Занятие в старшей группе Тема: « Зима, зимушка, зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Обобщить знания детей о зиме как времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-zima.odt22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе

Тема: « Зима, зимушка, зима»

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года.

Задачи:

  1. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.
  2. Закрепление знания о временах года, систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.
  3. Учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию.
  4. Развивать творческие способности детей, воображение, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
  5. Отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук

Активизация словаря:вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила.

Подготовка к занятию:подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.

Предварительная работа:Наблюдения неживой и живой природы зимой. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с зимними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы.

Материалы: иллюстрации о зиме, мяч, листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки.

Ход занятия:

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель включает мелодию из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Читает стихотворение И. Никитина «Ветрена зимы».

Здравствуй, гостья — зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас — где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Продолжает ребёнок.

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. С. Пушкин

- Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме.

Кто скажет, сколько месяцев длится зима?

Назовите эти месяцы и расскажите о них стихами С.Я. Маршака. (Декабрь рассказывают двое детей. Январь и февраль — по одному ребенку.)

В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т.д. Внесение снега в группу. Опыт со снегом.А как вы думаете, что, произойдет со снегом, оставив, его здесь? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, поиграем в мяч «Подбери нужное слово»

Какие ещё явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.

Тропинки запорошило — это как вы понимаете? — Занесло снегом. «Пороша», «запорошило» — эти слова дети повторяют хором и индивидуально.

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная и т. д.

Прочтите стихотворение Е.Трутневой «Первый снег».

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.

Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем они питаются, кто им помогает выжить зимой. Заслушивается 2-3 рассказа. А насекомые куда подевались? О них рассказывает один ребенок со специально подготовленным рассказом.

«Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею тихо, непробудно».

- Какие деревья в лесу зимой? — Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.Воспитатель. Кто расскажет стихотворение И. Сурикова «Зима»? Один из детей читает по желанию.

- Какой самый веселый праздник зимой? — Новый год. Праздник елки.Что вам больше всего понравилось на празднике? Заслушивается 2—3 рассказа с дополнениями.

 Кто прочтет стихотворение Е. Трутневой «Елка»?

А какие у вас забавы да игры зимой?

Ответы детей: Катаемся на санках, лыжах, коньках. Лепим снежную бабу, играем в снежки и др.

- Представьте, что мы уже на улице. (Включается быстрая музыка, дети играют и катаются-имитация движений: катание на коньках, лыжах и др.)

Каким праздником мы проводим зиму?-Веселой Масленицей.

Вспомните, как это было в прошлом году? (1-2 ребенка рассказывают, а другие дополняют). Замечательно, что вы не только вспомнили, но и сумели рассказать об этом народном празднике.

Народ сложил о зиме пословицы. Вспомните их.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Береги нос в большой мороз!

Солнце на лето, зима на мороз!

- А приметы?

Дым столбом — к морозу.

Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Кошка в печурку — стужа во двор.

- Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.

Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)

Не зверь, а воет. (Ветер)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

- Я предлагаю вам нарисовать картину о зиме, а в помощь вам даётся на выбор листы бумаги, карандаши, восковые мелки, краски.

Итог занятия.

Расскажите, какую зиму вы нарисовали. Рассказы детей по своим рисункам. Оцениваются работы детей.

Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Зимушка-зима»

материал направлен на расширение кругозора детей и развитие познавательного интереса....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Зимушка - зима»

Цель: формирование у детей целостной картины о зимней природе посредством интегрирования образовательных областей.     1-Образовательная:  формировать представление детей...

Интегрированное открытое занятие для старшей группы на тему «Зимушка-зима»

Конспект интегрированного открытого занятия  для таршей группы "Зимушка-зима" для логопедов....

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию, развитию речи и рисованию в старшей группе Тема: "Здравствуй, Зимушка-зима"

Цель:- Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, стремления применять на практике имеющиеся знания и умения.Задачи:Образовательные:- обогащать эмоционально-эстетическое восприятие дошк...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Зимушка-зима»

Конспект интегрированного занятия в старшей групе на тему: «Зимушка-зима.  Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнение и обобщение знания детей о з...

Комплексное занятие в старшей группе на тему «Зимушка зима»

Обучить детей новому приему лепки – пластилинографии.Развивать мелкую моторику. Формировать умение использовать в работе различные способы и приемы лепки, применять стеку для создания факт...