Проект "Удивительный мир космоса"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Захарова Светлана Владимировна

Проект "Удивительный мир космоса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №95»

ПРОЕКТ

«Удивительный мир космоса»

старшая группа

Подготовил: воспитатель 1 кв кат

Захарова С.В.

Ярославль

Вид проекта: кратковременный, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Время реализации проекта: вторая неделя апреля.

Условия реализации проекта:

  • Создание развивающей среды
  • Эрудиция педагога
  • Создание системы деятельности (организованные занятия, совместная деятельность).
  • Набор оптимальных педагогических воздействий (методов, приемов, форм).
  • Работа с родителями.

            Этапы реализации проекта:

  1. Этап – подготовительный
  2. Этап – практический
  3. Этап – обобщающий.

Актуальность: актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Проблема: способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель проекта: формирование у детей представлений о космосе.

Интегративные задачи:

«Познание» - дать знание об освоении человеком космического пространства и значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком – космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. На примере познания космоса показать возможности человека, систематизировать представления о космосе. Формировать познавательную активность. Развивать поисково-познавательные способности.

«Коммуникация» - развивать навыки творческого рассказывания; добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в творческом рассказывании; учить давать чёткие, краткие ответы на конкретно поставленные вопросы, побуждать детей к применению синонимов и антонимов, ярких образных выражений, эпитетов. Активизировать и обогащать словарный запас детей за счёт слов: космос, космический корабль, спутник, космический полёт, космонавт, скафандр, космодром, ракетоноситель, невесомость, орбита, космические станции, генеральный конструктор Сергей Королёв и др.

«Социализация» - развивать чувство коллективизма, умение действовать в команде. Создавать положительный и эмоциональный настрой. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.

«Труд» - Развивать интерес к миру взрослых и ценностное отношение к их труду;

«Художественный труд» - Формировать навыки продуктивной деятельности – изображение представления о космосе, использовать разные материалы. Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия, наблюдения и др.) ; развивать творческую фантазию детей, их образное мышление.

«Физическая культура. Безопасность. Здоровье. » - формировать технику безопасности при движении на прогулках, спортивных играх. Закреплять навыки выполнения основных движений, развивать ловкость, силу, выносливость, координацию движений. Воспитывать ЗОЖ.

«Чтение художественной литературы» - знакомить детей с произведениями по теме космос. Разучивание загадок, стихов по теме. Вызвать интерес к книгам космического содержания.

«Музыка» - Организовать прослушивание музыки о космосе. Вызвать эмоциональную отзывчивость, желание принимать участие в песенном творчестве.

Система формируемых представлений ребёнка по теме «Удивительный мир Космоса».

Объяснить детям, что такое космос, космическое пространство. Рассказать, как далеко в прошлое уходит мечта человека полететь к звёздам, как люди в древности придумали название звёздам и созвездиям. Объяснить, что сейчас человечество делает только первые шаги в освоении космоса, а самый первый шаг был сделан 12 апреля 1961 года, когда впервые полетел человек – Юрий Алексеевич Гагарин. Объяснить детям значение космических исследований и программ в наше время.

Итоговый продукт: 

Обобщающая игровая деятельность по теме «Удивительный мир Космоса».

Викторина «Удивительный мир космоса»

Познавательное «День космонавтики»

Коммуникативные игры на развитие навыков взаимодействия

«Мы – одна команда».

Свободное общение: «Что можно увидеть в телескоп»; «Кого берут в космонавты? »; «Планета Земля – какая она? ».

Беседы: «Первые космонавты», «Земля – голубая планета жизни», «Планеты солнечной системы», «Сколько звезд на небе? », «Почему бывает день и ночь, лето и зима? ", «Кто живет в Звездном городке? », «Первооткрыватели космоса».

Рассказ: «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», «Собаки – космонавты», «О чем рассказал телескоп? », Кто первым догадался, что земля шар? », «Солнце – источник жизни на земле», «Как спутники помогают людям? ».

Рассказывание мифов о происхождении Земли.

Загадки о космосе.

Рассматривание карты звездного неба, глобуса – макета Земли, модели солнечной системы; иллюстраций с космонавтами, космическими кораблями, космической станцией; фото из космоса.

Опыты «Притяжение земли», « С воздухом», со светом и теплом.

Игра-путешествие с творческими заданиями по ФЭМП «Большое космическое путешествие».

Дидактические игры «Найди лишнее»,  «Доскажи словечко», «Путешествие по карте и глобусу»,  «Изобретатели» (ТРИЗ – бином фантазии,  «Лучший космонавт», «Геометрия в космосе», «Мы изучаем космос», «Космос», «Расположи планеты правильно», «Строим космический корабль»,  «Разрезные картинки», «Семейка слов», «1, 2, 3», «Найди отличия», «Подбери созвездия», «Космические пазлы»,   «Астрономы»,  «Сосчитай», «Найди недостающую ракету», « Подбери рифму».

Конструирование «Космический корабль».

Интегративная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, рисование.

Чтение «Незнайка на луне" с последующими режиссерскими играми «Приключения Незнайки на Луне»;

игрой-фантазией

«Незнайка и его друзья на неизвестной планете».

Дидактическое упражнение «Потому что… »:

«Наш космический корабль отправляется в полет, потому что… »; «Космический корабль совершил посадку на неизвестной планете, потому что… » и т. д.

Сочинение былей и небылиц о космосе. ( ТРИЗ)

рассказ, рассматривание фотографий,

свободное общение.

Сюжетно-ролевые игры:

«Строители космодрома»,

«Космическое путешествие»,

«Исследователи новой планеты», «Космические спасатели», «Юные космонавты», «Космическое путешествие».

Рассказ о профессии космонавт.

Ручной труд:

изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Беседы о безопасности:

отработка правил поведения в экстремальных условиях космоса.

Лепка «Веселые инопланетяне»; «Летающая тарелка».

Оригами «Космический корабль».

Рисование

«Что я видел на другой планете»,

 «Путь к звёздам», «Лунный пейзаж», «Звезды,  созвездия и планеты».

Аппликация « Ракета ».

Слушание песен о космосе:

Наш звездолёт

(О. Емельянова) ;

Я верю, друзья

(О. Фельцман, В. Войнович) ;

К дальним планетам!

(С. Туликов,

Ю. Полухин) ;

Трава у дома

(В. Мигуля,

Придумывание танца инопланетян.

Эксперименти-

рование со звуками «Звуки неизвестной планеты».

Космическая

гимнастика.

Игры-соревнования «Подготовка к космическому путешествию».

Подвижные игры “Космонавты”, “Вокруг Солнца”, «Летающая тарелка», «Ракетодром», «Полёт на Луну», «Ракета», «Собери звёзды». «Эстафеты»: «Подготовка к путешествию», «Быстро найди своё место на корабле», «Космический модуль», «Команда на старт», «Космическая фантазия».

Упражнения: «Перегрузка и невесомость».

Физкультурный досуг «Мы космонавты».

Пальчиковая игра «Планеты солнечной системы», «Мы по глобусу шагаем». Книжный уголок:

Книги для чтения и рассматривания (на выбор) :

А. Андреев «Звездный».

В. Бороздин «Первый в космосе».

К Булычев «Тайна третьей планеты», «Девочка с Земли».

В. Калашников “О звездах и планетах”; “Мифы звездного неба”.

П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».

Б. Левин, Л. Радлова «Астрономия в картинках».

Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах».

Н. Носов «Незнайка на Луне».

Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом».

Стихи:

Я. Аким «Есть одна планета сад». А. Митяев «Первый полёт». В. Степанов «Юрий Гагарин», В. Орлов «День космонавтики» «Летит корабль». Е. Серова «Космонавт», Р. Алдонина «Звёзды». Г. Сапгир «Комета», «Созвездие большой и малой медведицы». В. Кащенко «Найди созвездие».

Албанская народная сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».

Русская народная сказка «Солнце, Месяц и Ворон - Воронович».

Оформление альбома с фотографиями, иллюстрациями (космонавты, космические корабли, космическая станция, спутники и др.; серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о космосе»).

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

Игровые атрибуты для игр-спутников «Кафе», «Больница», «Семья».

Разработка маршрутов выходного дня: «Планетарий».

Викторина для детей «Удивительный мир космоса».

Наблюдения с родителями: «Звезды и созвездия» (Полярная Большая медведица), «Луна – спутник земли».

Результат проекта:

У детей старшего дошкольного возраста систематизировались имеющие знания детей по теме: «Удивительный мир космоса». Они овладели элементарными представлениями о науке астрономия. У детей обогатился словарь, путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились решать кроссворды, составлять схемы, отгадывать загадки, играть в д/и и п/и по теме, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников. В результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития.

Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»

Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение. Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире. Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит  огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чем он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

Каждый ребенок с восхищением смотрит на звездное небо. Ему больше хочется узнать о планетах и звездах. Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.

Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет.

Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.

Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...