Конспект НОД в средней группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Косолапова Наталья Александровна

В конспекте дается  понятие о зимующих птицах, проводятся дидактические игры "Кого не стало","Покормите птиц зимой", в заключении дети составляют видеописьмо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Зимующие птицы»

Задачи:

обучающие: 

Расширять и систематизировать представления о зимующих птицах. Закреплять умения различать по внешнему виду и называть их. формировать представления о роли человека в их жизни,
 умения детей различать зимующих птиц, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение, развивать логическое мышление; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

развивающие:

Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, мелкой моторики рук, интереса к играм и потребностей в двигательной активности, память, с помощью взрослого делать выводы.

воспитательные:

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Методы и приёмы: Словесные методы; Проблемно – поисковые; Создания ситуаций эмоциональных переживаний; Наглядный.

Материал:

презентация с изображением птиц, звукозапись голосов птиц, маски, силуэты птиц, елка, письмо.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный этап:

Дети заходят в зал.

Проводится игра «Друг».

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что-то под елочкой лежит. Давайте посмотрим. Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте! Пишет Вам кукушка! Шлю Вам привет и свое ку-ку из жаркой Африки. У нас тут лето и жарко. Все цветет и зеленеет, бабочек-гусениц полным-полно. Так что сыты мы и довольны, чего и вам желаем! Многих наших птиц я повидала здесь – встретила и ласточек, и скворцов, и иволг, и соловьев. Всем им живется хорошо. Весной встретимся. Передаю привет от всех наших перелетных птиц. А как вам живется в зимнее время? До свидания! Кукушка Ку-Ку. Жду от вас ответа».

Письмо от кукушки мы прочитали. А чтобы ответить на письмо, нам необходимо выяснить, а как же действительно живется у нас птицам в зимнее время.

Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Давайте с вами отправимся в лес. И послушаем, как же поют птицы и отгадаем кто как   поет.

Дидактическое игра «Узнай по голосу»

Дети идут по кругу со словами:

Во-  лесу, во -  лесочке,

На заснеженном дубочке

 Птицы сидели,

Тихо песни пели.

2. Основная часть:

Зима – трудное время для обитающих в наших краях птиц. Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год.  А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать. Давайте посмотрим на наш волшебный экран.

Отгадайте загадку:

       Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

                                 С первым снегом тут как тут!      Слайд1, 2, 3.

- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. Это самая красивая птичка из маленьких птиц. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. Любят эти птицы - ягоды рябины. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночуют.

Кар-кар-кар!

Кричит плутовка,

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?...    Слайд 4,5,6.

Ворону все знают. Она и в городе живет, и в деревне. Ворона все ест.  И разные кусочки во дворе соберет, и на поле слетает. Там она за мышками и другими мелкими зверьками охотится. Еще пару десятилетий назад вороны гнездовались в основном в лесах, а теперь в городе на соседних деревьях. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

                Кто это…          Слайд 7,8,9.

- Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

- Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

Воробьи – маленькие шустрые птички. Они постоянно находятся в поисках пищи. Любят и насекомых, и растительную пищу. Свое гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей – плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое – скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает трудно.

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

Здорово, дрозд-приятель!

И ставит подпись…    Слайд 10,11,12.

Дятлы – это птицы, которые обитают в лесах. Ловко лазают по стволам, цепляясь за них острыми коготками и упираясь очень жесткими хвостовыми перьями. Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?  Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

Птицей мира он зовется,

С крыш стрелой к земле несётся,

Если видит гору крошек,

                    Сизый, белый и хороший.      Слайд13,14,15.

 Голубь обитатель городов. Пары у голубей образуются на всю жизнь. Родители сооружают гнездо из какого-нибудь мусора на чердаках, под карнизами и арками домов. О потомстве заботятся самец и самка, они выкармливают птенцов особой творожистой массой, которая образуется в их зобу.  Какой он? (Голубь большой, сизый, воркующий.)

Синяя косынка,

Темненькая спинка,

Маленькая птичка

           Звать ее…      Слайд 16,17,18.

 

Шустрая, всегда весёлая синичка почти не сидит на месте. Любопытство и непоседливость – основные черты её характера. Основной пищей синичке служат насекомые и их личинки, семена. Синицу легко узнать по яркой окраске: верхняя часть её тела оливково – зелёная, а нижняя – бледно-жёлтая. Голосок у синички приятный, напоминающий звон маленьких серебряных колокольчиков.

- Синичку назвали так за песенку «си – си - си».

- Какие это птицы?

- Почему их так называют?

А теперь превратимся в синичек.

Физкультминутка: «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево - вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Дидактическая игра «Кого не стало?».

 Посмотрите — на елку прилетело много птиц.

– Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на елке.

Раз, два, три, повернись, (дети закрывают глаза)

На лесной опушке окажись!

Последний улетает воробей. А куда он улетел? Посмотрим на волшебный экран. Видео.

Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы зимой. (ответы детей).

1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, не откажется и от зерен гречихи, любит несолёное сало. Живёт она в парках и садах. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.

2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.

3. Толстым клювом снегирь разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к ему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.

4. Ворона- всеядна. Зимой питается остатками человеческой кухни. Любят зерна злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, насекомыми-вредителями и мелкими грызунами.

5. Дятлы питаются семенами ели, сосны, и других хвойных деревьев.

 Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»

 Воспитатель раскладывает на столе варианты корма для птиц: семена подсолнечника, пшеницы, тыквы, гороха.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают в кормушки нужный корм).

3.Заключительная часть:

Много мы узнали о зимующих птицах. Готовы ли вы составить ответ нашей кукушки? Предлагаю Вам не обычный способ написания письма, видеописьмо.

Здравствуй, кукушка! Птицам у нас хорошо живется! 
Очень холодно, мороз
людям злобно щиплет нос,
до весны еще далёко,
нам зимой не одиноко,
с нами верные друзья —
птиц веселая семья!

 
Только утки, воробьи
не споют, как соловьи,
но хорош их «кряк», и «жив»,
это тоже радость, жизнь!
Снегири и свиристели
Зимовать к нам прилетели!
 
Много птиц зимой у нас,
сыплешь корм — они тотчас
собираются вокруг,
на ветвях усевшись в круг.
Голубки всегда воркуют,
эти по теплу тоскуют…
 
Прилетают и вороны —
очень важные персоны,
и синичек хоровод
здесь зимует каждый год.
 
Жизнь зимою остается,
а тепло еще вернется!

До свидания! Ждем в гости!

А теперь возьмем кормушки и отправимся в группу.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Звёздочка»

г. Балашова Саратовской области»

Открытое НОД

Тема: «Зимующие птицы».
 

         

Подготовила и провела:

воспитатель Косолапова Н.А.

2016 – 2017 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе "Птица синица"

Цель: уточнение и расширение  представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закре...

Конспект занятия в средней группе «Птицы - наши друзья» с использованием

Вспомнить названия птиц, классификация по месту обитания. Расширять словарный запас детей. Использовать методику ТРИЗ при раскрашивании птиц. Воспитывать эстетическое восприятие, подбирать по цвету. Р...

Конспект НОД в средней группе «Птицы наши друзья» .

                                                     ...

Конспект занятия для средней группы «Птицы — наши друзья»

Цель: обогащать представления детей о птицах....

Конспект занятия в средней группе «Птицы зимой»

Конспект занятия в средней группе «Птицы зимой»...

Конспект прогулки в средней группе «Птицы зимой»

Конспект прогулки в средней группе «Птицы зимой»Цель: Создать условия для построения доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности детей и воспитателя. Воспитани...