КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) младший возрастной кластер "Из камней он появился: белый, жёлтый, серый, красный! Отгадайте, кто такой!"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Экспериментирование способствуют формированию познавательного интереса детей к окружающему миру, наблюдательности, мыслительной деятельности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждая делают свои умозаключения, осознают причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование песка во 2 младшей группе | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога: Улитина Анна Ивановна
Образовательная область: "Познавательное развитие"
Возрастная группа: 3 - 4 лет (вторая младшая группа)
Тема: "Из камней он появился: белый, жёлтый, серый, красный! То морской он, то – речной, отгадайте, кто такой!"
Основные цели:
1) познакомить детей со свойствами песка – состоит из песчинок, рыхлый, сыпучий, когда сухой и липкий, сохраняющий форму, когда мокрый.
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
3) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогия, внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Вещества:
Песок
Вода
Оборудование:
Тактильный ящик ощущений
Мерные стаканчики
Чашки Петри
Пинцеты
Лупы
Стаканчики
Пробирки
Весы чашечные
Часы песочные
Краткая аннотация к работе:
Экспериментирование способствуют формированию познавательного интереса детей к окружающему миру, наблюдательности, мыслительной деятельности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждая делают свои умозаключения, осознают причинно-следственные связи.
Ход образовательной ситуации:
- Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в экспериментальную деятельность.
Воспитатель:
- Ребята, смотрите, у меня есть волшебный ящик ощущений, а в нем находится, ЧТО-ТО – что нам очень знакомо и так неизвестно! А давайте вы попробуете на ощупь изучить его содержимое и угадать, что же там спрятано!
(Дети исследуют содержимое и отвечают, что же это такое знакомое и неизвестное)
- Да, юные исследователи, сегодня мы будем исследовать песок!
- Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления о том, где можно встретить песок.
2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.
2.1 Игра «Где нам встретится песок?»
- Ребята, а песок «живет» только в нашей песочнице? (Ответы детей)
- Да, песок мы видим летом в пруду или реке; пропускаем его сквозь пальцы рук, лежа на пляже; в лесу, когда собираем грибы.
- А как мы можем использовать песок, где его можно применить? Да и, вообще, зачем он нам нужен? (Ответы детей)
- Правильно, мы можем из него лепить фигурки-куличики, строить замки, а зимой посыпать ледяные дорожки..., а еще его применяют на стройке для приготовления «клея»- цементного раствора, чтобы склеивать кирпичики между собой!
2.2 Открытие нового знания «Земля солнечного огня».
Дидактические задачи:
1) актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения − «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает».
2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, воображение, творческие способности, инициативность.
- Ребята, я открою вам секрет: есть на Земле огромнейшие пространства, на которых нет почвы, а только один песок. А вы не знаете, как эти пространства называются? (Ответы детей)
Я прошу вас, узнать ответ на этот вопрос у ваших родителей, бабушек и дедушек, а потом расскажите мне.
3. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления о том, какого цвета песок; мягкий или твердый песок.
2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.
3.1 Игра «Разноцветные песчинки»
(Насыпать песок в чашки Петри)
- Ребята, давайте внимательно рассмотрим песок, попробуем его на ощупь, какой он? (Ответы детей)
- Да, он рыхлый, мягкий и желтый.
А давайте посмотрим на песок через лупу. Что вы видите? (Ответы детей)
- Песок состоит из мелких песчинок. А песчинки, оказывается, разноцветные! Смотрите, какого цвета песок? Какие цвета песчинки? (Ответы детей) А еще песчинки прозрачные.
3.2 Игра «Камень, галька и песок – близкие родственники»
- Ребята, а на что похожи песчинки? (Ответы детей)
- Да, на стеклышки, на камни....Оказывается, давным – давно песок был камнем!
Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения − «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает».
2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, воображение, творческие способности, инициативность.
- Ребята, мне бы очень хотелось узнать, как это получается, что такая крошечная песчинка, является близкой родственницей огромных камней и высоких гор? (Ответы детей)
Я прошу вас, узнать ответ на этот вопрос у ваших родителей, бабушек и дедушек, а потом поделиться своими знаниями со мной.
3.3 Игра «Мягкий твердый песок»
- Ребята, а как вы думаете песок мягкий или твердый? (Ответы детей)
Опустите руки в наш ящик ощущений, какой он? (Ответы детей)
- А теперь возьмем пинцетами песчинку, она твердая или мягкая? (Ответы детей)
- Вот как интересно получается: песок – мягкий, а песчинки, из которых он состоит – твердые! Вот какой песок волшебно – загадочный!
4. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
2) тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление.
- Ребята, смотрите, как сыплется песок из кулачка на ладошку! Можно ли сказать, что песок сыпучий? (Ответы детей)
- А как вы думаете, через воронку просыплется песок или нет? (Ответы детей)
- А давайте это и проверим! (Используя воронку, пересыпаем песок из одной чашки Петри в другую.) Сыплется песок? (Ответы детей) Да, песок сыпучий!
Открытие нового знания «Время «сыплется»».
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия.
2) тренировать мыслительные операции.
3) формирование временных представлений детей.
- Ребята, я открою вам секрет: время умеет «сыпаться»! А вы знаете как это оно «сыплется»? (Ответы детей)
- Я хочу вас познакомить с необычными часами - песочными! Эти часы устроены особым способом, в них вместо стрелок – песок, который пересыпается из одного сосуда в другой, за определенный отрезок времени, благодаря чему всегда показывают точно отмеренное время. Поэтому и говорят – время «сыплется, как песок».
5. Физкультминутка. (выполняем движения в соответствии с текстом)
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
Поздороваемся с песочком,
Пройдемся по ямкам, по кочкам,
Попрыгаем и закопаемся,
Песчинки стряхнем и расслабимся.
Оставим следы кулачков
И маленьких пальчиков – паучков .
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам поумнеть помог.
6. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
2) тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление.
- А как думаете, будет ли сыпаться мокрый или влажный песок в песочных часах? А сквозь воронку? (Ответы детей) Давайте проверим! Добавим в чашку с песком немного воды, перемешаем, и попробуем его высыпать, через воронку в пустую емкость.
- Что-то не получается! Почему? (Ответы детей)
- Песок стал влажным. Вода крепко держит песчинки между собой и они не могут сыпаться.
Открытие нового знания «Взвесим песок!».
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия.
2) тренировать мыслительные операции.
- Ребята, по вашему мнению, какой песок тяжелее: сухой или влажный? (Ответы детей)
А давайте проверим наши предположения!
(В две одинаковые пробирки насыпаем одинаковый объем песка. В одной сухой, а во второй влажный. Дети помещают приготовленные пробирки на разные чаши весов)
- Какой песок тяжелее? (Ответы детей)
- В сухом песке пространство между песчинками занимает воздух, а во влажном – вода, которая тяжелее воздуха. Мы можем это проверить.
(Сравнить по весу две одинаковые пробирки: с воздухом и водой)
7. Осмысление.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
- Что же это такое знакомое и неизвестное?
- Где нам встретится песок?
- Какого цвета песок? На что он похож?
- Мягкий или твердый песок?
- Как это «Время «сыплется»»?
- С какими чудо – часами мы познакомились?
- Почему влажный песок не сыплется?
- А какой песок тяжелее: сухой или влажный? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Презентация исследовательского проекта "Как узнать сколько дереву лет?"
Экспериментирование – это поиск знаний, получение их при помощи взрослого или самостоятельно. Главная задача детского сада – развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям...
"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Презентация "Символы России"
Символы России – часть русской истории, отражение жизни народов нашей страны....
"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Викторина "Умники и Умницы" на тему "Законы природы
Викторина - позволяет не только интересно проводить время, но и расширяет кругозор, развивает детскую смекалку, а также пробуждает интерес к окружающему нас миру....
КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научного направления) старший возрастной кластер опытно-экспериментальная деятельность на тему "Действительно ли полезны молочные продукты для здоровья человека?"
Польза молочных продуктов не вызывает сомнений практически ни у кого. Каждый ребенок сможет рассказать о множестве полезных свойств молока для человеческого организма. А действительно ли так полезны м...
Детский информационно-исследовательский проект «Белый мишка из Красной книги»
Районная научно-практическая конференция «Компетентное решение»...
Методическая разработка конспекта НОД по рисованию в средней группе «Смешивание двух красок (жёлтой и красной) и получение нового цвета (оранжевого)»
Методическая разработка конспекта НОД по рисованию в средней группе «Смешивание двух красок (жёлтой и красной) и получение нового цвета (оранжевого)».Тема: «Как котёнок стал ры...
Дидактическая игра по ФЭМП "Отгадай, что такое" для детей подготовительной к школе группы, 6-7 лет
Данная игра закрепляет умения перечислять предметы, которые можно назвать с величиной; развивает сенсорные способности старших дошкольников...