мусор в пакете?
6. Как вы ведёте себя на природе?
7. Что бы могло произойти с колокольчиком, если бы его не спасла маленькая девочка?
Воспитатель: " Ребята, наша сказка со счастливым концом. Спасибо, что находятся люди, которые любят природу и учат любить природу других людей. Я думаю, что вы все запомнили сказку и расскажете её своим друзьям и родителям".
Детям предлагается нарисовать цветок колокольчик.
Художественная деятельность детей.
Подведение итогов беседы проводится по вопросам:
1. Любим ли мы природу?
2. Охраняем ли природу? Как мы это делаем?
3. Как мы будем вести себя, если увидим плохое отношение к природе у других людей?
Воспитатель: " Ребята, я уверена, что вы любите природу и всегда будете её охранять".
Заучивание стихотворения «Не надо мусорить в лесу»

Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте -
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен! Автор: М. Крюков

НОД «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети»

Цель. Расширять и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, учить разумно использовать различные материалы, активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).

Материал и оборудование. Мусорная корзина, в которой лежат стеклянные бутылочки и жестяные банки из-под сока, электрическая лампочка, картонная коробка из- под конфет, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, консервная банка, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пищевые отходы (сухарик, огрызок яблока). Клеенка. Таз с водой. Резиновые перчатки, совок – на каждого ребенка.

Предварительная работа. Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Две девочки».

Беседа  «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиленовый пакет)».

 Разучивание стихотворения А. Усачева «мусорная фантазия». Помощь дворнику в уборке территории детского сада.

Домашнее задание: понаблюдать, много ли мусора выбрасывают в течение дня члены вашей семьи. Какой  вид мусора преобладает в мусорном ведре? Попросить бабушку или дедушку рассказать о сборе и переработке макулатуры. Вместе с родителями, сделать какую – либо поделку из бросового материала.

Ход занятия.

Воспитатель. Каким важным делом мы занимались вчера во время прогулки?

Дети. Помогали дворнику убирать мусор.

Воспитатель. Как вы думаете, откуда берется мусор?

Дети. Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, исписанные тетради и многое – многое другое.

Воспитатель. Что произойдет, если мусор не убрать? (Предположения детей). Как назвать мусор другими словами?

Дети. Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал.

Воспитатель. Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем – в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором?

Дети. На свалку

Воспитатель. Как вы думаете свалка – это хорошо или плохо?

Дети. Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку.

Воспитатель. Твердых бытовых отходов (стекло, пластмасса, металл и пр.), кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится все больше, расходы на их утилизацию постоянно увеличивается. Для складирования мусора создаются свалки, а для уничтожения отходов используют специальные мусоросжигательные установки. Особую опасность представляют стихийные свалки: мусор и отбросы нередко держать высокие концентрации вредных веществ, в местах их скопления развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней. Огромная мусорная свалка находится недалеко от города. Рядом с ней зимой и летом можно видеть стаи галок и грачей. Почему они не улетают зимой в теплые края?

Дети. Это всеядные птицы. Им не страшен холод, если они сыты. Эти птицы кормятся на мусорных свалках.

Воспитатель. Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придется спасать себя от мусора. Вспомните, как об этом написал поэт Андрей Усачев в стихотворении «Мусорная фантазия»

Дети (поочередно)

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусор сейчас, то довольно скоро

Могут вырастить у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –

Пострашней произойдут беды на планете…

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок –

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдет круговорот мусора в природе?

И хотя мы в школьный класс не летим на ракете,

Лучше мусорит сейчас, отвыкайте, дети!

Воспитатель. Давайте рассмотрим содержимое мусорной корзины нашей группы. Много ли накопились отходов за сегодняшний день?

Дети надевают резиновые перчатки. Воспитатель расстилает на полу клеенку и выкладывает на нее содержимое корзины.

Воспитатель. Посмотрите, какую красивую коробку  из – под конфет мы выбросили. Как думаете, сколько денег мы выбросили. Как думаете, сколько денег  было затрачено на ее изготовление? Из чего она сделана? Из чего получают картон (Ответы детей.) Картон, фольга, краски использованные при изготовлении этой коробки, труд художника и рабочих, создавших её, - стоят чуть дешевле упакованных в нее конфет. На изготовление этих баночек для сока (показывает) тоже затрачено много труда и денег. Скажите, весь мусор в корзине одинаковый? Чем различаются выброшенные предметы?

Дети. Они сделаны из разных материалов. Их по – разному использовали. Здесь находятся большие и маленькие предметы.

Воспитатель. Давайте рассортируем мусор.

Дети группируют предметы по материалу, из которого они сделаны.

Воспитатель. Что же делать с мусором, которого так много? Может быть, его можно как-то использовать (Предложения детей.)

В настоящее время некоторые виды отходов используются как топливо для электростанций. Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты?

Дети. Нельзя. Когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого.

Воспитатель. Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Все ли перегнивает в земле? Какие предметы из нашей корзины перегниют быстрее? (Предложения детей)

Чтобы узнать, кто из вас прав, проведем опыт: закопаем в ящик  с землей консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдет с этими предметами.

Дети закапывают предметы в ящик с землей, затем снимают перчатки, моют руки и садятся на стулья.

Воспитатель. В американском штате Кентукки придумали героя детских книг – супермена по имени Рэй Цикл. Он помогает ребятам освобождать городские свалки от предметов, которые перерабатываются и используются вторично. При правильной сортировке и переработке мусора получается много ценных вещей.

Есть ли среди содержимого нашей мусорной корзины предметы, которые можно повторно использовать? (Предложения детей.) Что делает хозяйственный человек со старыми газетами и журналами?

Дети. Газеты  расстилают на полу во время ремонта. Старыми газетами  растапливают печку на даче. Из журналов  можно вырезать  картинки.

Воспитатель. Что рассказали вам  бабушки и дедушки  про сбор и переработку макулатуры? В вашей семье  собирают и  сдают макулатуру? Что такое металлолом? Как его  перерабатывают? Кто из ваших знакомых  сдавал  приёмный пункт  металлолом? (Ответы детей.) А что делать со  стеклянной бутылкой?

Дети. Её можно вернуть в магазин. Стеклянные бутылки и банки моют и снова  разливают  в них  сок, молоко и кефир, а  разбитые бутылки переплавляют  в новые.

Воспитатель. Как можно использовать  пластиковые  бутылки?

Дети. Разрезать  пополам и прикрывать ими рассаду. Изготовить  кормушки для птиц.

Воспитатель. Что нового  вы сегодня узнали?

Дети. Мы узнали, что отходы могут не загрязнять природу, если их повторно использовать. Мусор необходимо сортировать.

Воспитатель. Если каждый человек будет стремиться  сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто для этого что-то делает!

Тема: Путешествие на поезде.

Цель. Обобщать и систематизировать полученные знания по экологии. Развивать  внимание, память, логическое мышление.

Материал. Лист ватмана, на котором нарисован лес и сделаны прорези, в которые частично помещены карточки с изображением диких животных (лисы, ежа, зайца, белки). Цветы, вырезанные из бумаги. Изображение насекомых (бабочки, кузнечика, пчелы, божье коровки). Нарисованная на лете ватмана река с изображениями пяти рыб (у трех рыб не хватает хвоста, или плавников). Изображение пяти листьев кувшинки. Макеты деревенских домов. Игрушечные коровы, свинья, коза, лошадь, собака, кошка. Корзина с яблоками.

Ход занятия

Воспитатель. Приглашаю вас путешествие на поезде. Я буду машинистом, а вы – пассажирами.

Встает первым, дети становятся за ним в колонну по одному, не держась друг за друга. Помощник воспитателя включает аудиозапись «Поезд».

Воспитатель и дети (поют).

Поезд наш едет, колеса стучат,

В поезде нашем ребята сидят.

Воспитатель. Первая остановка в лесу. Станция так и называется – Лес. (Подводит детей к листу ватмана, на котором нарисован лес.) Выходите из поезда. (Дети становятся полукругом перед листом ватмана.) Посмотрите и скажите, как называются деревья, которые растут в этом лесу? (Ответы детей.) Конечно, в лесу нельзя шуметь, рвать цветы, ломать ветки деревьев, разорять птичьи гнезда. Посмотрите, кто спрятался за этим кустом? За березой?

Воспитатель указывает на части карточек в прорезях. Дети угадывают животных, называют их, а воспитатель вынимает карточки из прорезей.

Воспитатель. Вспомните, как называют всех этих животных одним словом? (Дикие.) Молодцы. Теперь снова садимся в поезд.

Дети становятся за воспитателем. Помощник воспитателя включает аудиозапись «Поезд». Дети и воспитатель поют.

Воспитатель. Следующая станция луг. Выходите из поезда. Давайте прогуляемся. (Дети ходят за воспитателем.) Как тут красиво! Столько цветов! (Обращает внимание детей на цветы из бумаги, разложенные на полу, на некоторых цветах – изображения насекомых.) Послушайте загадки и найдите отгадки на этом лугу.

Ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

Воспитатель. Как вы догадались, что это бабочка? (Ответы детей.)

Всех жучков она милей,

Платье красное на ней.

На платье – кружочки,

Чёрненькие точки. (Божья коровка.)

Воспитатель. Почему вы решили, что это божья коровка? (Ответы детей.)

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка. (Кузнечик.)

Воспитатель. Как вы узнали, что это кузнечик? (Ответы детей.)

Сок с цветочков собирает,

В мед душистый превращает. (Пчела.)

Воспитатель. Почему вы думаете, что это пчела? (Ответы детей.) Молодцы, всех узнали. Теперь вспомните, как называют этих обитателей луга одним словом. (Насекомые.) Правильно, это насекомые. Посмотрите, тут есть тропинка. (Подводит детей к линии, нарисованной мелом на полу.) Давайте пойдем по ней и узнаем, куда она нас приведёт.

Проводится разминка «Большие ноги, маленькие ножки». Дети и воспитатель оказываются около изображения реки. Нарисованные рыбы прикрыты изображениями листьев кувшинки.

Воспитатель. Куда привела нас тропинка? (К речке.) Правильно. Как вы думаете, кто живет в реке? (Рыбки.) Правильно в речке живут рыбки. (Убирает изображения листьев кувшинки с нарисованных рыб.) Как вы думаете, все ли рыбки здоровы? Посмотрите внимательно.

Дети находят больных рыбок и объясняют, почему они так думают, - называют недостающие части тел рыбок, воспитатель их дорисовывает.

Воспитатель. Молодцы, всех рыбок вылечили! А теперь вернемся в поезд и поедем дальше.

Дети становятся за воспитателем. Помощник включает аудиозапись «Поезд» Дети и воспитатель поют. Затем выходят из поезда и подходят к столу, на котором стоят макеты деревенских домов.

Воспитатель. Попробуйте догадаться, куда мы приехали. (Помощник воспитателя включает аудиозапись голосов коровы, свиньи, собаки, козы, лошади, кошки.) Ну что, догадались, куда мы приехали? (В деревню.) Правильно, мы приехали в деревню. Голоса, каких животных вы узнали? Дети называют животных, а воспитатель достает игрушки из-за домов и ставит их на стол.

Воспитатель. Правильно, всех узнали. Вспомните, как называют всех этих животных одним словом? (домашние) Правильно, это домашние животные. А нам пора вернутся в поезд.

Дети становятся за воспитателем. Помощник включает аудиозапись «Поезд». Дети и воспитатель поют.

Воспитатель. Ну, вот мы и вернулись в нашу группу. Понравилось вам путешествие? (Ответы детей.) Бабушка, которая живет в деревне, передала для вас гостинцы. (Достает корзину с яблоками.) Угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы-игры «Мы защитники!». Во второй младшей группе, посвященного Дню Защитника Отечества!

Конспект беседы-игры "Мы защитники!" Посвященного Дню Защитника Отечества! Фотоотчёт....

проект по экологическому воспитанию "экологическая тропа в зимний период во второй младшей группе"

в проекте разработан план на холодный период во второй младшей группе и схема прохождения экологической тропы....

Сценарий экологической игры «Защитники природы» в младшей группе (3-4 года).

Дидактическая задача: Знакомить с правилами поведения в природе.Игровой замысел: Исправить все неприятности произошедшие в лесу....

Конспект игровой образовательной деятельности по познавательному развитию "Эколята - маленькие друзья и защитники природы" в младшей группе.

Задачами этого проекта являются: воспитание у детей чувства гордости, любви и ответственности за родную природу, желание беречь и охранять ее, желание участвовать в природоохранительной деятельности...

Отчет о проведении экологического урока «Эколята – молодые защитники природы» в дошкольной группе МКОУ «Мазурская ООШ»

Отчет о проведении экологического урока «Эколята – молодыезащитники природы» в дошкольной группе МКОУ «Мазурская ООШ»...

Проведение праздника «Мы эколята - защитники природы» в младшей группе

В современном обществе человек стал забывать о том, что планета Земля – это наш общий дом. Люди порой не замечают, какой вред они наносят природе своими действиями и поступками. Проблем, связанн...

Конспект экологического ООД (итоговое мероприятие) по познавательному развитию «Бережем природу» вторая младшая группа

Конспект экологического ООД (итоговое мероприятие) по познавательному развитию «Бережем природу» вторая младшая группа Цель: продолжать развивать познавательную сферу воспитанников младшего дошк...