КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) младший возрастной кластер "Из камней он появился: белый, жёлтый, серый, красный! Отгадайте, кто такой!"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Улитина Анна Ивановна

Экспериментирование способствуют формированию познавательного интереса детей к окружающему миру, наблюдательности, мыслительной деятельности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждая делают свои умозаключения, осознают причинно-следственные связи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Улитина Анна Ивановна

Образовательная область: "Познавательное развитие"

Возрастная группа: 3 - 4 лет (вторая младшая группа)

Тема: "Из камней он появился: белый, жёлтый, серый, красный! То морской он, то – речной, отгадайте, кто такой!"

Основные цели: 

1) познакомить детей со свойствами песка – состоит из песчинок, рыхлый, сыпучий, когда сухой и липкий, сохраняющий форму, когда мокрый.

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;

3) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогия, внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Вещества:

Песок

Вода

Оборудование:

Тактильный ящик ощущений

Мерные стаканчики

Чашки Петри

Пинцеты

Лупы

Стаканчики

Пробирки

Весы чашечные

Часы песочные

Краткая аннотация к работе: 

Экспериментирование способствуют формированию познавательного интереса детей к окружающему миру, наблюдательности, мыслительной деятельности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждая делают свои умозаключения, осознают причинно-следственные связи.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в экспериментальную деятельность.

Воспитатель:

- Ребята, смотрите, у меня есть волшебный ящик ощущений, а в нем находится, ЧТО-ТО – что нам очень знакомо и так неизвестно! А давайте вы попробуете на ощупь изучить его содержимое и угадать, что же там спрятано!

(Дети исследуют содержимое и отвечают, что же это такое знакомое и неизвестное)

- Да, юные исследователи, сегодня мы будем исследовать песок!

  1. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

1) актуализировать представления о том, где можно встретить песок.

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

2.1 Игра «Где нам встретится песок?»

- Ребята, а песок «живет» только в нашей песочнице? (Ответы детей)

- Да, песок мы видим летом в пруду или реке; пропускаем его сквозь пальцы рук, лежа на пляже; в лесу, когда собираем грибы.

- А как мы можем использовать песок, где его можно применить? Да и, вообще, зачем он нам нужен? (Ответы детей)

- Правильно, мы можем из него лепить фигурки-куличики, строить замки, а зимой посыпать ледяные дорожки..., а еще его применяют на стройке для приготовления «клея»- цементного раствора, чтобы склеивать кирпичики между собой!

2.2 Открытие нового знания «Земля солнечного огня».

Дидактические задачи:

1) актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения − «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает».

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, воображение, творческие способности, инициативность.

- Ребята, я открою вам секрет: есть на Земле огромнейшие пространства, на которых нет почвы, а только один песок. А вы не знаете, как эти пространства называются? (Ответы детей)

Я прошу вас, узнать ответ на этот вопрос у ваших родителей, бабушек и дедушек, а потом расскажите мне.

       

     3.  Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

1) актуализировать представления о том, какого цвета песок; мягкий или твердый песок.

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

    3.1 Игра «Разноцветные песчинки»

(Насыпать песок в чашки Петри)

- Ребята, давайте внимательно рассмотрим песок, попробуем его на ощупь, какой он? (Ответы детей) 

- Да, он рыхлый, мягкий и желтый.

А давайте посмотрим на песок через лупу. Что вы видите? (Ответы детей)

- Песок состоит из мелких песчинок. А песчинки, оказывается, разноцветные! Смотрите, какого цвета песок? Какие цвета песчинки? (Ответы детей) А еще песчинки прозрачные.

  3.2 Игра «Камень, галька и песок – близкие родственники»

- Ребята, а на что похожи песчинки? (Ответы детей)

- Да, на стеклышки, на камни....Оказывается, давным – давно песок был камнем!

Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения − «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает».

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, воображение, творческие способности, инициативность.

   - Ребята, мне бы очень хотелось узнать, как это получается, что такая крошечная песчинка, является близкой родственницей огромных камней и высоких гор?  (Ответы детей)

Я прошу вас, узнать ответ на этот вопрос у ваших родителей, бабушек и дедушек, а потом поделиться своими знаниями со мной.

   3.3  Игра «Мягкий твердый песок»

- Ребята, а как вы думаете песок мягкий или твердый? (Ответы детей)

Опустите руки в наш ящик ощущений, какой он? (Ответы детей)

- А теперь возьмем пинцетами песчинку, она твердая или мягкая? (Ответы детей)

- Вот как интересно получается: песок – мягкий, а песчинки, из которых он состоит – твердые! Вот какой песок волшебно – загадочный!

    4. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

2) тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление.

- Ребята, смотрите, как сыплется песок из кулачка на ладошку! Можно ли сказать, что песок сыпучий? (Ответы детей)

- А как вы думаете, через воронку просыплется песок или нет? (Ответы детей)

- А давайте это и проверим! (Используя воронку, пересыпаем песок из одной чашки Петри в другую.) Сыплется песок? (Ответы детей) Да, песок сыпучий!

Открытие нового знания «Время «сыплется»».

Дидактические задачи:

1)   сформировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия.

2)  тренировать мыслительные операции.

3)  формирование временных представлений детей.

- Ребята, я открою вам секрет: время умеет «сыпаться»! А вы знаете как это оно «сыплется»? (Ответы детей)

- Я хочу вас познакомить с необычными часами - песочными! Эти часы устроены особым способом, в них вместо стрелок – песок, который пересыпается из одного сосуда в другой, за определенный отрезок времени, благодаря чему всегда показывают точно отмеренное время. Поэтому и говорят – время «сыплется, как песок».

5. Физкультминутка. (выполняем движения в соответствии с текстом)

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.

            Поздороваемся с песочком,

            Пройдемся по ямкам, по кочкам,

            Попрыгаем и закопаемся,

            Песчинки стряхнем и расслабимся.

            Оставим следы кулачков

            И маленьких пальчиков – паучков .

            Спасибо, милый наш песок,

            Ты нам поумнеть помог.

    6. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

2) тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление.

- А как думаете, будет ли сыпаться мокрый или влажный песок в песочных часах? А сквозь воронку? (Ответы детей) Давайте проверим! Добавим в чашку с песком немного воды, перемешаем, и попробуем его высыпать, через воронку в пустую емкость.

- Что-то не получается! Почему? (Ответы детей)

- Песок стал влажным. Вода крепко держит песчинки между собой и они не могут сыпаться.

Открытие нового знания «Взвесим песок!».

Дидактические задачи:

1)   сформировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия.

2)  тренировать мыслительные операции.

- Ребята, по вашему мнению, какой песок тяжелее: сухой или влажный? (Ответы детей)

А давайте проверим наши предположения!

(В две одинаковые пробирки насыпаем одинаковый объем песка. В одной сухой, а во второй влажный. Дети помещают приготовленные  пробирки на разные чаши весов)

- Какой песок тяжелее? (Ответы детей)

- В сухом песке пространство между песчинками занимает воздух, а во влажном – вода, которая тяжелее воздуха. Мы можем это проверить.

(Сравнить по весу две одинаковые пробирки: с воздухом и водой)

    7. Осмысление.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

- Что же это такое знакомое и неизвестное?

- Где нам встретится песок?

- Какого цвета песок? На что он похож?

- Мягкий или твердый песок?

- Как это «Время «сыплется»»?

- С какими чудо – часами мы познакомились?

- Почему влажный песок не сыплется?

- А какой песок тяжелее: сухой или влажный? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Презентация исследовательского проекта "Как узнать сколько дереву лет?"

Экспериментирование  – это поиск знаний, получение их при помощи взрослого или самостоятельно. Главная задача детского сада – развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям...

"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Презентация "Символы России"

Символы России – часть русской истории, отражение жизни народов нашей страны....

"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Викторина "Умники и Умницы" на тему "Законы природы

Викторина -  позволяет не только интересно проводить время, но и расширяет кругозор, развивает детскую смекалку, а также пробуждает интерес к окружающему нас миру....

КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научного направления) старший возрастной кластер опытно-экспериментальная деятельность на тему "Действительно ли полезны молочные продукты для здоровья человека?"

Польза молочных продуктов не вызывает сомнений практически ни у кого. Каждый ребенок сможет рассказать о множестве полезных свойств молока для человеческого организма. А действительно ли так полезны м...

Детский информационно-исследовательский проект «Белый мишка из Красной книги»

Районная научно-практическая конференция «Компетентное решение»...

Методическая разработка конспекта НОД по рисованию в средней группе «Смешивание двух красок (жёлтой и красной) и получение нового цвета (оранжевого)»

Методическая разработка конспекта НОД по рисованию в средней группе «Смешивание двух красок (жёлтой и красной)  и получение нового цвета (оранжевого)».Тема: «Как котёнок стал ры...

Дидактическая игра по ФЭМП "Отгадай, что такое" для детей подготовительной к школе группы, 6-7 лет

Данная игра закрепляет умения перечислять предметы, которые можно назвать с величиной; развивает сенсорные способности старших дошкольников...