Конспект ООД по экологическому воспитанию «Как листочек березу спас».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Как листочек березу спас».
(конспект занятия для средней группы).
Цель: воспитывать чувство любви к родной природе.
Задачи:
- Обучающая: Познакомить детей с рассказом, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения, расширять представления о дереве, формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев, формировать представления о жизни деревьев, учить наклеивать листочки аккуратно, распределять по разным местам.
- Развивающая: Приобщить к процессу познания, развивать речь, фантазию, наблюдательность. Пробуждать интерес к природе.
- Воспитывающая: Воспитывать желание защищать и оберегать природу.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, безопасность.
Словарная работа: позолотило, заглушили, затрепетал, юркнула, хранитель леса, озорники.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, экскурсия по территории детского сада, чтение сказок, рассказов, знакомство с народным творчеством, угадывание загадок, разучивание песен, хоровода «Во поле береза стояла», заучивание загадок, пословиц, поговорок, беседы, наблюдения про березу.
Оборудование: ноутбук с приготовленным заранее материалом (слайды про березу), вырезанные листочки березы желтого и зеленого цвета, клей, салфетки, ватман с изображением березы без листьев. На стуле сидит плюшевый зайка.
Ход НОД:
1 Организационный момент.
Воспитатель: Какое сейчас время года? Вы любите гулять на улице осенью?
Что вы делаете на прогулке осенью? А вы бывали в осеннем лесу?
Дети: отвечают
2 Чтение рассказа А.Лопатина, М.Скребцова «Как листочек березу спас» (Серия «Беседы о воспитании».
Воспитатель: послушайте, ребята, я сейчас прочитаю вам один рассказ называется он «Как листочек березу спас».
Наступила осень, и береза оделась в золотое платье. Солнечный зайчик прилетел в гости к листочку и весело воскликнул:
- Солнышко позолотило тебя, и ты сам стал как солнечный зайчик!
- Да, мне нравится мой наряд, но скоро мы расстанемся, — вздохнул листочек.
- Не горюй, лето было очень хорошим, и я тебя не забуду, — просиял солнечный зайчик.
- Да, лето было очень хорошим. Я много работал и многому научился.
Последние слова листочка заглушили громкие голоса детей. Они пришли в лес на прогулку вместе с воспитателем.
- Посмотрите, дети, на эту красавицу березу, какая она красивая. Она такая же живая, как мы, люди. Она дышит, спит и работает. Береза может чувствовать и даже по- своему говорит, — стала рассказывать воспитательница.
- Правильно, правильно, — одобрительно зашумела береза.
Воспитательница и ребята ушли вглубь леса, но два мальчика остались на полянке.
- Не верю, что деревья чувствуют, -сказал один и отломил ветку у березы.
- Пусть дерево мне что- ни будь скажет, -засмеялся другой и начал вырезать, ножиком на коре березы свое имя.
- Эти мальчишки погубят березу. Надо прогнать губителей, — решил березовый листочек. Он затрепетал и оторвался от своей ветки.
Плавно кружась, листочек опустился возле пня на краю поляны и заплакал:
- Что делать?! Я обещал защитить березу, но не смог!
- Не шуми, ты мне мешаешь считать запасы в кладовой.
Из-под пня выглянула полевая мышка и сердито посмотрела на листочек.
- Там мальчишки губят березу. Прогони их, — стал просить листочек.
- Я не могу прогнать мальчишек. Но здесь неподалеку в старой берлоге живет лесовик. Хотя днем он из берлоги не вылезает, но надо уговорить его помочь. Если люди деревья погубят, нам жить негде будет, -пробормотала мышка.
Она подхватила листочек и юркнула в кусты.
Мальчишки тем временем стали скакать вокруг березы и весело кричать.
Вдруг кто- то схватил ребят ветвями- лапами и поднял их над землей.
- Ой, кто это? — испугались мальчики.
- Я лесовик, хранитель леса, -пробормотало существо, -
Деревья, кто из вас этих озорников уму- разуму научит? Или мне их в камни превратить?
- Они меня поранили, но я научу их уму- разуму, — согласилась береза.
- Чистое у тебя сердце, береза, — ответил лесовик, и ребята почувствовали, как они летят по воздуху прямо к березе. Один попал в корни березы, а другой- в ствол. Не успели мальчики прийти в себя, как береза приказала:
- Быстрее за работу. Вы корни, крепите меня к земле и добывайте из нее пищу. Ты, ствол, проводи пищу от корней к ветвям.
- Мы не удержим такую огромную березу. У нас болят раненые места, — захныкали ребята.
- Если вы, корни не удержите меня, я упаду и погибну. Нужно не хныкать, а быстрее лечить раны. Иначе я начну гнить и умру, — строго сказала береза.
- Ау- ау, мальчики, где вы?! — раздался крик воспитателя.
- Ладно, для первого урока достаточно, — сердито проворчал лесовик. Он махнул лапой и перепуганные ребята снова оказались возле березы.
- Вот вы где! Пойдемте обратно, — сказала воспитательница, выходя на полянку.
- Извини нас, береза, — прошептал один мальчик, уходя из леса.
А второй- молча погладил березку по белоснежной коре.
- Спасибо тебе, мышь. Ты спасла мою маму березу, — прошелестел листочек.
- Это не я, а лесовик постарался, — ответила мышка и добавила:
- Ты храбрый листочек. Хочешь в моей норе жить и ее украшать?
Листочек согласился, и лесная мышка унесла его в свою норку.
Долгими зимними вечерами они вспоминали лето и лес, деревья и солнышко, а на душе у них была тишина и покой.
Воспитатель: (задает вопросы) Чему научила мальчиков эта история?
Как вы думаете, могут ли деревья и растения слышать, чувствовать и понимать человека?
Как вы думаете, кто спас березу?
1. Рассматривание слайдов.
Дети совместно с воспитателем рассматривают картинки с изображением березы.
(береза во все времена года)
2. Физкультминутка
Березка
Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за столом.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)
3. Рисунок- аппликация «Осенняя береза» (коллективная работа)
На ватмане нарисован макет березы для каждого ребенка вырезаны готовые листья березы.
Дети с помощью кисточки и клея аккуратно клеят листочки на березу.
4. Дидактическая игра
«Сложи картинку» Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей. (собрать картинку березы).
5. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, что сегодня вы узнали?
Как нужно обращаться с деревьями?
В какую игру играли?
Что у нас получилось?
Воспитатель: Зайка, теперь ты много узнал про березу, береги и защищай свое дерево, а теперь нужно нам прощаться. До свидания!
Развлечение «Во поле береза стояла»
Оформление зала: на центральной стене-панно «березовая роща», в центре зала- бутафорская березка. Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла»; дети с ленточками в руках входят в зал и встают вокруг березки.
Ведущая:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Мы вокруг березки
Встанем в хоровод,
Радостно и звонко
Каждый запоет!
Хоровод вокруг березки с лентами.
Ведущая:
К березке ближе подойдем
И ветки лентами завьем.
Ведущая и дети под музыку украшают березку разноцветными лентами.
Белая березонька,
Ходи с нами гулять.
Ходи с нами гулять,
Осень встречать.
Звучит фонограмма «Голоса осеннего леса»
Исполняется песня про осень «Осень» (муз. И.Кишко, слова И.Плакида.)
Ведущая: Ветками березка машет на опушке,
И привет шлют нам милые зверюшки!
Инсценировка «Лесные музыканты»
Ведущая: Собрались музыканты на лужок,
Принесли музыканты- кто гармошку, кто рожок.
Под мелодию народной песни к березке подходят участники инсценировки.
Сколько музыкантов- столько и талантов!
Мышка: Мышка на пригорке пляшет возле норки,
Колокольчиком звенит, всех в округе веселит!
Мышка звонит в колокольчик и приплясывает.
Кошки: Две веселых кошки взяли в лапы ложки,
Деревянные, резные, звонкие да расписные!
Играют на ложках.
Медведь: Если в бубен бьет медведь,
Бубну как не зазвенеть!
Станет бить комар в него-
Не услышишь ничего!
Бьет в бубен.
Заяц: Бом-бом, бам- бам!
Заяц сел за барабан!
Заиграл- и в тот же час
Все вокруг пустились в пляс!
Играет на барабане.
Ведущая: Сели звери все рядком,
Заиграли ладком.
Выходите, малыши,
Попляшите от души!
Свободная пляска под аккомпанемент шумового оркестра.
Поплясали дружно- отдохнуть всем нужно.
(ведущая предлагает прочесть стихи о березе)
Звучит пьеса «Лошадка», в зал на игрушечной лошадке- палочке въезжает Петрушка.
Петрушка: А вот и ребятишки!
Здорово, парнишки!
Здорово, девчушки,
Резвушки- хохотушки!
Я- ваш знакомый, Петрушка! Пришел вас позабавить да потешить. А что, хороша ли у меня лошадь? (показывает).
Ведущая и дети хвалят лошадку.
Ведущая: А хочешь, Петрушка, мы тебе песенку про лошадку споем?
Песня «Игра с лошадкой» (музыка Кишко). Петрушка хвалит детей.
Петрушка: А показать вам, как я свою лошадку поймал, а потом запряг? (ответы детей). Ну- кА, где мой платочек?! (Достает платок и завязывает себе глаза). Вот так я ее ловил, с завязанными глазами.
Ведущая: Ребята, давайте пошутим с Петрушкой! Будем цокать, скакать и в лошадки играть. Пусть попробует Петрушка свою лошадку отыскать!
Игра «Жмурки с Петрушкой». В конце игры Ведущая подает Петрушке его лошадь.
Петрушка: Наконец ее поймал!
Ох, запыхался, устал.
Сяду под березкой, отдохну
Да послушаю тишину!
Садится под березкой, дети- на стульчиках.
Прислушаюсь, как шелестят листочки, как падают листочки.
(Из- за дверей слышится пение, Петрушка прислушивается).
Кто- то песенку поет,
Кто-то в гости к нам идет!
Матрешка: (входя в зал):
Это я, Матрешка, песенку пою,
Это я, Матрешка, в гости к вам иду!
По лесу гуляю, загадки собираю!
(загадывает загадки про березу).
Матрешка: У меня, Матрешки,
Резвые ножки,
Не хотят стоять на месте.
Попляшите со мной вместе!
Исполняется «Маленькая полечка» Д.Кабалевского. Матрешка и Петрушка танцуют в центре круга.
А теперь, ребятки, поиграем в прятки!
Игра- сюрприз «Прятки с платком». В заключение игры под платком оказывается угощение. Петрушка с Матрешкой раздают его детям, затем прощаются и уходят.
Ведущая: Пора и нам с березонькой прощаться
И в детский садик возвращаться.
(под мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла» дети еще раз отходят и покидают зал).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Как листочек березу спас».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Как листочек березу спас»....
Конспект НОД "Как листочек березу спас"
конспект НОД...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО
Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе «Как листочек березу спас»
Воспитывать чувство любви к родной природе, желание защищать и оберегать ее....
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Сдай батарейку - спаси ежа"
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Сдай батарейку - спаси ежа"...
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Сдай батарейку – спаси ежа»
Конспект занятия по экологическому воспитанию«Сдай батарейку – спаси ежа» Цель: формирование экологического мировоззренияЗадачи:образовательные:- расширять знания детей о в...
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Спасем природу» старшая группа «Капелька»
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Спасем природу» старшая группа «Капелька» Воспитатель: Бутенко Е.А.Цель: создание условий для воспитания у детей эмационально -ц...